СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестьянская реформа 1861

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока "Крестьянская реформа 1861 г.": знакомство учащихся с реформой отмены крепостного права.

Просмотр содержимого документа
«Крестьянская реформа 1861»

Тема: «Крестьянская реформа 1861 года»

(слайд 1)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны;

  • продолжить формирование основных умений у учащихся: самостоятельно получать новые знания по источникам; систематизировать информацию, анализировать и обобщать фактический материал.

Задачи:

  • Образовательные: развивать умение самостоятельно работать с текстом параграфа. Устанавливать причинно-следственные связи.

  • Развивающие: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, аргументировать свое отношение к ней.

  • Воспитательные: содействовать воспитанию нравственности, гражданственности и уважения к истории Отечества.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практикум

Оборудование урока, средства обучения:

  • учебное пособие История России, XIX век. 9 класс/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М., Просвещение, 2014;

  • мультимедийное оборудование; наглядный материал.

Основные термины и понятия: «Манифест 19 февраля 1861 года», «Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «временнообязанные» крестьяне, Уставная грамота, мировые посредники.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний (тест с взаимопроверкой)

  1. Выберите дату начала правления Александра II.


1). 14 февраля 1855 года.

2). 9 марта 1855 года.

3). 19 февраля 1855 года.

4). 19 февраля 1857 года.


2.  Укажите одну из характерных черт внутренней политики в начале царствования Александра II?

1) предоставление новых привилегий дворянству
2) ужесточение преследования либералов
3) смягчение цензуры и расширение числа печатных изда­ний
4) отказ от преобразований из-за страха перед революци­онным движением

3. Что из перечисленного сближает начало царствования Александра II с первыми годами царствования его дяди Александра I?


1) бескомпромиссная борьба с либеральным движением
2) оба царствования начались с дворцовых переворотов
3) оба правителя выступали за дальнейшее усиление само­державной власти и отвергали идею конституции
4) курс на проведение реформ во многих областях жизни российского общества

4. Как называлась газета, издаваемая в Вольной русской ти­пографии в Лондоне с 1857 г., со страниц которой звучали призывы к решительным преобразованиям в России?


1) Колокол
2) Современник
3) Трутень
4) Вестник Европы

5. Этот политический деятель, находясь в эмиграции, основал Вольную русскую типографию и из­давал альманах и газету, которые оказали сильное влияние на российское общество на начальном этапе Великих реформ 1850-1870-х гг.?


1) Н.Г. Чернышевский
2) Б.Н. Чичерин
3) М.А. Бакунин
4) А.И. Герцен

6. Как назывались земли, которые перешли по условиям рефор­мы 1861 года помещикам?


1) отруба
2) хутора
3) усадьбы
4) отрезки

  1. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

В самый разгар Крымской войны, 18 февраля 1855 года, при загадочных обстоятельствах умирает император Николай I.

Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, сыну Александру Николай I.

Рассматривается слайд с изображением Александра II и его отца Николая I (слайд 2, 3)

- Так какие же проблемы оставил Александру II его отец? (проигранная Крымская война и достойный выход из нее России; отмена крепостного права; необходимость проведения реформ в Российском государстве)


 Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил очень хорошее образование. Главным наставником будущего императора был поэт В.А. Жуковский. Он старался привить ему либеральные взгляды на общество. Правовым воспитанием цесаревича занимался М.М. Сперанский. Экономику преподавал Е.Ф. Канкрин.


(слайд 4)– изображение названных преподавателей и самого Александра.


 Во время путешествия за границу Александр II познакомился со своей женой, а побывав в Сибири, попросил отца проявить милость к декабристам.


(слайд 5) – изображение Александра II


Вопрос к классу:

  • Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? Как, на ваш взгляд, воспитание Александра II повлияло на его характер?

  • Решение крестьянского вопроса (отмена крепостного права) давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос? (Екатерина II, Александр I и Николай I)

Каковы же были предпосылки отмены крепостного права.

(слайд 6)


Предпосылки отмены крепостного права

  • XVIII в. – «Путешествие из  Петербурга в Москву», А.Н. Радищев.

  • 1797 г. – «Указ о трехдневной барщине», Павел I .

  • 1803 г. – «Указ о вольных хлебопашцах», Александр I .

  • 1816 – 1819 гг. – Закон «О полной отмене крепостного права в трех прибалтийских губерниях: Эстляндии, Курляндии и Лифляндии», Александр I.

  • 1842 г. – Закон «Об обязанных крестьянах» (реформа Киселева), Николай I.

  • 1847 г. –крепостные крестьяне получали право освобождения за выкуп в случае продажи имения их владельца, Николай I.

 

Вопрос отмены крепостного права был актуален в российском обществе. Прежде всего, он имел моральную сторону.


