СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа по теме: Обучение младших школьников решению простых задач как одно из средств формирования универсальных учебных действий

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день понятие образование представляет собой процесс, который способствует формированию личности, которая обладает приемлемой для себя и общества системой ценностей. В условиях введения ФГОС ООО главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по теме: Обучение младших школьников решению простых задач как одно из средств формирования универсальных учебных действий»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Карасукский педагогический колледж»





Зыкова Анастасия Викторовна







Обучение младших школьников решению простых задач как одно из средств формирования универсальных учебных действий



Курсовая работа



Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах







Руководитель:

Лобанова Людмила Андреевна









Карасук 2021







СОДЕРЖАНИЕ



Введение ………………………………………………………………………………….3
1.Теоритические основы формирования универсальных учебных действий………..6
1.1 Сущность понятия и функции универсальных учебных действий……….………6
1.2 Общие подходы к решению текстовых задач……………………………………...9
2.Организации деятельности учителя при решении простых текстовых задач…….11
2.1 Простые задачи в начальном курсе математики………………………….............11 2.2 Организация деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий при работе над простыми задачами…………………………...…14
Заключение…...…………………………………………………………………………47
Список литературы……………….…………...……………………………………..…49



















ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день понятие образование представляет собой процесс, который способствует формированию личности, которая обладает приемлемой для себя и общества системой ценностей. В условиях введения ФГОС ООО главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Универсальные учебные действия (УУД) — базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В.А. Далингера. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Одной из самых важных задач современной системы образования являются формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё выше перечисленное достигается путём сознательного и активного освоения учащимися социального опыта.

Следовательно, школа и становится тем учреждением, которое формирует навыки самообразования и самовоспитания. Требования к этим навыкам или результатами обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

На сегодня выпускник начальной школы должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать и действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением.

На уроках математики УУД можно формировать с помощью решения простых текстовых задач. Они перенесены на жизненные ситуации, с которыми учащиеся могут встретиться в реальной жизни. Они довольно понятны и просты для осознания и решения учащимися. Именно с помощью этих задач можно положить начало формированию УУД у младших школьников.

Вопросы методики обучения решению задач привлекают внимание ученых длительное время. Впервые она была описана Д. Пойа и представлена в известной книге «Как решать задачу». Его последователями в развитии методики обучения решению задач в России стали С.И. Шохор-Троцкий, Ф. А. Эрн. Первый подход, по решению, объяснению простых текстовых задач, описан в трудах А. М. Пышкало, М. И. Моро, Л. П. , М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой.

Конечно, в формировании УУД основную роль играет учитель, ведь это его призвание, вдохновлять учеников. Уильям Уорд сказал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Современному учителю нужно искать новые подходы к организации учебного процесса, который направлен на формирование УУД, используя технологии и методики обучения. На уроках математики, при решении простых задач, также нужно формировать у учащихся УУД. Следовательно, перед учителем возникают вопросы:

  • Какие УУД необходимо формировать на определённом этапе урока?

  • Какие задачи по математике могут способствовать формированию УУД?

  • Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД?

Объект исследования: формирование УУД на уроках математики в начальной школе.

Предмет исследования - приёмы организации формирования УУД при решении простых задач.

Цель исследования – теоритически обосновать и показать на примере решения простых задач формирование универсальных учебных действий у младших школьников.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию УУД;

  • рассмотреть классификацию простых задач;

  • показать приёмы обучения младших школьников решению простых задач;

  • разработать фрагменты уроков по формированию у младших школьников УУД при решении простых задач.



Методы исследования: анализ отобранного материала по формированию УУД и методик по решению простых задач.







1. Теоритические основы формирования универсальных учебных действий.

1.1 Сущность понятия и функции универсальных учебных действий.

Понятие «универсальные учебные действия»

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий

• Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД:

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

  • Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия.

  • Логические универсальные действия

  • Постановка и решение проблемы

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.0



























1.2 Общие подходы к решению текстовых задач.

«Любая текстовая задача представляет собой описание какого-либо явления (ситуации, процесса). С этой точки зрения текстовая задача и есть словесная модель явления (ситуации, процесса). В текстовой задаче описывается не всё явление в целом, а лишь некоторые его стороны, главным образом, его количественные характеристики» - Стойлова Любовь Петровна0.

