СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кожа человека - уникальный орган

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация будет интересна и полезна учащимся старшей школы и студентам вузов.

Содержит подробное описание строения и функций кожи.

Просмотр содержимого документа
«Кожа человека - уникальный орган»

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

Рыбинский профессионально-педагогический колледж








Контрольная работа

по ОП. 03 Анатомия


специальность 49.02.01 Физическая культура



ТЕМА:

«Кожа человека»








Выполнил: студент Ф-4 группы

Сафаров Сергей Имранович


Преподаватель:

Ткаченко Юлия Геннадьевна




Рыбинск

2019 г.

Оглавление


Введение…………………………………………………………..……………...3

1. Значение кожи для жизнедеятельности организма. Функции кожи……….4

2. Строение кожи………………………………...……………………………….6

3. Особенности детской кожи………………………..……………………….….9

4. Гигиенические требования к уходу за кожей ребенка……………………...11

5. Уход за кожей детей младшего школьного возраста……………………….13

Заключение……………………………………………………………………….14

Библиографический список……………………………………………………..15

Приложения

Введение

В последнее время наметилась тенденция в сторону роста количества заболеваний кожи: аллергической природы, педикулеза, грибковых инфекций и другие. Связано это со многими факторами.

На мой взгляд, основной причиной является не влияние окружающей среды, как пытаются нам внушить средства массовой информации, а губительное действие самого человека на свой организм. В первую очередь, это неблагоприятное воздействие на кожу: вредные привычки, обильное использование косметических средств, пирсинг, наращивание ногтей, волос, нанесения перманентного макияжа и татуировок, пластические операции по удалению морщин, увеличению губ и других частей тела. Несмотря на тотальную рекламу всех этих процедур, они, безусловно, являются бомбой замедленного действия с часовым механизмом. И когда она сработает – вопрос лишь времени. Все эти несвойственные организму изменения вызывают кожные реакции и другие патологические влияния на человеческий организм в целом.

Поэтому в образовательных учреждениях необходимо постоянно заниматься просвещением школьников: рассказывать об уникальности строения кожи человека, вести активную пропаганду соблюдения санитарных норм, объяснять значение гигиенических процедур.

Очень большое внимание должно уделяться семейному воспитанию, так как именно в семье происходит привитие ребенку основных норм гигиены.

Решению этой проблемы на разных этапах развития образования в нашем обществе уделялось внимание педагогами, психологами, медиками:

Крымская И.Г., Кучма В.Р., Лакшин А.М., Катаева В.А., Мазаев В.Т., Королев А.А., Шлепнина Т.Г., Матвеева Н.А.

Цель контрольной работы - всестороннее изучение кожи человека как органа, его уникальности, значимости и требований по уходу за ним, анализ современных санитарно-гигиенических проблем общества.


1. Значение кожи для жизнедеятельности организма. Функции кожи

Кожа человека имеет сложное строение и выполняет целый ряд важных функций.

Наша кожа водонепроницаемая, антибактериальная, противогрибковая, эластичная, гибкая, чувствительная, самовосстанавливающаяся, она способна всасывать одни необходимые химические элементы и отторгать другие. Она пористая, самосмазывающаяся, производит витамины, вырабатывает пахучие вещества, может распознавать температуру, вибрацию и давление. Без нее человек просто не выжил бы.

Она покрывает всю поверхность тела и надежно защищает его от негативного воздействия внешних факторов. Благодаря особенностям строения эпидермиса, он препятствует проникновению в организм болезнетворных бактерий, вредных химических соединений, воды и различных загрязнений. Кроме того, кожа предохраняет внутренние органы от механических травм, температурных и иных физических воздействий. Особый кожный пигмент меланин нейтрализует вредное воздействие ультрафиолетовых лучей. [6]

Важную роль кожные покровы играют в обменных процессах. Посредством потоотделения из организма удаляются излишки воды и продукты распада, в том числе мочевина, наличие которой придает поту человека не приятный запах. С помощью потовых желез выводятся различные токсины, проникшие в организм с пищей или через дыхательные пути.

