СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест-игра на тему: "По родным просторам"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного квеста- это создание условий для формирования основ ответственного отношения к окружающей среде и представлений об отрицательных последствиях дечтельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Квест-игра на тему: "По родным просторам"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Воецкое»

МО "Барышский район" Ульяновской области













Методическая разработка


Квест-игра на тему:
«По родным просторам»












Автор:

Учитель биологии

Фомичёва Татьяна Михайловна













2023 год


Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей  природы,

Все больше окружающей среды.


Введение

Самое прекрасное на свете – это Родина. Родина есть у каждого человека, и каждый любит ее по - своему. Любит место, где он родился и живет. Любит свой край: родные леса и реки, улицы и парки, неповторимую зиму и солнечное лето. Но все это объединяется в общий наш дом – планету Земля. К сожалению, ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится "врачебный" осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает. Мы обязаны  своей жизнью планете – прекрасной  и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.

Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.

Задачи:

- формировать систему знаний об экологических проблемах;

- развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

- воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;

- формировать умение решать проблемные ситуации, развивать поисковую деятельность по подбору эффективных способов для решения задач;

- выработка ответственности за собственное благополучие  и экологическое благополучие окружающей среды.

Новизна методической разработки состоит в том, что эколого-биологические задания носят региональный характер, где предусмотрено личное восприятие экологической ситуации своей местности. Содержание экологического квеста «По родным просторам» - это специальным образом организованный вид интерактивной игры, для выполнения которой обучающиеся проходят этапы маршрута, совместно решают ребусы и исследовательские задачи, осуществляют поиск природных объектов и информации по указанным объектам, раскрывают творческие способности в рамках экологической игры. Экологический квест создаёт атмосферу познания и соперничества, закрепляет знания о природных объектах местности.

Ожидаемый результат: Обучающиеся закрепят имеющиеся у них знания по вопросам природы родного края и состоянию окружающей среды ; усовершенствуют практические и коммуникативные навыки во время игровой деятельности на экологической тропе, повыситься мотивация и интерес к вопросам защиты природы. Играя, можно достучаться до сердца ребенка, обозначить приоритетные экологические устои общества, сформировать личностные качества. Познавая законы экологии в игровой форме, ребенок изучает взаимосвязи в природе, учится способам реабилитации экологических нарушений и воспитывает в себе ответственное отношение к природе.

Методическая разработка экологической квест-игры «По родным просторам» рекомендуется для использования во всех формах организации экологического образования: на уроке, во внеурочной, внеклассной работе. Являясь привычным образом деятельности обучающихся, игра способствует более эффективному усвоению экологических знаний, норм поведения в природе, формированию бережного отношения к окружающей среде. Данная игра будет полезна педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, ведущим объединения и кружки экологической направленности. Игра экологической направленности, рассчитана на участие трех команд .

План мероприятия:

  1. Организационный момент .

  2. Основная часть:

  • Станция «В гостях у природы» - 5 мин.,

  • Станция «Зелёная поляна» - 5 мин.,

  • Станция «Родник» - 5 мин.,

  • Станция «Жалобная книга» - 5 мин.,

  • Станция «Лесная поляна» - 10 мин.,

  • Станция «Изучай и исследуй) - 5 мин.,

  • Станция «Экологический светофор» -5 мин

  1. Подведение итогов- 5 мин.



Ход мероприятия

Участники: обучающиеся 6-9 классов

Место проведения: база школы.

Форма проведения: экологическая квест-игра.

Время мероприятия: 45 минут.

Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, грамоты.

Экоквест включает в себя несколько этапов, каждый из которых связан с одной из экосистем, находящихся в окрестностях нашего села. Виртуально посещая эти места, дети выполняют разноплановые задания, зарабатывают баллы. Количество баллов в конечном итоге игры определяют команду-победителя.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы предлагаем вам стать участниками игры – Эко-квест «По родным просторам », во время которой мы с вами побываем в удивительном мире природы: среди зелени деревьев и разноцветных цветов, на полянке и в тени растительных великанов , заглянем в гости к роднику, а так же в царство грибов, животных и растений. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры на различных станциях.

