СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа «Наши пальчики играют» для развития мелкой моторики детей 2–3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основой для ознакомления с окружающими именно поэтому, так важно развивать мелкую моторику детей 2-3 лет.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа «Наши пальчики играют» для развития мелкой моторики детей 2–3 лет»

Коррекционно-развивающая программа

«Наши пальчики играют»

для развития мелкой моторики детей 2–3 лет


Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основой для ознакомления с окружающими именно поэтому, так важно развивать мелкую моторику детей 2-3 лет. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подрожать их действиям.

Материал программы «Наши пальчики играют» имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.

Каждое упражнение, каждая игра программы - это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта.

Пальчиковые игры и упражнения с параллельным разучиванием стихотворных текстов стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игровой самомассаж кистей рук - эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций (внимания, памяти), зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.

Продуктивная деятельность закрепляет эффект от проведенных игр и упражнений, направлена на получение положительных эмоций и сенсорное развитие.

При организации и проведении игр используются следующие приемы:

1. Педагог сначала сам показывает игру ребенку.

2. Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

3. Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.

4. Ребенок выполняет движения, если необходимо - с помощью педагога, который произносит текст.

5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, педагог - подсказывает и помогает.

Цель программы: развитие мелкой моторики детей раннего возраста.

Задачи программы:

- развивать согласованность движений обеих рук;

- развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;

- формировать зрительно-двигательную координацию;

- развивать мелкую моторику пальцев;

- развивать общую моторику, координацию движений;

- активизация активных и пассивных движений пальцев рук;

- развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук;

- формировать контроль за мышечными ощущениями;

- развивать тактильное восприятие;

- развивать мышление и воображение;

-формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Основные этапы занятия:

1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).

2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).

3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).

4. Игры с различными предметами и материалами.

5. Продуктивная деятельность.

Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май. Продолжительность: 15–20 мин. Количество детей в группе: 3–4.

 Программа включает 36 занятий, см. таблица 1.

Таблица 1

№ п/п

Этапы занятия

Ритуал приветствия


Развитие общей моторики

Самомассаж рук

Пальчиковая игра

Игры с предметами и материалам (продуктивная деятельность)

Ритуал прощания

1


Игра «С добрым утром»!


«Дождик»

Игра с прищепками «Дождик»

Пальчиковое рисование «Дождик»


2

Игра «С добрым утром»!


«Дождик»

Знакомство с сухим бассейном (природный материал)

Поделка «Тучка» (ватные шарики)

3

«Тук-тук-тук»


«Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

Игра «Листочек, лети!» (дыхание)

Рисование ладошками «Осенний листочек»

4

«У тебя, я меня»

«Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

Игра «Грибочки в ряд»

Лепка «Мухомор»

5

«Ладошки»

Растирание «Мыло»

Знакомство с кинестетическим песком

Пальчиковое рисование «Дерево осенью»

6

«Ладошки»

Растирание «Мыло»

Игра с прищепками «Дерево осенью»

Поделка «Осеннее дерево» (салфетки)

7

«Прятки»

Растирание «Ай тари, тари, тари»

Игра «Прятки» (дары осени, кинестетический песок)

Рисование ладошками «Осенний лес» (коллективное)

8

«Прятки»

Растирание «Ай тари, тари, тари»

Игра «Прятки» (дары осени, кинестетический песок)

Лепка «Дерево осенью»

9

«Ежик-ежик колкий»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

Шнуровка «Ежик с яблоками и грибами»

Пальчиковое рисование «Ежик»

10

«Ежик-ежик колкий»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

Игра с прищепками «Ежик»

Поделка «Ежик» (макароны)


11

«Птички»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

Игра «Накорми птичку» (семена тыквы, сухой бассейн)

Рисование ладошками «Птичка»

12

«Птички»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

Игра «Накорми птичку» (семена фасоли, сухой бассейн)

Лепка «Зернышки для птички»

13

«Серенький зайка»

Растирание «Ручки греем»

Игра «Бумажные снежки»

Пальчиковое рисование «Снегопад»

14

«Серенький зайка»

Растирание «Ручки греем»

«Снежки» (кинестетический песок)

Поделка «Снеговик» (ватные диски)

15

«Маленькая елка»

Растирание «Праздник елки»

Игра «Наряди елку»

Рисование ладошками «Елка»

16

«Маленькая елка»

Растирание «Праздник елки»

Игра с прищепками «Иголки для елки»

Лепка «Такая красивая елка»

17

«Маленький Егорка»

Растирание «Раскатаем колобок»

Шнуровка «Наряди елку»

Пальчиковое рисование «Елка»

18

«Маленький Егорка»

Растирание «Раскатаем колобок»

Игра «Волшебный мешочек»

Поделка «Варежка»

19

«Снеговик»

Поглаживание «Сорока»

Игра «Что спряталось в комочке»

Рисование ладошками «Зимний лес» (коллективное)

20

«Снеговик»

Поглаживание «Сорока»

Игра «Снегопад»

Лепка «Снегопад»

21

«Молоточки»

Растирание «Пила»

Игра «Накорми птичку» (семена гороха, сухой бассейн)

Пальчиковое рисование «Гроздья рябины»

22

«Молоточки»

Растирание «Пила»

Игра «Самолетик, лети!» (дыхание)

Поделка «Ракета»

23

«Сложи фигуру: стул»

Растирание «Строим дом»

Игра «Рыбалка»

Рисование ладошками «Кораблик»

24

«Сложи фигуру: стул»

Растирание «Строим дом»

Игра «Волчок»

Лепка «Звезда на погоны»

25

«Выгладим платочки для мамы и дочки»

Растирание «Добываем мы огонь»

Игра «Бусы»

Пальчиковое рисование «Бусы для мамы»

26

«Выгладим платочки для мамы и дочки»

