Министерство образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
«Школа-интернат №2 им. Г.А.Карманова» г. Курска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Урок мужества
«Курская битва – 80! 50 огненных дней!
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
МЕЛЕШЕНКО СТЕПАН СТЕПАНОВИЧ
1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Г.КУРСК
Тема: «Курская битва – 80! 50 огненных дней!
Форма: Урок мужества
Цели:
восстановить хронологию военных событий, связанных с захватом и оккупацией Курской области;
познакомить с героями-курянами, памятными местами в городе;
воспитывать патриотические чувства, гражданскую позицию.
Оборудование:
листы с хронологией дат, фамилии героев-курян и освободителей Курска, фотографии зданий и памятников нашего города, фонограмма, магнитофон.
План:
1.Музыкально-поэтический монтаж.
2.Коллективное составление «ленты времени».
3.Заочное путешествие по улицам Курска
а) здания, пережившие войну;
б) имена героев в названии улиц;
в) памятники павшим в годы Великой Отечественной войны.
4. Минута молчания.
Ход занятия:
1. (Звучит тихо музыка)
1 ведущий: Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
(музыка усиливается, выходят 4 мальчика в солдатских пилотках)
2 ведущий: Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.
3 веущий: Когда от бомб, казалось, мир оглох,
И друг мой пал из нашей роты первым,
Я знал: нужны не слёзы и не вздох,
А мой свинец, мой шаг вперёд и нервы.
4 ведущий: Мне смерть страшна, но в битвах не робел,
В атаку шёл – других не гнулся ниже.
Шёл смело в бой не потому, что смел,
А потому, что трусость ненавижу.
5 ведущий: Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали.
И песня нашей спутницей была
В бою. В походе. На ночном привале.
(исполняется песня «Эх, дороги»…)
2.
- К концу встречи мы составим книгу, книгу о войне и Курске.
- Среди разбросанных страниц найдите ту, которая соответствует началу Великой Отечественной войны (22июня1941года)
- Кто развязал эту страшную войну?
- Какая следующая дата из предложенных идёт по хронологии? (29августа1941года)
- Это день, когда впервые произошла бомбардировка города Курска. В этот день уже были первые погибшие в нашем городе.
- Какая страница следует дальше? (август-сентябрь1941года)
- В течение этого времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные батальоны и отряды народного ополчения. В них входят жители города, которые не попали на фронт: женщины, старики и даже дети. Подумайте, какую работу могли выполнять истребительные отряды? (они дежурили на крышах домов и оповещали о приближении вражеских самолётов, ликвидировали последствия бомбёжек, тушили пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах).
- Какой месяц будет в продолжении нашей «ленты времени»? (октябрь1941года)
- Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц, чтобы дойти до Курска.
- Рассмотрите оставшиеся листки и догадайтесь, в какие дни шла оборона нашего города. (1-2ноября1941года)
- Враги двигались с северной стороны (где сейчас п. Щетинка). Они перешли реку Тускарь и стали подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в этом месте уже построили баррикады. Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по улице К. Маркса. И к вечеру 2ноября город был полностью в руках захватчиков.
- Какой самый длинный временной отрезок представлен на доске? (с3ноября1941года по 7февраля1943года)
- Это самая страшная и горькая страница в нашей книге – время оккупации, когда на территории города и области хозяйничали фашисты. Посчитайте, сколько месяцев длилась оккупация? (15месяцев)
- Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор. За это время было расстреляно 13 тысяч мирных жителей, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 44 тысячи женщин и подростков. Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк,96%школ. Даже землю нашу – курский чернозём они вывозили вагонами в Германию. Карательные отряды сжигали заживо целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам. Так поступили фашисты с отцом и сыном Крохиными (фотография).
Это страшное время длилось 15 месяцев. Какая дата стала переломной в истории оккупации нашего города? (8февраля1943года). Как вы думаете, что это за дата?
- Сегодня тоже 8февраля. Посчитайте, сколько лет назад это было? (63года).
- В ночь на 7февраля1943года командующий 60 армии генерал-майор И.Д.Черняховский отдал приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались с севера, две с юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8февраля в Курск прорвались бойцы 322 дивизии под командованием С.Н. Перекальского. Завязались тяжёлые уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. Именно здесь вёл в атаку своих солдат полковник, командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который уже был дважды ранен. Но он продолжал командование. Его последние слова: «Я погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!» С. Н. Перекальский похоронен на Никитском кладбище, где ему установлен памятник. К вечеру 8 февраля город Курск был полностью очищен от фашистов.