Чтобы понять, какова структура задачи, надо выявить её условия и требования, отбросив всё лишнее, второстепенное, не влияющее на её структуру. Иными словами, надо построить высказывательную модель задачи. Чтобы получить эту модель, надо текст задачи развернуть (сделать это можно письменно или устно), так как текст задачи, как правило, даётся в сокращённом виде. Для этого можно перефразировать задачу, построить её графическую модель, ввести какие-либо обозначения и так далее. Кроме того, вычисление условий задачи можно производить с разной глубиной. Глубина анализа условий и требований задачи зависит главным образом от того, знакомы ли мы с видом задач, к которому принадлежит заданная, и знаем ли мы способ решения таких задач. 0









Вывод

Таким образом, при решении простых текстовых задач у младшего школьника формируются такие универсальные учебные действия как:

  1. Навык чтения;

  2. Представление о смысле действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, понятий «увеличить (уменьшить) на», разностью сравнения;

  3. Основных мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение;

  4. Умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;

  5. Умения чертить, складывать и вычитать отрезки;

  6. Умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели.

















2. Организации деятельности учителя при решении простых текстовых задач.

2.1. Простые задачи в начальном курсе математики.

Любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нём условие, ту часть, где содержаться сведения об известных и неизвестных значениях величин, об отношениях между ними, и требование, то, что нужно найти. Например,

Поставь знаки , =, чтобы получились верные записи: 3 … 5, 8 … 4.

Условие задачи – числа 3 и 5, 8 и 4. Требование – сравнить эти числа.

В начальном курсе математики понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идёт об арифметических задачах. Они формулируются в виде текста, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами. Поэтому их называют «текстовыми», «сюжетными», «вычислительными».

При обучении младших школьников математике решению этих задач уделяется большое внимание. Это обусловлено следующими факторами:

  1. В сюжетах находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни ребёнка. Это помогает уму осознать реальные количественные отношения между различными объектами (величинами) и тем самым углубить и расширить свои представления о реальной действительности.

  2. Решение этих задач позволяет ребёнку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овладевает в начальном курсе математики.

  3. В процессе их решения у ребёнка можно формировать умения, необходимые для решения любой математической задачи (выделять данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать, проверять полученный результат).

Следует помнить, что понятие «решение задачи» можно рассматривать с различных точек зрения: решение как результат, ответ на вопрос, поставленный в задаче, и решение как процесс нахождения этого результата. С точки зрения методики обучения решению задач на первый план выступает процесс нахождения результата, который тоже можно рассматривать с различных точек зрения:

  1. Как способ нахождения результата.

  2. Как последовательность тех действий, которые входят в тот иной способ.

Начальный курс математики ставит своей основной целью научить младших школьников решать задачи арифметическим способом, который сводится к выбору арифметических действий, моделирующих связи между данными и искомыми величинами. Решение задач оформляется в виде последовательности числовых равенств, к которым даются пояснения, или числовым выражением. В начальных классах используются различные формы записи решения задач: по действиям; по действиям с пояснением, с вопросами, выражением.0

Процесс обучения решению простых текстовых задач является одновременно процессом формирования математических понятий. В связи с этим, в зависимости от тех понятий, которые рассматриваются в курсе математики начальных классов, простые задачи делятся на три группы:

  1. Первая группа включает в себя простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий (нахождение суммы, нахождения остатка, нахождение суммы одинаковых слагаемых, деление на равные части, деление по содержанию).

  2. Вторая группа включает простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это простые задачи на нахождение неизвестного компонента.

  3. Третья группа – простые задачи, при решении которых раскрываются понятия разности и кратного отношения. 0

Однако, в методическом отношении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении.

















2.2 Организация деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий при работе над простыми задачами.

Что же включает в себя понятие «решить задачу»? Джафарова Надежда Витальевна предполагает, что в данное понятие входят такие действия:

  • переход от условия задачи к ответу на её вопрос.

  • запись решения задачи (оформление).

  • методы и способы решения задачи.

  • самоконтроль.

В основном выделяют два подхода к решению текстовых задач. Частный, который основан на видах и типах задач и общий, включает четыре этапа решения задачи:

  1. Первый – анализ текста задачи;

  2. Второй – составление плана решения задачи;

  3. Третий – осуществление плана решения;

  4. Четвёртый – проверка и оценка решения задачи.

Предлагаю рассмотреть второй подход к решению текстовых задач – общий. Первый этап это анализ текста задачи, то есть нужно понять задачу. Данный этап является центральным компонентом приёма решения задач. Начинать решение задачи надо не со слов «Как решить задачу», а задать вопросы «О чём задача?», «Что обозначает это слово?». Цель этого этапа – понять задачу, установить смысл каждого слова (лексика), словосочетания, предложения и на этой основе выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование. Приёмы этапа:

  1. правильное и скоростное чтение;

  2. умение слушать при восприятии задачи на слух;

  3. разбиение текста на смысловые части;

  4. переформулировка текста задачи:

    1. исключение части текста, не влияющей на результат решения;

    2. замена некоторых слов синонимами или другими словами, близкими по смыслу;

    3. дополнение текста пояснениями;

    4. замена числовых данных буквенными и наоборот.

