СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по теме"  Мунципальные нормативно - правовые акты"

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа»

Содержание

1. Введение

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

1.1. Нормативно - правовой акт - источник права

1.2.Понятие и система муниципального нормативно - правового акта

1.3. Начало и срок действия нормативных актов

1.4. Виды муниципальных актов.

1.5. Признаки нормативно - правовых актов.

1.6. Иерархическая система нормативно - правовых актов

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕРЕРАЦИИ

2.1.Понятие правотворческой деятельности

2.2. Особенности и принципы правотворческой деятельности в Российской Федерации.

2.3. Правотворческие полномочия в системе местного самоуправления

2.4. Причины отмены муниципальных нормативно - правовых актов.

3. Заключение

4. Список используемой литературы.











1. Введение

Актуальностью данной темы является развитие местного самоуправления, муниципального права, решение вопросов осуществления отдельных государственных задач органами местного самоуправления и муниципальным образованием, необходимость оформления и принятия муниципальных нормативно-правовых актов. С помощью муниципальных нормативно-правовых актов происходит регламентирование общественных отношений, являются источниками права, и они имеют важное значение для государства. Нормативно - правовой акт наиболее приближен к жизни общества.

Муниципальный нормативно - правовой акт воздействует на все стороны общественной жизни, устанавливает, изменяет либо полностью отменяет нормы права.

Основной целью данной курсовой является определение роли муниципальных нормативно - правовых актов в жизни общества.

Предметом данной курсовой работы является муниципальный нормативно - правовой акт. Объектом данной курсовой работы является субъекты Российской Федерации как источники правотворческой деятельности. Субъектами правотворчества являются органы государственной власти и должностные лица, за которыми нормативно закреплено полномочие принимать нормативные правовые акты, а равно дано право выступать в качестве субъекта законодательной инициативы1.

Задачи:

- рассмотреть виды и признаки муниципальных нормативно -

_________________

1. А.Н.Кокотов, А.Н.Соломаткин - Муниципальное право России. Москва, 2007 год.

правовых актов, как основных источников права

- рассмотреть иерархическую систему нормативно - правовых актов

- изучить особенности правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации.

Метод системно-структурного анализа дает возможность рассмотреть  нормативно - правовой акт как официальный документ законотворчества, для которого характерны определенные связи между составляющими элементами.

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Нормативно - правовой акт принято считать официальным письменным юридическим документом, принимаемый уполномоченным органом государства.

На основании Конституции российской Федерации, Федерального Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" любое городское формирование персонально может решать проблемы регионального самоуправления, берет на себя личные нормативно - законные акты, без помощи других реализовывает региональное законное урегулирование.
Деятельность организаций регионального самоуправления совершается в нормотворческой и законный конфигурациях. Основной конфигурацией нормотворческой работы считается правотворчество. Главным типом нормотворческой работы городских организаций самоуправления считается утверждение нормативно - законного действия, что представляет особую значимость во исполнении функций регионального самоуправления. Нормативно - законный документ осуществляет функцию осуществления законодательства.
Нормативно - правовой акт - один из разновидностей юридических актов. Его нужно различать с действием использования полномочия, обладающих конкретным, персональным вид, со поддержкой которых находят решение определенные процесса. В отличие от них нормативно-правовой акт носит общий характер.

К нормативно-правовым актам относятся Конституция, законы, подзаконные акты, решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативно - правовые акты наиболее полно описывают меняющиеся основные потребности общественного развития, обеспечивают стабильность и эффективность правового регулирования.


Законные акты считаются важным орудием реализации вопросов, установленных перед муниципальным самоуправлением, одной с ключевых конфигураций административной работы во концепции регионального самоуправления. Законные акты – данное административные постановления.
В концепции регионального самоуправления законные акты владеют определенными свойствами:

признаков:

1. Они принимаются при осуществлении функций и полномочий субъектами муниципального права. Таковыми являются сообщества граждан, принимающих решения на местном референдуме, сходе, органы и должностные лица местного самоуправления.

2. Все правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления, носят подзаконный характер, т. е. они должны соответствовать действующим законам.

3. Правовые акты местного самоуправления имеют официальный характер в силу того, что выражают волю граждан муниципального образования или волю органа местного самоуправления, должностного лица и влекут юридические последствия.

