Пояснительная записка
Изобразительные занятия в кружке направлены на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Актуальность программы обусловлено потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно художественными средствами возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, фантазированию. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Цель: Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.
Задачи:
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного и декоративного искусства;
развитие художественно творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
освоение знаний об образном языке изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта, о выразительных средствах живописи, графики и декоративно-прикладного искусства и различных техниках работы с ними.
Возраст ребят. Участвующих в реализации программы от 10 до 11 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Формы и методы работы
Для реализации программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах, в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета 1 час в неделю. Каждое занятие длится 45 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями обучающихся, что предлагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На занятиях изобразительного искусства формируются умения:
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
анализировать результаты сравнения;
объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России;
• ведущие художественные музеи России.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
К концу года учащиеся должны:
• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.
Формой подведения итогов считать: участие в различных конкурсах по изобразительному искусству.
Учебно – тематический план
Живопись 11 часов.
Графика 11 часов.
Скульптура 4 часа.
Аппликация 4 часа.
Бумажная пластика 3 часа.
Работа с природными материалами 3 часа.
Организация и обсуждение выставки детских работ - 1 час
Итого: 37 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | Теоретические занятия | Практические занятия | 1. | 07.09 | 1 | Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно. | Рисунок «Моя семья» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 2. | 14.09 | 1 | Беседа о природных материалах в аппликации. | Аппликация из листьев «Сказочный лес» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 3. | 21.09 | 1 | Беседа: «Эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской». | Живопись. «Мой котик» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 4. | 28.09 | 1 | Беседа о выразительных возможностях мягкого материала для лепки — глины и пластилина. | Скульптура. Уточка | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 5. | 05.10 | 1 | Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета. | Живопись. «Солнечный день» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 6. | 12.10 | 1 | Беседа: «Знакомство с выразительными средствами графики. | Графика. «Идет дождь» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 7. | 19.10 | 1 | Беседа об основных и дополнительных цветах в живописи | Живопись. «Красивый коврик» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 8. | 26.10 | 1 | Беседа о разных техниках аппликации и различных материалах. | Аппликация. «Сказочный цветок». | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 9. | 02.11 | 1 | Беседа о видах изобразительного искусства. | Экскурсия в музей. Графика. | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 10. | 09.11 | 1 | Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета». | Живопись. «Красивая бабочка» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 11. | 16.11 | 1 | Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета». | Живопись. «Красивая рыбка» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 12. | 23.11 | 1 | Беседа о технике «вырезанная аппликация». | Аппликация. «Сказочная птица» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 13. | 30.11 | 1 | Беседа: «Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал». | Графика. «Ажурная ограда» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 14. | 07.12 | 1 | Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». | Живопись. «Дед Мороз» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 15. | 14.12 | 1 | Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». | Живопись. «Снегурочка» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 16. | 21.12 | 1 | Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. | Бумажная пластика. «Гирлянда» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 17. | 28.12 | 1 | Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. | Бумажная пластика. «Елка» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 18. | 11.01 | 1 | Беседа о вариантах создания тонового пятна в графике. | Графика. «Мой дом» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 19. | 18.01 | 1 | Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен. | Графика. «Зимний сад» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 20. | 25.01 | 1 | Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен. | Графика. «Узор на окне» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 21. | 01.02 | 1 | Беседа о скульптуре как трёхмерном изображении. | Скульптура. «Сказочный дом» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 22. | 08.02 | 1 | Беседа о выразительных возможностях пластилина. | Скульптура. «Сказочный дом» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 23. | 15.02 | 1 | Беседа о выразительных возможностях пластилина. | Скульптура. «Сказочный герой» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 24. | 22.02 | 1 | Беседа о работе создания небольших объёмных пейзажей из природных материалов. | Природный материал. «Уголок природы» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 25-26. | 29.03 07.03 | 2 | Беседа об аппликации из природных материалов | Природный материал. «Узор из семян» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 27-28. | 14.03 21.03 | 2 | Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами. | Графика. «Мой дом - буква» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 29. | 28.03 | 1 | Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами. | Графика. «Мой дом - буква» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 30. | 04.04 | 1 | Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. | Строим дом из бумаги | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 31. | 11.04 | 1 | Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. | Строим дом из бумаги | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 32. | 18.04 | 1 | Беседа о технике «вырезанная аппликация». | Аппликация. «Сказочный лебедь» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 33. | 25.04 | 1 | Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». | Живопись. «Сады цветут» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 34-35. | 02.05 16.05 | 2 | Беседа о человечности, доброте и дружбе. Смешанная техника в рисунке | Живопись. «Дружат дети на планете» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 36. | 23.05 | 1 | Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно. | Живопись. «Здравствуй лето» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | 37. | 30.05 | 1 | | Праздник. «Страна мастеров» | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | Итого: 37 часов СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Живопись. 11 часов. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. 1. Графика. 11 часов. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей. 3. Скульптура. 4 часа. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей. 4. Аппликация. 4 часов. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации и техникой «вырезанная аппликация». Знакомство с засушенными цветами и травами и с необычными материалами, например с фантиками. Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций). 5. Бумажная пластика. 3 часа. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д. 6. Работа с природными материалами. 3 часа. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Практическая работа: изображение уголков природы. 7. Организация и обсуждение выставки детских работ. 1 час. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование под редакцией В. А. Горского. М, Просвещение, 2010. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. — М., 1991. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1 — 4классов/Е.И.Коротеева—М.,2003. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский — М., 1987. |
Учебно-методический комплект
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.- М., 2009.