  5. построение моделей различного вида (перевод информации в другую форму):

    1. предметной (показ задачи на конкретных предметах, в лицах – драматизация с использованием приёма «оживления»);

    2. условно – предметный (рисунок);

    3. геометрической (замена предметов геометрическими фигурами);

    4. чертёж (изображение предметов, данных задачи, взаимозависимость между которыми отображена с помощью отрезков и с соблюдением определённого масштаба);

    5. схематический чертёж (схема) – взаимозависимость передаётся приблизительно, без точного соблюдения масштаба;

    6. табличной (таблица);

    7. словесно – графической (схематическая краткая запись).

  6. постановка специальных вопросов:

    1. о чём задача, о ком задача;

    2. что известно, неизвестно;

    3. какая ситуация описывается в задаче;

    4. сколько ситуаций описывается в задаче;

    5. сколько раз характеризуется каждый предмет;

    6. какими свойствами, величинами характеризуются предметы.

Второй этап – составление плана решения задачи. На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий – план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач. Рассуждение выстраивается по 2 направлениям:

- От начала, синтетический способ, направляющий вопрос – что можно найти по 2 или нескольким известным? По вновь полученным данным находим ответ на следующие вопросы. Суть этого способа состоит в вычленении учащимися простой задачи из предложенной составной.

Между умением выделять простую задачу из составной и умением находить синтетическим путём решения составной задачи существует важное различие. Должны быть отклонены «лишние» задачи, не ведущие к решению составной задачи.

- От конца задачи, аналитический способ – рассуждение начинается с вопроса задачи.

На третьем этапе, осуществление плана решения, активизируем необходимые для решения задач теоретические знания. Соотношение именных чисел, взаимозависимость величин и так далее. Приёмы выполнения каждого пункта плана:

- устное выполнение каждого пункта плана;

- письменное выполнение каждого пункта плана.

Способы:

  1. Практический:

    1. измерение, счёт предметов.

  2. Арифметический:

    1. по действиям с пояснением;

    2. по действиям без пояснения;

    3. по действиям с вопросами;

    4. в виде выражения, после вычислений преобразуется в равенство;

    5. пояснение готовых способов решения;

    6. соотнесение пояснения с решением;

    7. продолжение начатых вариантов решения;

    8. нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных;

    9. решение разными способами.

И последний четвёртый этап, проверка и оценка решения задачи. Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату. Рациональность способа, нет ли более простого. Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной. До решения прогнозирующий способ. Прикидка ответа или установка границ результата будущего, опора на жизненный опыт, здравый смысл. Во время решения пошаговый способ, по ходу решения контролировать прикидкой. После решения задачи итоговый способ. Решение другим способом, методом, подстановка результата в условие, составление и решение обратной задачи.

Основные виды работ над задачей:

- Составить условие к данному вопросу

- Составить вопрос к условию

- Задачи с недостающими данными

- Задачи с несоответствующими вопросом и условием

- Составить задачу, аналогичную данной

Основные ошибки при решении задач детьми:

- Неполное погружение в задачу на первом этапе, недостаточный анализ текста

- Часто используется готовая модель, краткая запись, неучастие детей в её создании

- При фронтальной работе нередко работа ограничивается 2-3 правильными ответами, остальные записывают готовые решения с доски

- Со 2-3 класса моделирование уходит, полагаясь на достаточное развитие абстрактного мышления, уходит и пояснение действий

Алгоритм решения текстовых математических задач:

    1. Прочитай задачу, представь то, о чём говорится в задаче.

    2. Запиши задачу кратко, если необходимо, сделай чертёж или схем.

    3. Объясни, что показывает каждое число, и назови вопрос задачи.

    4. Подумай, какое число должно получиться в результате (например, больше или меньше, чем данные числа, и т.д.)

    5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом? Составь план решения задачи.

    6. Выполни решение.

    7. Проверь ответ и ответь на вопрос задачи.

    8. Подумай: можно ли решить задачу другим способом?

    9. Подумай: при каких условиях число в ответе задачи получилось бы больше? Меньше?0

В предыдущем параграфе было сказано о трёх группах простых задач. По данному алгоритму решу эти задачи.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий. В данной группе пять задач:

  1. Нахождение суммы двух чисел.

Девочка вымыла 3 глубокие тарелки и 2 мелкие. Сколько всего тарелок вымыла девочка?

Работа над содержанием:

- Сколько глубоких тарелок вымыла девочка? (3)

- Сколько мелких тарелок вымыла? (2)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько всего тарелок вымыла девочка)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что глубоких тарелок 3, а мелких тарелок 2, мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Сложением)

Решение задачи:

1) 3+2=5 (тарелок)

Ответ: 5 тарелок.