4. Решение субъектов муниципального права становится правовым актом при условии соблюдения процедуры его принятия и надлежащего оформления. Решение должно быть составлено в письменном виде и подписано уполномоченным на то должностным лицом.
Наличие норм муниципального права в различных источниках права дает основания делать вывод о том, что муниципальное право – это относительно самостоятельная отрасль права.
Если сравнить число норм, регулирующих отношения в системе местной публичной власти, закрепленных в Конституции РФ, с нормами, регулирующими группы других отношений, кроме конституционного права, то можно сделать вывод о том, что объем этих норм намного больше, чем объем норм других отраслей права.

Отношения, определенные Конституцией Российской Федерации в системе местного самоуправления, как раз и регулируются особой группой норм, представляющих собой в совокупности муниципальное право.

Сам факт базирования муниципального права в основном на местном самоуправлении дает основания отнести муниципальное право к относительно самостоятельной отрасли права.

Конечно же, муниципальное право граничит с другими отраслями права. Но и отдельные отрасли права точно также граничат с конституционным правом, административным правом и муниципальным правом1.



_______________________

1. Муниципальное право России / Н. В. Постовой —«Юриспруденция», 2015

Множество норм муниципального права возникли на базе основных отраслей права: гражданского, земельного, экологического и т. д. Но оно не является составной частью этихотраслей.

1.2.Понятие и система муниципального нормативно - правового акта.

Среди источников муниципального права существуют система норм общего и специального характера, нормы муниципального права, а также совокупность правовых обычаев, традиций и правовых прецедентов, возникающих при осуществлении местного самоуправления.

Муниципальный правовой акт в соответствии с п. 1 ст. 2  Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" документируется как решение о местном значении или об осуществлении отдельных государственных полномочий местным органам власти, непосредственно населению муниципалитета, местной власти и должностным лицам местного самоуправления, для исполнения на территории муниципалитета, установления или изменения обязательных правил или индивидуального характера.

Система муниципальных правовых актов - совокупность правовых, взаимозависимых актов, составляющих единство механизма регулирования вопросов местного значения.

В систему нормативно - правовых актов входят:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в ходе референдума или схода граждан.

  • нормативные и другие документы представительного органа муниципального образования

  • правовые акты главы муниципального образования, а также других должностей и органов местного самоуправления, которые предусмотрены местным Уставом муниципального образования

Местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя страны (статья 12 Конституции РФ), требует развернутого правового регулирования, прежде всего законодательства. Сегодня существует довольно значительное количество законов федерального и регионального уровней, определяющих различные стороны коммунальной деятельности жителей.

В системе местного самоуправления правовые акты имеют ряд признаков1:

1. Они принимаются при осуществлении функций и полномочий субъектов муниципального права. Это муниципалитеты граждан, которые принимают решения на местном референдуме, собрании, органах власти и должностных лицах местного самоуправления.

2. Все правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления являются законом природы, т. е. они должны соответствовать применимому законодательству.

3. Правовые акты местного самоуправления имеют официальный характер из-за того, что они приносят волю граждан муниципалитета или волю местного самоуправления, должностного лица выражения и юридические последствия принесет с собой.

4. Решение субъектов муниципального права становится правовым

__________________________

1. Муниципальное право России / Н. В. Постовой —«Юриспруденция», 2015

актом при условии соблюдения процедуры его принятия и надлежащего оформления. Решение должно быть составлено в письменном виде и подписано уполномоченным на то должностным лицом.

Правовые акты, принятые в системе местного самоуправления, можно разделить на два вида. Первый тип правил - это решения, принимаемые населением на местном референдуме, собрании. Ко второму виду актов относятся правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления. Такое деление вытекает из федерального закона»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статьи 7, 22 (пункт 7), 25 (пункт 6, 7) предусматривают принятие гражданами решений непосредственно на местном референдуме, на собрании или собрании. Кроме того, указывается на силу решения местного референдума и на обязательство довести его результаты до сведения граждан. Нет особой необходимости доказывать наличие таких фактов.

Решения, принимаемые на собраниях, сходах граждан, также являются нормативно-правовыми актами и имеют высшую юридическую силу, применяются на всей территории муниципалитета. Такие акты принимаются в форме уставов, положений об органах территориального общественного самоуправления и т. д.это проявляется в тех случаях, когда собрание, собрание выступает в качестве представительного органа.

