СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КПП Русский язык 4 класс 1 четверть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по русскому языку для 4 класса на 1 четверть

Просмотр содержимого документа
«КПП Русский язык 4 класс 1 четверть»


Русский язык 4 класс

Дата: _________________________01_

Тема: Развитие речи. «Моя Родина – Казахстан». Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности.

Цели: Закрепление знаний о звуках и буквах, развитие орфографической

зоркости, фонематического слуха, умения определять количество звуков и букв в

словах.

 Воспитывать любовь к своей Отчизне; гордость к историческим прошлым и настоящим Родины, заботится о её будущем;

Тип урока: урок закрепления знаний

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Каллиграфическая минутка:

дншк ла учгоЗдПрМн

III. Подготовкаучащихсяк новой теме:

И сколько в жизни троп не пройдено,

Зовёт тропинка в дом родной,

Отцовский дом – частица Родины,

Прекрасный, как сады весной.

Слова есть вечные и гордые,

Но нет священней ничего:

Родители, родные, Родина –

Три слова корня одного.

Думаю, эти слова может произнести лишь тот человек, который по-настоящему любит свою Родину, ее степи, леса, озера и, конечно, родных и близких ему людей.

IV. Постановка целей и задач урока

V.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении:

Я – русский, но живу я в Казахстане.

Я здесь родился, здесь моя земля,

Мои дожди, покосы и туманы,

Мои березы и мои поля.

Мое село – необычное, потому что занимается растениеводством, земледелием, картофелеводством, животноводством. Наши агрономы выводят новые сорта пшеницы. Но печальные перемены перестройки всего социалистического уклада жизни не прошли мимо нашего хозяйства, села, изменили его облик: появились заброшенные дома, не стало детских садов. И происходило все это на фоне трудностей, бед и лишений во всей республике.



VI. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

1)Сам – но: списать, подчеркнуть гласные буквы

«Казахстан»

Дремала могучая, древняя, покрытая степью земля,

На все четыре стороны раскинулась она,.

Веками к себе ты манила, слетались сюда вороньем

Монголы, татары, джунгары – пытали огнем и мечом.

О! Сколько страданий и бедствий пришлось испытать степняку,

Болезни, холод и голод, и тяжкую дань богачу.

Но выстоял гордый и вольный, стремящийся к миру народ,

Стараясь, работал до поту и шел неуклонно вперед

(О. Дымов.)

2) работа по вариантам: упр. 1

Прочитай рассказы детей. Расскажи, а как ты провел летние каникулы.

3) Назови города Казахстана. Запиши их. Астана, Кокшетау, Экибастуз, Алматы, Уральск, Петропавловск, Атбасар, Караганда, Темиртау и др.

VII. Домашнее задание:

Записать 3 пословицы о Родине в тетрадь.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Где родился, там и сгодился.

Без корня и трава не растет.

Для родной Отчизны не жаль и жизни.

Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

От Родины теплом веет.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

VIII. Итог урока







































Русский язык 4 класс Урок 02 – 03 _

Дата: _________________________

Тема: Развитие речи. Казахстан –многонациональное государство. Язык и языковые явления

Цели: Закрепление знаний о звуках и буквах, развитие орфографической

зоркости, фонематического слуха, умения определять количество звуков и букв в

словах.

 Воспитывать любовь к своей Отчизне; гордость к историческим прошлым и настоящим Родины, заботится о её будущем;

Тип урока: урок закрепления знаний

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Каллиграфическая минутка:

дншк ла учгоЗдПрМн

III. Подготовкаучащихсяк новой теме:

И сколько в жизни троп не пройдено,

Зовёт тропинка в дом родной,

Отцовский дом – частица Родины,

Прекрасный, как сады весной.

Слова есть вечные и гордые,

Но нет священней ничего:

Родители, родные, Родина –

Три слова корня одного.

Думаю, эти слова может произнести лишь тот человек, который по-настоящему любит свою Родину, ее степи, леса, озера и, конечно, родных и близких ему людей.

IV. Постановка целей и задач урока

Запись пословиц о Родине под диктовку учителя:

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Где родился, там и сгодился.

Без корня и трава не растет.

Для родной Отчизны не жаль и жизни.

Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

От Родины теплом веет.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

V.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении:

Я – русский, но живу я в Казахстане.

Я здесь родился, здесь моя земля,

Мои дожди, покосы и туманы,

Мои березы и мои поля.

Мое село – необычное, потому что занимается растениеводством, земледелием, картофелеводством, животноводством. Наши агрономы выводят новые сорта пшеницы. Но печальные перемены перестройки всего социалистического уклада жизни не прошли мимо нашего хозяйства, села, изменили его облик: появились заброшенные дома, не стало детских садов. И происходило все это на фоне трудностей, бед и лишений во всей республике.

Язык служит средством общения людей друг с другом и средством познания окружающего мира.

VI. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

1)Сам – но: списать, подчеркнуть гласные буквы

Язык – это душа народа.

2) работа по вариантам: упр. 2

Составь и запиши высказывание, дополняя его словами для справок.

3) коллективная работа.

Выполнение упр. 4 стр. 8

Послушай чтение одноклассника. Какую основную мысль автор хотел донести читателю? Как можно озаглавить текст?

Назови города Казахстана. Запиши их. Астана, Кокшетау, Экибастуз, Алматы, Уральск, Петропавловск, Атбасар, Караганда, Темиртау и др.

4) Самостоятельная работа. Работа со словарем.

Выполнение упр. 6 стр. 9

Прочитай высказывание дагестанского поэта Р. Гамзатова о языках. Найди значение слов в толковом словаре.

5) парная работа.

Упр. 7 стр. 9

6) Самостоятельная работа

Выполнение упр. 8 стр. 10

Чтение правила.

В русском языке слова могут быть однозначными и многозначными.

7) парная работа.

Упр. 10 стр. 11


VII. Домашнее задание:

Упражнение 5 стр 8 (1 день) выучить правила

Упражнение 12 стр 11 (2 день) повторить правила

VIII. Итог урока






























Русский язык 4 класс

Дата: ________________________ урок 04 – 05

Тема урока: Казахстан – твоя родная земля. Звуки и буквы. Слог, ударение. Звуко-буквенный анализ слов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
• Повторить изученное по теме «Лексика.
• Научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
• Развивать творческую активность учащихся.
• Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
• Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.
• Совершенствовать учебные умения и навыки.
Структура урока.
I. Организационный момент. Постановка задачи.
II. Повторение изученного.
Терминологический диктант.

- В каких сочетаниях звуков больше, чем букв? Почему?

- Какие сочетания являются словами? Почему?

Подчеркнуть их.

Яр – 1) крутой берег, обрыв

2) глубокий заросший овраг

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Словарная работа:

  1. знакомство с новым словом:

завтрак – утренняя еда, еда до обеда (карточка)

  1. комментированное письмо:

Вова потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а

Вова стоял в сторонке.

В 1м предложении – обозначить ударение и подчеркнуть согласные буквы.

Во 2м предложении – обозначить части речи и подчеркнуть однокорен-ные слова.

