МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе «_____»______________20___г. | Календарно-тематический план по учебной дисциплине/практике | Анатомия, физиология и гигиена. | | Курс | 2 | преподаватель | Говоренко Галина Викторовна | Количество учебных часов по учебному плану | 2018г.-64; | | Теоретические | Лабораторные, практические | Курсовое проектирование | Всего | №№ групп | ДО-181с | | | | | ДО-181с | | | | | | | | | | | На учебную дисциплину | 44 | | | | | 20 | | | | | | | | | | 64 | В т. ч. на семестры | 44 | | | | | 20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Фактически выполнено | | | | | | | | | | | | | | | | | ОКР № | 1 | уч. занятие № | 33 | ОКР № | | уч. занятие № | | | | | | Составлен в соответствии с учебной программой, утвержденной | Составлен в соответствии с учебной | | (кем и когда) | программой утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 29.10.2008г. | Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии | Общеобразовательных дисциплин. | | | | Протокол № | 1 | от | 30.08 | 20 18 г | Председатель цикловой (предметной) комиссии | | / | Шилович В.С. | | | | (Ф.И.О) | Разработчик | | / | Говоренко Г.В. | | | | | №№ учебных занятий | Название разделов, название тем по учебной программе, название тем отдельных учебных занятий | Количество учебных часов | 1 | 2 | 3 | 1 | Введение. Обучение правилам безопасного поведения. | 1 | | Раздел 1.Морфофункциональная организация, рост и развитие организма. 8 | | | Тема 1.1 Уровни организации живой системы. 1 | | 2 | Значение и роль анатомии, физиологии и гигиены в организации образовательного процесса. Уровни организации живой системы. | 1 | | Тема 1.2 Общие закономерности роста и развития организма. 5 | | 3-4 | Ткани, краткая характеристика. Системы органов. Понятие о росте и развитии детского организма. | 2 | 5 | Основные закономерности роста и развития. Акселерация и ретардация развития. | 1 | 6-7 | Оценка морфофункциональной готовности детей к обучению в школе. | 2 | | Раздел 2. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детского организма. Регуляции функций в организме. 16 | | | Тема 2.1. Структурно-функциональная характеристика нервной системы детского организма.4 | | 8-9 | Нервная ткань физиологические свойства. Понятие о раздражении и раздражителях, возбуждении и торможении. Значение НС. | 2 | 10-11 | ЦНС Строение и функции головного и спинного мозга. Вегетативный и соматический отделы нервной системы. | 2 | | Тема 2.2.Высшая нервная деятельность. 5 | | 12-13 | И.М.Сеченов,И.П.Павлов-основоположники учения о ВНД. Классификация рефлексов | 2 | 14 | Физиологические механизмы внимания, восприятия, памяти. Сигнальные системы | 1 | 15-16 | Определения типа ВНД | 2 | | Тема 2.3 Морфофункциональные особенности и гигиена сенсорных систем детского организма. 5 | | 17-18 | Морфофункциональные особенности строения детского организма. Зрительный анализатор. Профилактика нарушения зрения. | 2 | 19-20 | Структурно-функциональная организация слухового анализатора. Профилактика нарушения слуха. | 2 | 21 | Вестибулярная, вкусовая, обонятельная, осязательная сенсорные системы, возрастные особенности | 1 | | Тема 2.4. Гормональный механизм регуляции функций детского организма. 2 | | 22-23 | Гормональный механизм регуляции функций детского организма | 2 | | | Раздел 3. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата детского организма. 10 | | | | Тема 3.1. Строение , функции и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата 5 | | | Тип учебных занятий | Учебно-методические материалы, средства обучения | Задание для учащихся на дом | Примечания | 4 | 5 | 6 | 7 | | | | 1 | | | | | | | | | КУ | | [ 1 ] c. 6-14 | 2 | | | | | УФНЗ | Плакат: Виды тканей | [ 1 ] c. 22-67 Зарисовать эпителиальную ткань. Выучить | 3-4 | КУ | | [ 1 ] c. 14-22 | 5 | УППЗ | Плакат, ИМК видеосюжет | [ 1 ] c. 14-22 Оформить отчет | 6-7 | | | | | | | | | КУ | Плакат «Виды нейронов».