СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура России в ХVII веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

 предназначена разработка для изучения новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Культура России в ХVII веке»

Урок 29. Культура России XVII в.

Задачи урока: выделить особенности развития отечест­венной культуры в XVII в. по сравнению с предшествую­щим периодом; познакомить учащихся с достижениями ученых, зодчих, живописцев, развитием образования и ли­тературы и условиями быта различных слоев населения.

Предметные:Знание дат, событий, явлений, биографий Умение рабо­тать с учебником, тестом

Личностные:Выявление ин­тереса к пред­мету, мотива­ции к учебной деятельности и расширению кругозора. Участие в ипроектной деятельности

План урока

  1. Литература.

  2. Архитектура.

  3. Изобразительное искусство.

  4. Просвещение и образование.

ХОД УРОКА

Проверка и актуализация знаний

Учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания, затем выполняют тестовое задание.

Какими причинами был вызван стрелецкий бунт1682 г.?

Почему царица софья стремилась к власти?

Какие мероприятия и реформы провела царица Софья?

Какие новые термины вы узнали на прошедшем уроке


1. Какое событие произошло в 1689 г.?

а) открытие Славяно-греко-латинской академии;

б) создание первого придворного театра;

в) отстранение Софьи от власти;

г) заключение «Вечного мира» с Польшей.

2.Бунт стрельцов, в результате которого на престоле оказа­лись два царя, произошел:

а) в 1653 г.; в) в 1682 г.;

б) в 1676 г.; г) в 1687 г.

  1. «Хованщиной» называют:

а) период Смутного времени;

б) политику расширения стрелецких вольностей;

в) политику приглашения иностранных мастеров в Россию;

г) опричнину.

4.Походы в Крым в 1687 и 1689 гг. возглавил:

а) А. Матвеев;

б) А. Ордин-Нащокин;

в) Г. Ромодановский;

г) В. Голицын.

5.С именем Симеона Полоцкого связано событие:

а) разработка Новоторгового устава;

б) создание потешных полков;

в) воспитание царских детей;

г) оборона Троице-Сергиева монастыря.


Дайте понятие: Регент, хованщина.


Сравните стрелецкие бунты 1682 и 1689гг.Почему царица Софья проиграла борьбу?

Изучение нового материала

  1. Учащимся предлагается познакомиться с главным вопросом урока – 220 стр.

2. далее учитель организует беседу.

Вопрос. Как вы думаете, какое влияние оказали на оте­чественную культуру изменения, произошедшие в госу­дарстве в XVII в.?

Сл 1 Учитель комментирует ответы учащихся, выделяя осо­бенности развития культуры XVII в. С укреплением фео­дально-крепостнических порядков все большее значение приобретали новые явления в социально-экономической жизни (товарность хозяйства, формирование всероссий­ского рынка). Конфликты и потрясения «бунташного» XVII в. отразились и в культуре. Начался процесс разру­шения традиционного средневекового религиозного ми­ровоззрения, освобождения культуры от влияния церк­ви — обмирщения культуры.

Сопроводительный текст к презентации урока по теме:

"Русская культура в XVII в. Литература

Сл. 2 Литература обретала новые черты, постепенно освобождаясь от груза отживших традиций, переставая быть только церковной. Появляются первые "светские" произведения, новые литературные жанры.. Появляются первые записи произведений устного народного творчества (исторических песен, былин, пословиц, поговорок).

Новые жанры литературы: бытовые повести в богатых домах появились переводные рыцарские романы и приключенческие повести, автобиографические и биографические повести- авакум зач. С 221 -222 , сатирические произведения. Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, плутовские новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.

Архитектура

Сл. 3 Не сразу Русь оправилась после потрясений Смутного времени. Москва и другие города долго лежали в развалинах. Только в 1619 г. возобновилась деятельность Каменного приказа, началось восстановление городов и новое строительство. В Кремле был возведен трехэтажный каменный Теремной дворец (1635-1636) для повседневной жизни царя. Архитектура дворца демонстрировала отступление от традиций древнерусского зодчества. Возросшее техническое мастерство позволило строителям стены дворца сделать тоньше, усовершенствовать отопление помещений, оконные рамы. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

Сл. 4 В XVII в. продолжается строительство деревянных дворцов и храмов. "Восьмым чудом света" называли деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце насчитывалось 270 комнат. Затейливую кровлю покрывала деревянная черепица. Дворец казался поистине сказочным. Увы, жилые деревянные постройки, даже в хороших климатических условиях, редко сохраняются более 80 лет. В 1768 г. обветшалый дворец был разобран.