  1. фонетический разбор:

завтрак – 2сл., 7зв., 7б., 2гл., 5согл

з – [ з ] – согл., зв., парн., тв

а – [ a ] – гл., уд

в – [ ф ] согл., глух., парн., тв

т – [ т ] – согл., глух., парн., тв

р – [ р ] – согл., звон., непарн., тв

а – [ a ] – гл., безуд

к – [ к ] – согл., глух., парн., тв

IV. Постановка целей и задач урока

V.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу:

  1. стр. 14 упр. 5 (устно)

упр. 6 (письменно)

  1. стр. 16 упр. 7 (письменно)

По толкованию слова определить слово:
1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
2. Словарный состав языка называется …(лексика)
3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
III. Усвоение нового материала.
- Ребята, давайте запишем термины «прямое», «переносное значение». Сегодня мы с вами будем выяснять, что означают эти слова.
*Прослушивание строк из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (Учащийся читает наизусть)
- Что значит слово «золотой»?
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
«Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота. Слово « золотой» употребляется в прямом значении.
*Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина (Учащийся читает наизусть).
Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.
- Что значит «золотые нивы»? Похожие на цвет золота. Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.
- Таким образом слово «золотой» может иметь и прямое, и переносное значение.

  1. фонетический разбор:

подберёзовик – 5сл., 12зв., 12б., 5гл., 7согл

п – [ п ] – согл., глух., парн., тв

о – [ a ] – гл., безуд

д – [ т ] – согл., глух., парн., тв

б – [ б’] – согл., зв., парн., мягк

е – [ и ]- гл., безуд

р – [ р’] – согл., звон., непарн., мягк

ё – [ o ] – гл., ударн

з – [ з ] – согл., зв., парн., тв

о – [ a ] – гл., безуд

в – [ в’]- согл., зв., парн., мягк

и – [ и ] – гл., безуд

к – [ к ] – согл., глух., парн., тв
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Поэтическая минутка. Упр. 1стр. 12 Прочитай стихотворение. Какое значение имеет слово в нашей жизни? Может ли оно ранить или исцелить? Какие слова ты считаешь для себя важными? Что они называют?
    V. Подведение итогов уроков.
    Оценка участия в уроке
    V. Домашнее задание. Стр.16 упр.8






















Русский язык 4 класс

Дата: ________________________06 – 07

Тема урока: Природа Казахстана. Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне слова.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
• Повторить изученное по теме «Лексика. Слово». «Синтаксис. Словосочетание»
• Научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
• Развивать творческую активность учащихся.
• Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
• Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.
• Совершенствовать учебные умения и навыки.
Структура урока.
I. Организационный момент. Постановка задачи.
II. Повторение изученного.

  1. Минутка чистописания.

С любви к природе начинается любовь к Родине

  1. Терминологический диктант.
    1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
    2. Словарный состав языка называется …(лексика)
    3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
    4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
    5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
    6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
    III. Усвоение нового материала.

Словарная работа: знакомство с новым словом:

отгадать загадку: Богатырь идёт железный, но работник он полезный. Тащит плуги за собой, разговор ведёт с весной.(трактор)

  1. фонетический разбор:

трактор – 2сл., 7зв., 7б., 2гл., 5согл

т – [ т ] – согл., глух., парн., тв

р – [ р ] – согл., зв., непарн., тв

а – [ a ] – гл., уд

к – [ к ] – согл., глух., парн., тв

т – [ т ] – согл., глух., парн., тв

о – [ a ] – гл., безуд

р – [ р ] – согл., зв., непарн., тв

3) комментированное письмо:

Наша мама – трактористка. Маму знает вся страна. Мы гордимся нашей мамой: в поле трудится она.обозначить части речи

  1. запись родственных слов и разбор их по составу:

Трактор, трактористка, тракторный

Что такое словосочетание?

– Это сочетание (связь) двух слов по смыслу.

– Из каких слов состоит словосочетание?

– Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
*Прослушивание строк из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (Учащийся читает наизусть)
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
Словосочетание «Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота.
*Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина (Учащийся читает наизусть).
Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.
- Что значит «золотые нивы»?
- Таким образом слово «золотой» может иметь и прямое, и переносное значение.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Поэтическая минутка. Упр. 1 Прочитай стихотворение. Какие признаки главного и зависимого слова указаны в стихотворении?
    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
    1) Выборочное письмо стр. 18 упр. 2. Вспомни, какие слова называются однокоренными. Выпиши только однокоренные слова и разбери их по составу.

  2. Упр. 3 стр. 18. Определи, о какой природной зоне Казахстана рассказывается в тексте. Озаглавь текст. Выпиши словосочетания. Укажи главное и зависимое слово.

Упр 4,5,6 стр. 19 (письменно)

V. Подведение итогов уроков.
Оценка участия в уроке
V. Домашнее задание. Стр.20 упр.8










































Русский язык 4 класс

Дата: ________________________08 – 09

Тема урока: Природные богатства Казахстана. Правописание приставок и суффиксолв. Разделительный твердый знак.

Цели. Активизировать знания учащихся о составе слова; развивать умение анализировать слова; развивать орфографическую зоркость.

Оборудование.словари для записи словарных слов (у каждого ученика).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Каллиграфическая минутка.

Земля, что золотой слиток: трудолюбивого награждает щедро.

Прослушай чтение учителя. Какое отношение к родной земле помогают передать выделенные слова?

Выполнение упр. 1 стр. 22

На доске – запись:

девочка

улица

гуляет

собака


Учитель Ребята, запишите это предложение.

Учитель наблюдает за реакцией детей. Кто-то начинает писать, но останавливается. Дети поднимают руки.

– Чем вы хотите поделиться?

Дима. Это не предложение. Предложение начинается с заглавной буквы, и в конце должна стоять точка.

Учитель записывает первое слово с заглавной буквы, в конце предложения ставит точку.

Саша. Дима, но это не предложение. Ведь слова в предложении должны быть связаны по смыслу.

Лена. Саша, я согласна с тобой. На доске записаны отдельные слова. Но если мы их изменим, то можем составить предложение.

У. Давайте составим предложение из этих слов.

Коля. А предлоги использовать нужно?

Учитель молчит – ждет, когда дети сами ответят на вопрос Коли.

Катя. Коля, а ты можешь без предлогов составить предложение?

Пауза.

Коля. Конечно, могу. Например ...

У. (прерывает ученика). Скажи мне на ушко. Замечательно. Сейчас мы выполним это в тетради.

Дети работают самостоятельно в тетрадях. Учитель наблюдает за работой и раздает карточки ученикам с разными вариантами предложений. Далее идет проверка. Дети показывают индивидуальные доски и читают составленные ими предложения.

Ира. Девочка гуляет по улице с собакой.

Миша. Девочка со своей собакой гуляет на улице.

Саша. Собака Джесси гуляет с девочкой по улице.

Коля. Девочка гуляет.

Учитель. Интересно.

Маша. Коля, но ты не все слова употребил в этом предложении.

Коля. Маша, но не было задания использовать все слова.

Маша (пауза). Ты прав.

Дима.значит, можно было не изменять слова и все равно получить предложение?

Коля. Конечно.

Д. А Саша еще добавил существительное – кличку собаки: Собака Джесси гуляет с девочкой по улице.

У. Кто из вас составил предложения, используя дополнительные слова?

Дети молча смотрят друг на друга.

– А кто, наоборот, не использовал все слова?

Дети зачитывают свои варианты, учитель записывает их на доске.

На доске:

Девочка гуляет с собакой

Девочка гуляет на улице.

– Что вы можете сказать об этих записях?

Д. Получились предложения.

У. – Что такое предложение?

Предложение – это слово или несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную мысль, которые что-то сообщают, содержат вопрос или просьбу, побуждают к действию.

Комментированное письмо:

Есть у нас цветная глина, привезли из магазина.

Обозначить части речи, определить падеж существительных и склонение.

Вёз водитель в магазин много мётел и корзин.

Подчеркнуть главные члены, у существительных определить падеж.