В коже происходит обмен углеводов, белков, жиров, витаминов и солей. Это сложный процесс, благодаря которому организм получает необходимые ему питательные вещества. По интенсивности обмена кожа немного уступает печени, а подкожный слой является мощным складом питательных веществ, которые организм расходует в случае необходимости. Через кожу осуществляется обмен газов между телом и окружающей средой - эта способность не менее важна, чем дыхание через легкие. Кожа поглощает солнечные лучи, вырабатывая витамин Д, необходимый для костей. Без деятельности кожи и производства ею витамина Д кости человека раскрошились бы еще в младенческом возрасте. [10]

Большое значение в поддержании постоянства внутренней среды организма или гомеостаза имеет терморегуляция. Она производится посредством расширения и сужения кровеносных сосудов, изменения интенсивности потоотделения в зависимости от температуры внешней среды. Ее повышение стимулирует расслабление мышечных волокон, в результате которого кровеносные сосуды расширяются, активизируется потоотделение, то есть увеличивается теплоотдача. Понижение температуры провоцирует обратный эффект. Терморегулирующая функция кожи находится под контролем центральной нервной системы.

Благодаря наличию в кожных покровах огромного количества нервных рецепторов человек способен ощущать различные виды внешних воздействий - боль, тепло и холод, давление. Восприняв раздражение они передают информацию в центральную нервную систему, где она обрабатывается и формируется ответная реакция. Механорецепторы отвечают за тактильную чувствительность, терморецепторы -- за температурную. Они позволяют ощутить разницу температур, составляющую не более 0,5°С. Болевые рецепторы воспринимают любой вид химического или физического воздействия, сила которого превышает болевой порог. [1]

Наличие в коже нескольких видов лейкоцитов позволяет ей активно участвовать в процессах формирования и осуществления иммунного ответа.

Каждый человек ежедневно теряет около 10 миллиардов клеток кожи. Кожа шелушится и это является очистительным механизмом. Через 23 недели верхний слой полностью заменяется новым, зарождающимся в нижнем слое.



2. Строение кожи

Кожа - это сложный орган, покрывающий всё тело человека, имеющий своё строение.

Площадь кожи у взрослого человека 1,5-2 кв.м.

На микроскопическом уровне в коже различают три слоя:

Эпидермис - надкожица

Дерма - собственно кожа

Гиподерма - подкожно - жировая клетчатка. (Приложение 1)

Толщина кожи различна на отдельных участках. На ладонях и подошвах эпидермис имеет наиболее выраженный роговой слой 0,5-1 мм. Дерма наиболее выражена в тех местах, которые подвержены трению и давлению; где толщина составляет 4-5 мм (бёдер, ягодицы).

Подкожный слой зависит от его локализации: живот до 10 см., веки - 0.4 мм, где подкожный слой вообще отсутствует. [6]

Кожный покров в виде рельефа, определяется наличием отверстий на выходе потовых желёз и волосяных фолликулов. Складки, бороздки и валики, переплетаясь между собой, образуют строго индивидуальный рисунок.

Кожа хорошо растягивается, эластична. Цвет кожи зависит от количества пигментов, степени кровенаполнения сосудов, содержания гемоглобина в эритроцитах, прозрачности кожи.

Эпидермис (надкожица) представляет собой верхний слой кожи. Его называют также кутикулой. Эпидермис служит тончайшей защитной оболочкой для всей поверхности кожи. Он лишён кровеносных сосудов, но зато к нему подходит множество мельчайших нервных окончаний.

Эпидермис состоит из 5 слоёв

  • 1. Базальный - самый глубокий, состоит из одного ряда призматических клеток с большим овальным ядром.

  • 2. Шиповатый - лежит над базальным, состоит из 3-12 рядов клеток с большими ядрами и шиповидными отростками.

Клетки этих двух слоёв способны делиться - поэтому эти 2 слоя называют зародышевым.

Здесь также находятся клетки с тёмным кожным пигментом - меланином, защищающим нижележащие чувствительные клетки от разрушительного действия чрезмерных доз ультрафиолетовых лучей солнечного света или кварцевых ламп. Эти клетки называются меланоцитами. В них образуется пигмент, от которого зависит цвет кожи.

