СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности критериального оценивания на уроках математики. Пример карты оценивания

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание на уроках математики»

Введение

На протяжении многих лет оценивание происходит с использованием метода вычитания. Ребенок делает задание, а учитель из пятерки начинаем вычитать баллы за ошибки. Т.е. фактически ребенка наказывают за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.

Глава 1 Понятие и особенности критериального оценивания.

    1. Установки и преимущества критериального оценивания

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования,   способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.

Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом.

Во-первых, система оценивания должна давать возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык.

Во-вторых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащихся своих достижений.

 В-третьих, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, коллективом школы.

В-четвертых, система оценивания должна быть единой применительно к конкретному классу.

В-пятых, система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Установки критериального оценивания:

- оцениваться может только работа учащегося, а не его личность;

-работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном, который известен учащимся заранее и описан с помощью критериев;

-имеется четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку:

-оценивание осуществляется несколькими педагогами (стандартизация оценивания)

В чём преимущества критериального оценивания:

  1. соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);

  2. предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;

  3. делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);

  4. способствует развитию навыков самооценивания;

  5. воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;

  6. способствует росту мотивации к обучению;

  7. повышает качество образования.

8. Оценивание учащихся на каждом этапе урока (учащиеся видят, из чего складывается итоговая оценка обучения);

9. Самооценка и взаимооценка (работая в паре и/или группе, формируется умение учащихся работать в коллективе, но при этом наблюдается минимальное влияние учителя на итоговую оценку обучения);

Образовательный эффект от применения критериального оценивания:

-ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей деятельности;

-ученик заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы;

-учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта;

-у ученика есть возможность высказывать свою точку зрения в ходе обсуждения критериев, что приводит к снижению школьной тревожности.

Практическое задание (подтверждение теории) «Нарисуйте дом»

Теперь оценим работы по критериям. За каждый выполненный критерий- 1 балл.

1.Фундамент – 1 балл

2.Стены дома –1 балл

3.Крыша – 1балл

4. Дверь – 1 балл

5. Окно - 1 балл

6. Окно на чердаке – 1 балл

7. Водосточная труба – 1 балл

8. Труба на крыше дома – 1 балл

9. Использовали не менее 3 видов геометрических фигур – 1 балл

10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл

Максимальное количество баллов -  10 

0-4 балла -       «2»

5-6 баллов -     «3»

7-8 баллов -     «4»

9-10 баллов - «5»

    1. Система критериального оценивания

Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее.

Формирующее

Констатирующее (суммирующее)

производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.)

в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы)

помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов

даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме

позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения

даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки

Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.

Констатирующее внутреннее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения определенного блока учебной информации. Осуществляется педагогами или администрацией школы.

Констатирующее внешнее оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении уровня обучения.

Формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них не учитываются при выставлении триместровых (четвертных, полугодовых) оценок. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ (критериальных).

Для оценивания достижений учащихся по математике мы применяем четыре критерия. Названия критериев и краткое описание их содержания приводится в таблице:

Обозначение критерия

Название критерия

Краткое описание содержания критерия

А

Знание и понимание

Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях

В

Исследование закономерностей

Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними.

С

Передача информации на математическом языке

Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения

D

Размышления в математике

Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения

В целях развития математической грамотности рекомендуется научить учащихся:

  • использовать справочные материалы, осуществлять поиск определений, формул и других утверждений в учебной и справочной литературе;

  • применять систему алгебраических знаний, умений и графические навыки в различных жизненных ситуациях;

  • находить, анализировать, обрабатывать, синтезировать информацию;

  • пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;

  • применять приобретенные алгебраические преобразования и функционально-графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах;

  • аргументировать свою точку зрения, участвовать в обсуждении и делать логически обоснованные выводы;

  • работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;

  • решать практико-ориентированные задания, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

  • анализировать реальные числовые данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

  • пользоваться современными информационными технологиями в качестве инструментария решения математических задач прикладного характера.

Обязательное условие при критериальном оценивании – “общественный договор” понятный всем участникам. Необходимо разработать подробные инструкции (рубрикаторы), которые делают процедуру оценивания максимально “прозрачной”. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Такие рубрикаторы составляются для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.

Наличие рубрикатора для учителя упрощает проверку работы и делает ее более объективной; для ученика – оценка становится аргументированной и, следовательно, понятной; а так же становятся ясны пути корректировки знаний, умений и навыков.

Проверочный лист заполняется учеником трижды.