  1. Выборочное списывание упр. 3стр. 23

  2. Запиши глаголы с подходящими приставками. Выдели приставки. упр. 4 стр. 23

  3. Парная работа. Образуй однокоренные слова. Упр.5 стр. 23

  4. Устная работа упр. 6, стр. 24

  5. Самостоятельная работа. Упр. 7 стр. 24

  1. Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемая учителем и учащимися, оценка знаний.

Стр. 25

  1. Домашнее задание: с. 25 упр. 8

  2. Подведение итогов-рефлексия.










Русский язык 4 класс

Дата: ________________________ урок 10

Тема урока: Щедрый дастархан. Предложение. Типы предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложения.

Цели. Активизировать знания учащихся о предложении; развивать умение анализировать слова; развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: словари для записи словарных слов (у каждого ученика).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1)Минутка чистописания.

Наш богатый дастархан соберёт друзей всех стран.

Поэтическая минутка. Упр. 1стр. 26 Прочитай стихотворение К. Ильяшевой «Наш казахский дастархан». Определи его основную мысль. Обрати внимание на выделенные слова. Какое значение имеет слово в нашей жизни? Может ли оно ранить или исцелить? Какие слова ты считаешь для себя важными? Что они называют?

2)На доске – запись:

девочка

улица

гуляет

собака


Учитель Ребята, запишите это предложение.

Учитель наблюдает за реакцией детей. Кто-то начинает писать, но останавливается. Дети поднимают руки.

– Чем вы хотите поделиться?

Дима. Это не предложение. Предложение начинается с заглавной буквы, и в конце должна стоять точка.

Учитель записывает первое слово с заглавной буквы, в конце предложения ставит точку.

Саша. Дима, но это не предложение. Ведь слова в предложении должны быть связаны по смыслу.

Лена. Саша, я согласна с тобой. На доске записаны отдельные слова. Но если мы их изменим, то можем составить предложение.

У. Давайте составим предложение из этих слов.

Коля. А предлоги использовать нужно?

Учитель молчит – ждет, когда дети сами ответят на вопрос Коли.

Катя. Коля, а ты можешь без предлогов составить предложение?

Пауза.

Коля. Конечно, могу. Например ...

У. (прерывает ученика). Скажи мне на ушко. Замечательно. Сейчас мы выполним это в тетради.

Дети работают самостоятельно в тетрадях. Учитель наблюдает за работой и раздает карточки ученикам с разными вариантами предложений. Далее идет проверка. Дети показывают индивидуальные доски и читают составленные ими предложения.

Ира. Девочка гуляет по улице с собакой.

Миша. Девочка со своей собакой гуляет на улице.

Саша. Собака Джесси гуляет с девочкой по улице.

Коля. Девочка гуляет.

Учитель. Интересно.

Маша. Коля, но ты не все слова употребил в этом предложении.

Коля. Маша, но не было задания использовать все слова.

Маша (пауза). Ты прав.

Дима.значит, можно было не изменять слова и все равно получить предложение?

Коля. Конечно.

Д. А Саша еще добавил существительное – кличку собаки: Собака Джесси гуляет с девочкой по улице.

У. Кто из вас составил предложения, используя дополнительные слова?

Дети молча смотрят друг на друга.

– А кто, наоборот, не использовал все слова?

Дети зачитывают свои варианты, учитель записывает их на доске.

На доске:

Девочка гуляет с собакой

Девочка гуляет на улице.

– Что вы можете сказать об этих записях?

Д. Получились предложения.

У. – Что такое предложение?

Предложение – это слово или несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную мысль, которые что-то сообщают, содержат вопрос или просьбу, побуждают к действию.

Комментированное письмо:

Есть у нас цветная глина, привезли из магазина.

Обозначить части речи, определить падеж существительных и склонение.

Вёз водитель в магазин много мётел и корзин.

Подчеркнуть главные члены, у существительных определить падеж.

Послушай чтение одноклассника. Какую основную мысль автор хотел донести читателю? Как можно озаглавить текст?

  1. Выборочное списывание упр. 2 стр. 27. Спиши только предложения. Найди в них основу.

  2. Устная работа упр. 3 стр 28.

  3. Самостоятельная работа. Упр. 4стр. 29

  1. Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемая учителем и учащимися, оценка знаний.

Стр. 28-29

  1. Домашнее задание: с. 29 упр. 5

  2. Подведение итогов-рефлексия.









Русский язык 4 класс

Дата: ________________________ урок 11 – 12

Тема: Напевы степи. Текст. Виды текста. Структурные компоненты. Типы текстов.

Цели: Формир-е понятия о тексте, раз-е орф-й зоркости,фонем-го слуха, умения различать текст от отдельных предложений, воспитание аккуратности при письме и культуры речи;

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Каллиграфическая минутка: момх

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

1)словарный диктант:

Лучше, жайляу, колхоз, пиала, маяк, берёза, лопата, деревня, ветер, одежда, платок, посуда, Казахстан, ромашка, дежурить.

2) Найти однокоренные слова, выделить в них корень.

Берёза, берёзовый, березняк, берёзка, берёзонька.

Отгадать загадку:

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. ( подберёзовик )

  1. фонетический разбор:

подберёзовик – 5сл., 12зв., 12б., 5гл., 7согл

п – [ п ] – согл., глух., парн., тв

о – [ a ] – гл., безуд

д – [ т ] – согл., глух., парн., тв

б – [ б’] – согл., зв., парн., мягк

е – [ и ]- гл., безуд

р – [ р’] – согл., звон., непарн., мягк

ё – [ o ] – гл., ударн

з – [ з ] – согл., зв., парн., тв

о – [ a ] – гл., безуд

в – [ в’]- согл., зв., парн., мягк

и – [ и ] – гл., безуд

к – [ к ] – согл., глух., парн., тв

IV. Постановка целей и задач урока

V. Организация восприятия и осмысления новой информации:

Послушай чтение учителя. Назови тему и основную мысль текста. Какой это текст: художественный или нехудожественный? Определи тип текста: повествование или описание.

1) устно: с.31 у.2 (устно)

2) работа с правилом.

3) упр. 3 стр. 32

4) работа с таблицей стр. 32

1) устно: с.33 упр. 4 (устно)

упр. 5 стр. 33. Сравни два текста. Спиши нехудожественный текст описательного характера. Подчеркни слова, которые помогают описать домбру. К какой части речи они относятся?

VII. Контроль над результатом учебной деятельности, осущ учителем и учащимися:

1) Сам- но: упр. 6 стр. 34

2) работа с правилом

Коллективная работа. Упр. 7 стр. 34

1) устно: с.53 упр. 8 (устно)

VIII. Домашнее задание:

С.35 правило, упр. 9 IX. Итог урока.

Русский язык 4 класс

Дата: __________________________ Урок 13

Тема: Сочинение – рассуждение по картине

Парк осенью.

Цель: Дети научатся составлять текс-рассуждениепо вопросному и картинному планам, по опорным словам. Все дети научатся составлять предложения и из предложений текст; Развивать внимание, память, речь, умение правильно использовать слова в речи; обогащать словарный запас учащихся; воспитание интереса к увиденному, терпение и трудолюбие.

Ход урока.

IОргмомент.

Проверка готовности к уроку.

Ритмическая гимнастика.

II Актуализация знаний:

- Из чего состоит наша речь?

- А из чего состоят предложения? Что в предложении очень важно?

- Как записываются предложения?

III Постановка цели урока.

- Рассмотрите рисунки.

- Что видите?

  • Какое время года наступило?

  • Куда пришли дети?

  • Чем покрылось все вокруг?

  • Как выглядят деревья?

  • Где укрылись мелкие животные?

  • Почему мало слышно птиц?

  • Кто убирает осеннюю листву?

  • Что ещё дети увидели в парке?

  • Понравилось ли детям на прогулке?

