Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Калуги
Коучинговый подход, как залог эффективного сотрудничества с родителями
Воробьева Полина Юрьевна,
учитель начальных классов
«Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности обучению и развитию другого человека» (М.Дауни)
Коучинг это в первую очередь, технология практической реализации педагогической поддержки в образовании, технология для раскрытия потенциала личности ученика, для максимализации его собственной производительности и эффективности.
Задача классного руководителя- помочь семье. Большую помощь в решении возникающих проблем, конечно, может оказать профессионально налаженное общение классного руководителя-коуча и родителей.
Родительские программы и установки, которые негативно влияют на развитие школьников
- Беспомощность (гиперопекающее воспитание)
- Неудача (отвергающее воспитание)
- Враждебность мира (тревожные родители)
- Боязнь неодобрения (гиперсоциализирующее и перфекционистское воспитание)
Ключевые направления применения коучинга для родителей:
1) Индивидуальные коуч-сессии с родителем, которые полезны как для классного руководителя-коуча, так и для самих родителей
2) Обучение родителей элементам коучинга, которые они самостоятельно смогут использовать в общении с ребенком.
Тема родительского собрания: «Поддерживающая среда для родителей. Принципы позитивного родительства».
В качестве основной символики были выбраны ромашка и солнце, где солнце — это поддерживающая среда, которую создают родители, и ромашка- это дети, и их ведущие качества.
Основной целью данной встречи было познакомить родителей с понятием «коучинг» и его влиянием на взаимодействие между учителем-родителем-учеником.
Упражнение. «Рамки, через которые мы смотрим на мир»
Цель : осознать свои взгляды на мир, научиться менять свое отношение к реальности.
Материалы: две рамки из картона (ширина рамки 10 см), листы разноцветной бумаги и фотографии. Одна фотография вызывает грустные чувства, другая – веселые. Листы разноцветной бумаги должны быть больше, чем размер фотографий.
В основе коучинговой работы с родителями лежат 5 принципов Милтона Эриксона, а именно:
-со всеми все ОК, и с вашим ребенком тоже. Он обладает набором сильных, значимых качеств.
-у человека есть все ресурсы. Независимо от возрастных особенностей, у вашего ребенка есть все возможности и способности для достижения цели и приобретения необходимого опыта
-каждое намерение позитивно. Каждое действие ребенка несет в себе определенную смысловую нагрузку, и она всегда позитивна, независимо от мнения родителей, ведь любое действие ребенка продиктовано желанием и стремлением к познанию, осознанию и самовыражению.
-выбор всегда наилучший. Используя универсальные, «волшебные», открытые вопросы, которые позволят родителям вычерпать истинные побуждения и причины того или иного поступка или выбора своего ребенка.
-изменения неизбежны. Хотим мы того или нет, но дети меняются и растут, вопреки желаниям родителей.
В работе с коучем глубоко исследуются вопросы:
- Каким вы хотите видеть своего ребенка?
- Какие хотите иметь отношения с ним?
- Почему для вас это важно?
- Что для вас достигнуть успеха в отношениях с ребенком?
- Как поймете, что этого достигли?
- Какие самые первые ваши шаги на пути к цели?
- Когда вы готовы сделать первый шаг?
Мы создали свой внутриклассный клуб «Родитель нового поколения».
Социальное партнёрство: учитель – родитель – ученик , выстроенное в едином принципиальном и технологическом аспекте, позволяет не только эффективно осуществлять индивидуальную педагогическую поддержку развития ребёнка, но и создавать позитивное пространство для формирования культуры гуманистических отношений.
Коучинговый подход в этом взаимодействии - эффективный способ целенаправленно развивать осознанность и ответственность каждого субъекта образования.
Итогом коуч-сессии как нельзя лучше служит благодарная улыбка родителя, его сияющие глаза, что говорит мне, как классному руководителю, что я на правильном пути.
Спасибо за внимание