Формируемые УУД:

- Предметные: выполнять устно сложение чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на сложение;

- Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала;

- Познавательные: анализировать условие задачи;

- Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания; организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Нахождение остатка.

Пионеры сделали 6 скворечников. Два скворечника они повесили на дерево. Сколько скворечников им осталось повесить?

Работа над содержанием:

- Сколько скворечников сделали? (6)

- Сколько скворечников повесили? (2)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько скворечников им осталось повесить)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что всего сделали 6 скворечников, а повесили 2, мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Вычитанием)

Решение задачи:

1) 6-2=4 (скворечника)

Ответ: 4 скворечника.

Формируемые УУД:

- Предметные: выполнять устно вычитание чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; осуществлять синтез условий текстовой задачи; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы;

- Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания; организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Нахождение суммы одинаковых слагаемых.

В живом уголке жили кролики в трёх клетках, по 2 кролика в каждой. Сколько всего кроликов в живом уголке?

Работа над содержанием:

- Сколько клеток в живом уголке? (3)

- Поскольку кроликов жило в каждой клетке? (По 2 кролика)

- Как вы понимаете, по 2 кролика в каждой клетке? (В одной клетке 2, во второй 2 и в третьей клетке 2 кролика)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько всего кроликов в живом уголке)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что в одной клетке 2 кролика, а клеток 3, мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Умножением)

Решение задачи:

1) 2*3=6 (кроликов)

Ответ: 6 кроликов.

Формируемые УУД:

- Предметные: выполнять табличное умножение числа на 2; решать текстовые задачи в 1 действие на умножение;

- Регулятивные: планировать собственную вычислительную деятельность;

- Познавательные: использовать схемы при решении текстовых задач; ориентироваться в рисунках, схемах;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

  1. Деление на равные части.

Два звена пионеров пропололи 8 грядок, каждое поровну. Сколько грядок пропололи пионеры каждого звена?

Работа над содержанием:

- Сколько звеньев пионеров? (2 звена)

- Сколько грядок они вместе пропололи? (8)

- Как вы понимаете, 8 грядок пропололи поровну? (Одно звено пропололо половину 8 и второе)

- Какой вопрос задачи? (Сколько грядок пропололи пионеры каждого звена)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что 2 звена пионеров поровну пропололи 8 грядок, мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Делением)

Решение задачи:

1) 8:2=4 (грядки)

Ответ: по 4 грядки каждое звено.

Формируемые УУД:

- Личностные: восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

- Предметные: выполнять табличное деление числа на 2; решать текстовые задачи в 1 действие на деление;

- Регулятивные: планировать собственную вычислительную деятельность;

- Познавательные: использовать схемы при решении текстовых задач; ориентироваться в рисунках, схемах;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

  1. Деление по содержанию.

Каждая бригада школьников вскопала по 12 грядок, а всего они вскопали 48 грядок. Сколько бригад выполняли эту работу?

Работа над содержанием:

- Сколько всего грядок вскопали? (48)

- По сколько грядок вскопала каждая бригада? (По 12)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько бригад выполняли эту работу)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что всего вскопано 48 грядок, а каждая бригада вскопала по 12, мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Делением)

Решение задачи:

1) 48:12=4 (бригады)

Ответ: 4 бригады.

Формируемые УУД:

- Личностные: восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

- Предметные: выполнять внетабличное деление чисел на 4; решать текстовые задачи в 1 действие на деление;

- Регулятивные: планировать собственную вычислительную деятельность; планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях;

- Познавательные: использовать схемы при решении текстовых задач; ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;

- Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем;

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. К ним относятся задачи на нахождение неизвестных компонентов:

  1. Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.

Девочка вымыла несколько глубоких тарелок и 2 мелкие, а всего она вымыла 5 тарелок. Сколько глубоких тарелок вымыла девочка?

Работа над содержанием:

- Сколько всего тарелок вымыла девочка? (5)

- Сколько мелких тарелок вымыла? (2)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько глубоких тарелок вымыла девочка)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что всего вымыто 5 тарелок, а среди них только 2 мелких, мы можем найти сколько вымыто глубоких тарелок? (Да)

- Каким действием найдём? (Вычитанием)

Решение задачи:

1) 5-2=3 (тарелки)

Ответ: 3 глубокие тарелки.

Формируемые УУД:

- Предметные: выполнять устно вычитание чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала;

- Познавательные: анализировать условие задачи;

- Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания; организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.

Девочка вымыла 3 глубокие тарелки и несколько мелких. Всего она вымыла 5 тарелок. Сколько мелких тарелок вымыла девочка?