IV Беседа по впечатлениям.

V Словарно-орфографическая подготовка.

Насекомые, певчие птицы, под корягой, устроились в норе, залегли в спячку, убирают с дорог, много влаги, нарядные, золотыми листочками, становится грустно, шуршат под ногами, красные, бурые, ярко-жёлтые, скоро наступит, в тёплые края.

VI Устные рассказы детей.

VII Самостоятельное написание.

Дифференциация. Опорные слова

VII Предварительные итоги. Рефлексия
















Русский язык 4 класс

Дата: ________________________14

Тема: Наш аул. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

 Цели: Дать понятие лексического значения слова, учить работать со словарной статьёй; Развивать навык работы со словарями, умение составлять и определять лексическое значение; Воспитывать интерес, внимание к слову. 

Ход урока: 

I. Организационный момент. Постановка задачи.
II. Повторение изученного.

1. Каллиграфическая минутка.

Без корня трава не растет, без Родины человек не живет.

Инсценирование.

  Ведущий: В классе было тихо. Вдруг Дима услышал какие-то звуки. В классе кто-то разговаривал. Присмотревшись, Дима увидел перед собой три небольших существа.

- Кто вы?- слегка испугавшись, вскрикнул мальчик.

- Мы-лексы, жители планеты Лексика,- произнёс стоящий впереди, медленно, по слогам, расстягивая слова.- Меня зовут Чака, его Чоко, а её - Чука. Я -командир нашего летающего корабля. Они-мои коллеги.

- Коллеги? А это кто-коллеги?- спросил Дима.

- Об этом и о другом ты узнаешь чуть позже.

- А меня зовут…- начал было мальчик, но Чака перебил его.

- Дима Двойкин. Верно?

- Верно,- удивился пятиклассник. Но откуда вы меня знаете?

- Лексы знают всё!- гордо сказал Чака.

- Ты, Дима Двойкин,- торжественно произнёс он,- удостоился чести побывать на планете Лексика. На нашей планете много диковенного и интересного. Здесь ты узнаешь то, о чём и не подозревал ранее. Вот, например слова. Они - строительный материал языка. И каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение.

- Итак, путешествуем в страну Лексика.

Учитель: - Итак, о чём пойдёт речь у нас на этом и последующих уроках.

- Что такое лексика? ( Лексис - греческое слово.) Лексика- все слова языка, словарный запас языка.

- Мы с вами владеем определённым словарным запасом.

- Но наша задача- как можно больше узнать слов, использовать их в речи. А задумывались ли вы сколько всего слов в русском языке? ( много)

Игра " Дежурная буква".

- А чтобы слово употреблять, надо не только его знать, но и знать его лексическое значение. А что это такое? ( ручка- это предмет для письма, словарь- книга, где собраны слова русского языка).

- Лексическое значение- это то, что слово обозначает.

- А где мы можем узнать лексическое значение слова? ( в толковом словаре). А почему толковый?

- Существует много толковых словарей: ( выставка словарей)

1. "Толковый словарь живого великорусского языка", В.Даль, свыше 200000 слов, 4 тома.

2. "Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома ( 1935-1940 г)

3. "Словарь русского языка" ( академический), 4 тома, 1981-1984 г.

4. "Словарь русского языка" С.И.Ожогов( более 50000 слов)

5. "Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах ( академический) , более 120000 слов

6. "Школьный толковый словарь русского языка" М.С.Лопотухина, Е.В.Скорлуповский

 

2. Сценка " Словарь В.Даля". 3 учащихся: 

1. - Ира, привет. Что это ты так нагрузилась?

2. - Да, Надежда Григорьевна задание дала- написать творческую работу о словаре Даля.

1. - Обыкновенный словарь.И чего учительница так восхищалась:" Кладезь мудрости! Кладезь мудрости".

2. - А я вот начал восполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

3. - Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

2. - Странно…Что же вы в таком случае в своих работах написали?

1. (Открывает тетрадь.) - В толковом словаре В.И.Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки, и даже загадки: " В воде родится, а воды боится". (Соль.)

3. - Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.

2. - Говоришь как кошка с котятами. А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова " кошка". Что по-вашему, оно означает?

1. (Смеётся.) - Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает?

3. - Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.

2. - А всё-таки?…

1. - Кошка-это домашнее животное.

2. - И только?

3. - А что же ещё?

2. - А ведь Владимир Иванович Даль даёт 9 толкований слова " кошка" ( открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях.. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плетёнка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

1. (Задумчиво.) - Да… А что там ещё про эту кошку?

2. - Пословицы: " Рано пташка запела, как бы кошка не съела", " Знай кошка своё лукошко", " Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть".

3. (Тоже заглядывает в книгу.) - Тут и загадка про кошку есть: " Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка"

1. (Присоединяется к ним.) - А теперь отгадайте, что это: " Белая кошка лезет в окошко?" ( 2 и 3 молчат). Свет! Вот ещё одна: " Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?"

2 и 3 вместе: " - Три!"

1. - А что ты ещё о Дале знаешь?

2. - Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники " Ботаника" и " Зоология".

1. - С детства Даль любил, по его собственному признанию, " копаться над какой-нибудь ручной работой": он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей- крестьян ( ремесленников, солдат)

3. - Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу- " Толковый словарь живого великого русского языка" и с благодарностью вспоминаем его автора- Владимира Ивановича Даля, человека, который собирал слова 

Игра: состав слова - великорусский. 

3. Работа с учебником.  Чтение с. 40, записать слова.

1. Записать слова, поставить ударение

2. Указать окончание родительного падежа, род

3. Определить лексическое значение слова

4. Составить с данным словом словосочетание или предложение.

5. Самостоятельная работа – упр. 1,2 стр. 40

6. Запись в тетради упр. 3 стр. 41

7. Домашнее задание.

  Упр. 4 стр. 41


Русский язык 4 класс

Дата:______________________________ Урок 15

Тема: Моя Родина - Казахстан. Умная страничка.

Цели:Закр знаний уч-ся о составе слова, о порядке разбора слов по составу, разворфогр. зоркости, фонемат слуха, умения и навыка выполнять пазбор слов по составу, воспитание

аккуратности в работе и ответственного отношения к учёбе;

Тип урока: урок закрепления знаний

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Каллиграфическая минутка: у Уулут Уд Ув

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Словарная работа: знакомство с новым словом:

отгадать загадку: Богатырь идёт железный, но работник он полезный. Тащит плуги за собой, разговор ведёт с весной.(трактор)

  1. фонетический разбор:

трактор – 2сл., 7зв., 7б., 2гл., 5согл

т – [ т ] – согл., глух., парн., тв

р – [ р ] – согл., зв., непарн., тв

а – [ a ] – гл., уд

к – [ к ] – согл., глух., парн., тв

т – [ т ] – согл., глух., парн., тв

о – [ a ] – гл., безуд

р – [ р ] – согл., зв., непарн., тв

3) комментированное письмо:

Наша мама – трактористка. Маму знает вся страна. Мы гордимся нашей мамой: в поле трудится она.обозначить части речи

  1. запись родственных слов и разбор их по составу:

Трактор, трактористка, тракторный

IV. Постановка целей и задач урока

Коллективная работа.

Прочитай по учебнику текст «Самое дорогое богатство». Выполни задания после текста.

Критерии оценки:

10 баллов – «превосходно»

9-8 баллов – «хорошо»

7-6 баллов – «надо еще постараться»

5 баллов и менее – «пройди тестирование повторно»

V.Орган усвоения способов деят путём воспр инф и упр в её применении по образцу:

1) коллективный разбор слов по составу:

Столик, записка, ранний, загородка, перелёт, пушинка, стоял, писал, мостовая, находка, побелка, листочки, магазинчик, разъезд, часовой.

