РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ МЕДВЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИТАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
307052, Курская область, Медвенский район, с. 2-я Китаевка, д.16А
тел. 8 (47146) 4 – 47 – 15, e-mail: ki307052@yandex.
Круглый стол
«Формы работы с родителями».
Подготовила: учитель
ОРКСЭ и ОДНКНР
Катунина Л.Г.
2020 год
Работа с семьей имеет большое значение в работе любого педагога. В системе дополнительного образования она, в отличие от общего, имеет свою специфику. Свобода выбора, некая необязательность приводят к тому, что многие родители считают необязательным систематически общаться с педагогом. Отсюда возникает проблема неэффективности работы с семьей. А главное, в конечном итоге, это приводит к еще большей разобщенности родителей со своим ребенком, что является одной из главных проблем современного общества. Поэтому задачей педагога является не только работа с детьми по освоению основной программы, но и поиск эффективных путей взаимодействия с семьей воспитанника, ведь успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Задачи сотрудничества с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Уважаемые коллеги! Я прошу вас заполнить небольшую анкету, в которой указаны наиболее известные формы работы с родителями. Отметьте, пожалуйста, в какой мере вы используете эти формы (анкета для педагогов, приложение 1)
Ведущий круглого стола, собрав анкеты, отмечает наиболее часто используемые формы работы, а также те, которые практически не используются педагогами.
Я предлагаю нашим коллегам представить свой опыт работы с родителями.
Выступления педагогов Чаплыгиной О.Л., Айтугановой Л.И., Иванова И.Л.
Обмен мнениями по ходу выступлений.
Как было отмечено в начале нашей встречи, разобщенность родителей и детей становится одной из главных проблем нашего общества. Занятость на работе зачастую не позволяют родителям в полной мере вникать в жизнь и интересы ребенка. Поэтому, мне кажется, что на первое место в нашей работе с семьей должны выходить активные формы работы: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, творческие мастерские.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. На таких мероприятиях родители включаются в общение со своим ребенком, с другими семьями. А главное, ребенок чувствует значимость того дела, которым он занимается.
Такие формы работы не могут использоваться часто, так как требуют больших затрат времени на подготовку, а также далеко не все родители могут часто посещать мероприятия, опять же в силу своей занятости. Поэтому, нами должна использоваться еще одна из эффективных форм работы – это просветительская. Ведение странички в социальных сетях или на сайте объединения, помогает педагогу напрямую общаться с родителями, держать их в курсе жизни объединения.
Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса.
Формы наглядно-текстовой информации:
Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
Групповые выставки детских работ (периодически).
Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в школе.
Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает «чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.
Сейчас я предлагаю поработать в группах. Попробуйте определить тематику мероприятий для родителей, которая, как вам кажется, будет актуальна и интересна. Для образца я предлагаю вам план работы с родителями, взятый из материалов наших коллег.
Работа в группах, обсуждение предложенных тем. Выбор тех, которые можно включить в план работы на будущий год.
И, подводя итоги, мне хочется вас ознакомить с некоторыми правилами, касающихся эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией школы.