Работа над содержанием:

- Сколько всего девочка вымыла тарелок? (5)

- Сколько глубоких тарелок вымыла? (3)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько мелких тарелок вымыла девочка)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что всего вымыто 5 тарелок, а среди них 3 глубоких, мы можем найти сколько мелких тарелок вымыло девочка? (Да)

- Каким действием? (Вычитанием)

Решение задачи:

1) 5-3=2 (тарелки)

Ответ: 2 мелкие тарелки.

Формируемые УУД:

- Предметные: выполнять устно вычитание чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала;

- Познавательные: анализировать условие задачи;

- Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания; организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

Пионеры сделали несколько скворечников. Когда 2 скворечника они повесили на дерево, то у них осталось ещё 4 скворечника. Сколько скворечников сделали пионеры?

Работа над содержанием:

- Сколько скворечников повесили? (2)

- Сколько скворечников осталось? (4)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько скворечников сделали пионеры)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что повесили 2 и осталось 4, мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Сложением)

Решение задачи:

1) 2+4=6 (скворечников)

Ответ: 6 скворечников.

Формируемые УУД:

- Личностные: восприятие математики как части общечеловеческой культуры; положительное отношение и интерес к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно сложение чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на сложение;

- Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала;

- Познавательные: анализировать условие задачи;

- Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания; организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.

Пионеры сделали 6 скворечников. Когда несколько скворечников они повесили на дерево, у них ещё 4 скворечника осталось. Сколько скворечников пионеры повесили на дерево?

Работа над содержанием:

- Сколько всего скворечников сделали пионеры? (6)

- Сколько скворечников осталось? (4)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько скворечников пионеры повесили на дерево)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что всего 6 скворечников и осталось 4, мы можем найти сколько повесили? (Да)

- Каким действием? (Вычитанием)

Решение задачи:

1) 6-4=2 (скворечника)

Ответ: 2 скворечника.

Формируемые УУД:

- Личностные: восприятие математики как части общечеловеческой культуры; положительное отношение и интерес к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно вычитание чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала;

- Познавательные: анализировать условие задачи;

- Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания; организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.

Неизвестное число умножили на 8 и получили 32. Найти неизвестное число.

Поиск решения задачи:

- Давайте вспомним компоненты при умножении. Неизвестное число это? (Первый множитель) 8 это? (Второй множитель) И 32 это? (Произведение)

- Что нужно сделать, чтобы найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)

- Что на что будем делить? (32 на 8) И получим? (4, первый множитель)

Решение задачи:

x*8=32

32:8=4

Ответ: 4.

Формируемые УУД:

- Предметные: выполнять табличное умножение и деление чисел на 8; правильно употреблять в речи названия компонентов умножения;

- Регулятивные: удерживать цель учебной деятельности на уроке; проверять результаты вычислений с помощью обратных действий; планировать собственную вычислительную деятельность;

- Познавательные: наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях; выполнять вычисления по аналогии;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.

9 умножили на неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число.

Поиск решения задачи:

- Давайте вспомним компоненты при умножении. 9 это? (Первый множитель) Неизвестное число это? (Второй множитель) И 27 это? (Произведение)

- Что нужно сделать, чтобы найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)

- Что на что будем делить? (27 на 9) И получим? (3, второй множитель)

Решение задачи:

9*x=27

27:9=3

Ответ: 3.

Формируемые УУД:

- Предметные: выполнять табличное умножение и деление чисел на 9; правильно употреблять в речи названия компонентов умножения;

- Регулятивные: удерживать цель учебной деятельности на уроке; проверять результаты вычислений с помощью обратных действий; планировать собственную вычислительную деятельность;

- Познавательные: наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях; выполнять вычисления по аналогии;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Нахождение делимого по известным делителю и частному.

Неизвестное число разделили на 9 и получили 4. Найти неизвестное число.

Поиск решения задачи:

- Давайте вспомним компоненты при делении. Неизвестное число это? (Делимое) 9 это? (Делитель) И 4 это? (Частное)

- Как найти делимое, если известны делитель и частное? (Частное умножить на делитель)

- Что на что будем умножать? (4 умножим на 9)

Решение задачи:

x:9=4

4*9=36

Ответ: 36.

Формируемые УУД:

- Предметные: выполнять табличное умножение на 9; правильно употреблять в речи названия компонентов деления;

- Регулятивные: удерживать цель учебной деятельности на уроке; проверять результаты вычислений с помощью обратных действий; планировать собственную вычислительную деятельность;

- Познавательные: наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях; выполнять вычисления по аналогии;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Нахождение делителя по известным делимому и частному.

24 разделили на неизвестное число и получили 6. Найти неизвестное число.

