Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»
Кружок по финансовой грамотности
«Занимательные финансы»
Автор разработки: воспитатель
Арефьева Ольга Игоревна
Г. Курчатов
2020г.
Введение
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современной жизни – товарно-денежным отношениям. Ребенок дошкольного возраста практически ежедневно слышит в семье, в магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цена, дешево, дорого, экономить и т.д. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Актуальность темы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности.
В работу с детьми подготовительной группы по кружковой деятельности была выбрана образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л. В. Стахович. Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Цель реализации Программы в кружке: формирование финансовой культуры и азов финасовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- заложитьазы ответственного отношения к денежным ресурсам, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
трудиться, работать и зарабатывать;
деньги и доходы;
покупать, тратить, расходывать, транжирить;
откладывать, копить, сберегать;
одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
планировать, экономить.
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные деньги;
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Реализация цели и задач достигается посредством игры. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся общению. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, развивается речь. Благодаря насыщенной предметно-развивающей среде по финансовой грамотности в группе, возникают ситуации, когда с детьми можно решать ситуационные задачи, проводить занятия-исследования, беседы, обсуждение художественной литературы с использованием оборудования и материалов для практической и продуктивной деятельности.
Изучив комплект методических пособий «Занимательные финансы», был составлен перспективный план работы на учебный год одноименного кружка в группе.
Перспективный план работы кружка «Занимательные финансы»
1 Тема: «Без труда нет жизни на земле»
Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию дошкольников посредством формирования у них уважительного отношения к труду, осознание того, что благодаря труду создается предметный мир, а человек получает средства к существованию.
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Формы и методы проведения | Материал |
1. | Труд – основа жизни. | Формировать у детей понятия: труд, трудиться, работать зарабатывать. | Беседа, игра соревнование « Мои домашние обязанности». Папка-передвижка «Наша семья трудится». Изготовление тематического стенда о труде. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.9 |
2. | Работать и зарабатывать. | Стимулировать познавательный интерес детей к многозначности слова зарабатывать. | Беседа, ситуационные задачи, д/и «Вот так заработали!». Пословицы и поговорки о труде. Фотовыставка «Мы трудимся в детском саду». | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.10; «Рассуждаем и решаем», с.7 |
3. | Все работы хороши, выбирай на вкус | Способствовать пониманию детей прямой взаимосвязи между профессией-трудом-продуктом труда-заработной платой. | Беседа, д/и «Что создается трудом? Как продукт труда в товар превращается?» Загадки о труде. Рассматривание альбома «Профессии моей семьи». | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.11; «Играем вместе», с.7 |
4. | Творческое занятие | Воспитывать представление о нравственных категориях: трудолюбие, профессионализм. | Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка», работа в творческих тетрадях-раскрасках | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 12; «Читаем и обсуждаем», с.14 |
5. | Мини-спектакль: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» | Закрепить понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | Мини-спектакль. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.12; «Мини-спектакли», с.6 |
2 Тема: «Что такое деньги, откуда они беруться и зачем они нужны?»
Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, формированию здорового отношения к деньгам как вознаграждению за проделанную работу и в то же время как средству, облегчающему обмен продуктами труда (товарами и услугами).
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Формы и методы проведения | Материал |
6. | Как придумали деньги? | Познакомить детей с назначением денег, вызвать интерес к прошлому предмета, развивать воображение. | Беседа, просмотр серии «Что такое деньги?» видео-мультфильма «Азбука денег тетушки Совы». | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.15 |
7. | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда беруться? | Продолжить формировать у детей представление о деньгах (внешнего вида, свойств, качеств). | Беседа, рассматривание выставки «Какие бывают деньги». Игра-обсуждение «Придумаем деньги для нашей группы» | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.17; «Играем вместе», с.9 |
8. | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка. | Упрочить взаимосвязь денег с трудом самых близких людей. | Беседа. Игра-обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь». Загадки о деньгах. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.19; «Играем вместе», с.11; «Рассуждаем и решаем», с.10; «Читаем и обсуждаем», с.32 |
9. | Где живут деньги? | Формировать представление детей о том, где могут храниться деньги. | Беседа, игра- спектакль «Денежкин домик» С/р игра «Мы идем в банк». Чтение сказки Л. Ястребовой «Хранители бюджета». | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 20; «Играем вместе» с.12; «Читаем и обсуждаем», с.35 |
10. | Мини-спектакль: «Зайкина находка» | Закрепить понятия детей о деньгах | Мини-спектакль. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.21; «Мини-спектакли», с.8 |
3 Тема: «Покупаем, продаем, обмениваем».
Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с рациональными правилами приобретения товаров.
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Формы и методы проведения | Материал |
11. | Потребности и желания | Познакомить детей с понятиями потребности и желания. | Исследование: что необходимо человеку для жизни. Игра - обсуждение «Выбираем самое важное». Ситуационные задачи, чтение рассказа «Про капризного Артема» | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.23; «Рассуждаем и решаем», с.12; «Играем вместе», с.15 |
12. | Мини-спектакль: «Желания Волчонка - Зубастика» | Закрепить понятия потребности и желания с помощью мини-спектакля. | Мини-спектакль. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.24; «Мини-спектакли», с.10 |
13. | Где покупают и продают разные товары. | Познакомить детей с местами торговли товарами и услугами | Игра «Где что купить?», тематический стенд «Мы идем за покупками» | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.25; «Играем вместе», с.16; «Читаем и обсуждаем», с.38 |
14. | Наша мастерская. | Создать условия для проявления творческих способностей детей | Творческо-трудовая деятельность. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 26 |
15. | Стоимость и цена товара. | Формировать у детей понимание того, что каждый товар имеет свою стоимость и цену. | Беседа «Как складывается стоимость товара?» Игра «Сколько это стоит?» | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 27; «Играем вместе», с.19; «Читаем и обсуждаем», с.41 |
16. | Выгодно – невыгодно. | Формировать у детей понимание того, что такое выгодно и невыгодно. | Ситуационные задачи. Игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно». Чтение сказок «Что за птица?» (обмен), «Как старик корову продавал» (реклама) | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 27; «Играем вместе», с.20; «Читаем и обсуждаем», с.39,41 |
17. | Русская ярмарка. | Продолжить знакомить детей с ярмаркой, её атрибутами, русским фольклором | Игра «Русская ярмарка» | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 28; «Мини-спектакль», с.12 |
4 Тема: «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить.
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Формы и методы проведения | Материал |
18. | Тратим разумно, экономим. | Формировать у дошкольников понимание, что деньги нужно тратить разумно. | Беседа. Игра «Деньги получил – ерунды накупил». Викторина «Разумные траты сказочных героев». | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 31; «Играем вместе», с.28 |
19. | Мини – спектакль «Хочу и могу» | Развивать понимани у детей понятий хочу и могу. | Мини-спектакль. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.32; «Мини-спектакль», с.15 |
20. | Копим и сберегаем. | Формировать у детей понимание, что такое копить и сберегать | Ситуационные задачи. Игра «Копим и сберегаем». Чтение и обсуждение пословиц и поговорок. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.32; «Играем вместе», с.31; «Рассуждаем и решаем», с.15; «Читаем и обсуждаем», с.42 |
21. | Мини – спектакль «Мишкина копилка» | Закреплять в сознании детей понятия откладывать, копить, сберегать. | Мини-спектакль. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 33; «Мини-спектакль», с.18 |
22. | Творческое занятие «Наша мастерская». | Закреплять у детей понимание, что такое трудиться и какой результат труда может бытьполучен. | Творческо-трудовая деятельность. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.34 |
23. | Мини – спектакль «День рожэдения». | Развивать творческие способности детей . | Мини-спектакль. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.34; «Мини-спектакль», с.20 |
5 Тема: «Учимся занимать и отдавать долги»
Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения жить по средствам, ответственно и серьезно относясь к взятым обязательствам.