Муниципальные правовые акты, принятые местными органами власти, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов несут ответственность граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что муниципальные правовые акты являются общеобязательными только в соответствующих муниципалитетах. Государство одобрило принятие на местном уровне только нормативных актов. Муниципалитеты, их органы не имеют права принимать меры защиты, то есть предусматривать принудительные меры (ответственность). При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также уставам, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

1.3. Начало и срок действия нормативных актов.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (публикации). Порядок опубликования (оглашения) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и предполагает возможность ознакомления граждан, за исключением муниципального законодательства или отдельных его положений, содержащих информацию, распространение которой ограничено Федеральным законом.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено судом органами государственной власти, должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт. В той части, которая регулирует осуществление отдельными государственными полномочиями местными органами власти, муниципальные правовые акты, по-видимому, приостановлены и отменены компетентными органами.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено судом органами государственной власти, должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. В той части, которая регулирует осуществление отдельными государственными полномочиями местными органами власти, муниципальные правовые акты, по-видимому, приостановлены и отменены компетентными органами.

Законодательство постоянно меняется: новые правила принимаются, существующие - теряют свою силу, или они изменяются. Для правильного практического применения вновь принятого или измененного постановления необходимо точно знать, с какого момента оно вступает в силу. Но при определении этой точки иногда возникают значительные трудности. В некоторых недавно опубликованных нормативных документах точная дата их введения не была установлена. В этом случае дата вступления документа в силу должна быть рассчитана в соответствии с общими правилами, определяемыми законодательством.

Статья 15 Конституции РФ устанавливает обязательное официальное опубликование законов. Согласно Конституции РФ, законы и другие нормативные правовые акты, которые затрагивать права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для общего сведения.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 4 вышеуказанного закона официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете", а также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" в течение десяти дней после дня их регистрации. Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система". Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

1.4. Виды муниципальных актов.

В рассмотрении нормативно - правовых актов следует отметить их разнообразность.

Значительную часть нормативных правовых актов о местном самоуправлении, принимаемых органами государственной власти, составляют законы субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституции республик; уставы краев, областей, автономной области, автономных округов; законы о местном самоуправлении и др.

Подзаконные акты, как правило, издают исполнительно - распорядительные органы субъектов Российской Федерации. К ним можно отнести решения правительств и руководителей республик, администраций или глав администраций субъектов о выделении субсидий, субвенций на покрытие расходов в связи с недостаточностью собственных средств муниципального образования, направлении денежных средств и иных материальных ресурсов на ликвидацию последствий стихийных бедствий и т. д.

Подзаконные акты могут быть изданы также законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления, составляют подзаконную основу правовой базы муниципальной власти.

В юридической литературе имеются различные точки зрения относительно структуры источников права, принимаемых в пределах муниципального образования. Например, коллективы авторов учебника «Муниципальное право» под редакцией А. М. Никитина и под редакцией Н. С. Бондаря не называют в качестве источников муниципального права решения, принимаемые на референдумах, собраниях, сходах граждан.

Н. В. Постовой считает, что такие решения составляют основу источников права, зарождающихся в недрах муниципального образования, и обладают высшей юридической силой среди актов, издаваемых в системе местного самоуправления.

К таким нормативным актам можно отнести уставы муниципальных образований.

__________________________

1. Муниципальное право России / Н. В. Постовой —«Юриспруденция», 2015



С учетом изложенного нормативные акты, принимаемые в системе местного самоуправления, можно классифицировать по субъектам, их издавшим, а также по функциональному признаку.

По субъектам издания они подразделяются на решения, принимаемые:

1) населением на местном референдуме, собрании (сходе) граждан;

2) представительными органами местного самоуправления;

3) исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления общей и специальной компетенции;

4) выборными должностными лицами местного самоуправления и назначаемыми на должность по контракту.

По функциональному признаку они подразделяются на акты:

5) организационно-процессуального характера (регламенты, инструкции);

6) структурно-управленческого характера (положения об органах местного самоуправления и их подразделениях);

7) финансового обеспечения (бюджеты, положения о бюджетном устройстве и бюджет- ном процессе);

8) территориальной организации муниципальной власти;

9) хозяйственной деятельности органов местного самоуправления;

10) социально-культурной деятельности органов местного самоуправления и т. д. Функциональные признаки этим не ограничиваются. Их число зависит от инфраструктуры муниципального образования.