Презентация | [ 1 ] c. 64-67,325-334 Составить таблицу виды возбуждений и торможений | 8-9 | КУ | Плакат «Строение головного мозга» Видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез» | [ 1 ] c. 334-387. Зарисовать отделы головного мозга | 10-11 | | | | | УФНЗ | Презентация о деятельности ученых И.М.Сеченова,И.П.Павлова | [ 1 ] c. 387-399 . Подготовить сообщения об ученых | 12-13 | УФНЗ | Плакат «Типы сигнальных систем» | [ 1 ] c.399-420 Сообщение ” Приемы для развития памяти”. | 14 | УППЗ | ИМК | [ 1 ] c.401-403 Оформить отчет | 15-16 | | | | | УФНЗ | Презентация « Профилактика болезней органов зрения». Плакат « Строение глаза». Муляж глазного яблока видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез» | в[ 1 ] c. 420-429 сообщения «Профилактика нарушения зрения». Зарисовать строение глаза. | 17-18 | УФНЗ | Плакат: « Строение слухового анализатора» Муляж уха. видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез» | [ 1 ] c. 431-439429 сообщения “Профилактика наруш.слуха”. | 19-20 | УФНЗ | Презентация .Плакат «Сенсорные системы» | [ 1 ] c. 438-446 | 21 | | | | | КУ | | [ 1 ] c. 277-297, Составить таблицу “Железы внутренней секреции и их гормоны” | 22-23 | | | | | | | | | №№ учебных занятий | Название разделов, название тем по учебной программе, название тем отдельных учебных занятий | Количество учебных часов | 1 | 2 | 3 | 24-25 | Строение и функции скелета человека. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека | 2 | 26 | Строение и функции мышечной системы. Развитие двигательной активности и координации движений. | 1 | 27-28 | Определение и оценка уровня физического развития | 2 | | Тема 3.2. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. 4 | | 29-30 | Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата | 2 | 31-32 | Определение нарушения осанки и плоскостопия у детей | 2 | 33 | ОКР 1 | 1 | | Раздел 4. Морфофизиологические особенности пищеварительной, дыхательной и выделительной систем детского организма. 15 | | | Тема 4.1. Строение , функции ,возрастные особенности пищеварительной системы 3 | | 34-35 | Анализ ОКР 1. Строение и функции пищеварительной системы | 2 | 36 | Гигиена пищеварительной системы | 1 | | Тема 4.2. Обмен веществ и энергии. 4 | | | 37-38 | Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности энергетического обмена | 2 | | 39-40 | Составление суточного пищевого рациона | 2 | | | Тема 4.3. Строение , функции, возрастные особенности и гигиена дыхательной системы. 4 | | 41-42 | Строение, функции дыхательной системы, гигиена | 2 | 43-44 | Определение и оценка функционального состояния дыхательной системы | 2 | | Тема 4.4. Возрастные особенности органов выделения. Строение и функции кожи .Личная гигиена. 4 | | 45-46 | Возрастные особенности органов выделения. Строение и функции кожи | 2 | 47-48 | Личная гигиена. Уход за кожей, ногтями, волосами. Профилактика кожных болезней | 2 | | Раздел 5. Морфофизиологические особенности системы крови и кровообращения детского организма. 6 | | | Тема 5.1. Система крови. Иммунитет. 2 | | 49-50 | Система крови. Иммунитет. | 2 | | Тема 5.2. Строение , функции и гигиена сердечно-сосудистой системы. 