СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курская битва - 80! 50 огненных дней!

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся проявили большой интерес и приняли активное участие

Просмотр содержимого документа
«Курская битва - 80! 50 огненных дней!»



Министерство образования и науки Курской области‌‌

Областное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат №2 им. Г.А.Карманова» г. Курска







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Урок мужества

«Курская битва – 80! 50 огненных дней!









АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

МЕЛЕШЕНКО СТЕПАН СТЕПАНОВИЧ

1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

















Г.КУРСК



Тема: «Курская битва – 80! 50 огненных дней!

Форма: Урок мужества

 Цели:

  • восстановить хронологию военных событий, связанных с захватом и оккупацией Курской области;

  • познакомить с героями-курянами, памятными местами в городе;

  • воспитывать патриотические чувства, гражданскую позицию.

 

Оборудование: 

  • листы с хронологией дат, фамилии героев-курян и освободителей Курска, фотографии зданий и памятников нашего города, фонограмма, магнитофон.

 

                                                                        План:

          1.Музыкально-поэтический монтаж.

          2.Коллективное составление «ленты времени».

          3.Заочное путешествие по улицам Курска

                            а) здания, пережившие войну;

                            б) имена героев в названии улиц;

                            в) памятники павшим в годы Великой Отечественной войны.

          4. Минута молчания.

 

                                                                  Ход занятия:

 1. (Звучит тихо музыка)

 1 ведущий: Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

          Стали тихими наши дворы,

          Наши мальчики головы подняли,

          Повзрослели они до поры.

          На пороге едва помаячили

          И ушли за солдатом солдат.

          До свидания, мальчики, мальчики,

          Постарайтесь вернуться назад.

(музыка усиливается, выходят 4 мальчика в солдатских пилотках)

 2 ведущий: Мы по дорогам пыльным с боем шли.

          От бомб земля дрожала, как живая.

          Мы каждый метр своей родной земли

          Отстаивали, кровью поливая.

 3 веущий: Когда от бомб, казалось, мир оглох,

          И друг мой пал из нашей роты первым,

          Я знал: нужны не слёзы и не вздох,

          А мой свинец, мой шаг вперёд и нервы.

 4 ведущий: Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

          В атаку шёл – других не гнулся ниже.

          Шёл смело в бой не потому, что смел,

          А потому, что трусость ненавижу.

 5 ведущий: Свинцовая метелица мела,

          Рвались снаряды, мины завывали.

          И песня нашей спутницей была

          В бою. В походе. На ночном привале.

(исполняется песня «Эх, дороги»…)

           



2.

  • Учитель: Тема нашей встречи записана на доске. О чём пойдёт речь? А где бывают страницы?

- К концу встречи мы составим книгу, книгу о войне и Курске.

- Среди разбросанных страниц найдите ту, которая соответствует началу Великой Отечественной войны (22июня1941года)

- Кто развязал эту страшную войну?

 

- Какая следующая дата из предложенных идёт по хронологии? (29августа1941года)

- Это день, когда впервые произошла бомбардировка города Курска. В этот день уже были первые погибшие в нашем городе.

 

- Какая страница следует дальше? (август-сентябрь1941года)

- В течение этого времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные батальоны и отряды народного ополчения. В них входят жители города, которые не попали на фронт: женщины, старики и даже дети. Подумайте, какую работу могли выполнять истребительные отряды? (они дежурили на крышах домов и оповещали о приближении вражеских самолётов, ликвидировали последствия бомбёжек, тушили пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах).

 

- Какой месяц будет в продолжении нашей «ленты времени»? (октябрь1941года)

- Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц, чтобы дойти до Курска.

 

- Рассмотрите оставшиеся листки и догадайтесь, в какие дни шла оборона нашего города. (1-2ноября1941года)

- Враги двигались с северной стороны (где сейчас п. Щетинка). Они перешли реку Тускарь и стали подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в этом месте уже построили баррикады. Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по улице К. Маркса. И к вечеру 2ноября город был полностью в руках захватчиков.

 

- Какой самый длинный временной отрезок представлен на доске? (с3ноября1941года по 7февраля1943года)

- Это самая страшная и горькая страница в нашей книге – время оккупации, когда на территории города и области хозяйничали фашисты. Посчитайте, сколько месяцев длилась оккупация? (15месяцев)

- Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор. За это время было расстреляно 13 тысяч мирных жителей, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 44 тысячи женщин и подростков. Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк,96%школ. Даже землю нашу – курский чернозём они вывозили вагонами в Германию. Карательные отряды сжигали заживо целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам. Так поступили фашисты с отцом и сыном Крохиными (фотография).

 

 Это страшное время длилось 15 месяцев. Какая дата стала переломной в истории оккупации нашего города? (8февраля1943года). Как вы думаете, что это за дата?

- Сегодня тоже 8февраля. Посчитайте, сколько лет назад это было? (63года).