  • 3. Зернистый - расположен над шиповатым, состоит из 1-5 рядов плоских ромбовидных клеток, с маленькими ядрами. Это уже практически отжившие клетки, вытесняющиеся на поверхность кожи, на смену отпадающим клеткам рогового слоя.

  • 4. Блестящий - хорошо различим на ладонях и подошвах. Состоит из 2-4 рядов плоского эпителия. Клетки плоские, безъядерные. Этот слой свободно пропускает лучи света. Его нет на красной кайме губ.

  • 5. Роговой - этот слой соприкасается с внешней средой, состоит из безъядерных плоских клеток. Они содержат кератин и пузырьки воздуха.

Кератин - это белок, богатый серой и очень устойчивый к различным химическим веществам кислотам и щелочам. Кератин в сочетании с тончайшей жировой плёнкой на поверхности кожи, делают её почти водонепроницаемой.

Толщина рогового слоя неодинакова. На ладонях и подошвах наиболее мощный слой. Самые поверхностные роговые клетки - чешуйки постоянно отпадают.

Дерма (собственно кожа)- состоит из соединительной ткани с некоторым количеством эластических волокон и гладких мышечных клеток.

Дерма приблизительно в 25 раз толще эпидермиса. Здесь расположены кровеносные сосуды, лимфатические сосуды, нервные окончания, сальные и потовые железы, волосяные мешочки. [1]



Различают два слоя дермы:

Сосочковый - в сосочках находятся сосудистые петли капилляров и нервные окончания (осязательные).

Сетчатый - наиболее плотный слой, образованный коллагеновыми и эластическими волокнами. Они расположены, либо параллельно поверхности кожи, либо по косой, что обеспечивает плотность и прочность всего кожного покрова.

Гиподерма (подкожно-жировая клетчатка) состоит из жира и соединительной ткани. Жировая клетчатка является хорошим терморегулятором и смягчает действие различных механических факторов. При ожирении объём жировых клеток увеличивается, и они активно задерживают воду. При голодании жиры распадаются.

Кровеносные сосуды кожи могут вместить до 30% всей крови организма. Расширение или сужение сосудов создаёт ощущение теплоты или холода. Эпидермис не имеет кровеносных сосудов, поэтому его питание обеспечивается лимфой, протекающей через базальную мембрану. Кровь приносит питательные вещества к волосяным фолликулам. (Приложение 2)

Иннервация кожи осуществляется за счёт огромного количества рецепторов (нервных окончаний). На одном кв.см. кожи насчитывается 100-200 болевых, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых и 20-25 тактильных, реагирующих на давление рецепторов. (Приложение 3)

Таким образом, кожа является посредником между внешней средой и организмом, путём передачи нервных импульсов в центральную нервную систему.



3. Особенности детской кожи

Особенностями анатомического и гистологического строения детской кожи объясняется своеобразие ее физиологической деятельности.

Защитная функция кожи у детей несовершенна. Вследствие нежности и рыхлости эпидермиса, морфологической неполноценности эластических и коллагеновых волокон кожа ребенка легко подвергается механическим, радиационным, термическим и химическим раздражениям . Имеющийся на поверхности кожи биологически активный слой в виде водно-жировой эмульсионной пленки предохраняет ее от высыхания, перегрева и резких колебаний температуры, препятствует проникновению в организм чужеродной инфекции. [2]

Водно-липидная мантия, содержащая низкомолекулярные свободные жирные кислоты, оказывает угнетающее влияние на рост патогенной флоры и, таким образом, является собственным стерилизатором. Процесс у детей теплопродукции недостаточно активен, а теплоотдача за счет теплоизлучения, теплопроводности и потоотделения выражена интенсивно в связи с обильным количеством поверхностно расположенных кровеносных сосудов.