Учитель: Итак, в путь, юные экологи. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Пусть вас оберегает зеленое царство, ну и, конечно, пусть вам сопутствует успех.

Каждой команде предстоит пройти 7 станций. Выполнив задания,  вы станете экспертами в решении современных экологических проблем. На станциях вас встретят организаторы.   Путеводителем будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций.  

Помните правила игры:

– Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.

– На станции внимательно выслушать заданные вопросы.

– Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.

– На станцию не заходить, если там есть другая команда.

– После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов.


Станция №1«В гостях у природы».


Находясь в лесу, на речке, помните, вы у природы в гостях. Так  будьте же вежливыми и благоразумными гостями. Пусть вам поможет ЭКО-ДЕВИЗ: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»

Задание: предлагаю вам составить  правила поведения человека  на природе. Для этого обведите кисть своей руки и на каждом пальце напишите, выбрав из предложенных, пять основных, по вашему мнению, правил поведения человека на природе.

(предполагаемые ответы) (1 балл за каждый правильный ответ).

Правила поведения

  • Не врывайтесь в лес с криком! В этом доме много деток – птенчиков,

  • зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных

  • Не приносите  домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенец у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома. Научиться летать ему помогают его родители и друзья.             

  • Не ломайте деревья– они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.

  • Не ловите  понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть, это последний экземпляр.                                                                          

  • Не рвите  цветы – пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.      

  • Не разоряйте муравейник. Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

  • Не убивайте лягушек и жаб – в мире нет ничего бесполезного и безобразного.

  • Не разжигайте  костёр вблизи дерева или куста – соблюдайте  правила разведения костров.                                                  

                                                             

  • Не оставляйте  мусор: в замусоренный лес ты  ведь не захочешь больше прийти.

  • Будет правильно, если вы  унесете с пикника не только «свой», но и «чужой» мусор.

Давайте дружить с природой! – это главное правило поведения человека в лесу. (1 балл за каждый правильный ответ).

Станция №2« Зелёная поляна»

Учитель: Ребята, наше село необычайно красиво. Это она, наша земля, дарит нам богатый урожай и целебную силу трав. Нам есть чем гордиться, и есть что беречь. Поэтому эта станция размещена на чудной поляне.

Задание : Чтобы выполнить задание, необходимо вытянуть из коробки одну букву и вспомнить цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя, начинающиеся на эту букву и конечно тех которые есть в нашей местности БУКВЫ : К, О, Л, В. (1 балл за каждый правильный ответ).


Станция №3« Родник»

Учитель: Родники. С каким уважением их воспето в песнях и стихах, упомянуто в пословицах, возвеличено в легендах. С давних времен у многих народов с особой тщательностью охранялись и украшались природные источники , считая их святыми местами и достоянием народа

Его холодная вода – спасение в жаркую погоду . Ведь вода – это основа жизни, необходимая не только для питья и приготовления пищи, но и важная часть нашего быта. Поэтому бережное отношение к ней, к ее природным источникам – наша первоочередная задача

Задание.Соберите пословицу о воде

1 команда: в кручине, воду, мед, Лучше, в радости, чем, пить (Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине)

2 команда: крутые, подмывает, И, вода, тихая, берега (И тихая вода крутые берега подмывает.)

Станция №4 «Жалобная книга».

Жалобная книга природы – это тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам. Ее автор — сама природа. Ее читатели — люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Она — крик о помощи. Кто прочитает ее внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу, станет ее другом и помощником.

Ваша задача отгадать, чьи это жалобы?                               