4 | | Тип учебных занятий | Учебно-методические материалы, средства обучения | Задание для учащихся на дом | Примечания | 4 | 5 | 6 | 7 | КУ | Плакат « Строение черепа» Модель черепа | [ 1 ] c. 70-106 Зарисовать череп и отметить парные и непарные кости мозгового и лицевого отделов черепа | 24-25 | УФНЗ | Плакат «Строение опорно-двигательного аппарата», «Строение мышечной системы» | [ 1 ] c. 122-159 | 26 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | 27-28 | | | | | УФНЗ | | Подготовить рекомендации -5 пунктов | 29-30 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | 31-32 | УКЗ | | Повторение материала | 33 | | | | | | | | | КУ | Плакат «Пищеварительная система человека» видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез» | [ 1 ] c. 161-201 | 34-35 | КУ | Презентация «Гигиена пищеварительной системы» | Подготовить рекомендации-5 пунктов | 36 | | | | | УФНЗ | Видеосюжет «Энергетический обмен» | [ 1 ] c. 494-520 составить тест | 37-38 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | 39-40 | | | | | КУ | видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез» Плакат «Дыхательная система человека» | [ 1 ] c. 202-222 Оформить календарь проветривания помещений | 41-42 | УППЗ | ИМК, видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез» | Оформить отчет | 43-44 | | | | | КУ | Плакат «Строение кожи», «Анализаторы кожи» Муляж кожи | [ 1 ] c. 443-446 5 рекомендаций по гигиен. уходу за кожей | 45-46 | УФНЗ | Презентация «Личная гигиена» | [ 1 ] c. 423-443 сообщение о кожныых заболеваниях | 47-48 | | | | | | | | | КУ | Плакат «Строение крови». Видеосюжет из группы «Анатомический ликбез» | [ 1 ] c. 297-325 | 49-50 | №№ учебных занятий | Название разделов, название тем по учебной программе, название тем отдельных учебных занятий | Количество учебных часов | 1 | 2 | 3 | 51-52 | Строение , функции и гигиена сердечно-сосудистой системы | 2 | 53-54 | Определение и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы | 2 | | Раздел 6.Гигиена образовательного процесса. Гигиеническое воспитание. 10 | | | Тема 6.1.Физиолого-гигиенические основы построения образовательного процесса и режима дня детей. 4 | | 55 | Режим дня и его физиологические основы. | 1 | 56 | Гигиенические требования к структуре урока. | 1 | 57-78 | Составление расписания занятий с учетом динамика работоспособности детей | 2 | | Тема 6.2. Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. 3 | | | 59 | Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. | 1 | | 60-61 | Гигиеническая оценка учебного помещения. | 2 | | | Тема 6.3.Гигиенические и валеологические основы дошкольного и школьного воспитания. 3 | | | 62 | Гигиенические и валеологические основы дошкольного воспитания | 1 | | 63-64 | Составление планов работы по гигиеническому и валеологическому воспитанию. | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тип учебных занятий | Учебно-методические материалы, средства обучения | Задание для учащихся на дом | Примечания | 4 | 5 | 6 | 7 | КУ | Видеосюжет из группы «Анатомический ликбез» | [ 1 ] c. 287-292. Зарисовать схему кругов кровообращения. | 51-52 | УПЗУ | ИМК | Оформить отчет | 53-54 | | | | | | | | | УФНЗ | | Составить режим дня для детей дошк.возраста на выходной день | 55 | УФНЗ | Плакат «Структура урока» | Материал лекции | 56 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | 57-78 | | | | | КУ | С НиПы | Составить перечень гигиенич.условий | 59 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | 60-61 | | | | | УФНЗ | С НиПы | Составить сценарий мероприятия по ЗОЖ в ДДУ | 62 | УППЗ | ИМК | [ 2д ] c. 294-303 | 63-64 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Сетка учебных часов № учебных занятий | Название сокращенных тем | До сокращения | После сокращения | теоретических | лабораторных, практических | теоретических | лабораторных, практических | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Литература (Информационно-аналитические материалы) №№ п/п | Название | Автор (составитель) | Издательство, год издания | 1. | Анатомия и физиология детей и подростков | Сапин М.Р.,.Брыксина З.Г | М.,2004г. | 2. | Анатомия человека | Титов Т.К. | М.,1985г. | 3. | Основы валеологии и школьной гигиены | Ворсина Г.Л. | М.,2005г. | 4. | Возрастная физиология и школьная гигиена | Хрипкова А.Г. | М.,2000г. | 5. | Анатомия человека | М.Р. Сапин | Р на Дону 2004г. | 6. | Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста | Дорошкевич М.П. | Мн.,2002 | 7. | Анатомия , физиология, гигиена детей дошкольного возраста | Федюкович А.С. | М., 1998 | 8. | www.youtube.com/channel/UCF1vP9PoT1nN_ aeI9b_UG5Q?view_as=subscriber | Youtube канал преподавателя Говоренко Г.В. | | 9. | https://vk.com/club157141124 (АНАТОМИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ) | Группа преподавателя Говоренко Г.В. | | |
