СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критическое мышление на уроке технологии в 5 классе по теме:"текстильные материалы"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль Технологии обработки текстильных материалов, по теме: "Текстильные материалы"

Просмотр содержимого документа
«Критическое мышление на уроке технологии в 5 классе по теме:"текстильные материалы"»

Разработка урока на тему: «Текстильные материалы» 5 класс

Предмет: технология

Класс: 5 класс

Тема урока: модуль Технологии обработки текстильных материалов, тема: «Текстильные материалы» критическое мышление

Цель урока:

Обучающая – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением из волокна хлопка - ткань

Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитывающая: - Формировать представление о деятельности работников текстильной промышленности и воспитывать уважение к их труду.

Практическая – научить определять направление нити основы, лицевую и изнаночную стороны ткани, выполнять полотняное переплетение.

Планируемые результаты:

Предметные: Способствовать формированию у обучающихся представления о классификации текстильных материалов из волокон натурального происхождения (хлопок), о производстве ткани и ее структуре. Способствовать развитию определения в ткани долевой нити (основы), поперечной нити (утка), кромки; различать лицевую и изнаночную сторону ткани. Ознакомить с основами современной текстильной промышленности.

Метапредметные:

Познавательные – формирование умения извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески перерабатывать; формирование умения диагностировать результаты исследований внешних признаков и свойств тканей по принятым критериям; учить формулировать проблему, определять тему урока.

Регулятивные – умения выполнять действия по обслуживанию рабочего места и контролю выполнения приемов определения внешних признаков натуральной ткани из хлопка органолептическим методом; умения определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией.

Коммуникативные – формирование умения работать в паре, слушать и слышать друг друга, умение обосновывать и доказывать свое мнение, учитывать позицию собеседника. Осуществлять коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в паре; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Личностные:

Способствовать организации труда на примере приемов распознавания волокнистого состава ткани; умение сравнивать, обобщать при выполнении учебных действий.

Тип урока: комбинированный ( приобретение новых знаний и применение их на практике).

Методы: беседа, лекция-демонстрация, организация практической деятельности в парах.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Межпредметные связи: русский язык и литература – умение пользоваться терминами, изучение произведения К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Оборудование: коллекция волокон «Хлопок», набор образцов тканей на каждый стол, дидактический и раздаточный материал

Структура и ход урока

Организация класса. Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку.

цель:

-создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность;

- Включаю в деловой ритм, создаю положительный эмоциональный настрой.

II. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока

цель:

- Актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме.

( - приглашаю к повторению темы прошлого урока; создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; проверка домашней работы)

- Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация детей к учебной деятельности.

III. Открытие нового знания.

- подготовка мышления, побуждение внутренней потребности обучающихся к изучению нового.

Стадия вызова.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с удивительным материалом - бумагой. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться ещё с одним материалом, но вот с каким? Вам предстоит отгадать загадку:

Тут и там,

Везде есть я, и такая разная…

Из меня одежку шьют,

На диван обивку вьют,

Угадали кто такая? (ткань)

- Определение темы урока – Текстильные материалы.

- А какая у нас с вами будет цель нашего урока? (узнать все о ткани).

2. Открытие нового знания.

-знакомлю обучающихся с учебным материалом используя коллекции волокон, образцы ткани; веду диалог с обучающимися.

- Формирование представления детей о производстве ткани

- Запись темы в тетради. Работа по учебнику стр.122 (смысловое чтение). Найти определение – что такое ткань и записать в тетрадь.

- Как или из чего получают ткань? (ответы детей)

- А из чего шьют одежду? (ответы детей)

-Верите ли вы, что ткань можно изготовить из растений?

-Что эта ткань будет прочной?

- Но вот какое это растение? Попробуем отгадать загадку:

1. На стеблях белеют чашки,

В них и нитки и рубашки (хлопок)

- Как из пушистых коробочек получить ткань?

Процесс получения ткани из хлопка. Коллективная совместная работа учитель – ученик, составление схемы «Производство ткани».

В современном мире пряжу и ткань получают на современном производстве. Рассмотрите рисунки в учебнике на стр.123.

На станке ткань изготовляются путём переплетения нитей. Эти переплетения называют ткацкими. Они бывают простыми и сложными. Самое распространённое простое переплетение – полотняное.

Индивидуальная работа

- Работа по схеме « Получение полотняного переплетения» (запись в тетрадь основных терминов: основа, уток, кромка).

Нити, образующие ткацкие переплетения имеют своё название. Нити, идущие вдоль полотна ткани, называются нитями основы или долевой. Нити, расположенные поперёк нитями утка. По краю ткани образуется кромка, которая предохраняет края от осыпания.

Умение определять направление нитей основы и утка имеет важное значение при раскрое ткани и шитье. Неправильное расположение детали относительно нити основы может привести к деформации готового изделия. Краткое знакомство с профессией - закройщик.

Физкультминутка

цель: снятие физического и умственного напряжения.

Ткань имеет еще одну загадку. Посмотрите на доску и найдите отличие между рисунками (ответы детей). Вывод: ткань имеет лицевую и изнаночную сторону.