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Формы и методы проведения | Материал |
24. | Занимаем и одалживаем. | Познакомить детей с понятиями занять и одолжить. | Беседа. Ситуационные задачи. Игра «Занять и одолжить» | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 36; «Играем вместе», с.33; «Рассуждаем и решаем», с.19 |
25. | Долги. | Воспитывать представления детей о сущности нравственных категорий: долг и обязательство. | Чтение рассказа «Долг». | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.37; «Читаем и обсуждаем», с.48 |
26. | Заплатить долг скорее, так будет веселее. | Формировать систему ценностей, в которую входит ответственность за долговые и другие взятые на себя обязательства. | Обсуждение пословиц и поговорок о долге. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.37; «Читаем и обсуждаем», с.50 |
27. | Мини – спектакль «Долг платежом красен» | Закреплять с помощью мини-спектакля понятий: занимать, одалживать, долг, должник. | Мини-спектакль. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 38; «Мини-спектакль», с.22 |
6 Тема: «Учимся планировать»
Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения строить планы и достигать результатов.
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Формы и методы проведения | Материал |
28. | Все по плану! | Знакомить детей с понятиями: план, планирование. | Беседа. Игра «Составляем план покупок» | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 40; «Играем вместе», с.34 |
29. | Ставим цели. | Воспитывать желание и умение ставить перед собой цели, строить планы. | Беседа. Ситуационные задачи. Игра «Наши цели» Тематический стенд «Ставим цели». | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.41; «Рассуждаем и решаем», с.20, «Играем вместе», с.36 |
30. | Сделал дело – гуляй смело. | Формировать способность анализировать ход выполнения плана, подводить итоги достижения поставленных целей. | Беседа. Ситуационные задачи. Игра «Сделал дело – гуляй смело». | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.42; «Играем вместе», с.37; «Рассуждаем и решаем», с.20 |
31. | Мини – спектакль «Все по плану!» | Закреплять понятия: план, планировать. | Мини-спектакль. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 43; «Мини-спектакль», с.25 |
7 Тема: «Богатство и бедность»
Цель: способствование финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования адекватного представления о богатстве и бедности.
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Формы и методы проведения | Материал |
32. | Хочу купить все! | Формировать общее представление о нравственной основе денежного благополучия. | Беседа. Ситуационные задачи. Игра «Что нельзя купить?» Чтение и обсуждение рассказа «Как Валюша бабушке сон покупала» | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 45; «Играем вместе», с.38; «Рассуждаем и решаем», с.25; «Читаем и обсуждаем», с.52 |
33. | Наше богатство. | Формировать представление детей о вечных ценностях. | Беседа. Ситуационные задачи. Чтение и обсуждение сказки «Бедные богатые» | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.46; «Рассуждаем и решаем», с.27; «Читаем и обсуждаем», с.53 |
34. | Жадность. | Способствовать детям пониманию того, что такое жадность и почему это плохо для человека. | Беседа. Ситуационные задачи. Чтение и обсуждение рассказа «Жадный мальчик» | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с.47; «Рассуждаем и решаем», с.30; «Читаем и обсуждаем», с.56 |
35. | Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность. | Стимулировать познавательный интерес детей к нравственному значению слов жадность и щедрость. | Творческо-трудовая деятельность. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 48; «Читаем и обсуждаем», с.58 |
36. | Мини – спектакль «Бережливые друзья» | Формировать представления детей об истинных ценностях – человеческих взаимоотношениях. | Мини-спектакль. | Л.В. Стахович «Методические рекомендации», с. 49; «Мини-спектакль», с.28 |
Список литературы.
1. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», – М.: ВИТА-Пресс, 2019.
2. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Методические рекомендации для воспитателей детского сада. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.
3. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Читаем и обсуждаем. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.
4. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Рассуждаем и решаем. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.
5. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Играем вместе. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.
6. Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Мини-спектакли. – М.: ВИТА-Пресс, 2019.