Сл. 5-6 Новые архитектурные решения особенно проявились в одном из наиболее совершенных произведений русского зодчества XVII в. - церкви Троицы в Никитниках, построенной в 1631-1634 гг. на средства купцов Никитниковых. Для украшения храма применялся специально формованный (штучный) кирпич. Белокаменные наличники окон и порталы церкви покрыты были растительным орнаментом и изображениями сказочных птиц. Стены церкви расписаны фресками. Храм производит впечатление увеличенной точеной игрушки.

Сл. 7 В 1652 г. завершилось строительство московской церкви Рождества Богородицы в Путинках. В облике этой церкви с наибольшей полнотой отразилось все новое, что привнес в архитектуру XVII век: многочисленные кокошники и наличники, провисающие "гирьки" шатрового крыльца, особая кирпичная кладка, наконец, храм венчают шесть шатров, три из которых - декоративные. Это придавало церкви дворцовый, светский облик. В 1652 г. ставший патриархом Никон, борясь с "обмирщением" в церковной архитектуре, запретил строить в столице каменные шатровые храмы.


Сл. 8-9 Церковь Ильи Порока в Ярославле.

Сл. 10 Ради воплощения в камне идеи превосходства "священства" над "Царством" Никон повелел выстроить на берегах Истры единый православный центр - Новый Иерусалим. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656-1685) в плане точно повторяет храм Гроба Господня в Иерусалиме. Долгое строительство осуществлялось русскими мастерами по чертежам, моделям и описаниям, составленным паломниками, побывавшими в Святой земле. Никон хотел видеть храм суровым и аскетичным, а русские мастера создали "красоту неизглаголенную": в камне как бы претворились мечты о райской красоте, о светлой счастливой жизни.

Сл. 11 Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624-1625 годах на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов надстроил еще один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Под руководством английского мастера Х. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне. К концу века архитектурные украшения получили и другие башни Московского Кремля.

Сл. 12 В конце XVII в. в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры. "Деревянные сказки" и "каменные песни" оставили нам в наследство наши предки, россияне семнадцатого столетия.

Живопись

Сл. 13 Живописные произведения в XVII в., как и прежде, представлены в основном иконами. Новым было то, что усиливалось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей. На протяжении всего века очень медленно, но последовательно происходит освобождение от церковных канонов (установленных правил) и превращение иконописи в живопись. Творчество одного из самых знаменитых живописцев - Симона Ушакова (1626-1686) - позволяет проследить этот процесс. Он писал фрески, иконы, миниатюры, резал гравюры. Художник был как бы укоренен в классической древнерусской традиции. Однако уже в иконе "Великий архиерей" (1656-1657), написанной для церкви Троицы в Никитниках, проступают элементы реализма (так, автор старается передать реальную форму глаз - со слезничками и даже ресницами - немыслимые в предшествующую эпоху детали!). Наиболее известным его произведением, неоднократно повторяемым автором, был "Спас Нерукотворный"

Сл. 14. Новым явлением в русской живописи в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи. Первые портреты "с живства"(с натуры) стали называть парсунами. Одни из самых ранних - парсуны с изображением царя Федора Ивановича и воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского. Оба портрета написаны в иконописной манере. Однако, несмотря на традиционность, уже очевидно, что на смену лику, столь характерному для изображения святых, приходит лицо - узнаваемое, со своими неповторимыми чертами. Именно таким представляется на парсуне 1686 г. лицо юного царя Федора Алексеевича - не отстраненное от мира, а задумчивое, с едва заметной, робкой, глубоко затаенной улыбкой.

В 1680-90-е годы русские художники создают уже значительные произведения парсунной живописи. Сохранились портреты матери Петра Великого и его дяди (Л.К. Нарышкина). В этих портретах художник отразил, уже без оглядки на старину, внутренний мир человека. Изменилась техника работы художника: тени получают реальный цвет. Глубже стало понимание самого живописного искусства.


Театр


Сл. 16-17. Новым явлением для русской культуры стало открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярморочные дни скоморохами и лицедеями для толпы.