№№ Учебных занятий | Название разделов, название тем по учебной программе, название тем отдельных учебных занятий | Количество учебных часов | Тип учебных занятий | Учебно-методические материалы, средства обучения | Задания для учащихся на дом | Примечания |
1 | Введение. Обучение правилам безопасного поведения. | 1 | КУ | Учебные пособия. | | |
Раздел 1.Морфофункциональная организация, рост и развитие организма. 8 | | | | |
Тема 1.1 Уровни организации живой системы. 2 |
2-3 | Значение и роль анатомии, физиологии и гигиены в организации образовательного процесса. Уровни организации живой системы. | 2 | КУ | | [ 1 ] c. 6-14 | |
Тема 1.2 Общие закономерности роста и развития организма. 6 |
4-5 | Ткани, краткая характеристика. Системы органов. Понятие о росте и развитии детского организма. | 2 | УФНЗ | Плакат | [ 1 ] c. 22-67 | |
6-7 | Основные закономерности роста и развития. Акселерация и ретардация развития. | 2 | КУ | | [ 1 ] c. 14-22 | |
8-9 | Оценка морфофункциональной готовности детей к обучению в школе. | 2 | УППЗ | Плакат, ИМК видеосюжет | [ 1 ] c. 14-22 Оформить отчет | |
Раздел 2. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детского организма. Регуляции функций в организме. 18 |
Тема 2.1. Структурно-функциональная характеристика нервной системы детского организма. | 4 |
10-11 | Нервная ткань физиологические свойства. Понятие о раздражении и раздражителях, возбуждении и торможении. Значение НС. | 2 | КУ | Плакат. Презентация | [ 1 ] c. 64-67,325-334 Составить таблицу виды возбуждений и торможений | |
12-13 | ЦНС .Строение и функции головного и спинного мозга. Вегетативный и соматический отделы нервной системы. | 2 | КУ | Плакат. Презентация | [ 1 ] c. 334-387 | |
Тема 2.2.Высшая нервная деятельность. 6 | 6 |
14-15 | И.М.Сеченов,И.П.Павлов-основоположники учения о ВНД. Классификация рефлексов | 2 | УФНЗ | Презентация | [ 1 ] c. 387-399 | |
16-17 | Физиологические механизмы внимания, восприятия, памяти. Сигнальные системы | 2 | УФНЗ | | [ 1 ] c.399-420 Сообщение ” Приемы для развития памяти”. | |
18-19 | Определения типа ВНД | 2 | УППЗ | ИМК | [ 1 ] c.401-403 Оформить отчет | |
Тема 2.3 Морфофункциональные особенности и гигиена сенсорных систем детского организма. 6 |
20-21 | Морфофункциональные особенности строения детского организма. Зрительный анализатор. Профилактика нарушения зрения. | 2 | УФНЗ | Презентация .Плакат. | в[ 1 ] c. 420-429 сообщения «Профилактика нарушения зрения». Зарисовать строение глаза. | |
22-23 | Структурно-функциональная организация слухового анализатора. Профилактика нарушения слуха. | 2 | УФНЗ | Плакат | [ 1 ] c. 431-439429 сообщения “Профилактика наруш.слуха”. | |
24-25 | Вестибулярная, вкусовая, обонятельная, осязательная сенсорные системы, возрастные особенности | 2 | УФНЗ | Презентация .Плакат | [ 1 ] c. 438-446 | |
Тема 2.4. Гормональный механизм регуляции функций детского организма. 2 |
26-27 | Гормональный механизм регуляции функций детского организма | 2 | КУ | | [ 1 ] c. 277-297 | |
Раздел 3. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата детского организма. 11 |
Тема 3.1. Строение , функции и возрастные особенности опорно-двигательного аппарата 6 |
28-29 | Строение и функции скелета человека. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека | 2 | КУ | Плакат. Модель черепа | [ 1 ] c. 70-106 | |