Очевидно, что нормы муниципального права и отношения, которые они регулируют, выстраиваются в определенную систему не только на уровне законов, но и нормативных актов, принимаемых в системе местного самоуправления. Следовательно, институты муниципального права можно разделить по уровням: формируемые в федеральном законодательстве; законодательстве субъектов РФ; нормативных актах местного самоуправления.



1.5. Признаки нормативно - правовых актов.

Особая юридическая значимость нормативно - правовых актов имеет целый ряд признаков:

1) принимается от имени государства в порядке, предусмотренной законом;

2) является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов,

3) содержит в себе правила поведения обобщенного характера, предусматривает регулятивное и охранительное воздействие;

4) реализуется в особом процессуальном порядке;

5) имеет определенную документальную форму;

6) направлен на регулирование типичных общественных отношений;

7) обеспечивается системой государственных гарантий и санкций.

Нормативно - правовой акт имеет официальный характер. В них содержится государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления1.

_________________

1. А.Н.Кокотов, А.Н.Соломаткин - Муниципальное право России, 2007г

1.6. Иерархическая система нормативно - правовых актов.

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов Российской Федерации можно представить следующим образом:

Конституция

федеральные законы;

указы Президента;

постановления Правительства;

нормативные акты министерств и ведомств.

Конституция Российской Федерации является основным законом, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Нормативно - правовые акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам.

Нормативно - правовые акты Правительства Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Особую группу образуют:

а) международные договоры Российской Федерации;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации1.

По объему и принципу действия нормативно - правовые акты подразделяются:

1) акты общего действия, охватывающие все отношения определенного вида на данной территории;

2) акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

3) акты исключительного действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении особых обстоятельств, на которые рассчитан акт .

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно - правовые акты подразделяются на:

1) акты законодательной власти;

2) акты исполнительной власти;

3) акты судебной власти общего характера.

Также существуют классификации по хронологии, по номеру акта, по предмету регулирования.

Действие нормативно - правовых актов может распространятся на следующих уровнях:

1. Общефедеральные акты, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

2. Акты субъектов федерации, которые распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. 

3. Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также на лиц, которые туда приезжают.

Также можно выделить муниципальные нормативно - правовые акты, основная особенность которых заключается в узкой направленности.

ГЛАВА2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕРЕРАЦИИ

2.1. Понятие противотворческой деятельности.

В теории государства и права для обозначения процессов, связанных со знанием правовых норм и нормативных правовых актов в качестве их источников, используются три основных термина — правоприменение, нормотворчество и законодательство.

В то же время эти термины используются во многих монографических исследованиях и научных публикациях и часто в законодательстве как идентичные. Между ними нет особых различий. Можно рассматривать правотворчество как «завершающую процесс формирования права государственную деятельность, в результате которой определенные положения возводятся через закон, иные источники в юридические нормы. Правотворческая деятельность выражается в правотворческих актах и системном кодификационном правотворчестве» 1.

При большом количестве вариантов определения понятий «законотворчество», «нормотворчество» и «правотворчество» представляется правильным и логичным для уяснения их сути использовать смысловое значение первой части слова — «закон», «норма», «право».

_______________________________

1. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации : учебное пособие / В. А. Томин. — Санкт-Петербург, 2017


Это упрощает их понимание и позволяет четко уловить различия в трактовании.

Таким образом, законотворчество — это деятельность по принятию правовых актов в виде законов, нормотворчество — по изданию нормативных правовых актов, а правотворчество — по изданию правовых актов вообще. В любом случае эти понятия не тождественны по отношению и к результату правотворчества, и к субъекту правотворчества. Например, законы в настоящее время могут приниматься только представительными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и непосредственно населением на референдуме соответствующего уровня, в то время как количество субъектов, принимающих иные право- вые акты, практически ничем не ограничено. Основной задачей правотворчества является формирование источников права, а результатом — принятые действующие нормативно - правовые акты1.

2.2. Особенности правотворческой деятельности в Российской Федерации.

Безусловным является тот факт, что правотворчество является деятельностью, в процессе которой государственная воля получает свое социально - формальное закрепление, а вследствие этого приобретает характер обязательности для участников правоотношений.