Высокая регенеративная способность эпидермиса детей осуществляется благодаря ceкреции ороговевающей субстанции. Процесс кератинизации начинается в эмбриональном периоде во время формирования зародышевого листка - эктодермы. Помимо кератина, клетки эпидермиса секретируют жироподобпое вещество - Рн, входящее в состав водно-липидной мантии (вместе с холестерином он составляет 10-20% липидов поверхностной жировой пленки). Синтез меланина происходит стадийно в меланоцитах. Незрелые пигментные клетки содержат премеланосомы, а в меланоцитах образуются из премеланосом меланосомы с выраженной тирозиназной активностью. Предшественник меланина - тирозин под воздействием фермента меланогеназы (тирозиназы) превращается в меланин. Этот процесс, зависящий от активности ней-рогормональной секреции, интенсивности солнечной радиации, состояния витаминного обмена и определенных генетических факторов, у детей недостаточно совершенен. [2]

Потовые железы детей больше продуцируют кальция и фосфора.

Учитывая особенности экскреторной функции детской кожи, необходимо уделять постоянное внимание питьевому режиму и характеру питания ребенка для восстановления необходимого гомеостаза. Особенно опасны экстраренальные потери воды и минеральных соединений у новорожденных при перегревании и чрезмерном укутывании. Вследствие обильного потообразования расширяются выводные протоки потовых желез и на коже туловища образуются мелкие ретеноидные кисты (потница). [10]

Дыхательная и резорбционная функция кожи. Учитывая неполное ороговение клеток эпидермиса, его нежность, рыхлость, а также большое количество сосудов дермы в состоянии физиологической дилатации, следует полагать, что у детей значительная доля газообмена совершается через кожу, облегчая дыхательную функцию несовершенного легочного аппарата.

Обилие в коже ребенка внутриклеточной и внеклеточной воды, а также минеральных субстанций поддерживает интенсивность обмена и активное осуществление ферментативных процессов в эпидермисе и дерме.




4. Гигиенические требования к уходу за кожей ребенка

Уход за кожей в дошкольном возрасте имеет некоторые особенности. С двухлетнего возраста роговой слой кожи становится плотнее. Вследствие этого кожа ребенка делается более устойчивой и выносливой, чем кожа новорожденного. Наряду с развитием кожи, изменяются и условия жизни ребенка. Ребенок больше соприкасается с окружающей средой, и различные внешние факторы оказывают на него более активное действие, поэтому в дошкольном возрасте кожа чаще загрязняется и требует внимательного ухода. [5]

Грязь является одной из главных причин, способствующих заболеваемости детей. Руками дети хватаются за различные предметы, гладят животных: кошек, собак, роются в земле, песке, копаются в снегу, возятся в воде. Грязными руками дети дотрагиваются до лица, волос, трут глаза. Грязь является хорошей питательной средой для микробов. Если не мыть рук перед едой, то легко можно занести в рот яйца глистов. Они попадают на кожу рук, когда дети играют с землей, песком и т. п., которые могут быть загрязнены испражнениями больных животных. Поэтому у детей руки надо мыть значительно чаще других частей тела. Руки надо мыть мылом и теплой водой. Намыливание и промывание надо производить тщательно. (Приложение 4)

При уходе за кожей рук надо обращать внимание на состояние ногтей. Расчесывая кожу ногтями, ребенок может легко расцарапать ее, внести инфекцию и вызвать гнойничковое заболевание кожи. Ногти на руках следует обстригать коротко. (Приложение 5)

Во время игр, беготни ноги потеют, сильно загрязняются, поэтому их ежедневно следует мыть перед сном тепловатой водой с мылом. Надо приучать ребенка к мытью ног не только в летнее, но и в зимнее время. Ногти на ногах надо подрезать каждую неделю. Подрезывание ногтей производят прямыми ножницами, не срезая углов ногтей, так как неправильно срезанные ногти могут врастать в кожу. [7]

При уходе за кожей ребенка надо уделять также достаточное внимание полости рта и зубам. В ротовой полости находится большое количество микробов. Они могут вызывать заболевания не только слизистых, но и кожи.

Поэтому надо прополаскивать рот после каждого приема пищи. Зубы следует чистить утром и вечером.

Большое значение имеет закаливание детского организма воздушными, солнечными ваннами, физкультурой и т. д. Воздушная ванна — наиболее мягкий способ закаливания детского организма. Перед воздушной ванной должна сниматься вся одежда с тем, чтобы действию воздуха подвергался весь кожный покров. Тело раздетого ребенка даже в самый жаркий день охлаждается, поэтому воздушную ванну ребенку можно проводить при температуре не ниже 23—25°. [4]



5. Уход за кожей детей младшего школьного возраста

Правила личной гигиены школьника – это залог крепкого здоровья, отсутствие инфекционных, а также паразитарных заболеваний.