Царь Алексей Михайлович под влиянием своей второй жены Натальи Нарышкиной и боярина А.С. Морозова разрешил завести при царском дворе "комедийную хоромину". Подготовка первого спектакля была поручена жившему в Немецкой слободе лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори. Первая труппа - 60 иностранцев, сюжет пьесы - библейская история. Представления длились обычно несколько часов, зрители - царь, его семья и придворные.
В 1675 г. на русской театральной сцене был впервые показан балет, главным действующим лицом которого стал мифологический Орфей. Благочестивый Алексей Михайлович смущался от того, что при дворе устраиваются соблазнительные пляски под музыку, но его переубедили: при всех европейских дворах это принято.

Но после смерти сначала Г. Грегора, затем Алексея Михайловича в 1676 г. его наследник сын Федор (ему еще не было 16 лет) большого интереса к театру не проявил, и никому другому до подобных увеселений дела не было. Театр снова возродится лишь спустя 30 лет при Петре 1.


Работа с учебником стр 226 прочитать – ответить на вопросы


Сл 19 решение проблемы


Подведем итоги. Главной отличительной чертой развития русской культуры XVII в. стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви. На смену средневековым представлениям пришло новое миропонимание. Достижения культуры XVII в. подготовили почву для последующего развития русской культуры.


Подведение итогов работы – оценки

Домашнее задание: § 29, 1) подготовить проект на тему «Культура моего края в XVII в.»; 2) составить кроссворд по изученной теме.



















Тест к *28

1. Какое событие произошло в 1689 г.?

а) открытие Славяно-греко-латинской академии;

б) создание первого придворного театра;

в) отстранение Софьи от власти;

г) заключение «Вечного мира» с Польшей.

2.Бунт стрельцов, в результате которого на престоле оказа­лись два царя, произошел:

а) в 1653 г.; в) в 1682 г.;

б) в 1676 г.; г) в 1687 г.

  1. «Хованщиной» называют:

а) период Смутного времени;

б) политику расширения стрелецких вольностей;

в) политику приглашения иностранных мастеров в Россию;

г) опричнину.

4.Походы в Крым в 1687 и 1689 гг. возглавил:

а) А. Матвеев;

б) А. Ордин-Нащокин;

в) Г. Ромодановский;

г) В. Голицын.

5.С именем Симеона Полоцкого связано событие:

а) разработка Новоторгового устава;

б) создание потешных полков;

в) воспитание царских детей;

г) оборона Троице-Сергиева монастыря.

Тест к *28

1. Какое событие произошло в 1689 г.?

а) открытие Славяно-греко-латинской академии;

б) создание первого придворного театра;

в) отстранение Софьи от власти;

г) заключение «Вечного мира» с Польшей.

2.Бунт стрельцов, в результате которого на престоле оказа­лись два царя, произошел:

а) в 1653 г.; в) в 1682 г.;

б) в 1676 г.; г) в 1687 г.

  1. «Хованщиной» называют:

а) период Смутного времени;

б) политику расширения стрелецких вольностей;

в) политику приглашения иностранных мастеров в Россию;

г) опричнину.

4.Походы в Крым в 1687 и 1689 гг. возглавил:

а) А. Матвеев;

б) А. Ордин-Нащокин;

в) Г. Ромодановский;

г) В. Голицын.

5.С именем Симеона Полоцкого связано событие:

а) разработка Новоторгового устава;

б) создание потешных полков;

в) воспитание царских детей;

г) оборона Троице-Сергиева монастыря.


Тест к *28

1. Какое событие произошло в 1689 г.?

а) открытие Славяно-греко-латинской академии;

б) создание первого придворного театра;

в) отстранение Софьи от власти;

г) заключение «Вечного мира» с Польшей.

2.Бунт стрельцов, в результате которого на престоле оказа­лись два царя, произошел:

а) в 1653 г.; в) в 1682 г.;

б) в 1676 г.; г) в 1687 г.

  1. «Хованщиной» называют:

а) период Смутного времени;

б) политику расширения стрелецких вольностей;

в) политику приглашения иностранных мастеров в Россию;

г) опричнину.

4.Походы в Крым в 1687 и 1689 гг. возглавил:

а) А. Матвеев;

б) А. Ордин-Нащокин;

в) Г. Ромодановский;

г) В. Голицын.

5.С именем Симеона Полоцкого связано событие:

а) разработка Новоторгового устава;

б) создание потешных полков;

в) воспитание царских детей;

г) оборона Троице-Сергиева монастыря.



Карточка к * 28 №1

Дайте понятие: Регент, хованщина.




Карточка к * 28 № 2

Сравните стрелецкие бунты 1682 и 1689гг.Почему царица Софья проиграла борьбу?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!