- В ночь на 7февраля1943года командующий 60 армии генерал-майор И.Д.Черняховский отдал приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались с севера, две с юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8февраля в Курск прорвались бойцы 322 дивизии под командованием С.Н. Перекальского. Завязались тяжёлые уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. Именно здесь вёл в атаку своих солдат полковник, командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который уже был дважды ранен. Но он продолжал командование. Его последние слова: «Я погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!» С. Н. Перекальский похоронен на Никитском кладбище, где ему установлен памятник. К вечеру 8 февраля город Курск был полностью очищен от фашистов.

 

Вед.: Стоял мой Курск в огне, разрушен,

                И облака были черны.

                Но он не сломлен, не задушен

                Рукой безжалостной войны.

                Дома смотрели на расстрелы,

                Дрожали, плача от беды.

                Кричали вихри и метели,

                И тихо пели соловьи.

                Но жизнь вернулась в город славный,

                Измученный, но не пустой…

                Теперь я знаю – самый главный

                Был подвиг стойкости людской.

                                                           А.Волщукова

 3. 

  • Учитель: - Действительно, «дома смотрели на расстрелы». Так, в самый первый день захвата города у стен мединститута было расстреляно 25 человек, у хлебозавода 5. Здания, которые пережили это ужасное время, могли бы многое нам рассказать.

  Здание Филармонии (фото) в 1941году было штабом истребительных батальонов, а 10 февраля 1943года на его балконе выступал командир 60 армии, освобождавшей Курск. Назовите его имя. (Черняховский)

  Краеведческий музей внешне не пострадал, но был разграблен. Его экспонаты вывезены в Германию. (фото)

  Кинотеатр им. Щепкина, Сергиево-Казанский собор, библиотека им. Асеева, Дом Офицеров – были очевидцами тех событий. Но они молчат.

 - Рядом с Сергиево – Казанским собором на улице Горького есть неприметный двухэтажный дом №23, который пережил войну и не пострадал. Но его стены помнят весёлый, озорной голос девочки Катюши Зеленко, которая родилась и жила в нём до начала войны, но больше сюда так и не вернулась. Что вы знаете о Екатерине Зеленко?

 

  • Сообщение.

Екатерина Зеленко была лётчицей. Она единственная женщина-лётчица, которая совершила воздушный таран. Погибла 21 сентября 1941года, через 3 месяца после начала войны. Посмертно получила звание Героя Советского Союза.

 

  • Учитель: - Ребята, посмотрите на этот список. Все они – Герои Советского Союза. Видите знакомые фамилии? Где вы их встречали? (в названии улиц).

- В этом списке только двое никогда не жили в Курске. Кто это? (Перекальский и Черняховский). Почему же их имена живут в нашем городе?

- Остальные герои родились и жили в Курске. Чем они заслужили высшую награду страны?

 

(Сообщения об А.Е.Боровых, Н.Ф.Ватутине ,И.Е.Сонине, Н.Г.Пигореве)


  • Учитель: - Не только названия улиц напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Это ещё и памятники. Подумайте над значением слова и скажите, а почему они так называются?..

 - В нашем городе много разных памятников. Какие вы знаете, посвященные Великой Отечественной войне?

 - Самый большой – Мемориальный комплекс (фото) памяти павших в 1941-1943гг.Он включает в себя и кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную стрелу с вечным огнём.

 - На Красной площади находится стела «Героям-курянам», где записаны имена всех наших земляков, награждённых самой высшей наградой страны – звездой Героя. (фото)

 - Небольшой памятный знак находится недалеко от нашей школы. Он посвящён Кате Зеленко, которую скульптор запечатлел в обломках разбитого самолёта. (фото)

 

 4.

  • Учитель: – Предлагаю всех тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наш город, почтить минутой молчания…(зажигаются свечи…)

 

Вед.:  Грудной свой возраст помним мы едва ли,

                 У Сейма мы живём на берегу.

                 Мы здесь росли, отцы здесь воевали

                 И разогнули Курскую дугу.

                 Друзья! Давайте утверждать заранее:

                 В любое время и в любом году –

                 У всей планеты славные куряне

                 Всегда и всюду будут на виду.

                                                      М. Светлов

  • Учитель: - Проходя по улицам нашего города, иногда вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его!

 

Список литературы:

 

 1.Левченко В.В., Грива В.А. Встреча с Курском. Курск:2004г.

 

 2.Липкинг Ю.А. и др. Курская область. Учебное пособие. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1975г.

 

 3.Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия (нач.шк.). -М.:ВАКО. 2004г.

 

 4.История и современность Курского края./ Под ред.Б.Н.Королёва.Курск.1998г


 5.Курск. Фотоальбом. /Сост. Гуданова В.А.-М.:1992г.

 

 6.Курская область. Экономико-географический очерк. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж. !965г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!