VI. Контроль над результатом учебной деятельности, осущ учителем и учащимися:

1) запись под диктовку:

Летом в лесу звонко поют птицы. Белка устроила себе жильё в дупле. Вот ландыш белеет в затишье лесном.

подчеркнуть главные члены предложения

2) разобрать слова по составу:

Топорик, северный, избушка, заморозки, поездка, дружок.

VII. Домашнее задание:

с.44, упр.10

VIII. Итог урока





Русский язык 4 класс

Дата:______________________________ Урок 16

Тема:Контрольный диктант

Цели: Обобщение знаний, умений и навыков учащихся, проверка знаний,

развитие орфографической зоркости, воспитание самостоятельности и

аккуратности в работе;

Тип урока: урок проверки знаний

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Постановка целей и задач урока

III. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

  1. словарный диктант:

Километр, ураган, погода, север, завтрак, сирень, коллектив, четверг,

шоссе, трактор, коллекция, здравствуй, дежурить, завод, каллиграфия.

  1. запись под диктовку:

Сад.

Дом стоял в прекрасном саду. Там росли чудесные цветы. К самым

лучшим цветам прикреплены колокольчики. Они весело звенели от ветерка. Мохнатый шмель перелетал от ромашки к ромашке. Он громко жужжал. Сад тянулся далеко. За садом был лес. Этот лес подходил к самой речке. В густых кустах жил соловей. Каждый вечер он пел свои чудные песни. Люди слушали соловья и улыбались. Им было радостно и весело.


Слова для справок: прекрасном, прикреплены


  1. грамматические задания:


а) подчеркнуть главные члены предложения в 1 и 2 предложениях


б) разобрать слова по составу:

Хлопушка, перелёт, заморозки, хрупкая, ледок.


в) подобрать проверочные слова и вставить непроизносимуюсогласную:

звёз … ная - … поз … няя - …

сер … це - … грус … ный - …

счас … ливый - …


г) фонетический разбор: шмель


д) записать 5 слов с двойными согласными и разделить их для переноса


IV. Итог урока












Русский язык 4 класс

Дата: ________________________Урок 17 – 18

Тема: Общечеловеческие ценности. Части речи. Словарный диктант.

Цели: Закрепление знаний учащихся об имени существительном, развитие

орфографической зоркости, фонематического слуха, умения различать части речи,

воспитание аккуратности в работе;

Тип урока: урок закрепления знаний

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Каллиграфическая минутка: алв аде

Что посеешь, то и пожнёшь.

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Словарная работа:

  1. фонетический разбор:

яблоко – 3сл., 7зв., 6б., 3гл., 4согл

я – [ й’] – согл., зв., непарн., мягк

[ a ] – гл., уд

б – [ б ] – согл., зв., парн., тв

л – [ л ] – согл., зв., непарн., тв

о – [ a ] – гл., безуд

к – [ к ] – согл., глух., парн., тв

о – [ a ] – гл., безуд

2) списать с доски:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Объяснить орфограммы, обозначить части речи

IV. Постановка целей и задач урока

V.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу:

1) устно: с.45, упр.1

2) работа с правилом: с.46

3) кол – но: с.46, упр.2, упр.3

4) работа по таблице стр. 47

5) письмо по памяти:

Лёгкий, а не пух,

Мягкий, а не мех.

Белый, а не снег,

Но оденет всех.

  1. работа с правилом: с.48

7) Парная работа с.48, упр 5

8)самостоятельная работа: упр. 6 стр. 48

VI.Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

Сам – но:

  1. записать слова под диктовку в три столбика:

сущ – е прил – е глагол

Школа, построили, каменный, ученица, хорошая, читать, озеро, зимнее,

интересные, восток, взлетел, магазин, обедает, сильное капуста, счастливая, зелёная, растут.

  1. запись под диктовку:

Всегда работает река. Она тащит баржи. По воде бегут теплоходы. Река

даёт электрический ток городам, заводам, колхозам, железной дороге. Вода моет улицы, тушит пожары.

Обозначить части речи

VIII. Домашнее задание:

с.48 правило, упр.8 стр.49

IX. Итог урока

















































Русский язык 4 класс

Дата: _______________ Урок 19 – 21

Тема: Трудолюбие. Имя существительное как часть речи и его основные грамматические признаки.лексическое многообразие имён существительных.

Цели: Закрепление знаний учащихся об имени существительном, их грамматическими признаками; развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, умения различать части речи,

воспитание аккуратности в работе;

Тип урока: урок закрепления знаний

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Каллиграфическая минутка: арворо

Всякий человек в деле познаётся.

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Словарный диктант: домбра, степь, солнце, жёлтый, золотой.

2) списать с доски:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Объяснить орфограммы, обозначить части речи

IV. Постановка целей и задач урока

Прочитай заголовок заметки из детского познавательного журнала. Текст учебника «Джигиту и семидесяти ремёсел мало» упр. 1 стр. 50

Рассмотри схему упр. 2 стр. 51

V.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу:

1) парная работа упр. 3 стр.51

2) работа с правилом: с.52

3) устно: с.52 упр. 4

4) работа с правилом: с.52

) устно: с.52 упр. 5

Лексика. На нашей планете много диковенного и интересного. Здесь ты узнаешь то, о чём и не подозревал ранее. Вот, например слова. Они - строительный материал языка. И каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение.

- Итак, путешествуем в страну Лексика.

Учитель: - Итак, о чём пойдёт речь у нас на этом и последующих уроках.

- Что такое лексика? ( Лексис - греческое слово.) Лексика- все слова языка, словарный запас языка.

- Мы с вами владеем определённым словарным запасом.

- Но наша задача- как можно больше узнать слов, использовать их в речи. А задумывались ли вы сколько всего слов в русском языке? ( много)

Игра " Дежурная буква".

- А чтобы слово употреблять, надо не только его знать, но и знать его лексическое значение. А что это такое? ( ручка- это предмет для письма, словарь- книга, где собраны слова русского языка).

- Лексическое значение- это то, что слово обозначает.

- А где мы можем узнать лексическое значение слова? ( в толковом словаре). А почему толковый?

- Существует много толковых словарей: ( выставка словарей)

1. "Толковый словарь живого великорусского языка", В.Даль, свыше 200000 слов, 4 тома.

2. "Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома ( 1935-1940 г)

3. "Словарь русского языка" ( академический), 4 тома, 1981-1984 г.

4. "Словарь русского языка" С.И.Ожогов( более 50000 слов)

5. "Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах ( академический) , более 120000 слов

6. "Школьный толковый словарь русского языка" М.С.Лопотухина, Е.В.Скорлуповский

 

2. Сценка " Словарь В.Даля". 3 учащихся: 

1. - Ира, привет. Что это ты так нагрузилась?

2. - Да, Надежда Григорьевна задание дала- написать творческую работу о словаре Даля.

1. - Обыкновенный словарь.И чего учительница так восхищалась:" Кладезь мудрости! Кладезь мудрости".

2. - А я вот начал восполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

3. - Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

2. - Странно…Что же вы в таком случае в своих работах написали?

1. (Открывает тетрадь.) - В толковом словаре В.И.Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки, и даже загадки: " В воде родится, а воды боится". (Соль.)

3. - Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.

2. - Говоришь как кошка с котятами. А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова " кошка". Что по-вашему, оно означает?

1. (Смеётся.) - Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает?

3. - Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.

2. - А всё-таки?…

1. - Кошка-это домашнее животное.

2. - И только?

3. - А что же ещё?

