СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружковая деятельность по финансовой грамотности "Занимательные финансы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план работы в кружковой деятельности по образовательной программе Л.В. Стахович "Азы финансовой культуры для дошкольников"

Просмотр содержимого документа
«Кружковая деятельность по финансовой грамотности "Занимательные финансы"»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»















Кружок по финансовой грамотности


«Занимательные финансы»



















Автор разработки: воспитатель

Арефьева Ольга Игоревна







Г. Курчатов


2020г.


Введение


Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современной жизни – товарно-денежным отношениям. Ребенок дошкольного возраста практически ежедневно слышит в семье, в магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цена, дешево, дорого, экономить и т.д. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Актуальность темы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности.

В работу с детьми подготовительной группы по кружковой деятельности была выбрана образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л. В. Стахович. Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Цель реализации Программы в кружке: формирование финансовой культуры и азов финасовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить детей с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- заложитьазы ответственного отношения к денежным ресурсам, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

  • трудиться, работать и зарабатывать;

  • деньги и доходы;

  • покупать, тратить, расходывать, транжирить;

  • откладывать, копить, сберегать;

  • одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

  • планировать, экономить.

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные деньги;

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.

Реализация цели и задач достигается посредством игры. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся общению. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, развивается речь. Благодаря насыщенной предметно-развивающей среде по финансовой грамотности в группе, возникают ситуации, когда с детьми можно решать ситуационные задачи, проводить занятия-исследования, беседы, обсуждение художественной литературы с использованием оборудования и материалов для практической и продуктивной деятельности.

Изучив комплект методических пособий «Занимательные финансы», был составлен перспективный план работы на учебный год одноименного кружка в группе.


Перспективный план работы кружка «Занимательные финансы»


1 Тема: «Без труда нет жизни на земле»

Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию дошкольников посредством формирования у них уважительного отношения к труду, осознание того, что благодаря труду создается предметный мир, а человек получает средства к существованию.


п/п

Тема занятия

Программное содержание

Формы и методы проведения

Материал


1.

Труд – основа жизни.

Формировать у детей понятия: труд, трудиться, работать зарабатывать.

Беседа, игра соревнование

« Мои домашние обязанности». Папка-передвижка «Наша семья трудится». Изготовление тематического стенда о труде.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.9

2.

Работать и зарабатывать.

Стимулировать познавательный интерес детей к многозначности слова зарабатывать.

Беседа, ситуационные задачи,

д/и «Вот так заработали!».

Пословицы и поговорки о труде.

Фотовыставка «Мы трудимся в детском саду».

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.10; «Рассуждаем и решаем», с.7

3.

Все работы хороши, выбирай на вкус

Способствовать пониманию детей прямой взаимосвязи между профессией-трудом-продуктом труда-заработной платой.

Беседа, д/и «Что создается трудом? Как продукт труда в товар превращается?»

Загадки о труде.

Рассматривание альбома «Профессии моей семьи».


Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.11;

«Играем вместе», с.7

4.

Творческое занятие

Воспитывать представление о нравственных категориях: трудолюбие, профессионализм.

Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка», работа в творческих тетрадях-раскрасках

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 12; «Читаем и обсуждаем», с.14

5.

Мини-спектакль:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Закрепить понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Мини-спектакль.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.12; «Мини-спектакли», с.6



2 Тема: «Что такое деньги, откуда они беруться и зачем они нужны?»

Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, формированию здорового отношения к деньгам как вознаграждению за проделанную работу и в то же время как средству, облегчающему обмен продуктами труда (товарами и услугами).

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Формы и методы проведения

Материал


6.

Как придумали деньги?

Познакомить детей с назначением денег, вызвать интерес к прошлому предмета, развивать воображение.

Беседа, просмотр серии «Что такое деньги?» видео-мультфильма «Азбука денег тетушки Совы».

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.15



7.

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда беруться?

Продолжить формировать у детей представление о деньгах

(внешнего вида, свойств, качеств).

Беседа, рассматривание выставки «Какие бывают деньги».

Игра-обсуждение «Придумаем деньги для нашей группы»

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.17; «Играем вместе», с.9



8.