Поиск решения задачи:

- Давайте вспомним компоненты при делении. 24 это? (Делимое) Неизвестное число это? (Делитель) И 6 это? (Частное)

- Как найти делитель, если известны делимое и частное? (Делимое разделить на частное)

- Что на что будем делить? (24 разделим на 6)

Решение задачи:

24:x=6

24:6=4

Формируемые УУД:

- Предметные: выполнять табличное деление на 6; правильно употреблять в речи названия компонентов деления;

- Регулятивные: удерживать цель учебной деятельности на уроке; проверять результаты вычислений с помощью обратных действий; планировать собственную вычислительную деятельность;

- Познавательные: наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях; выполнять вычисления по аналогии;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

К третьей группе относятся задачи, при решении которых раскрываются понятия разности и кратного отношения. К ним относятся простые задачи, связанные с понятием разности, 6 видов, и простые задачи, связанные с понятием кратного отношения, 6 видов:

  1. Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (первый вид).

Один дом построили за 10 недель, а другой за 8 недель. На сколько недель больше затратили на строительство первого дома?

Работа над содержанием:

- За сколько недель построили первый дом? (За 10)

- За сколько недель построили другой? (За 8)

- Какой главный вопрос задачи? (На сколько недель больше затратили на строительство первого дома)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что первый дом построили за 10 недель, а другой за 8, мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Вычитанием)

Решение задачи:

1) 10-8=2 (недели)

Ответ: На 2 недели больше затратили строительство первого дома.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно вычитание чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (второй вид).

Один дом построили за 10 недель, а другой за 8. На сколько недель меньше затратили на строительство второго дома?

Работа над содержанием:

- За сколько недель построили первый дом? (За 10)

- За сколько недель построили другой? (За 8)

- Какой главный вопрос задачи? (На сколько недель меньше затратили на строительство второго дома)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что первый дом построили за 10 недель, а другой за 8, мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Вычитанием)

Решение задачи:

1) 10-8=2 (недели)

Ответ: На 2 недели меньше затратили строительство второго дома.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно вычитание чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).

Один дом построили за 8 недель, а на строительство второго дома затратили на 2 недели больше. Сколько недель затратили на строительство второго дома?

Работа над содержанием:

- За сколько недель построили первый дом? (за 8)

- Что известно про строительство второго дома? (на 2 недели больше чем первый)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько недель затратили на строительство второго дома)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Как вы понимаете, на 2 больше? (столько же, сколько на первый, да ещё 2)

- Зная, что первый дом построили за 8 недель, а второй на 2 неделе больше, мы можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Сложением)

Решение задачи:

1) 8+2=10 (недель)

Ответ: 10 недель.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно сложение чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Увеличить числа на несколько единиц (косвенная форма).

На строительство одного дома затратили 8 недель, это на 2 недели меньше, чем затрачено на строительство второго дома. Сколько недель затратили на строительство второго дома?

Работа над содержанием:

- За сколько недель построили первый дом? (за 8)

- Что известно ещё известно про строительство первого дома? (на 2 недели меньше чем второй),

что мы можем сказать про второй дом? (на 2 недели больше, чем первый)

- Как вы понимаете, на 2 больше? (столько же, сколько на первый, да ещё 2)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько недель затратили на строительство второго дома)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что первый дом построили за 8 недель, а второй на 2 неделе больше, мы можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Сложением) Почему? (Потому что 8 да ещё два)

Решение задачи:

1) 8+2=10 (недель)

Ответ: 10 недель.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно сложение чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).

На строительство одного дома затратили 10 недель, а другой построили на 2 недели быстрее. Сколько недель строили второй дом?

Работа над содержанием:

- Сколько недель строили первый дом? (10)

- Что ещё известно

- Что известно про второй дом? (на 2 недели быстрее)

- Какой главный вопрос задачи? (Сколько недель строили второй дом)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Как вы понимаете, на 2 недели быстрее, чем первый? (Столько же, сколько и первый, но без 2)

- Зная, что первый дом построили за 10 недель, а второй на 2 недели быстрее/меньше, мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (да)

- Каким действием? (вычитанием)

Решение задачи:

1) 10-2=8 (недель)

Ответ: 8 недель.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно вычитание чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).

На строительство одного дома затратили 10 недель, это на 2 недели больше, чем затрачено на строительство второго дома. Сколько недель строили второй дом?

Работа над содержанием:

- Сколько недель ушло на строительство первого дома? (10)

- Что сказано про строительство второго дома? (на 2 недели больше, чем затрачено на строительство второго дома)

- Какой вопрос задачи? (Сколько недель строили второй дом)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Как вы понимаете, на 2 недели больше, чем затрачено на строительство второго дома? (Столько же, сколько на первый, но без 2)

- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Вычитанием)

Решение задачи:

1) 10-2=8 (недель)

Ответ: 8 недель.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно вычитание чисел в пределах 10; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

Задачи, связанные с понятием кратного отношения.