Вопросы классу:

  • Как русское общество относилось к крепостничеству?

  • Как и кем в русской литературе описывались ужасы крепостного права?

  • Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

 

Для отмены крепостного права  в России в середине XIX века сложились все предпосылки. Но принятие окончательного решения о его мене Александром II было продиктовано не только внутренними условиями, но и внешними обстоятельствами.


Задание классу: самостоятельная работа с учебником стр. 118. Заполнить таблицу «Причины отмены крепостного права».

После заполнения работа проверяется по слайду.


(слайд 7) – Причины отмены крепостного права


Причины отмены крепостного права

 

  • Поражение в Крымской войне

  • Военно – техническое отставание России от европейских государств

  • Социально – экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

  • Массовое крестьянское движение

  • Изменение атмосферы в российском обществе


 

Перед московским дворянством, 30 марта 1854 года, Александр II выступил с речью, где впервые озвучил мысли об отмене крепостного права:


(слайд 8)

«… лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу».


(слайд 9)

Подготовка к отмене крепостного права

03.01.1857 г. – создание Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян.

Октябрь 1857 г. –обсуждение вопроса об освобождении крестьян без наделения их землей

 20.11.1857 г. – учреждение губернских комитетов для обсуждения условий освобождения .

Февраль 1858 г. – переименование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу.

Март 1859 г. – учреждение редакционной комиссии. Назначение Председателем генерала Я.И. Ростовцева. 


Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний, и составить на их основе общий проект закона об отмене крепостного права и освобождении крестьян.

 

Вопрос классу:  Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян. Как вы думаете, почему? Какую роль в этом вопросе он отводил себе?

Задание классу: 

Известно, что сразу после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имевшиеся к этому времени проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Как вы думаете, каковы эти варианты?

Смотрим на слайд.

(слайд 10)



Варианты освобождения крестьян




Освобождение крестьян без земли

Освобождение крестьян с землей за выкуп

Освобождение крестьян с землей без выкупа

сторонники

Дворяне в губернских комитетах

Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранение помещичьего землевладения

Революционно настроенная часть общества

Вопрос классу: На ваш взгляд, какой вариант избрал Александр II? Почему?

(слайд 11) – «Завершение работы над проектом крестьянской реформы»

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта». В документе было прописано: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».

Основные положения манифеста

(слайд 12)

Пункт 2 – порядок личного освобождения

Крестьяне:

  • Лично свободны;

  • Наделены общегражданскими и имущественными правами.

Но! Сохраняются:

  • Сословное деление;

  • Крестьянская подать;

  • Рекрутские наборы;

  • Зависимость от общины.

(слайд 13)

Пункт 6 – порядок наделения землей

Сохраняется помещичье землевладение. Крестьяне наделяются землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Размер выкупной нормы составляет от 3 до 12 десятин. За землю лично свободные крестьяне должны платить барщину и оброк до полного ее выкупа. Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), называются временнообязанными. Размер надела, оброка (барщины) определяется Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

(слайд 14)

Выкупная операция:

  • крестьянин платит помещику 25% стоимости земли;

  • 75% стоимости земли помещику возмещает государство;

  • государство выделяет крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга сроком на 49 лет;

  • отменить выкупную операцию нельзя после заключения соглашения!

(слайд 15)

Пункт 17 – порядок управления крестьянской общиной

Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.

Контроль за этим лежал на мировых посредниках.

Вопрос классу: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником земли благодаря манифесту?

 

В апреле 1861 года в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, которые требовали «полной воли» и немедленного предоставления земли. В конце 1861 года народ разочаровался в реформах, потому что они были не последовательны и по сути ничего не меняли.

Вопрос классу: Как вы понимаете строки Н.А. Некрасова? (слайд 16)

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом  - по барину,

Другим – по мужику.

- Как автор оценивает отмену крепостного права?

- Как вы оцениваете эти события?

- Каково значение отмены крепостного права? (ответы детей)

(слайд 17)

Значение отмены крепостного права

  • Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создала условия для победы свободных договорных отношений.

  • Реформа 1861 года способствовала развитию капитализма в России.

  • В результате реформы было освобождено 20 миллионов крестьян

 

 

  1.  Подведение итогов

Ответьте на вопросы

  • Каковы прогрессивные черты реформы?

  • Какие крепостные черты она сохранила?

Рабочая таблица

Прогрессивные черты реформы

Сохранение крепостных пережитков

 

 

 

  1. Домашнее задание

  1. Прочитать параграф § 16 учебника, выучить термины

  2. Творческое задание: написать письмо от лица освобожденного крестьянина или от лица помещика, отпустившего крестьянина. Письмо пишем на имя императора Александра II.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!