Растирание «Добываем мы огонь»

Игра «Вытяни ленточку»

Поделка «Мимоза» (салфетки)

27

«Я пеку»

Поглаживание «Мурка»

Шнуровка «Цветок»

Рисование ладошками «Цветы для мамы»

28

«Я пеку»

Поглаживание «Мурка»

Игра «Я пеку» (кинестетический песок)

Лепка из соленого теста «Блины и пироги»

29

«Сложи фигуру: лодка»

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

Игра «Пришей пуговицу»

Пальчиковое рисование «Солнышко»

30

«Сложи фигуру: лодка»

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

Игра «Сюрприз»

Поделка «Божья коровка» (скорлупа грецкого ореха)

31

Упражнение «Плыви, кораблик»

Растирание «Мы точили карандаш»

Игра «Плыви, кораблик!» (дыхание)

Рисование ладошками «Жираф»

32

Упражнение «Плыви, кораблик»

Растирание «Мы точили карандаш»

Игра с прищепками «Солнышко»

Лепка «Солнышко» (размазывание)

33

«Птенчики в гнезде»

Поглаживание «Солнышко»

Игра «Пуговицы»

Рисование пальчиками «Цветы»

34

«Птенчики в гнезде»

Поглаживание «Солнышко»

Игра «Следы» (кинестетический песок)

Поделка «Стрекоза»

35

«Жук»

Поглаживание «Улитка»

Упражнение «Лети, бабочка»

Рисование ладошками «Бабочка»

36

«Жук»

Поглаживание «Улитка»

Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн)

Лепка «Гусеница»


Приложение. Игры, упражнения, самомассаж, продуктивная деятельность программы. ИГРА «У ТЕБЯ, У МЕНЯ»

Цели: развитие общей моторики, создание положительного эмоционального фона. Звучит композиция «У меня, у тебя звонкие ладошки». Психолог и дети выполняют движения согласно тексту песни…

У меня, у тебя звонкие ладошки

Показываем ладошки

У меня, у тебя как пружинки ножки

«Пружиним» ножки

Мы с тобой, мы с тобой шлеп-шлеп, шлеп-шлеп

Хлопаем в ладоши

Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок

Прыгаем

У меня, у тебя глазки, словно пуговки

Показываем пальчиками глазки

У меня, у тебя губки, словно клюковки

Показываем пальчиками губки

Мы с тобой глазками хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Закрываем и открываем глазки

Мы с тобой губками чмок-чмок, чмок-чмок

Делаем «чмоки»

У меня, у тебя чудо-локоточки

Показываем локотки

У меня, у тебя острые носочки

«Пружиним» ножки

Мы с тобой, мы с тобой хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Хлопаем в ладоши

Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок

Прыгаем


САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ «ДОЖДИК»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

Кто там топает по крыше?

(Постукиваем пальцами одной руки по ладони другой.)

Кап-кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап-кап.
Может, дождик подковали?

Кап-кап-кап-кап.


РАСТИРАНИЕ «РУЧКИ ГРЕЕМ»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.


САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ (ПОГЛАЖИВАНИЕ) «МУРКА»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения — гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.


Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка - кошка.


ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ДОЖДИК»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру психолог сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

Дож-дик, дож-дик, по-ли-вай

На каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучим по столу, изображая дождь

Будет хлеба каравай

Указательным пальцем правой руки загибаем большой палец на левой руке

Будут булки, будут сушки, будут пряники, ватрушки

Перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибаем остальные пальчики на левой руке


ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙКА»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров.

Серенький зайка

(пальчики в кулачок, из указательного и среднего делаем »ушки», шевелим ими)

По лесочку прыг-прыг,

подпрыгиваем» кистью руки),

Ушками дрыг-дрыг,
(пальцы-«ушки» сгибаем и разгибаем),

По снежочку тык-тык.


ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Я ПЕКУ»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру психолог сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

Я пеку, пеку, пеку

(показываем соответствующие движения)

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

катаем» между ладошками круглый предмет)

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка

(протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову,

(машем кистями рук по направлению к себе)

Пирожками угощу.


ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ «ДОЖДИК»

Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация речевых центров. Психолог показывает детям тучку, вырезанную из картона синего цвета, и предлагает «сделать» дождик. Для этого прищепки необходимо прикрепить к тучке. Можно сопровождать игру тематическим стихотворением:

Капай, дождик, веселей.
Нам цветочек ты полей!


ИГРА «БУМАЖНЫЕ СНЕЖКИ»

Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация мышечного тонуса. Психолог предлагает детям «слепить» снежки из бумаги белого цвета (отлично подходит бумага из обувных коробок типа папиросной). Эту бумагу сначала нужно немного помять, затем «слепить» снежок. Можно устроить веселый «снежный бой».


ПАЛЬЧИКОВОЕ РИСОВАНИЕ «ДОЖДИК»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог раздает детям листы бумаги с нарисованной тучкой и предлагает нарисовать дождик. Сначала малыши уточняют, каким пальчиком, какого цвета краской и т. д. можно это сделать, затем смотрят, как выполняет рисунок психолог. Рисование сопровождается спокойной музыкой, например композицией для релаксации «Звуки природы. Дождь».


ПОДЕЛКА «СНЕГОВИК»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог предлагает детям сделать снеговика из ватных дисков. Малыши прикрепляют их на клей, лепят нос и глазки. Рисование сопровождается музыкой, например композицией «Знает каждый снеговик».


РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог предлагает малышам заранее нарисованные заготовки (стебель и листья тюльпана) и образец. Кистью с жесткой щетинкой он наносит краски на детскую ладошку, помогает сделать отпечаток-«цветочек». Рисование сопровождается спокойной музыкой, например композицией «Мама — первое слово».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!