СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круговорот воды в природе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирует общее представление о гидросфере,  понятие о круговороте воды в природе.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Открытый урок по географии в 5-м классе по теме "Вода в природе"

Цели и задачи урока:

  • сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере;

  • Повышать познавательную активность детей;

  • Прививать основы экологических знаний;

  • Воспитывать привычку бережного отношения к природе;

  • развивать умение работать с картой

  • продолжить формирование понятия “круговорот воды в природе”;

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я решила начать наш урок со слов французского писателя и поэта Антуана де Сент-Экзюпери: (Слайд № 1)

Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…

Антуан де Сент-Экзюпери

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (речь пойдёт о воде)

-Тема нашего урока «Гидросфера Земли. Мировой океан»

(Слайд №2)

- Цели урока

(Слайд №3)

II. Изучение нового материала.

- Вода – самый удивительный минерал на Земле. Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорождённых ещё больше – до ¾. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – около 80% и даже в костях- 15-20%. Есть живые организмы, содержащие ещё большее количество воды, например, картофель -77%, огурцы и медузы - 99%. Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный минерал. С каждым годом человечество использует все больше пресной воды. Вода образует водную оболочку нашей Земли – гидросферу. Гидросфера – от греческих слов «гидор» - вода, «сфера»- шар.

(Слайд №4) запись в тетрадь

- Загадка: Я и туча, и туман,

Я ручей, и океан,

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу (вода)

-Как вы это понимаете? (Лед, ручей, туман – это все вода. Вода существует в 3-х состояниях)

В каких состояниях может находиться вода гидросферы? (твёрдом, жидком, газообразном)

- При каких условиях вода переходит в газообразное и твёрдое состояние? (в газообразное при температуре100 градусов, а замерзает при 0 градусов)

В виде чего можно встретить воду в природе?

(Слайд № 5)

-Определите в виде чего представлена вода, и в каком состоянии находится?

(Слайд № 6-13)

(Запись схемы «три состояния воды» в тетрадь)

(Слайд № 14)



Гидросфера включает три главные составные части

(Слайд №15)

- Откройте стр. 92 учебника, давайте посмотрим процентное соотношение распределения воды на Земле

- Какая часть гидросферы отсутствует на этом слайде? (Вода в атмосфере)

(Слайд № 16-запись в тетрадь)

Посмотрите, как много воды приходится на Мировой океан более 96% всей воды нашей планеты. Материки и острова делят его на отдельные океаны. Откройте стр. 94-95 учебника и посмотрите, какие океаны есть на нашей планете.

(Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и в последние годы выделяют Южный океан – водное пространство окружающее Антарктиду)

- Части океанов, которые вдаются в сушу, называют морями. Найдите на карте крупные моря? (Филиппинское, Коралловое, Аравийское)


- Вода – это не только источник жизни, но и источник вдохновенья. Многие известные художники, писатели и поэты попадая под её очарование и красоту, используют в своих произведеньях. Поэт Святослав Сторожев написал красочное стихотворение, посвященное очень значимому процессу, связанному с водой, послушайте, и подумайте, какой процесс описан в этом стихотворении? (круговорот воды в природе)

(Слайд № 17)


- Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе. Первоисточник воды на нашей планете – Мировой океан. Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая машина, приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 86% всей влаги (511 тыс. куб. км воды), Теперь поговорим о том, как осуществляется круговорот воды в природе. Различают три вида круговорота в природе.

(Слайд №18)

(Слайд №19)

(Слайд №20)


- Запись в тетрадь: Малый круговорот воды (океан – атмосфера-океан)

(суша - атмосфера-суша)

Большой круговорот воды (океан – атмосфера – суша – океан) (Слайд №21)

- Предлагаю отдохнуть, сядьте прямо, положите руки перед собой, посмотрите и послушайте. (Физкультминутка для глаз)

(Слайд № 22)

- Вы прослушали произведение П.И. Чайковского.

- Какой процесс мы сейчас наблюдали? (малый круговорот воды)

– Какие слова спрятались в слове круговорот? (КРУГ и ВОРОТ.)

– ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.


- Проведём «Опыт» - демонстрация получения круговорота воды опытным путём.

(Слайд № 23)

III. Закрепление изученного.


- В каких трёх состояниях находится вода в природе? (жидком, твёрдом, газообразном)

- При каком условии пар превращается в воду? (При охлаждении, пар конденсируется и превращается в воду)

- Что происходит с водой, выпавшей на сушу? (Часть попадает в реки, часть просачивается в землю, часть вновь испаряется?)

- Какими путями она вновь возвращается в океан? (реками, подземными водами)

- Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?

(Слайд№24)


IV. Итог урока.

Благодаря круговороту воды в природе. Вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

-Подумайте, что было - бы. Если бы вся вода на Земле стала грязной?

-Кто знает, какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?

- А как вы можете сохранять, беречь воду?


Прочитаем стихи о воде (подготовленные ученики).


Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода в ответ:

- Издалека, из океана.


Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась вся поляна.

-Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман седой.


Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!


- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донёсся шёпот:

- Знай, малыш,

И я пришла из океана.


Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле.

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.


***

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается… в море.

Моря пополняют запас океанов,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.

А облака проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

* * *

Вы слыхали о воде?

Мы ее не замечаем,

Говорят она везде!

Мы привыкли, что вода –

В луже, в море, в океане

Наша спутница всегда!

И в водопроводном кране.

Без меня вам не умыться,

Как сосулька, замерзает,

Не наесться, не напиться!

В лес туманом заползает,

Смею вам я доложить:

Ледником в горах зовется,

Без воды нам не прожить!

Лентой серебристой вьется.

