СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол «Язык мой – друг или враг»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: содействовать речевой культуре подростков, культуре поведения.

Задачи:

  • ознакомление подростков с понятием «чистота речи»; с психологическими аспектами использования бранной лексики в речи;
  • расширение кругозора и эрудиции.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол «Язык мой – друг или враг»»

Круглый стол «Язык мой – друг или враг»


С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом.

В.И.Даль


Цель: содействовать речевой культуре подростков, культуре поведения.

Задачи:

  • ознакомление подростков с понятием «чистота речи»; с психологическими аспектами использования бранной лексики в речи;

  • расширение кругозора и эрудиции.


Ход занятия


Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова. В настоящее время «вирус сквернословия» поражает не только детей «группы риска», но и из благополучных семей.

Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в СМИ.


Вопросы для обсуждения:

  1. Какие эмоции человека вам известны? (Интерес, радость, вина, стыд, горе, страх, спокойствие, печаль, сомнение.)

  2. Что такое стыд? (Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человеку необходимо испытывать стыд.)

Стыд – 1) чувство сильного смущения от осознания, предосудительности поступка, виды; 2) позор, бесчестие.

  1. Чего может стыдиться человек?

  2. Можно ли стыдиться слов?

  3. Какого рода слова вы, подростки, чаще всего используете в речи, в частности, в разговоре друг с другом? (Подростки часто используют в своей речи нелитературные, так называемые «плохие» слова.)

К разряду плохих слов, прежде всего, относятся угрозы. Они направлены на формирование у другого человека чувства страха, растерянности. Агрессия возникает не на пустом месте, а в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни. В подобной перебранке люди получают опыт нагнетания напряженности и ее разрядки через внешне направленную агрессию. Укоренившись, такая форма поведения становится привычной. Человек уже не может обойтись без крепких выражений, во всем случившемся начинает обвинять окружающих, грозя им всеми возможными способами.

Столь же широко распространено в детской среде использование кличек, прозвищ, обидных дразнилок. В прозвище могут быть преобразованы имена, фамилии, поступки, типичные речевые обороты.

Функция: дети стремятся ущемить достоинство другого человека, задеть его самолюбие.

Причина: желание уколоть, унизить, вызвать гнев. Некоторых детей буквально изводят дразнилками. Причем делается это обязательно публично, чтобы больнее ранить свою жертву. Это проявляется из-за плохого воспитания и неумения контролировать свой гнев.

Последствия: проявление в коллективе атмосферы враждебности.

Еще одна группа плохих слов – бранные выражения и оскорбления (мат).

Функция: нанести оскорбление, унизить другого, выразить свои эмоции, снять психологическое напряжение.

Причина: сильная эмоциональная агрессивность.

Словарная работа.

Сквернословие (по Ожегову) – это речь, наполненная скверными, непристойными словами.

Скверна – нечто грусное, порочное.

Сквернословить – употреблять скверные, непристойные слова.

Сквернослов – человек, который сквернословит.

Скверный – 1) гадкий, недостойный человек, поступок; 2) очень плохой (разговор, погода, настроение).

Немного истории.

Исторически сквернословие возникло как защитное средство против эмоциональных потрясений. А. Олялин – профессор, доктор филологических наук – предполагает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами.

Сквернословие берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Человек, произнося некоторые из слов, которые мы называем нецензурной бранью, проклинает как себя, так и окружающих людей. Именно поэтому в древнерусских рукописях употребление матерной речи рассматривалось как черта поведения человека, одержимого бесами.

Цели сквернословия:

  • оскорбить;

  • унизить;

  • опорочить;

  • сигнализировать о принадлежности к определенной группе по социуму;

  • продемонстрировать неприятие социальных запретов, табу;

  • показать свою «свободу», раскованность;

  • усилить эмоциональность речи;

  • снять психологическое напряжение.

Разновидности сквернословия:

  • привычное;

  • как инструмент эпатажного поведения (вызов, попытка ошеломить, выделиться, запомниться);

  • аффективное (взрывная реакция);

  • деградация человека;

  • маскировка инфантильного мышления.

Причины и факторы употребления нецензурных слов:

  • особенности повседневной жизни подростков;

  • проникновение сниженной, жаргонной, нецензурной лексики в СМИ, кино, литературу;

  • увеличение просмотров телепрограмм, компьютерных игр затрудняет физическое и творческое развитие детей и подростков;

  • распространение антигуманных взглядов, пессимизма, неверия в светлое будущее, стремление заменить недостаток жизненных смыслов и целей суррогатом красивой, блестящей, мишурной жизни;

  • ускоренная социализация подростков ведет к формированию «поведенческой раскованности»;

  • американская модель искусственно провоцирует формирование групп неуспешных людей, аутсайдеров;

  • биологические факторы.

Лингвистическая справка.

Основу арго составили корни группы тюркских языков, на которых общались кочевые племена Евразии. Особенности исторического развития России – набеги кочевых племен, монголо-татарское иго, ссылки в Сибирь и субкультура концлагерей и тюрем – вот та почва, на которой и пророс этот пласт русского языка. Видимо, поэтому силен в этих словах элемент агрессии и негативный заряд.