Содержанием правотворчества служит деятельность государственных институтов, которая завершает процесс формирования правовой системы. В этом смысле правотворческий процесс пред- стает как вид юридической деятельности, как особая форма проявления активности государства по отношению к правовой действительности. Суть такого взаимоотношения состоит в преобразовании правовой материи путем

_______________________________

1. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации : учебное пособие / В. А. Томин. — Санкт-Петербург, 2017



непрерывного ее усовершенствования в интересах и с учетом общественных потребностей.

Правотворчество помогает государственным органам решать ряд вполне конкретных задач:

- восполнять правовые пробелы, которые имеются в регулировании конкретной области человеческой деятельности;

- обновлять нормативный материал, который действует на данный момент, приводить его в соответствие с изменившимися нормами общества и социальными потребностями;

- формировать новые цели общественно полезной деятельности и определять средства их преодоления;

- устранять проблемы, противоречия и конкуренцию правовых норм и другие юридические погрешности, имеющиеся в правовом регулировании человеческой деятельности;

- налаживать основу своей работы с правовыми стандартами международных организаций, с международными обязательствами Российской Федерации.

Принципы правотворчества представляют собой основополагающие начала, руководящие идеи, исходные положения, на которых должен строиться весь правотворческий процесс в широком смысле. Они являются особым ориентиром для его участников. На них опираются все специалисты, которые создают нормативные правовые акты или организуют свою деятельность. Принципы выступают необходимым условием эффективной правотворческой деятельности, и только при опоре на них могут быть сотворены своевременно необходимые, качественно действующие и стабильно функционирующие нормативные правовыеакты и правовые нормы.

В юридической науке высказаны многообразные взгляды на систему основных особенностей правотворчества, в числе которых рассматриваются:

- демократизм, профессионализм, конституционная законность, соответствие реальной действительности, научность, справедливость, объективность, незаангажированность, научность, демократизм, непосредственное правотворчество, плановость, объективность, системность.

2.3. Правотворческие полномочия в системе местного самоуправления

Правотворческие полномочия - это нормативно установленные полномочия государства, муниципальных образований, их органов, должностных лиц, корпуса голосующих на референдуме, иных субъектов по принятию правовых актов, будь то нормативные или индивидуальные. Данные полномочия составляют часть компетенции соответствующих субъектов наряду с организационными, распорядительными, контрольными, другими полномочиями.

Наделение какого - либо субъекта правотворческими полномочиями предполагает закрепление в определенной степени за субъектом определенной власти, по которым он может принимать правовые акты, указывать вид правовых актов, которые он вправе принимать. Помимо этого, необходимо установить порядок принятия правовых актов, а также место этих актов в общей иерархии издаваемых в стране правовых актов. Не стоии обходить вниманием номенклатуру дел.

Конституционное разграничение правотворческих полномочий. Конституция РФ закрепляет правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления за Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. Она соотносит компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, выделяя сферу исключительных полномочий Российской Федерации (ст. 71), сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 72), сферу собственных полномочий субъектов (ст. 73). Местное самоуправление включается в сферу совместного ведения. К сфере совместного ведения отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, логичен вывод о том, что на местное самоуправление распространяются законодательные правила о порядке осуществления правового регулирования в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В сферу исключительного ведения Российской Федерации входит регулирование основных финансово-экономических отношений в муниципальных образованиях. Согласно Конституции Российской Федерации, к сфере исключительных полномочий Российской Федерации относится и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, гражданское законодательство1.
Большая часть вопросов организации и деятельности местного самоуправления относится к сфере совместного ведения. Необходимо отметить, что не только пункт ст. 72 Конституции Российской Федерации определяет вопросы местного самоуправления, относящиеся к сфере совместного ведения. Например, к сфере совместного ведения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, в том числе теми, что находятся в муниципальной собственности. Таким образом, регулирование вопросов собственности на землю и другими природными ресурсами - исключительно федеральное полномочие. Определение порядка владения, пользования, распоряжения конкретными земельными участками, участками недр и т.д. входит в сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов2.

Правотворческие полномочия муниципальных образований распространяются на установление их границ и состава территории,

_______________________________

1. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации : учебное пособие / В. А. Томин. — Санкт-Петербург, 2017

2. А.Н.Кокотов, А.Н.Соломаткин - Муниципальное право России, 2007 год

собственной компетенции, форм, порядка и гарантий непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, наименования и полномочий выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления1.