  1. Кратное сравнение чисел или нахождение кратного отношения двух чисел, первый вид:

Колхоз купил 24 сеялки и 8 тракторов. Во сколько раз больше купили сеялок, чем тракторов?

Работа над содержанием:

- Сколько купили сеялок? (24)

- Сколько купили тракторов? (8)

- Какой вопрос задачи? (Во сколько раз больше купили сеялок, чем тракторов)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что сеялок 24, а тракторов 8, мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Делением)

Решение задачи:

1) 24:8=3

Ответ: В 3 раза сеялок больше чем тракторов.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно табличное деление чисел на 8; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Кратное сравнение чисел или нахождение кратного отношения двух чисел, второй вид:

Колхоз купил 24 сеялки и 8 тракторов. Во сколько раз меньше купили тракторов, чем сеялок?

Работа над содержанием:

- Сколько купили сеялок? (24)

- Сколько купили тракторов? (8)

- Какой вопрос задачи? (Во сколько раз меньше купили тракторов, чем сеялок)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что сеялок 24, а тракторов 8, мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Делением)

Решение задачи:

1) 24:8=3

Ответ: В 3 раза тракторов меньше чем сеялок.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно табличное деление чисел на 8; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Увеличение числа в несколько раз, прямая форма:

Колхоз купил 8 тракторов, а сеялок в 3 раза больше. Сколько сеялок купил колхоз?

Работа над содержанием:

- Сколько тракторов купили? (8)

- Что сказано про сеялки? (в 3 раза больше)

- Какой вопрос задачи? (Сколько сеялок купил колхоз)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что тракторов 8, а сеялок в 3 раза больше, мы можем ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Умножением)

Решение задачи:

1) 8*3=24 (сеялки)

Ответ: 24 сеялки.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно табличное умножение чисел на 3; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Увеличение числа в несколько раз, косвенная форма:

Колхоз купил 8 тракторов, их было в 3 раза меньше, чем сеялок. Сколько сеялок купил колхоз?

Работа над содержанием:

- Сколько тракторов купили? (8)

- Что ещё сказано про тракторы? (их было в 3 раза меньше, чем сеялок)

- Какой вопрос задачи? (Сколько сеялок купил колхоз)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Ребята, если тракторов в 3 раза меньше, то сеялок …? (В 3 раза больше)

- Зная, что тракторов 8, а сеялок в 3 раза больше, мы можем ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Умножением)

Решение задачи:

1) 8*3=24 (сеялки)

Ответ: 24 сеялки.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно табличное умножение чисел на 3; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Уменьшение числа в несколько раз, прямая форма:

Колхоз купил 24 сеялки, а тракторов в 3 раза меньше. Сколько тракторов купил колхоз?

Работа над содержанием:

- Сколько сеялок купили? (24)

- Что сказано о тракторах? (в 3 раза меньше)

- Какой вопрос задачи? (Сколько тракторов купил колхоз)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Зная, что сеялок 24, а тракторов в 3 раза меньше, мы можем ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Делением)

Решение задачи:

1) 24:3=8 (тракторов)

Ответ: 8 тракторов.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно табличное деление чисел на 3; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной работы.

  1. Уменьшение числа в несколько раз, косвенная форма:

В колхозе было 24 сеялки, их в 3 раза больше, чем тракторов. Сколько тракторов было в колхозе?

Работа над содержанием:

- Сколько сеялок? (24)

- Что ещё сказано про сеялки? (их в 3 раза больше, чем тракторов)

- Какой вопрос задачи? (Сколько тракторов было в колхозе)

Схема:

Поиск решения задачи:

- Ребята, если сеялок в 3 раза больше, то тракторов…? (В 3 раза меньше)

- Зная, что сеялок 24, а тракторов в 3 раза меньше, мы можем ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием? (Делением)

Решение задачи:

1) 24:3=8 (тракторов)

Ответ: 8 тракторов.

Формируемые УУД:

- Личностные: положительное отношение к урокам математики;

- Предметные: выполнять устно табличное деление чисел на 3; решать текстовые задачи в 1 действие на вычитание;

- Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала; проверять результаты вычислений;

- Познавательные: анализировать условие задачи; сопоставлять схемы и условия текстовых задач; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;

- Коммуникативные: организовывать взаимопроверку выполненной 0

Приведены и решены основные виды простых текстовых задач по М. А. Бантовой, при решении которых были выделены следующие формируемые УУД:

  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её.

  • Составление плана решения задачипроговаривая последовательность выполнения действий.

  • Применять установленные правила при планировании способа решения задачи.

  • Умение работать по плану.

  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения плана решения задачи.

  • Сверять свои действия с целью, соотносить выполненное задание с образцом и, при необходимости, исправлять ошибки.