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка.

Упрочить взаимосвязь денег с трудом самых близких людей.

Беседа.

Игра-обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь».

Загадки о деньгах.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.19; «Играем вместе», с.11;

«Рассуждаем и решаем», с.10;

«Читаем и обсуждаем», с.32



9.

Где живут деньги?

Формировать представление детей о том, где могут храниться деньги.

Беседа, игра- спектакль «Денежкин домик»

С/р игра «Мы идем в банк».

Чтение сказки Л. Ястребовой «Хранители бюджета».

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 20; «Играем вместе» с.12;

«Читаем и обсуждаем», с.35


10.

Мини-спектакль: «Зайкина находка»


Закрепить понятия детей о деньгах

Мини-спектакль.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.21; «Мини-спектакли», с.8


3 Тема: «Покупаем, продаем, обмениваем».


Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с рациональными правилами приобретения товаров.


п/п

Тема занятия

Программное содержание

Формы и методы проведения

Материал


11.

Потребности и желания

Познакомить детей с понятиями потребности и желания.

Исследование: что необходимо человеку для жизни.

Игра - обсуждение «Выбираем самое важное».

Ситуационные задачи, чтение рассказа «Про капризного Артема»


Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.23; «Рассуждаем и решаем», с.12; «Играем вместе», с.15



12.

Мини-спектакль: «Желания Волчонка - Зубастика»

Закрепить понятия потребности и желания с помощью мини-спектакля.

Мини-спектакль.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.24; «Мини-спектакли», с.10



13.

Где покупают и продают разные товары.

Познакомить детей с местами торговли товарами и услугами

Игра «Где что купить?»,

тематический стенд «Мы идем за покупками»

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.25; «Играем вместе», с.16;

«Читаем и обсуждаем», с.38


14.

Наша мастерская.

Создать условия для проявления творческих способностей детей

Творческо-трудовая деятельность.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 26


15.

Стоимость и цена товара.

Формировать у детей понимание того, что каждый товар имеет свою стоимость и цену.

Беседа «Как складывается стоимость товара?»

Игра «Сколько это стоит?»


Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 27; «Играем вместе», с.19;

«Читаем и обсуждаем», с.41



16.

Выгодно – невыгодно.

Формировать у детей понимание того, что такое выгодно и невыгодно.

Ситуационные задачи. Игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно».

Чтение сказок «Что за птица?» (обмен), «Как старик корову продавал» (реклама)

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 27; «Играем вместе», с.20;

«Читаем и обсуждаем», с.39,41


17.

Русская ярмарка.

Продолжить знакомить детей с ярмаркой, её атрибутами, русским фольклором

Игра «Русская ярмарка»

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 28; «Мини-спектакль», с.12


4 Тема: «Тратим разумно, сберегаем и экономим»


Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить.

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Формы и методы проведения

Материал



18.

Тратим разумно, экономим.

Формировать у дошкольников понимание, что деньги нужно тратить разумно.

Беседа. Игра «Деньги получил – ерунды накупил».

Викторина «Разумные траты сказочных героев».


Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 31; «Играем вместе», с.28



19.

Мини – спектакль «Хочу и могу»

Развивать понимани у детей понятий хочу и могу.

Мини-спектакль.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.32; «Мини-спектакль», с.15


20.

Копим и сберегаем.

Формировать у детей понимание, что такое копить и сберегать

Ситуационные задачи.

Игра «Копим и сберегаем».

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.32; «Играем вместе», с.31;

«Рассуждаем и решаем», с.15;

«Читаем и обсуждаем», с.42



21.

Мини – спектакль «Мишкина копилка»

Закреплять в сознании детей понятия откладывать, копить, сберегать.

Мини-спектакль.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 33; «Мини-спектакль», с.18



22.

Творческое занятие «Наша мастерская».

Закреплять у детей понимание, что такое трудиться и какой результат труда может бытьполучен.

Творческо-трудовая деятельность.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.34



23.

Мини – спектакль «День рожэдения».

Развивать творческие способности детей .