2. - А ведь Владимир Иванович Даль даёт 9 толкований слова " кошка" ( открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях.. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плетёнка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

1. (Задумчиво.) - Да… А что там ещё про эту кошку?

2. - Пословицы: " Рано пташка запела, как бы кошка не съела", " Знай кошка своё лукошко", " Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть".

3. (Тоже заглядывает в книгу.) - Тут и загадка про кошку есть: " Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка"

1. (Присоединяется к ним.) - А теперь отгадайте, что это: " Белая кошка лезет в окошко?" ( 2 и 3 молчат). Свет! Вот ещё одна: " Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?"

2 и 3 вместе: " - Три!"

1. - А что ты ещё о Дале знаешь?

2. - Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники " Ботаника" и " Зоология".

1. - С детства Даль любил, по его собственному признанию, " копаться над какой-нибудь ручной работой": он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей- крестьян ( ремесленников, солдат)

3. - Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу- " Толковый словарь живого великого русского языка" и с благодарностью вспоминаем его автора- Владимира Ивановича Даля, человека, который собирал слова 

Игра: состав слова - великорусский. 

3. Работа с учебником.  Чтение с. 53, упр. 8 записать слова.

1. Записать слова, поставить ударение

2. Указать окончание родительного падежа, род

3. Определить лексическое значение слова

4. Составить с данным словом словосочетание или предложение.

 5) устно: с.54, упр.10, с. 68 упр. 137

6 ) работа с правилом: с.54

 7) устно: с.54, упр.10, с. 55 упр. 12,

VI.Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

Сам – но:

  1. записать слова под диктовку в три столбика:

сущ – е прил – е глагол

Школа, построили, каменный, ученица, хорошая, читать, озеро, зимнее,

интересные, восток, взлетел, магазин, обедает, сильное капуста, счастливая, зелёная, растут.

  1. запись под диктовку:

Всегда работает река. Она тащит баржи. По воде бегут теплоходы. Река

даёт электрический ток городам, заводам, колхозам, железной дороге. Вода моет улицы, тушит пожары.

Обозначить части речи

  1. Как доказать, что слово солнце в предложении является именем существительным?

Солнце 3 вышло из-за тучи.

Образец доказательства:

Слово солнце - имя существительное, так как:

  1. оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

  2. Среднего рода, стоит в именительном падеже, в единственном числе;

  3. В предложении является подлежащим.

Следовательно, солнце – имя существительное.

Выполнение упр. 145 сделать морфологический разбор имен существительных

  1. Как определить число имен существительных?

  2. Как определить падеж имен существительных?

Найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос:

бегу (от кого?) от кота (Р.п.), подхожу (к кому?) к коту (Д.п.)

VIII. Домашнее задание:

с.52-54 правило, упр.13 стр. 55

IX. Итог урока





















Русский язык 4 класс

Дата: ________ ____ Урок 22

Тема: Патриотизм. Собственные и нарицательные имена существительные.

Цели: Закрепление знаний учащихся об имени существительном, их грамматическими признаками; развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, умения различать части речи, воспитание аккуратности в работе;

Тип урока: урок закрепления знаний

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Каллиграфическая минутка: оло ело

Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего.

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Словарный диктант: домбра, степь, солнце, жёлтый, золотой.

2) списать с доски:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Объяснить орфограммы, обозначить части речи

IV. Постановка целей и задач урока

V.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу:

Какую роль играют имена существительные в речи?

1) устно: с.56 упр. 1

2) сам– но: с 57, упр.2, упр. 3, с. 75 упр. 154, упр. 155

3) работа с правилом: с.58

4) устно: с.55 упр. 1, упр. 6

VI.Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

Сам – но:

  1. записать слова под диктовку в три столбика:

существительное прилагательное глагол

Школа, построили, каменный, ученица, хорошая, читать, озеро, зимнее,

интересные, восток, взлетел, магазин, обедает, сильное капуста, счастливая, зелёная, растут.

  1. запись под диктовку:

Всегда работает река. Она тащит баржи. По воде бегут теплоходы. Река

даёт электрический ток городам, заводам, колхозам, железной дороге. Вода моет улицы, тушит пожары.

Обозначить части речи

  1. Как доказать, что слово солнце в предложении является именем существительным?

Солнце 3 вышло из-за тучи.

Образец доказательства:

Слово солнце - имя существительное, так как:

оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

Среднего рода, стоит в именительном падеже, в единственном числе;

В предложении является подлежащим.

Следовательно, солнце – имя существительное.

  1. Как определить число имен существительных?

  2. Как определить падеж имен существительных?

VIII. Домашнее задание:

упр.4 стр. 58

  1. Итог урока

Русский язык 4 класс

Дата: ________ ____ Урок 23 – 24

Тема: Правда и ложь. Род и число имен существительных.

Цели: Закрепление знаний учащихся об имени существительном, их грамматическими признаками; развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, умения различать части речи, воспитание аккуратности в работе;

Тип урока: урок закрепления знаний

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Каллиграфическая минутка:

Яролведиамшпезюг

Кто правдой живет, тот добра наживет.

Как определить число имен существительных?

Как определить падеж имен существительных?

- Какие сочетания являются словами? Почему?

Подчеркнуть их.

Яр – 1) крутой берег, обрыв

2) глубокий заросший овраг

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Словарная работа:

  1. знакомство с новым словом:

завтрак – утренняя еда, еда до обеда (карточка)

  1. комментированное письмо:

Вова потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а

Вова стоял в сторонке.

В 1м предложении – обозначить ударение и подчеркнуть согласные буквы.

Во 2м предложении – обозначить части речи и подчеркнуть однокорен-ные слова.

  1. фонетический разбор:

завтрак – 2сл., 7зв., 7б., 2гл., 5согл

з – [ з ] – согл., зв., парн., тв

а – [ a ] – гл., уд

в – [ ф ] согл., глух., парн., тв

т – [ т ] – согл., глух., парн., тв

р – [ р ] – согл., звон., непарн., тв

а – [ a ] – гл., безуд

к – [ к ] – согл., глух., парн., тв

IV. Постановка целей и задач урока

V.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу:

1) чтение басни Л.Н. Толстого «Лгун» учителем. Определи основную мысль - мораль басни. О каких ценностях говорит писатель?

- Чем отличаются звонкие согласные звуки от глухих согласных?

2) устная работа: упр. 2 стр. 61

3) парная работа: упр. 3 стр. 61

4) самостоятельно: упр. 4 стр. 61

5) работа с правилом с. 62

6) коллективная работа: упр. 5 стр. 62

7) устная работа: упр. 6 стр. 62

8) работа с правилом с. 62

VI. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

Запись под диктовку:

В лесу летом.

Мы любим ходить в лес. Там много тайн и загадок. У старой сосны ре-бята видели нору лисицы. Ваня заметил в лесу ёжика. Катюша слушала ку-кушку. Маленькая Света нашла красивый гриб. Это был мухомор.

В 1м предложении – подчеркнуть гласные

Во 2м предложении – подчеркнуть согласные

В 3м предложении – обозначить ударение

2) устная работа: упр. 7 стр. 63, упр. 8,9 стр. 64

VII. Домашнее задание:

с.64 упр. 10

VIII. Итог урока













































Русский язык 4 класс

Дата: _________________________ Урок 25_

Тема: Развитие речи: Изложение с элементами рассуждения.

Цели урока:

Совершенствовать умение определять тему текста, выделять смысловые части, озаглавливать их на основе определения микротем, передавать содержание близко к тексту;

содействовать обогащению словаря детей образными словами и выражениями;

способствовать воспитанию внимательного отношения к слову, потребность у учащихся внимательно вслушиваться и понимать родной язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его удивительную выразительность.