Причины: проявление агрессивного поведения (вербальная агрессия). Хотя в тюрьме никто из нас не сидел и в ссылке не был, тем не менее многие употребляют в своей речи подобные слова. Это привычный способ поведения – И ЭТО СТРАШНО! Слово причиняет боль не меньшую, чем удар. Словом можно обидеть, унизить, высмеять. Кроме того, это демонстрация самостоятельности и желания избавиться от чрезмерной опеки взрослого; акт самоутверждения и стремления «быть как взрослые».

Последствия: болезнь интеллекта!

- Ребята, а вам комфортно, безопасно жить в таком обществе?

Наша задача – понять, в чем состоит болезнь интеллекта, и определить условия комфортного взаимодействия друг с другом.

Вопросы для обсуждения:

  1. «Болезнь интеллекта» - как вы это понимаете? (Восприятие мира изменяется, мир становится для нас враждебным, агрессивным.)

  2. А на самом деле мир таков? (В мире есть моменты зла, лжи, подлости, но человек сам в силах сделать свой мир добрым, светлым, насыщенным удивительными событиями!)

Сквернословие похоже на курение – активное и пассивное. Если мы не курим сами, но вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в наше подсознание.

  1. Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи?

Есть такое понятие «целомудрие» - чистота. Нравственный смысл этого слова огромен. Необходимо беречь целомудрие – чистоту! – собственной речи!

  1. В чем состоит чистота речи?

Задание: определить условия для чистоты речи, наметить пути собственного поведения.

  1. Не говорить плохих слов самому. Человек может через свою речь влиять на составление языка. Конечно, это потребует мужества, смелости, особенно среди сверстников-подростков, так как многие эти слова произносят, а противостоят всегда сложно, появляется страх стать «белой вороной». Позиция «Я исключение!» трудна, потому что сверстники могут подшучивать, смеяться. Надо постараться устоять, не испугаться насмешек, презрения, возможно, одиночества. Надо знать, что в жизни бывают периоды, когда рядом нет друзей, близких, но есть желание стать лучше, познать себя! Древнейшее требование «Познай себя!» означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ!».

  2. Желательно жить в достойной среде несовместимой с недостойным словом. Нужно ценить свой авторитет (профессиональный, социальный, семейный).


Карточка № 1.

Восьмиклассник стал пропускать уроки, плохо учиться. Отец привел его на стройку. Мальчик стал работать электриком. Через некоторое время он ушел со стройки, хотя чувствовал себя взрослым, мог зарабатывать деньги.

- Володя, почему ты ушел со стройки?

- Я познакомился, встретился на танцах с милыми, симпатичными девушками, а утром на работе услышал от них ТАКИЕ слова! И мне захотелось вырваться их это среды.

Он поступил на подготовительное отделение педагогического института. Сейчас этот человек – профессор, специалист в области экологии. Сквернословие стало причиной желания изменить жизнь.


  1. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.

- Приведите примеры приемлемых способов расслабления.

  1. Можно пресечь сквернословие внутри семьи, класса.

Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы не властны над речью других, но властны над собственной речью! Это наше зеркало. И пусть оно будет чистым!

  1. Сегодняшнее мое слово - мое лучшее слово.

В сознании человека должна преобладать ценность «СЕГОДНЯ». Сегодняшний день – мой главный день.

  1. Контроль изнутри!

Как раньше боролись со сквернословием? Как сберегалась, охранялась, контролировалась чистота детской, женской, купеческой, монашеской речи?

Раньше сильна была власть религии, люди почитали религиозные святыни, уважали законы. Считалось, что когда человек говорит плохие слова, то от него отлетает ангел. Это был сильный образ, которым избавляли наших предков от желания сказать словцо! «Защиты не будет. Крыла не будет над тобой. Человеку всегда поможет «небесный кремль», будь только достоин этой помощи». Детям внушалось, что «есть весы, на которых будут взвешены все до единого слова наши».

- Кто сегодня может контролировать слова и поступки человека?

  1. Уметь простить прощения, если что-то сорвалось с языка.

- Возможно ли прожить жизнь, ни разу не высказав своего огорчения, не поругав любимого человека, не выплеснув обиду?

Никогда нельзя забывать о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие.

- Как «перерасти» нужду в словесном мусоре? (Расширять свой кругозор и эрудицию, общаться в нормальной социокультурной среде.)

Выводы.

Сквернословие – это «яд, умерщвляющий душу» (св. Тихон Задонский).

Чем больше стыда – тем лучше речь!

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

Воспитанность человека определяется не тем, чего он не может себе позволить при посторонних, а тем, чего он не может себе позволить наедине с собой.


Литература.

  1. Вл. Новиков. Сорок два свидания с русской речью / Роман с языком – М.: Зебра Е; АСТ, 2007.

  2. Ж. «Воспитание школьников» № 1, 2009; № 6, 2010.

  3. Ж. «Школьный психолог», № 15, 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!