СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение как один из факторов формирования гражданской идентичности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение рождает чувство патриотизма  - глубокой любви к Родине.Знание своего края ,его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании ,поскольку родной край - живая ,деятельная частица великого мира.Именно краеведение является традиционным и эффективным средством воспитания современной молодежи. Проявление любви к Родине ,изучение родного края расширяет интнллектуальный кругозор учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Краеведение как один из факторов формирования гражданской идентичности»

Менделеевский муниципальный район Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Старо – Гришкинская основная общеобразовательная школа»















Выступление

Тема : « Краеведение как один из факторов формирования

гражданской идентичности »










Выполнила : Одинцова Юлия Иосифовна

учитель русского языка и литературы











Современный человек должен быть глубоко мыслящим ,всесторонне развитым ,толерантным ,активным ,креативным, любящим свой родной край, историю и культуру своего народа. В настоящее время многие вопросы жизни требуют для своего решения умственного напряжения. Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полном объёме затрагивает все уровни образовательных учреждений. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России. В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Именно краеведение является традиционным и эффективным средством воспитания современной молодежи. Проявление любви к Родине ,изучение родного края расширяет интеллектуальный кругозор учащихся. Знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче. Ученик, открывающий для себя новые, неизвестные для себя стороны в историческом  развитии своей малой родины, чувствует себя первопроходцем. Незаметно в ходе обучения учащийся начинает расти как гражданин: приобретает такие качества, как национальная гордость. Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.. ФГОС общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик учащегося, как: «любящий свой народ, свой край и свою Родину». Важным средством формирования гражданского потенциала является краеведческий компонент. «Малая родина, родной дом, истоки… Каждый из нас задумывался над этими простыми и в то же время исключительно емкими, всеобъемлющими словами.

Для меня они всегда ассоциируются с уникальной природой своего родного края , и ощущение радости от постоянных контактов с ней не покидает меня с раннего детства». Развивающий потенциал краеведения необычайно велик. Изучать свой родной край – не значит просто наблюдать явления, а необходимо осмысливать их, заниматься проектной ,исследовательской деятельностью. Нам нужно знать свой край не только потому, что это интересно, а потому, что знание родного края поможет изменить его облик, способствовать его развитию и процветанию. Поскольку школа отражает все социальные процессы, особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Школа - это то место , где учат добру, справедливости, толерантности ,честности и любви к ближнему. Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. Воспитание гражданственности и патриотизма через краеведение – сложный процесс, который развивает познавательный интерес к окружающему миру, формирует творческие и интеллектуальные способности , поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала, воображение, эмоции в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирует представления об историческом прошлом и настоящем нашего края ; дает возможность осознания учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирования личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; развивает мышление. Воспитание краеведческим материалом подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Краеведение воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного края. Изучив родной край , учащийся становится высоконравственным , творческим , компетентным гражданином России, принимающий судьбу Отечества , как свою личную. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своей страны. В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознаѐт вечные, непреходящие ценности человека: честность, справедливость, совестливость, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Формирование гражданской  идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества,  героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества.





Широкие возможности для формирования личности школьника, приобщения его к национальной культуре, ознакомления его с историей страны и своей малой Родиной открывает краеведческая работа гражданско-патриотической направленности. Введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины и во внеклассную работу следует тщательно продумывать. Упоминание на уроках имён знаменитых земляков, которые жили прежде или продолжают жить в той же местности, что и ученики, позволяет детям почувствовать себя причастными к историческим процессам. Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а приме­ром увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качест­ва растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру. Огромные возможности  краеведения позволяют воспитывать патриота и гражданина на конкретном материале своего родного края. Краеведческая работа помогает формированию личной сопричастности учащихся к историческому культурному прошлому. Учащимися 7 класса был создан проект « История страны в истории семьи». В данном проекте прослеживались исторические события России,  начиная с конца 19 столетия вплоть до наших времен через судьбы членов семей учащихся класса. Была проделана огромная работа, собран ценнейший фотоматериал, архивные документы. Центральным трагическим событием истории нашей страны является Великая Отечественная война.  « Нет в России семьи такой, где б,   не памятен был свой герой….» Учащиеся 6 класса создали проект « Воинская доблесть наших близких», в котором рассказали о своих родственниках, участниках, тех грозных событий. В ходе работы ребята посетили краеведческий музей в г. Менделеевск , поработали в архивах школьного краеведческого музея, встречались с ветеранами Вов. Каждая семья имеет свою историю, свои  обычаи и традиции, во многих семьях хранятся уникальные исторические документы , предметы  старины. Проект   8  класса « Домашние архивы или как сохранить историю семьи»  рассказывает о  том, что, как важно проводить работу по сохранению культурного наследия, что откладывать её  на потом нельзя, т.к. вместе со старшим поколением от нас уходят уникальные  интересные сведения, которые составляют частичку нашей общей истории. Важной составляющей гражданской идентичности личности является патриотическое воспитание, которое направлено на формирование чувства любви к Родине и гордость за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь. Изучение родного края становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Школьные музеи можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования.



Возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе края, собранные и оформленные учащимися (гербарии, документы, предметы быта и т.п.), они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Школьный музей можно использовать как компонент учебно-воспитательного процесса, применяя методы как классной, так и внеклассной работы. Школьный музей может стать лабораторией, где с помощью учителя ребенок совершает открытия. Формы взаимодействия музея и школы по краеведческому образованию школьников достаточно разнообразны. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять учас­тие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории родного края . Это выразилось в написании учащимися ряда исследовательских работ о ветеранах- выпускниках школы, родословных, истории создания школы . На материалах музея педагоги нашей школы разрабатывают и проводят тематические беседы, классные часы, экскурсии ,внеклассные мероприятия . Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании Российской Федерации :

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

-защита национальных, культурных и религиозных традиций;

-формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры;

-формирование приоритета общечеловеческих ценностей.

Краеведческий курс позволяет в комплексе изучить различные сферы общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Академик Лихачёв Д.С. писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки».

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных педагогических задач нашего времени. Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего - это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины».




Мы стараемся воспитывать в детях уважение к национальной культуре , традициям и обычаям своей страны , а наша культура и история напрямую связана с верой наших предков - с Православием. Ученики нашей школы посещают воскресную школу церкви.

Для привлечения культурно - исторического наследия в учебно- воспитательный процесс школы мы используем следующие формы работы :

- классные часы ,викторины ,диспуты ,конкурсы ;

- посещение музеев ,внеклассные мероприятия ;

- походы ,праздники ,концерты ,посвященные патриотической тематике ,

защите Отечества .

Наш школьный краеведческий музей существует с 1991 года. Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам. На основе поискового материала дети, изучая фольклор, обряды, традиции, искусство своей малой родины, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого. При поисковой и исследовательской работе у школьников повышается интерес к учебе , развивается самостоятельность ,активность ,сплоченность коллектива.

В школе созданы стенды , посвященные Великой Отечественной войне :

« Они вернулись с победой » , «Талантливые люди нашего села»,

«Воины – афганцы из Гришкино» , «Труженицы тыла».

Созданы альбомы о жизни ветеранов Великой Отечественной войны. Фольклорный ансамбль «Бигэш» был образован в 1941 году перед Великой Отечественной войной в марте. Народный фольклорный ансамбль участвовал в различных мероприятиях в Москве , в Казани, в Ижевске ,Петербурге . Детский фольклорный ансамбль «Бигэшкэй» под руководством Мамаковой Валентины Викторовны ездил с выступлением в Турцию. Ансамбль ежегодно участвует в различных национальных праздниках села , района , республики. Наш край изучал японский ученый - исследователь Акира Сакурама . Он изучал историю ,обычаи ,традиции и культуру кряшенского народа .

Краеведение развивает во всей своей полноте такие личностные качества учащихся школы: чувство самоуважения, уважение членов своей семьи, эстетическое ,нравственное и практическое отношение к окружающей среде; любовь к своим родителям, дому, улице, соседям, друзьям, школе, природе, животным, городу , любовь к своей необъятной неповторимой Родине. Краеведение дает возможность показать детям, что изучив историю родного края , они узнают о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми , местом проживания, значит ты - их историческое продолжение, значит ты - частица истории края, частица истории страны.


Использованная литература.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2011.

2.Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2010.

3.Обухова Л.А., Махина Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» .

4.Камашев И.И. « Мы – азинцы » Менделеевск 2012 год.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!