IV. Практическая работа.

Определение направление основной и уточной нити. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Раздаю образцы ткани размером 20 +20 без кромки.

Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы и нить утка, вы должны уметь это делать самостоятельно. Попробуйте определить направление нити основы сами. И разложите ткань так, чтобы на нее можно положить готовую выкройку.

И еще один маленький вопрос мы должны решить. Определить лицевую и изнаночную сторону ткани.

-провожу обход, проверяю деятельность обучающихся, проверяю организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов работы.

V. Этап закрепления (первичное закрепление и применение знаний)

цель: проговаривание нового знания, применение на практике.

Работа в парах

-Итак, по полученной информации заполните таблицу:

Задание: правильно соотнеси цифры и буквы

1. Как получают ткань?

2. Как получается полотняное переплетение?

3. Как в ткани располагается нить основы?

4. Как в ткани располагается нить утка?

5. Что такое кромка?

А.Уток – нить, идущая поперек ткани

Б. Ткань получают путем переплетения нитей.

В. Кромка – не осыпающийся край ткани

Г.Основа – нить, идущая вдоль ткани.

Д. Полотняное переплетение – переплетение нитей через одну

Дети предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяется формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Информация о домашнем задании.

- узнать информацию как из растения лен - мы получим ткань. Для этого нужно прочитать произведение К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Рефлексия. Итог урока

Итак, наш урок подошел к концу, давайте подведем итог нашей работы.

- Можно ли утверждать, что?

- что ткань можно изготовить из растений?

- что эта ткань будет прочной? (ответы детей)

Мое настроение… показ смайликов (улыбка – понравился урок, грусть – не очень).

- у всех улыбка.

Спасибо за урок, до свидания.







Методическая разработка по технологии «Технология обработки текстильных материалов» 5 класс.

Предмет: технология

Класс: 5 класс

Тема модуль Технологии обработки текстильных материалов, тема: «Текстильные материалы»

Предметная программа и ее автор: Технология: 5 класс: учебник /А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. –М.: Вентана-Граф, 2020г.

Цель урока:

Обучающая – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением из волокна хлопка - ткань

Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитывающая: - Формировать представление о деятельности работников текстильной промышленности и воспитывать уважение к их труду.

Практическая – научить определять направление нити основы, лицевую и изнаночную стороны ткани, выполнять полотняное переплетение.

В данном классе поставила следующие задачи:

Предметные: Способствовать формированию у обучающихся представления о классификации текстильных материалов из волокон натурального происхождения (хлопок), о производстве ткани и ее структуре. Способствовать развитию определения в ткани долевой нити (основы), поперечной нити (утка), кромки; различать лицевую и изнаночную сторону ткани. Ознакомить с основами современной текстильной промышленности.

Метапредметные:

Познавательные – формирование умения извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески перерабатывать; формирование умения диагностировать результаты исследований внешних признаков и свойств тканей по принятым критериям; учить формулировать проблему, определять тему урока.

Регулятивные – умения выполнять действия по обслуживанию рабочего места и контролю выполнения приемов определения внешних признаков натуральной ткани из хлопка органолептическим методом; умения определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией.

Коммуникативные – формирование умения работать в паре, слушать и слышать друг друга, умение обосновывать и доказывать свое мнение, учитывать позицию собеседника. Осуществлять коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в паре; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Личностные:

Способствовать организации труда на примере приемов распознавания волокнистого состава ткани; умение сравнивать, обобщать при выполнении учебных действий.

Тип урока: комбинированный (приобретение новых знаний и применение их на практике).

Урок включал в себя

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

4. первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. практическая работа.

7. информация о домашнем задании. 8. Рефлексия.

При проведении урока использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС – элементы технологии критического мышления. Где дети взаимодействовали с идеями и информацией, они сумели не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. В основе технологии критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Использовала приемы критического мышления на следующих этапах урока: Открытие нового знания на стадии вызова, она направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Учащимся была загадана загадка, при правильном ответе – определяется тема и задачи урока.

Информация, полученная на стадии вызова, была записана в тетрадь.

На следующем этапе – осмысление содержания шел непосредственный контакт с новой информацией, и она была направлена на сохранение интереса к теме урока, и было постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Систематизирование материала - изучение схемы полотняного переплетения – заполнение таблицы.

На стадии рефлексии осуществлялся анализ, творческая переработка изученной информации. Считаю, что с практической частью урока дети справились, потому, что они смогли себя оценить. Учащиеся нашли ответы на поставленные в первой части урока вопросы.

На уроке использовала разные формы организации познавательной деятельности: фронтальная (коллективная познавательная деятельность); индивидуальная (работа с учебником), работа в парах (используют знания, полученные на стадии осмысления).

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

На данном уроке применялся деятельностный подход обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и деятельностно -трудовой.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я попыталась продумать каждый этап урока. Этапы урока выдержаны. Материал урока соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную, а затем практическую деятельность. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы, показа образцов. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя само и взаимоконтроль. Был проведен инструктаж. Все учащиеся были вовлечены в практическую работу.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят.

Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!