  • Сравнивать различные варианты решения, осуществлять поиск разных способов решения, выбирать наиболее рациональный.

  • Умение работать с учебной книгой.

































Вывод

Простые задачи в программе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из главных понятий начального курса математики – понятие об арифметических действиях и ряд других понятий, а также формирование универсальных учебных действий, что на данный момент необходимо выпускнику начальной школы. Также умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи. Решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями. В связи с решением простых задач дети овладевают основными приёмами работы над задачей. При правильном и умном подходе учитель, при работе, решении простых текстовых задач, может сформировать у учащихся универсальные учебные действия. Поэтому учителю необходимо, важно знать, как вести работу над простыми текстовыми задачами каждого вида.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Важнейшей задачей современной системы образования являются формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствования.

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. На уроках математики при решении текстовых задач у учащегося формируются такие УУД как:

  1. Навык чтения;

  2. Представление о смысле действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, понятий «увеличить (уменьшить) на», разностью сравнения;

  3. Основных мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение;

  4. Умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;

  5. Умения чертить, складывать и вычитать отрезки;

  6. Умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели.

При решении простых текстовых задач происходит знакомство с задачей и её составными частями, основными приёмами решения задач на уроках математики. При правильном и умном подходе учитель, может сформировать у младших школьников УУД, которые необходимы по современным стандартам (ФГОС ООО). Поэтому учителю необходимо, важно знать, как вести работу над простыми текстовыми задачами каждого вида.

Реализованы задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию УУД;

  • рассмотреть классификацию простых задач;

  • показать основные методы и приёмы обучения младших школьников решению простых задач;

  • разработать фрагменты уроков по формированию у младших школьников УУД при решении простых задач.

Целью моей работы было теоритически обосновать и показать на примере решения простых задач формирование универсальных учебных действий у младших школьников. В ходе своей работы и подведения итогов поставленная цель была достигнута.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. aujc.ru https://aujc.ru/universalnye-uchebnye-dejstviya/

  2. Novainfo https://novainfo.ru/article/16548

  3. Pedsovet.su сообщество взаимопомощи учителей https://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169

  4. Studbooks.net https://studbooks.net/2590419/pedagogika/razlichnye_metodicheskie_podhody_protsessu_obucheniya_mladshih_shkolnikov_resheniyu_tekstovyh_zadach_nachalnoy

  5. StudFiles Файловый архив студентов. 1178 вузов, 3259 предметов. https://studfile.net/preview/3558718/

  6. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ. отд-ний пед. уч-щ (спец. № 2001) /Под ред. М. А. Бантовой – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с., ил.

  7. ВикипедиЯ Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные_учебные_действия

  8. Д. Я. Стройк Краткий очерк истории математики / Издание четвёртое / Перевод с немецкого и дополнения И. Б. Погребысского / Москва «Наука» Главная редакция физико-математической литературы / 1984 / 266 с.

  9. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» / В. Г. Горецкий / 11 / 2020

  10. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» / В. Г. Горецкий / 6 / 2012

  11. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» / В. Г. Горецкий / 1 / 2010

  12. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» / В. Г. Горецкий / 9 / 2014

  13. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» / В. Г. Горецкий / 4 / 2014

  14. ИнфопедиЯ для углубления знаний https://infopedia.su/17x12360.html

  15. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство центр «Академия», 2001. – 288 с.

  16. Министерство Просвещения Российской Федерации реестр примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru/

  17. Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/03/29/universalnye-uchebnye-deystviya-po-fgos

  18. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушкина. – Изд. 4-е, прераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 333 с.: ил. – (Педагогическое образование).

  19. Стойлова Л. П. Математика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Любовь Петровна Стойлова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 424 с.

  20. Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» - М.: Просвещение, 1988. – 320 с.: ил.

  21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2018. – 53 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-053641-7.

  22. Формирование УУД при решении задач https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud-pri-rieshienii-zadach.html

  23. Шибасов Л. П. От единицы до бесконечности / Л. П. Шибасов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 206, [2] с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).



0 Pedsovet.su сообщество взаимопомощи учителей [https://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169]

0 Стойлова Л. П. Математика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Любовь Петровна Стойлова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.105

0 Стойлова Л. П. Математика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Любовь Петровна Стойлова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.104 – 141

0StudFiles Файловый архив студентов. 1178 вузов, 3259 предметов. [https://studfile.net/preview/3558718/]

0 Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство центр «Академия», 2001. – С. 197-206

0 Формирование УУД при решении задач [https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud-pri-rieshienii-zadach.html]

0 Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ. отд-ний пед. уч-щ (спец. № 2001) /Под ред. М. А. Бантовой – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. – С. 198-200


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!