В начальных классах школы необходимо, прежде всего, закрепить знания и навыки, приобретенные в дошкольном возрасте. Кроме того, детей знакомят с тем, какое значение имеют утренняя гимнастика и закаливающие процедуры для укрепления здоровья и хорошей работоспособности.

В этом возрасте волосы и кожа головы быстро загрязняются. Зимой дети играют и бегают в головных уборах, что способствует усиленному выделению пота, а летом во время игр на волосы попадают песок, пыль, земля, с которыми смешиваются пот и кожное сало. Поэтому в летнее время надо особенно тщательно ежедневно расчесывать волосы младшего школьника гребешком и мыть их 1—2 раза в неделю. (Приложение 6)

Помимо ежедневного туалета, необходимо приучать ребенка мыться не реже 2 раз в неделю.

Для поддержания чистоты волосяного покрова и нормального роста волос необходимо ежедневно расчесывать волосы гребенкой. Мальчикам следует стричь волосы один раз в 3—4 недели. [7]

В этом возрасте важно заложить навыки регулярной интимной гигиены, несоблюдение которых могут стать причиной кожно-венерических заболеваний.

Родителям и педагогам, а также школьным врачам необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали все требования, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность кожи и волосистого покрова.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, то есть перехода их в стойкие привычки. Многие навыки прививаются с трудом, и требуется немало усилий и терпения от родителей и педагогов, чтобы они стали привычками. Гораздо легче достигается успех в воспитании здорового школьника, если имеется контакт семьи и школы.

Заключение

Итак, кожа человека - это поистине чудо. Всего 2 миллиметра нашего "покрытия" осуществляет множество функций, выполняя их одновременно и постоянно. Кожа требует бережного отношения и регулярного ухода.

Однако знания о значимости этого органа и необходимости тщательного ухода за ним у большинства детей и взрослых примитивны. Это упущение санитарно-просветительской работы образовательных учреждений в первую очередь.

Современная гигиеническая система в России находится в стадии распада. Средства массовой информации пропагандируют ложные эталоны красоты и здоровья. Рекламируемые опции являются опасными для здоровья кожи человека. Кроме того, они препятствуют соблюдению элементарных норм личной гигиены. Накладные ресницы, наклеенные волосы, нарощенные ногти не дают возможности правильному функционированию такому важному органу, как кожа, делают невозможным качественное выполнение регулярных гигиенических процедур.

На фоне гигиенического бескультурья нации необходима масштабная работа по ликвидации санитарной безграмотности населения.

Привычки соблюдения гигиенических норм должны закладываться в детстве.

Примером может служить система гигиенического воспитания в странах Востока. По долгу службы мне довелось длительное время проживать среди местного населения, где я познакомился с их обычаями и нравами. Принято считать этот народ нечистоплотным. Однако на деле это не так. Сама религия ислам предопределяет совершение многократных гигиенических процедур в течение суток. Гигиенические требования чётко прописаны в Коране и неукоснительно соблюдаются с самого раннего возраста. (Приложение 7).

Изучив материал, я пришёл к выводу, что в настоящее время проблема санитарно-гигиенического просвещения детей и взрослых приобрела особую актуальность. Прилагаю к работе выполненный мною социальный ролик. (Приложение DVD)


Библиографический список

  1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика нач. обучения". - М., 1974.

  2. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 1969.

  3. Королёв А.А. Гигиена ребенка. – М., Издательство ГЭОТАР-Медиа, 2016. 

  4. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека. – Архангельск: издательство «Феникс», 2012.

  5. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М., Издательство ГЭОТАР-Медиа, учебник для медицинских вузов, 2008.

  6. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма, - М., Издательский центр «Академия», 2011.

  7. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990.

  8. www. https://woman.best/art/structure-skin

  9. www. http://doktorland.ru/kozha.html

  10. www. https://vuzlit.ru/840881/gigiena_kozhi






12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!