Ход урока.

I. Оргмомент

Изложить – это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чем и о ком идет речь.

Памятка «Как подготовиться к изложению»

1. Прочитай (или прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.

2. Найди (определи) в тексте опорные слова.

3. Раздели текст на части. Озаглавь их. (Составь план)

4. Найди буквы, которые нужно проверить. Объясни, почему так пишутся слова.

5. Еще раз прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

Текст изложения:

Солнечная капля

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, желтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно.

Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь нее и замер. Все кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.

Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

По Э. Шиму (57 слов)

1. Чтение текста учащимися.

- О каком чудесном превращении рассказал автор?

2. Структурный анализ текста.

- Прочитайте заголовок. Почему так называется? О какой солнечной капле рассказывает автор?

-когда появилась на свет солнечная капля: какое это было время года? Месяц? Какой был день, пасмурный или солнечный? Как появилась на свет солнечная капля? Прочитайте ту часть текста, в которой об этом рассказано. Определите микротему этой части. (Сосулька плачет)

- кто особенно обрадовался солнышку, весенней капели? Прочитайте ту часть текста, где об этом говорится. Почему вы решили, что воробьи обрадовались весне? Определите микротему этой части. (Воробьи радуются весне.- воробьи приветствуют весну)

- В какой части говорится о том, как капля изменила мир, прочитайте. Как изменила мир капля? Почему это произошло? Озаглавьте третью часть текста с точки зрения ее микротемы. (Взгляд сквозь каплю)

- Прочитайте последнюю часть текста. Какое чудо совершила крохотная капля? Определите микротему словами текста. (Весь мир осветила крохотная капля)

Составление плана.

- Какова тема текста? Какова основная мысль текста? (Солнечная капля совершила чудо, изменила мир) Сколько микротем мы выделили в общей теме? (4) Следовательно, сколько смысловых частей в тексте? Из скольких пунктов будет состоять план?

Запись в тетради.

II. Итог урока


Русский язык 4 класс

Дата: _________ Урок 26 – 27

Тема: Склонением имён существительных по падежам.

Цели: Повторить склонение имён сущ-х, развитие орф-й зоркости, умения определять склонение имён существительных, воспитание аккуратности в работе;

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Оргмомент

Мы смекалистые дети,
Все хотим узнать на свете.
Мы искали и нашли:
Три склонения прошли.

II. Каллиграфическая минутка: пар пжд

Гонись не за золотом, а за знаниями.

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Кол – но просклонять: синица, вьюга

IV. Постановка целей и задач урока

Что нужно сделать, чтобы определить склонение? Как определить склонение у существительного, если оно стоит в косвенном падеже? Приведите примеры сущ.1 скл., 2 скл., 3 скл.

V. Организация восприятия и осмысления новой информации:

1) работа с правилом: с.80-81

запись в тетрадях:1скл.2скл.3скл.

ж. р. и м. р. ср. р. –о, -е ж. р.

- а, - я м. р. – й, -ь, - ь

2)устно: Ребята, перед вами слово. Образуйте от данного слова три однокоренных существительных I, II, III склонений. Разберите слова по составу.

Старый - (1. старушка 2. старик (старец) 3. старость)

Хитрый - ( 1. хитринка 2. хитрец 3. хитрость )

 Бедный - ( 1. бедный 2. бедняк 3. бедность)

К именам существительным подберите и напишите антонимы, относящиеся к другому склонению.

Героизм (2) – трусость (3); ложь (3) – правда (1); трудолюбие (2) – лень (3); злость (3) – доброта (1); радость (3) – горе (2); польза (1) – вред (2).


VIОрг-я усв-я способов деят-и путём восп-я инф-и и упр-й в её применении по образцу:

Падежи имён существительных

падеж

вопросы

предлоги

Роль в предложении

Именительный


Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

кто? что?

кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

о ком? о чем?

нет предлогов

от, до, из, без, у, для, около, с,

к, по

в, на, за, про

с, за, под, над, между, перед

о, об, обо, в, во, на, при

Подлежащее (Главные член предложения)


Второстепенные члены предложения (дополнение)


Прочитай название рассказа Ы. Алтынсарина. («Садовые деревья»).Предположи, о чем может быть рассказ.


VII.Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:

1) коллективная работа: упр. 3 стр. 69

2) работа с правилом с. 70

3) самостоятельно: упр. 4, упр. 5 стр. 70

4) устная работа: упр. 6 стр. 71

5) устная работа: упр. 9 стр. 72

  1. фонетический разбор: бровь

VIII. Домашнее задание:

с.70, упр. 7, повторить падежи

IX. Итог урока















































Русский язык 4 класс

Дата:________________________________ Урок 28 – 29

Тема: Сила души. Различие падежей имён существительных.

Цели: Повторить склонение имён сущ-х, развитие орф-й зоркости, умения определять склонение имён существительных, воспитание аккуратности в работе;

Тип урока: комбинированный


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Орфографическая пятиминутка

Нал..жение2, уг..релый, р..стут, прил..гать, заг…реть, з..рница, бе..сердечный, во..награждение, пр..школьный2, пр..интересный.

II. Каллиграфическая минутка: пар пжд

Не везде сила, где умение, а где и терпение.

III. Работа по карточкам “Найди друга”

К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой.

Алфавит
Огонь
Опрятный
Прыгать
Бросать
Красный

Аккуратный
Алый
Скакать
Азбука
Пламя
Кидать

Прочитай притчу «Кто сильнее?». Выскажи свое мнение о теме притчи. Стр. 73

IV. “Угадай слово”

Группа специалистов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.

Здание большой станции на путях сообщения.

Спортивная игра в волан, перебрасываемый ракетками через сетку от одного игрока к другому.

Красная строка, отступ вправо в начале строки.

Плод дуба.

Открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания.

Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.

Слова, одинаково звучащее, но разные по лексическому значению.

Ответы: жюри, вокзал, бадминтон, абзац, желудь, бассейн, цитата, омоним.

VI. Работа на подбор синонимов (слова на карточках)

– Какие слова называются синонимами?

Горе – беда, несчастье. Друг – товарищ, приятель. Холод – стужа, мороз.

VII. Отгадайте загадку

Далеко мой стук Слышится вокруг
Червякам я враг, А деревьям друг. (Дятел)

  1. самостоятельно: упр. 2, стр. 74

  2. устная работа: упр. 3 стр. 74

  3. устная работа: упр. 4, упр. 6 стр. 75

  4. фонетический разбор: бровь

VIII. Закрепление

1. Работа со стихотворением

Выразительно прочитать стихотворение. Выписать антонимы.

ЯБЛОКО

У прохожих на виду Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело? Просто Яблоко Висело.
Только конь сказал, Что низко,
А мышонок – Высоко,
Воробей сказал, Что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен Тем, что яблоко Мало.
А цыпленок – тем, что очень Велико и тяжело.
А котенку все равно. – Кислое, зачем оно?
– Что вы? – Шепчет червячок – Сладкий у него бочок.

(Антонимы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий)

2. Дифференцированная работа

Сильная группа:

Ручейку говорила река:
– Ты узок, а я …
– Ты мелок, а я …
Об одном позабыла река – Что она началась с … (ручейка

3. Игра с мячом

Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе – радость;
Большой – маленький;
Низкий – высокий;
Белый – черный;
Друг – враг;
Хороший – плохой;
Сложный – простой;
Синоним – антоним;
Мальчик – девочка;
Хорошо – плохо;
Зима – лето.

4. Закончить предложение на доске

Ученье – свет, а неученье – … (объяснить знаки препинания).
Знай больше, говори…
Корень ученья горек, да плод его… (объяснить смысл).