  • «С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню уж очень однообразное: замерзлая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: то ветров его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут!» (птицы)

  • «В воде, где мы живем, совсем мало кислорода , того и гляди, задохнемся. Почему? Да все водоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они смогут спасти нас от верной гибели». (рыбы)

  • Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я, кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня, или  уважать нужно?   (совы)

  • Сама знаю, что я не красавица. Некоторые люди не терпят моего присутствия, стараются убежать, и даже камешки швыряют. За что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня большая.  (лягушка)

  • Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы. (береза)

Разобрана последняя жалоба. Закрыта Жалобная книга.  Но цвет ее обложки не изменился, потому что еще много объектов природы могут написать в эту книгу свои страницы.  Берегите природу! (1 балл за каждый правильный ответ).



Станция  №5 «Лесная поляна»

Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения, поэтому  увеличиваются объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения.

Вам нужно решить следующую задачу:

«В нашем лесу обнаружена незаконная свалка».

Учитель: Помните, время разложения бумаги – 2 года, консервной банки – не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь.

Не засоряйте лес!

Задание: нарисовать эмблему, привлекающую внимание к данной проблеме.


Задание №6. Станция «Изучай и исследуй».

Ведущий: Проведите краткосрочный мониторинг. Перед вами лотки с ветками хвойных видов деревьев. Вам необходимо сравнить и данные записать в таблицу. (Приложение ).



Станция №7«Экологический светофор».

Учитель: Вот вам кружки двух цветов: красного, зеленого.

Я проговариваю ситуацию: если этого делать категорически нельзя, вы показываете красный кружок.

Он означает: «стой! Твои действия приносят вред окружающей среде».

И кружок зеленого цвета будет означать: «ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия приносят пользу природе! Продолжай помогать природе!»

Итак, «красный» – стой, нельзя этого делать; «зеленый» - можно, своими действиями ты помогаешь природе.

1. Ребята поймали и посадили в банку кузнечиков. (к).

2. Дети помогают взрослым сажать во дворе дома деревья. (з).

3. Ребята наткнулись на муравейник и осторожно обошли его стороной. (з)

4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)

5. Девочки не стали сбивать в лесу мухоморы. (з)

6. Ученики очищают парк от мусора. (з)

7. Ребята выбросили пластмассовые бутылки в кусты. (к)

10. Дети сильно шумят в лесу. (к)

11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)

12. Девочка нарвала охапку луговых цветов. (к)

13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

14. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)

15. Дети насыпают корм в кормушку. (з)






Заключение


Занимательное занятие в форме Эко-квеста по тропам родного края – это замечательная возможность познакомить обучающихся с неповторимыми природными уголками малой Родины, обратив внимание на их экологическое состояние.

Данная форма проведения занятия соответствует возрастным и интеллектуальным возможностям, очень интересна для учеников . Эко – квест не только возбудит познавательный интерес и желание продолжить изучение родного края, но и поспособствует исследовательской и природоохранной деятельности обучающихся.





Список использованных литературных источников

  • Аверина З.В. Лекарственные растения Ульяновской области. Ульяновск, Приволжское книжное издательство. 1976 г.

  • Внеурочная работа по биологии 6-11 класс. С. М. Курганский. – М.: ВАКО 2015. – 288 с (мастерская учителя биологии

  • Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М., Просвещение, 1990 г.

  • Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. М., Устойчивый мир, 2000

  • Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.-134с.

Интернет-источники.

https://cloud.mail.ru/public/6spc/5uwsF6eM




Приложение


Правильные ответы к заданию № 6(станция «Изучай и исследуй»)

Черты сравнения

Ель

Сосна

Класс


Хвойные

Хвойные

Семейство


Сосновые

Сосновые

Форма кроны


Пирамидальная

Овальная

Густота кроны


Густая

Редкая

Длина хвоинок


Короткие

Длинные

Количество хвоинок в пучке


1

2

Хвоинки держатся


5-6 лет

2-3года

Форма шишек


Продолговатая

Округлая

Размеры шишек

Длина – до 15 см, ширина - 3-4 см

Длина - 8-10 см, ширина - 3-4 см

Отношение к свету


Теневыносливое

Светолюбивая

Отношение к почве


Влаголюбивая

Сухие, песчаные

Как называется лес


Ельник

Сосновый бор



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!