Муниципальное общеобразовательное учреждение – Лицей №2
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО МОУ-Лицей №2 Садова Н. А. ____________________ Протокол №____ от «____»____________2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР МОУ-Лицей №2 Григорьева –Савельева Н.В. _____________________ «____»___________ 2022 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Школа мудрецов»
Срок освоения: 1 год (1 класс)
Составитель:
Суздальцева О.А.,
учитель
2022г.
1.Пояснительная записка
Примерная программа внеурочной деятельности «Школа Мудрецов» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Цель - предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области математики, геометрии, а также в повышении уровня знаний учащихся.
Задачи:
-создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
-формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике;
-развитие математического кругозора;
-развитие логического мышления и математической речи;
-развитие числовой грамотности;
-расширение геометрических представлений;
-развитие логического мышления и пространственных представлений;
-формирование элементов конструкторского мышления;
-развитие деятельностных способностей;
-воспитание настойчивости, инициативы.
Возрастная группа
Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки освоения программы: программа «Школа мудрецов» рассчитана на 1 год, 34 часов , 1 час в неделю.
Особенности программы «Школа мудрецов» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий такого характера способствует подготовке учащихся к участию ребят в математических конкурсах, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских, дистанционных интернет – конкурсах.
Взаимосвязь с программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
- приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Примерной программе воспитания;
- ориентации школьников на подчеркиваемую Примерной программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов;
- интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается Примерной программой воспитания.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название темы | Содержание занятия |
1. | Математика - это интересно | Теория. Знакомство с программой кружка. Правила поведения на занятиях. Практика. Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). |
2. | Танграм: древняя китайская головоломка | Практика. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. |
3. | Путешествие точки | Практика. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. |
4. | Игры с кубиками | Практика. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). |
5. | Танграм: древняя китайская головоломка | Практика. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. |
6. | Волшебная линейка | Теория. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
7. | Праздник числа 10 | Практика. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
8. | Конструирование многоугольников из деталей танграма | Практика. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. |
9. | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | Практика. Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
10. | Игры с кубиками | Практика. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). |
11. | Конструкторы лего | Теория. Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Практика. Построение конструкция по заданным схемам-инструкциям. |
12. | Конструкторы лего |
13. | Весёлая геометрия | Практика. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
14. | Математические игры | Практика. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». |
15. | «Спичечный» конструктор | Теория. Правила работы со «спичечным конструктором Практика. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Практика. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. |
16. | «Спичечный» конструктор |
17. | Задачи-смекалки | Теория. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Практика. Решение задач с некорректными данными и задач, допускающие несколько способов решения. |
18. | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» |
19. | Математические игры | Практика. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». |
20. | Числовые головоломки | Практика. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
21. | Математическая карусель | Практика. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. Практика |
22. | Математическая карусель |
23. | Уголки | Практика. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. |
24. | Игра в магазин. Монеты | Практика. Сложение и вычитание в пределах 20. |
25. | Конструирование фигур из деталей танграма | Практика. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. |
26. | Игры с кубиками | Практика. Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
27. | Математическое путешествие | Практика. Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. |
28. | Математические игры | Практика. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». |
29. | Секреты задач | Практика. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. |
30. | Математическая карусель | Практика. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. |
31. | Числовые головоломки | Практика. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
32-34. | Математические игры | Практика. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». Практика. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». |
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школа Мудрецов»
Планируемые результаты изучения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Школа Мудрецов» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20.
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20. - Записывать и сравнивать числа в пределах 20.
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок).
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной.
- Строить отрезок заданной длины.
- Вычислять длину ломаной.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться:
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты,
- определять длину данного отрезка;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень)
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
4. Тематическое планирование
| | | | | | |
№ п/п | Наименование учебного занятия, раздела | Кол- во час | Форма занятия | ЭОР/ЦОР |
Геометрическая мозаика – 5 часов |
| Математика - это интересно | 1 | | |
| Танграм: древняя китайская головоломка | 1 |
| Путешествие точки | 1 |
| Игры с кубиками | 1 |
| Танграм: древняя китайская головоломка | 1 |
Числа. Арифметические действия. Величины – 2 часа |
| Волшебная линейка | 1 | | |
| Праздник числа 10 | 1 |
Геометрическая мозаика – 1 час |
| Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | | |
Числа. Арифметические действия. Величины – 1 час |
| Игра-соревнование «Весёлый счёт» | 1 | | |
Геометрическая мозаика – 4 часа |
| Игры с кубиками | 1 | | |
| Конструкторы лего | 2 |
| Весёлая геометрия | 1 |
Числа. Арифметические действия. Величины – 1 час |
| Математические игры | 1 | | |
Геометрическая мозаика – 2 часа | |
| «Спичечный» конструктор | 2 | | |
Мир занимательных задач – 1 час |
| Задачи-смекалки | 1 | | |
Геометрическая мозаика – 1 час |
| Прятки с фигурами | 1 | | |
Числа. Арифметические действия. Величины – 6 часов |
| Математические игры | 1 | | |
| Числовые головоломки | 1 |
| Математическая карусель | 2 |
| Уголки | 1 |
| Игра в магазин. Монеты | 1 |
Геометрическая мозаика – 1 час |
| Конструирование фигур из деталей танграма | 1 | | |
Числа. Арифметические действия. Величины – 3 часа |
| Игры с кубиками | 1 | | |
| Математическое путешествие | 1 |
| Математические игры | 1 |
Мир занимательных задач – 2 часа |
| Секреты задач | 1 | | |
| Математическая карусель | 1 |
Числа. Арифметические действия. Величины – 3 часа |
| Числовые головоломки | 1 | | |
| Математические игры | 2 |
| Всего | 33 |
5.Учебно-методическое обеспечение курса
Материально-техническое:
1.Компьютер
2.Мультимедиапроектор
3.Экран
4.Учебные и методические пособия:
- О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2019.
Наглядно-дидактические пособия
1.Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги
2.Пазлы, разрезные картинки
3.Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
Литература, используемая для разработки программы:
О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2019.
Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.: 2018.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. - Киров, 2020.
Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2020.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. - ТЦ Учитель, 2020.
Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М.: Луч, 2019.