30-31 | Строение и функции мышечной системы. Развитие двигательной активности и координации движений. | 2 | УФНЗ | Плакат. | [ 1 ] c. 122-159 | |
32-33 | Определение и оценка уровня физического развития | 2 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | |
Тема 3.2. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. 4 |
35-34 | Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата | 1 | УФНЗ | | Подготовить рекомендации -5 пунктов | |
36-37 | Определение нарушения осанки и плоскостопия у детей | 2 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | |
38 | ОКР 1 | 1 | УКЗ | | Повторение материала | |
Раздел 4. Морфофизиологические особенности пищеварительной, дыхательной и выделительной систем детского организма. 16 |
Тема 4.1. Строение , функции ,возрастные особенности пищеварительной системы 4 |
39-40 | Анализ ОКР 1. Строение и функции пищеварительной системы | 2 | КУ | Плакат. | [ 1 ] c. 161-201 | |
41-42 | Гигиена пищеварительной системы | 2 | КУ | Презентация | Подготовить рекомендации-5 пунктов | |
Тема 4.2. Обмен веществ и энергии. 4 | 4 |
43-44 | Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности энергетического обмена: | 2 | УФНЗ | Видеосюжет | [ 1 ] c. 494-520 составить тест | |
45-46 | Составление суточного пищевого рациона | 2 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | |
Тема 4.3. Строение , функции, возрастные особенности и гигиена дыхательной системы. 4 |
47-48 | Строение , функции дыхательной системы, гигиена | 2 | КУ | | [ 1 ] c. 202-222 Оформить календарь проветривания помещений | |
49-50 | Определение и оценка функционального состояния дыхательной системы | 2 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | |
Тема 4.4. Возрастные особенности органов выделения. Строение и функции кожи .Личная гигиена. 4 |
51-52 | Возрастные особенности органов выделения. Строение и функции кожи | 2 | КУ | Плакат. Муляж кожи | [ 1 ] c. 443-446 5 рекомендаций по гигиен. уходу за кожей | |
53-54 | Личная гигиена. Уход за кожей, ногтями, волосами. Профилактика кожных болезней | 2 | УФНЗ | Презентация | [ 1 ] c. 423-443 сообщение о кожныых заболеваниях | |
Раздел 5. Морфофизиологические особенности системы крови и кровообращения детского организма. 6 |
Тема 5.1. Система крови. Иммунитет. 2 |
55-56 | Система крови. Иммунитет. | 2 | КУ | Плакат. Видеосюжет | [ 1 ] c. 297-325 | |
Тема 5.2. Строение , функции и гигиена сердечно-сосудистой системы. 4 |
57-58 | Строение , функции и гигиена сердечно-сосудистой системы | 2 | КУ | Презентация | [ 1 ] c. 287-292 | |
59-60 | Определение и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы | 2 | УПЗУ | ИМК | Оформить отчет | |
Раздел 6.Гигиена образовательного процесса. Гигиеническое воспитание. 14 |
Тема 6.1.Физиолого-гигиенические основы построения образовательного процесса и режима дня детей. 6 |
61-62 | Режим дня и его физиологические основы. | 2 | УФНЗ | | Составить режим дня для детей дошк.возраста на выходной день | |
63-64 | Гигиенические требования к структуре урока. | 2 | УФНЗ | | Материал лекции | |
65-66 | Составление расписания занятий с учетом динамика работоспособности детей | 2 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | |
Тема 6.2. Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. 4 | 3 | |
67-68 | Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса. | 2 | КУ | С НиПы | Составить перечень гигиенич.условий | |
69-70 | Гигиеническая оценка учебного помещения. | 2 | УППЗ | ИМК | Оформить отчет | |
Тема 6.3.Гигиенические и валеологические основы дошкольного и школьного воспитания. 4 |
71-72 | Гигиенические и валеологические основы дошкольного воспитания | 2 | УФНЗ | С НиПы | Составить сценарий мероприятия по ЗОЖ в ДДУ | |
73-74 | Составление планов работы по гигиеническому и валеологическому воспитанию. | 2 | УППЗ | ИМК | [ 2д ] c. 294-303 | |