Вы меня в пруду найдете

Средь высоких, стройных елей,

И в сыром лесном болоте,

Рушится потоком селей,

Путешествует всегда

На плите у вас кипит,

Наша спутница - вода!

Паром чайника шипит,


Растворяет сахар в чае.


Откуда берется вода

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает вода река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше… Пока
Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…

Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

V. Домашнее задание.

1. Стр. 91-93;

2. Составить сказку-рассказ « Путешествие капельки воды»

Просмотр содержимого презентации
«круговорот»

Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,  тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,  не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для  жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую  не объяснить нашими чувствами…  Ты самое большое богатство на свете…   Антуан де Сент-Экзюпери

Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете… Антуан де Сент-Экзюпери

Вода на Земле

Вода на Земле

Цели урока:

Цели урока:

  • сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере;
  • сформировать общее представление о Мировом океане и его составных частях;
  • развивать умение работать с картой
  • продолжить формирование понятия “круговорот воды в природе”;
Гидросфера – «гидро» - вода +    «сфера» - шар =   водная оболочка Земли

Гидросфера – «гидро» - вода + «сфера» - шар = водная оболочка Земли

Роса

Роса

Иней

Иней

Град

Град

Снег

Снег

Дождь

Дождь

Туман

Туман

Облака

Облака

Лёд

Лёд

Три состояния воды Жидкое тело Твердое тело Вода, роса Газообразное тело лед, снег, иней Пар, туман, облака

Три состояния воды

Жидкое тело

Твердое тело

Вода, роса

Газообразное тело

лед, снег, иней

Пар, туман, облака

Гидросфера  = Мировой океан + вода суши +   вода в атмосфере.

Гидросфера = Мировой океан + вода суши + вода в атмосфере.

Осадки – снег Ветер Конденсация пара Ледники Осадки – дождь Реки Грунтовые воды Суша  Родник Испарение Подземные воды Океан   Круговорот воды в природе – всемирный процесс

Осадки –

снег

Ветер

Конденсация пара

Ледники

Осадки –

дождь

Реки

Грунтовые воды

Суша

Родник

Испарение

Подземные воды

Океан

Круговорот воды в природе – всемирный процесс

Малый круговорот воды    (океан – атмосфера-океан)  (суша - атмосфера-суша)    Большой круговорот воды  (океан – атмосфера – суша – океан)

Малый круговорот воды (океан – атмосфера-океан) (суша - атмосфера-суша) Большой круговорот воды (океан – атмосфера – суша – океан)

Опыт Будем нагревать воду. Над водой закреплена тарелка со льдом.   Дно тарелки сначала отпотевает, образуются капли воды, которые отрываются и падают в воду. Как капли воды попали на дно тарелки?

Опыт

  • Будем нагревать воду. Над водой закреплена тарелка со льдом.
  • Дно тарелки сначала отпотевает, образуются капли воды, которые отрываются и падают в воду. Как капли воды попали на дно тарелки?

  • Они испарились с поверхности подогреваемой воды. Пар стал подниматься к верху, встретил на своем пути холодный предмет и снова превратился в воду. Сначала образовались маленькие капельки воды, которые все время увеличивались и, когда больше не могли удерживаться, стали падать. Вода как бы совершила круг: в виде пара поднялась к верху, остыла, пар перешел в воду, вода стала падать вниз. Таким образом, вода совершила круговорот.
- В каких трёх состояниях находится вода в природе?   - При каком условии пар превращается в воду?   - Что происходит с водой, выпавшей на сушу?   - Какими путями она вновь возвращается в океан?   - Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?

- В каких трёх состояниях находится вода в природе? - При каком условии пар превращается в воду? - Что происходит с водой, выпавшей на сушу? - Какими путями она вновь возвращается в океан? - Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?

Загадки: 1.Покружилась звездочка  В воздухе немножко.  Села и растаяла  На моей ладошке.  2.Ночь спит на земле,  а утром убегает.  3. Растет она вниз головой  Растет не летом, а зимой.  Но солнце ее припечет-  Она заплачет и умрет.  4.Рассыпался горох  На семьдесят дорог  Никто его не подберет.  5.Старик- шутник:  на улице стоять не велит,  за нос домой тянет.   6.Я и льдинка голубая  Я и капля дождевая  Я снежинка вырезная  Я по травке разлитая  Кто же я?   7.Не пешеход, а идет.  Мокнут люди у ворот.  Ловит дворник его в кадку  Очень трудная загадка.   8.Чуть дрожит на ветерке  Лента на просторе,  узкий кончик в роднике,  а широкий в море.   9.Без крыльев летит  Без ног бежит  Без паруса плывет.   10.Седой дедушка у ворот  Всем глаза заволок.

Загадки:

1.Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

2.Ночь спит на земле,

а утром убегает.

3. Растет она вниз головой

Растет не летом, а зимой.

Но солнце ее припечет-

Она заплачет и умрет.

4.Рассыпался горох

На семьдесят дорог

Никто его не подберет.

5.Старик- шутник:

на улице стоять не велит,

за нос домой тянет.

  • 6.Я и льдинка голубая

Я и капля дождевая

Я снежинка вырезная

Я по травке разлитая

Кто же я?

7.Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку

Очень трудная загадка.

8.Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

узкий кончик в роднике,

а широкий в море.

9.Без крыльев летит

Без ног бежит

Без паруса плывет.

10.Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.

Домашнее задание.   1 .Параграф 23.  2. Составить сказку-рассказ « Путешествие капельки воды »

Домашнее задание. 1 .Параграф 23. 2. Составить сказку-рассказ « Путешествие капельки воды »


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!