Открытый урок по географии в 5-м классе по теме "Вода в природе"
Цели и задачи урока:
сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере;
Повышать познавательную активность детей;
Прививать основы экологических знаний;
Воспитывать привычку бережного отношения к природе;
развивать умение работать с картой
продолжить формирование понятия “круговорот воды в природе”;
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я решила начать наш урок со слов французского писателя и поэта Антуана де Сент-Экзюпери: (Слайд № 1)
Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент-Экзюпери
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (речь пойдёт о воде)
-Тема нашего урока «Гидросфера Земли. Мировой океан»
(Слайд №2)
- Цели урока
(Слайд №3)
II. Изучение нового материала.
- Вода – самый удивительный минерал на Земле. Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорождённых ещё больше – до ¾. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – около 80% и даже в костях- 15-20%. Есть живые организмы, содержащие ещё большее количество воды, например, картофель -77%, огурцы и медузы - 99%. Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный минерал. С каждым годом человечество использует все больше пресной воды. Вода образует водную оболочку нашей Земли – гидросферу. Гидросфера – от греческих слов «гидор» - вода, «сфера»- шар.
(Слайд №4) запись в тетрадь
- Загадка: Я и туча, и туман,
Я ручей, и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу (вода)
-Как вы это понимаете? (Лед, ручей, туман – это все вода. Вода существует в 3-х состояниях)
В каких состояниях может находиться вода гидросферы? (твёрдом, жидком, газообразном)
- При каких условиях вода переходит в газообразное и твёрдое состояние? (в газообразное при температуре100 градусов, а замерзает при 0 градусов)
В виде чего можно встретить воду в природе?
(Слайд № 5)
-Определите в виде чего представлена вода, и в каком состоянии находится?
(Слайд № 6-13)
(Запись схемы «три состояния воды» в тетрадь)
(Слайд № 14)
Гидросфера включает три главные составные части
(Слайд №15)
- Откройте стр. 92 учебника, давайте посмотрим процентное соотношение распределения воды на Земле
- Какая часть гидросферы отсутствует на этом слайде? (Вода в атмосфере)
(Слайд № 16-запись в тетрадь)
Посмотрите, как много воды приходится на Мировой океан более 96% всей воды нашей планеты. Материки и острова делят его на отдельные океаны. Откройте стр. 94-95 учебника и посмотрите, какие океаны есть на нашей планете.
(Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и в последние годы выделяют Южный океан – водное пространство окружающее Антарктиду)
- Части океанов, которые вдаются в сушу, называют морями. Найдите на карте крупные моря? (Филиппинское, Коралловое, Аравийское)
- Вода – это не только источник жизни, но и источник вдохновенья. Многие известные художники, писатели и поэты попадая под её очарование и красоту, используют в своих произведеньях. Поэт Святослав Сторожев написал красочное стихотворение, посвященное очень значимому процессу, связанному с водой, послушайте, и подумайте, какой процесс описан в этом стихотворении? (круговорот воды в природе)
(Слайд № 17)
- Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе. Первоисточник воды на нашей планете – Мировой океан. Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая машина, приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 86% всей влаги (511 тыс. куб. км воды), Теперь поговорим о том, как осуществляется круговорот воды в природе. Различают три вида круговорота в природе.
(Слайд №18)
(Слайд №19)
(Слайд №20)
- Запись в тетрадь: Малый круговорот воды (океан – атмосфера-океан)
(суша - атмосфера-суша)
Большой круговорот воды (океан – атмосфера – суша – океан) (Слайд №21)
- Предлагаю отдохнуть, сядьте прямо, положите руки перед собой, посмотрите и послушайте. (Физкультминутка для глаз)
(Слайд № 22)
- Вы прослушали произведение П.И. Чайковского.
- Какой процесс мы сейчас наблюдали? (малый круговорот воды)
– Какие слова спрятались в слове круговорот? (КРУГ и ВОРОТ.)
– ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.
- Проведём «Опыт» - демонстрация получения круговорота воды опытным путём.
(Слайд № 23)
III. Закрепление изученного.
- В каких трёх состояниях находится вода в природе? (жидком, твёрдом, газообразном)
- При каком условии пар превращается в воду? (При охлаждении, пар конденсируется и превращается в воду)
- Что происходит с водой, выпавшей на сушу? (Часть попадает в реки, часть просачивается в землю, часть вновь испаряется?)
- Какими путями она вновь возвращается в океан? (реками, подземными водами)
- Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?
(Слайд№24)
IV. Итог урока.
Благодаря круговороту воды в природе. Вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
-Подумайте, что было - бы. Если бы вся вода на Земле стала грязной?
-Кто знает, какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?
- А как вы можете сохранять, беречь воду?
Прочитаем стихи о воде (подготовленные ученики).
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
-Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
- Знай, малыш,
И я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле.
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
***
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается… в море.
Моря пополняют запас океанов,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
* * *
Вы слыхали о воде? | Мы ее не замечаем, |
Говорят она везде! | Мы привыкли, что вода – |
В луже, в море, в океане | Наша спутница всегда! |
И в водопроводном кране. | Без меня вам не умыться, |
Как сосулька, замерзает, | Не наесться, не напиться! |
В лес туманом заползает, | Смею вам я доложить: |
Ледником в горах зовется, | Без воды нам не прожить! |
Лентой серебристой вьется. | Вы меня в пруду найдете |
Средь высоких, стройных елей, | И в сыром лесном болоте, |
Рушится потоком селей, | Путешествует всегда |
На плите у вас кипит, | Наша спутница - вода! |
Паром чайника шипит, | |
Растворяет сахар в чае. | |
Откуда берется вода
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает вода река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше… Пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…
Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
V. Домашнее задание.
1. Стр. 91-93;
2. Составить сказку-рассказ « Путешествие капельки воды»