К числу правотворческих компетенций муниципальных образований относятся также утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении, установление местных налогов и сборов, недр для строительства подземных сооружений местного значения, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, разграничение полномочий разных органов местного самоуправления и др., а также вопросы, которые принадлежат к ведению муниципальных образований и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

2.4. Причины отмены муниципальных нормативно - правовых актов.

Отмена правового акта представляет собой принятие уполномоченным органом или должностным лицом решения о признании соответствующего акта недействительным и не подлежащим применению. Это влечет за собой прекращение действия имеющихся в нем указаний и предписаний. Приостановка действия правового акта означает временное прекращение юридической силы обязательности для исполнения и применения включенных в него норм и правил, их временное исключение из оснований для регулирования общественных отношений. Федеральный законо предусматривает, что муниципальный правовой акт может быть отменен или его действие может быть приостановлено ограниченным кругом субъектов:

1) самим правотворческим органом – органом или должностным лицом местного самоуправления, который принял соответствующий муниципальный правовой акт;

2)   судом;

3)  компетентным органом государственной власти Российской Федерации или субъектом Российской Федерации.

Отмена муниципального правового акта или приостановление его действия принявшим его органом или должностным лицом местного самоуправления может производиться по различным причинам:

- из-за утраты актуальности правового акта;

- в связи с утратой обстоятельств и предпосылок, служивших основанием для соответствующего правового регулирования;

- обновлением законодательства или осуществлением новой регламентации, а также по другим обстоятельствам.

Правотворческий орган может осуществлять отмену или приостановление действия принятого им акта по собственной инициативе, а также в связи с признанием его судом не соответствующим законодательным актам1.

Отмена правового акта является не только правом, но и в некоторых случаях выступает в качестве обязанности органа, его принявшего. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 7 Федерального закона о местном

______________________________

1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова - М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. - 570 с.

самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты могут быть оспорены в судебном порядке. Гражданско – процессуальным законодательством устанавливается порядок рассмотрения судами дел о признании утратившими силу нормативных правовых актов и об оспаривании других решений органов и должностных лиц местного самоуправления.

Уполномоченные органы государственной власти имеют право отменять или приостанавливать действие лишь определенной категории муниципальных правовых актов – только тех из них, которые касаются вопросов осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации1.

Определение таких уполномоченных органов государственной власти может производиться как в самих федеральных или региональных законах, предусматривающих наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, так и иными федеральными или региональными нормативно - правовыми актами.







1 Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации : учебное пособие / В. А. Томин. — Санкт-Петербург, 2017


Заключение.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что муниципальный нормативно - правовой акт представляет собой принятый уполномоченным органом письменный официальный документ, который содержит нормы права.

Целью курсовой являлось определение роли нормативно - правового акта в жизни общества. Несомненным является тот факт, что нормативно - правовой акт представляет большую значимость для сообщества, устанавливает принципы, нормы и правила, которые гарантируются государством.

Нормативно - правовые акты априори не вносят никаких изменений в действующее законодательство и не противоречит ему. С помощью нормативно - правовых актов приводятся в действие юридические нормы, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Издание нормативно - правовых актов означает утверждение, аннуляцию или изменение правовых норм. Нормативно - правовые акты обязательны к исполнению на территории муниципального образования, издавшего его. Нормативно - правовой акт также имеет официальный юридический стиль оформления.

Именно нормативно - правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые охраняются государством.

Действие нормативно - правового акта определяется с момента его вступления в силу либо утраты юридической силы.



Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный Закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

3. Муниципальное право России / Н. В. Постовой —«Юриспруденция», 2015

4. 22.Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. / В.Н.Протасов - М.: Новый Юрист, 1999

5. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации : учебное пособие / В. А. Томин. — Санкт-Петербург, 2017

6. А.Н.Кокотов, А.Н.Соломаткин - Муниципальное право России, 2007

7. СПС Консультант плюс.

8. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях (учебное пособие). - "Проспект", 2016 г.

9. Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. - Специально для системы ГАРАНТ, 2014 г.

10. Тороков, Д.А. Теория государства и права и подзаконные правовые акты / Апробация. 2015.

11. Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019

12. Смоленский, М. Б. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019.

13. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018.

14. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций. Проспект, 2013.

15. Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика. 2011.



1Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова - М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. - 570 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!