5.– К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное. Какие слова называют многозначными?

Свежий хлеб – черствый хлеб
Свежий журнал – старый журнал
Свежий ветер – теплый ветер
Легкий труд – тяжелый труд
Легкий путь – трудный путь
Легкий ветер – сильный ветер.

IX. Итог урока

X. Домашнее задание: стр. 76 упр. 5















Русский язык 4 класс

Дата: _________ Урок 30

Тема: Контрольный диктант.

Цели: проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Повторить склонение имён сущ-х, развитие орф-й зоркости, умения определять падеж имён существительных, воспитание аккуратности в работе;

Ход урока.

  1. Организация учебного процесса.

  2. Постановка целей и задач урока.

  3. Организация восприятия и осмысления новой информации.

1.Знакомство с текстом. (Читает учитель.)

Осень

Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют приближение холодной осени. Ранний отлёт этих птиц предсказывает раннюю зиму.
За ними потянутся стаи журавлей, уток, гусей. С громким криком улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути!

Грамматические задания
1. В предпоследнем предложении подчеркнуть главные члены.
2. Указать падежи всех существительных шестого предложения. (Ранний... .)

  1. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.

  1. Чтение текста детьми (жужжащее, цепочкой, по одному).

2. Орфографическая подготовка:

  • Обратить внимание на знаки препинания.

  1. Физминутка.

  2. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

  • Запись текста под диктовку учителя.

  • Чтение текста детьми. (3 – 5 учащихся зачитывают текст.)

  1. Рефлексия.





















Русский язык 4 класс

Дата: _________ 31

Тема: Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Цели:проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Повторить склонение имён сущ-х, развитие орф-й зоркости, умения определять падеж имён существительных, воспитание аккуратности в работе;

Ход урока.

  1. Организация учебного процесса.

  2. Постановка целей и задач урока.

  3. Организация восприятия и осмысления новой информации.

1.Знакомство с текстом. (Читает учитель.)


Чудесная пора осени.

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.

Я выхожу из дома, беру вёсла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.


Слова для справок: собирал, словно.


Грамматические задания:

I вариант: третье предложение разобрать.

II вариант: десятое предложение разобрать.


2.Разобрать слова по составу: осенние, зеркальной, чудесная.

  1. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.

  1. Чтение текста детьми (жужжащее, цепочкой, по одному).

2. Орфографическая подготовка:

  • Обратить внимание на знаки препинания.

  1. Физминутка.

  2. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

  • Запись текста под диктовку учителя.

  • Чтение текста детьми. (3 – 5 учащихся зачитывают текст.)

  1. Рефлексия.


















Русский язык 4 класс

Дата:______________________________ Урок 32

Тема: Ценности. Умная страничка. Проверь себя!

Цели:Закр знаний уч-ся о составе слова, о порядке разбора слов по составу, разворфогр. зоркости, фонемат слуха, умения и навыка выполнять пазбор слов по составу, воспитание

аккуратности в работе и ответственного отношения к учёбе;

Тип урока: урок закрепления знаний

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Каллиграфическая минутка: у Уулут Уд Ув

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Словарная работа: знакомство с новым словом:

отгадать загадку: Богатырь идёт железный, но работник он полезный. Тащит плуги за собой, разговор ведёт с весной.(трактор)

  1. фонетический разбор:

трактор – 2сл., 7зв., 7б., 2гл., 5согл

т – [ т ] – согл., глух., парн., тв

р – [ р ] – согл., зв., непарн., тв

а – [ a ] – гл., уд

к – [ к ] – согл., глух., парн., тв

т – [ т ] – согл., глух., парн., тв

о – [ a ] – гл., безуд

р – [ р ] – согл., зв., непарн., тв

3) комментированное письмо:

Наша мама – трактористка. Маму знает вся страна. Мы гордимся нашей мамой: в поле трудится она.обозначить части речи

  1. запись родственных слов и разбор их по составу:

Трактор, трактористка, тракторный

IV. Постановка целей и задач урока

Коллективная работа.

Прочитай по учебнику текст «Сыновья». Выполни задания после текста.

Критерии оценки:

10 баллов – «превосходно»

9-8 баллов – «хорошо»

7-6 баллов – «надо еще постараться»

5 баллов и менее – «пройди тестирование повторно»

V.Орган усвоения способов деят путём воспр инф и упр в её применении по образцу:

1) коллективный разбор слов по составу:

Столик, записка, ранний, загородка, перелёт, пушинка, стоял, писал, мостовая, находка, побелка, листочки, магазинчик, разъезд, часовой.

VI. Контроль над результатом учебной деятельности, осущ учителем и учащимися:

Запись под диктовку:

В лесу летом.

Мы любим ходить в лес. Там много тайн и загадок. У старой сосны ре-бята видели нору лисицы. Ваня заметил в лесу ёжика. Катюша слушала ку-кушку. Маленькая Света нашла красивый гриб. Это был мухомор.

В 1м предложении – подчеркнуть гласные

Во 2м предложении – подчеркнуть согласные

В 3м предложении – обозначить ударение

VII. Домашнее задание:

с.44, упр.10

VIII. Итог урока



Русский язык 4 класс

Дата:______________________________ Урок 33

Тема: Ценности. Умная страничка. Проверь себя! СОЧ

Цели:Закр знаний уч-ся о составе слова, о порядке разбора слов по составу, разворфогр. зоркости, фонемат слуха, умения и навыка выполнять пазбор слов по составу, воспитание

аккуратности в работе и ответственного отношения к учёбе;

Тип урока: урок закрепления знаний

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Каллиграфическая минутка: у Уулут Уд Ув

III. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:

Суммативное оценивание за 1четверть по предмету «Русский язык»

Слушание и говорение

Задание

Составь рассказ по плану и ключевым словам. [4]

Осень в лесу

1. Наступила осень.

2. Прогулка в лес.

3. Хороший денек!

Опорные слова: сентябрь, ласковое солнышко, пожелтели листья, воскресный день, тропинка в лесу, пестрый ковер, листопад, хоровод листьев, веселый денек.

Чтение [5]

Задание

Прочитай два текста.

Ничего в природе не могло быть лучше, чем степь! Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.

Егорушка, задыхаясь от зноя, побежал к осоке и оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль; только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади.

В траве Егорушка поймал скрипача, поднес к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой желтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.

Сравни тексты. Результаты сравнения запиши в таблицу.

Параметры

Текст 1

Текст 2

Похожие (+) Разные (-)

Тема (запишите тему каждого текста).




Основная мысль (запишите основную мысль каждого текста).







Ключевые слова (запишите по 4-5 ключевых слов каждого текста).




Сравниваем тексты и определяем их тип: текст-описание или текст-повествование.




Письмо [7]

Задание

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

В конце с…нтября стояла чудесная погода. В субботу друзья решили сходить на л…сное озеро. Берега озера поросли тростником. Вокруг тишина – не хрустят ве…ки, не св…стят птицы. Наступил вечер. Р…бята развели костер. Как вкусна печеная на углях карто…ка!

VI. Контроль над результатом учебной деятельности, осущ учителем и учащимися:

Запись под диктовку:

В лесу летом.

Мы любим ходить в лес. Там много тайн и загадок. У старой сосны ре-бята видели нору лисицы. Ваня заметил в лесу ёжика. Катюша слушала ку-кушку. Маленькая Света нашла красивый гриб. Это был мухомор.

В 1м предложении – подчеркнуть гласные

Во 2м предложении – подчеркнуть согласные

В 3м предложении – обозначить ударение

VII. Итог урока




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!