Мини-спектакль.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.34; «Мини-спектакль», с.20



5 Тема: «Учимся занимать и отдавать долги»


Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения жить по средствам, ответственно и серьезно относясь к взятым обязательствам.


п/п

Тема занятия

Программное содержание

Формы и методы проведения

Материал


24.

Занимаем и одалживаем.

Познакомить детей с понятиями занять и одолжить.

Беседа. Ситуационные задачи.

Игра «Занять и одолжить»

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 36; «Играем вместе», с.33;

«Рассуждаем и решаем», с.19


25.

Долги.

Воспитывать представления детей о сущности нравственных категорий: долг и обязательство.

Чтение рассказа «Долг».


Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.37; «Читаем и обсуждаем», с.48



26.

Заплатить долг скорее, так будет веселее.

Формировать систему ценностей, в которую входит ответственность за долговые и другие взятые на себя обязательства.

Обсуждение пословиц и поговорок о долге.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.37; «Читаем и обсуждаем», с.50



27.

Мини – спектакль «Долг платежом красен»

Закреплять с помощью мини-спектакля понятий: занимать, одалживать, долг, должник.

Мини-спектакль.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 38; «Мини-спектакль», с.22



6 Тема: «Учимся планировать»


Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения строить планы и достигать результатов.


п/п

Тема занятия

Программное содержание

Формы и методы проведения

Материал


28.

Все по плану!

Знакомить детей с понятиями: план, планирование.

Беседа.

Игра «Составляем план покупок»

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 40; «Играем вместе», с.34



29.

Ставим цели.

Воспитывать желание и умение ставить перед собой цели, строить планы.

Беседа. Ситуационные задачи.

Игра «Наши цели»

Тематический стенд «Ставим цели».

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.41; «Рассуждаем и решаем», с.20, «Играем вместе», с.36



30.

Сделал дело – гуляй смело.

Формировать способность анализировать ход выполнения плана, подводить итоги достижения поставленных целей.

Беседа. Ситуационные задачи.

Игра «Сделал дело – гуляй смело».

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.42; «Играем вместе», с.37; «Рассуждаем и решаем», с.20


31.

Мини – спектакль «Все по плану!»

Закреплять понятия: план, планировать.

Мини-спектакль.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 43; «Мини-спектакль», с.25


7 Тема: «Богатство и бедность»

Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования адекватного представления о богатстве и бедности.

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Формы и методы проведения

Материал


32.

Хочу купить все!

Формировать общее представление о нравственной основе денежного благополучия.

Беседа. Ситуационные задачи.

Игра «Что нельзя купить?»

Чтение и обсуждение рассказа «Как Валюша бабушке сон покупала»


Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 45; «Играем вместе», с.38;

«Рассуждаем и решаем», с.25;

«Читаем и обсуждаем», с.52



33.

Наше богатство.

Формировать представление детей о вечных ценностях.

Беседа. Ситуационные задачи.

Чтение и обсуждение сказки «Бедные богатые»

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.46; «Рассуждаем и решаем», с.27; «Читаем и обсуждаем», с.53



34.

Жадность.

Способствовать детям пониманию того, что такое жадность и почему это плохо для человека.

Беседа. Ситуационные задачи.

Чтение и обсуждение рассказа «Жадный мальчик»

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с.47;

«Рассуждаем и решаем», с.30;

«Читаем и обсуждаем», с.56



35.

Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность.

Стимулировать познавательный интерес детей к нравственному значению слов жадность и щедрость.

Творческо-трудовая деятельность.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 48; «Читаем и обсуждаем», с.58



36.

Мини – спектакль «Бережливые друзья»

Формировать представления детей об истинных ценностях – человеческих взаимоотношениях.

Мини-спектакль.

Л.В. Стахович

«Методические рекомендации», с. 49; «Мини-спектакль», с.28


Список литературы.

1. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», – М.: ВИТА-Пресс, 2019.

2. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Методические рекомендации для воспитателей детского сада. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.

3. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Читаем и обсуждаем. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.

4. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Рассуждаем и решаем. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.

5. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Играем вместе. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.

6. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Мини-спектакли. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!