Проверочные листы на уроке в начале изучения темы. Они заполняют первую колонку листа, по мере изучения темы, тем самым демонстрируя первичное знакомство с данным понятием. На уроке повторения и обобщения изученного материала учащиеся заполняют вторую колонку листа, используя знаки: “+” – если учащийся уверен в своих знаниях по этому вопросу; “+” – если знает, но не очень точно; “–” – если вовсе не знает данный материал. Далее ученик берет этот лист домой и использует его для домашней подготовки к контрольной работе. Последняя третья колонка заполняется на уроке за урок до контрольной работы. Раздел “уметь” оценивается учителем в результате проверки самостоятельных и срезовых работ.

Систематическая работа, с проверочными листами привлекая всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) позволяет повысить мотивацию к учёбе за счёт снижения тревожности, чёткого понимания требований, предъявляемых учителем, повышает прозрачность оценивания (т.е. понимание родителями и учащимися проблем и путей их решения), что приводит к повышению качества знаний.

Критериальное оценивание

“ЗА”

  1. Снижение тревожности

  2. Сравнение собственных достижений с эталоном

  3. Объективность

  4. Прозрачность

  5. Единство требований

  6. Многогранность

  7. Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

“ПРОТИВ”

  1. Трудоемкость

  2. Издержки адаптационного периода

При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.








Глава 2 Применение критериального оценивания на уроках геометрии в 7 классе.

2.1. Разработанные рубрикаторы

  1. Теоретическая часть:

- Знание определений и понятий -1 балл

- Представление знаний в правильных рисунках и схемах – 1 балл

- Знание теоремы – 1 балл

- Умение доказать теорему ( с небольшими неточностями или подсказкой) – 1балл

- Доказательство без ошибок – 1 балл

2. Решение задач:

- Грамотное оформление условия задачи (Дано) – 1 балл

- Правильный рисунок к задаче – 1 балл

- Правильное решение в числах без объяснений – 1 балл

- Правильное решение с неполным объяснением или с полным объяснением, но с арифметической ошибкой – 1 балл

- Правильное решение с грамотным и логическим объяснением, с ответом -1 балл.

3.Выполнение самостоятельной или проверочной работы :

- Выполнено от 60% заданий - 3 балла

-Выполнено 75-85% заданий – 4 балла

-Выполнено 85-100% заданий – 5 баллов

- Выполнено меньше 60% работы – 2 балла

4.Изучение темы (главы, раздела):

- Знание теории ( определения , теоремы, доказательства) – 2 балла

- Решение простейших задач ( на одну теорему) – 1 балл

- Решение задач с использованием 2 теорем – 1 балл

- Решение комбинированных задач – 1 балл.

5.Работа на уроке (без использования ресурсов МЭО):

- Знание теоретической части (определения , рисунки, теоремы)

- Решение простых задач ( на одну теорему ) – 3 балла

- Решение комбинированных задач – 4-5баллов

6. Работа на уроке с использованием ресурсов МЭО:

- Знание теоретической части (определения , рисунки, теоремы)- 2балла

- Решение тренировочных заданий- 1 балл

- Решение заданий с открытым ответом- 1 балл

- Ответ на ключевой вопрос – 1 балл

Количество набранных баллов соответствует оценке.

2.2. Пример дескриптора: Тема «Прямоугольные треугольники»


Знаю

Умею применять

Решаю задачи

1. Понятие прямоугольный треугольник, его изображение с различным расположением прямого угла, название и расположение сторон.




2. Теорема о катете противолежащем углу 30




3. Теорема об угле прямоугольного треугольника, в котором гипотенуза равна двум катетам.




4. Признаки равенства прямоугольных треугольников:

- по двум катетам




- по катету и прилежащему острому углу





-по гипотенузе и острому углу.




- по катету и гипотенузе





















Используемая литература:

  1. Международный журнал экспериментального образования ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ, МЕТОДИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 2016г
  2. Красноборова А. КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.

/multiurok.ru/files/mastier-klass-kritierial-noie-otsienivaniie-pri-vz.html

  1. Применение критериального оценивания на уроках математики для формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. (электронный ресурс)

https://infourok.ru/primenenie_kriterialnogo_ocenivaniya_na_urokah_matematiki_dlya_formirovaniya-476060.htm

  1. . Критериальное оценивание как способ активации учебной деятельности учащихся (электронный ресурс) http://zkoipk.kz/2017seminar/3section/3471-conf.html.

  2. Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/archive/79/14071/
































Критериальное оценивание

на уроках математики





Учитель : Неверова О.В.






















Всеволожск


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!