Вед.: Стоял мой Курск в огне, разрушен,
И облака были черны.
Но он не сломлен, не задушен
Рукой безжалостной войны.
Дома смотрели на расстрелы,
Дрожали, плача от беды.
Кричали вихри и метели,
И тихо пели соловьи.
Но жизнь вернулась в город славный,
Измученный, но не пустой…
Теперь я знаю – самый главный
Был подвиг стойкости людской.
А.Волщукова
3.
Учитель: - Действительно, «дома смотрели на расстрелы». Так, в самый первый день захвата города у стен мединститута было расстреляно 25 человек, у хлебозавода 5. Здания, которые пережили это ужасное время, могли бы многое нам рассказать.
Здание Филармонии (фото) в 1941году было штабом истребительных батальонов, а 10 февраля 1943года на его балконе выступал командир 60 армии, освобождавшей Курск. Назовите его имя. (Черняховский)
Краеведческий музей внешне не пострадал, но был разграблен. Его экспонаты вывезены в Германию. (фото)
Кинотеатр им. Щепкина, Сергиево-Казанский собор, библиотека им. Асеева, Дом Офицеров – были очевидцами тех событий. Но они молчат.
- Рядом с Сергиево – Казанским собором на улице Горького есть неприметный двухэтажный дом №23, который пережил войну и не пострадал. Но его стены помнят весёлый, озорной голос девочки Катюши Зеленко, которая родилась и жила в нём до начала войны, но больше сюда так и не вернулась. Что вы знаете о Екатерине Зеленко?
Екатерина Зеленко была лётчицей. Она единственная женщина-лётчица, которая совершила воздушный таран. Погибла 21 сентября 1941года, через 3 месяца после начала войны. Посмертно получила звание Героя Советского Союза.
Учитель: - Ребята, посмотрите на этот список. Все они – Герои Советского Союза. Видите знакомые фамилии? Где вы их встречали? (в названии улиц).
- В этом списке только двое никогда не жили в Курске. Кто это? (Перекальский и Черняховский). Почему же их имена живут в нашем городе?
- Остальные герои родились и жили в Курске. Чем они заслужили высшую награду страны?
(Сообщения об А.Е.Боровых, Н.Ф.Ватутине ,И.Е.Сонине, Н.Г.Пигореве)
Учитель: - Не только названия улиц напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Это ещё и памятники. Подумайте над значением слова и скажите, а почему они так называются?..
- В нашем городе много разных памятников. Какие вы знаете, посвященные Великой Отечественной войне?
- Самый большой – Мемориальный комплекс (фото) памяти павших в 1941-1943гг.Он включает в себя и кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную стрелу с вечным огнём.
- На Красной площади находится стела «Героям-курянам», где записаны имена всех наших земляков, награждённых самой высшей наградой страны – звездой Героя. (фото)
- Небольшой памятный знак находится недалеко от нашей школы. Он посвящён Кате Зеленко, которую скульптор запечатлел в обломках разбитого самолёта. (фото)
4.
Учитель: – Предлагаю всех тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наш город, почтить минутой молчания…(зажигаются свечи…)
Вед.: Грудной свой возраст помним мы едва ли,
У Сейма мы живём на берегу.
Мы здесь росли, отцы здесь воевали
И разогнули Курскую дугу.
Друзья! Давайте утверждать заранее:
В любое время и в любом году –
У всей планеты славные куряне
Всегда и всюду будут на виду.
М. Светлов
Учитель: - Проходя по улицам нашего города, иногда вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его!
Список литературы:
1.Левченко В.В., Грива В.А. Встреча с Курском. Курск:2004г.
2.Липкинг Ю.А. и др. Курская область. Учебное пособие. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1975г.
3.Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия (нач.шк.). -М.:ВАКО. 2004г.
4.История и современность Курского края./ Под ред.Б.Н.Королёва.Курск.1998г
5.Курск. Фотоальбом. /Сост. Гуданова В.А.-М.:1992г.
6.Курская область. Экономико-географический очерк. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж. !965г.