Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Воецкое»
МО "Барышский район" Ульяновской области
Методическая разработка
Квест-игра на тему:
«По родным просторам»
Автор:
Учитель биологии
Фомичёва Татьяна Михайловна
2023 год
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Введение
Самое прекрасное на свете – это Родина. Родина есть у каждого человека, и каждый любит ее по - своему. Любит место, где он родился и живет. Любит свой край: родные леса и реки, улицы и парки, неповторимую зиму и солнечное лето. Но все это объединяется в общий наш дом – планету Земля. К сожалению, ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится "врачебный" осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает. Мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.
Задачи:
- формировать систему знаний об экологических проблемах;
- развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде;
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- формировать умение решать проблемные ситуации, развивать поисковую деятельность по подбору эффективных способов для решения задач;
- выработка ответственности за собственное благополучие и экологическое благополучие окружающей среды.
Новизна методической разработки состоит в том, что эколого-биологические задания носят региональный характер, где предусмотрено личное восприятие экологической ситуации своей местности. Содержание экологического квеста «По родным просторам» - это специальным образом организованный вид интерактивной игры, для выполнения которой обучающиеся проходят этапы маршрута, совместно решают ребусы и исследовательские задачи, осуществляют поиск природных объектов и информации по указанным объектам, раскрывают творческие способности в рамках экологической игры. Экологический квест создаёт атмосферу познания и соперничества, закрепляет знания о природных объектах местности.
Ожидаемый результат: Обучающиеся закрепят имеющиеся у них знания по вопросам природы родного края и состоянию окружающей среды ; усовершенствуют практические и коммуникативные навыки во время игровой деятельности на экологической тропе, повыситься мотивация и интерес к вопросам защиты природы. Играя, можно достучаться до сердца ребенка, обозначить приоритетные экологические устои общества, сформировать личностные качества. Познавая законы экологии в игровой форме, ребенок изучает взаимосвязи в природе, учится способам реабилитации экологических нарушений и воспитывает в себе ответственное отношение к природе.
Методическая разработка экологической квест-игры «По родным просторам» рекомендуется для использования во всех формах организации экологического образования: на уроке, во внеурочной, внеклассной работе. Являясь привычным образом деятельности обучающихся, игра способствует более эффективному усвоению экологических знаний, норм поведения в природе, формированию бережного отношения к окружающей среде. Данная игра будет полезна педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, ведущим объединения и кружки экологической направленности. Игра экологической направленности, рассчитана на участие трех команд .
План мероприятия:
Организационный момент .
Основная часть:
Станция «В гостях у природы» - 5 мин.,
Станция «Зелёная поляна» - 5 мин.,
Станция «Родник» - 5 мин.,
Станция «Жалобная книга» - 5 мин.,
Станция «Лесная поляна» - 10 мин.,
Станция «Изучай и исследуй) - 5 мин.,
Станция «Экологический светофор» -5 мин
Подведение итогов- 5 мин.
Ход мероприятия
Участники: обучающиеся 6-9 классов
Место проведения: база школы.
Форма проведения: экологическая квест-игра.
Время мероприятия: 45 минут.
Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, грамоты.
Экоквест включает в себя несколько этапов, каждый из которых связан с одной из экосистем, находящихся в окрестностях нашего села. Виртуально посещая эти места, дети выполняют разноплановые задания, зарабатывают баллы. Количество баллов в конечном итоге игры определяют команду-победителя.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы предлагаем вам стать участниками игры – Эко-квест «По родным просторам », во время которой мы с вами побываем в удивительном мире природы: среди зелени деревьев и разноцветных цветов, на полянке и в тени растительных великанов , заглянем в гости к роднику, а так же в царство грибов, животных и растений. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры на различных станциях.
Учитель: Итак, в путь, юные экологи. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Пусть вас оберегает зеленое царство, ну и, конечно, пусть вам сопутствует успех.
Каждой команде предстоит пройти 7 станций. Выполнив задания, вы станете экспертами в решении современных экологических проблем. На станциях вас встретят организаторы. Путеводителем будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций.
Помните правила игры:
– Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.
– На станции внимательно выслушать заданные вопросы.
– Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.
– На станцию не заходить, если там есть другая команда.
– После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов.
Станция №1«В гостях у природы».
Находясь в лесу, на речке, помните, вы у природы в гостях. Так будьте же вежливыми и благоразумными гостями. Пусть вам поможет ЭКО-ДЕВИЗ: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»
Задание: предлагаю вам составить правила поведения человека на природе. Для этого обведите кисть своей руки и на каждом пальце напишите, выбрав из предложенных, пять основных, по вашему мнению, правил поведения человека на природе.
(предполагаемые ответы) (1 балл за каждый правильный ответ).
Правила поведения
Не врывайтесь в лес с криком! В этом доме много деток – птенчиков,
зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных
Не приносите домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенец у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома. Научиться летать ему помогают его родители и друзья.
Не ломайте деревья– они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.
Не ловите понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть, это последний экземпляр.
Не рвите цветы – пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
Не разоряйте муравейник. Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
Не убивайте лягушек и жаб – в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
Не разжигайте костёр вблизи дерева или куста – соблюдайте правила разведения костров.
Не оставляйте мусор: в замусоренный лес ты ведь не захочешь больше прийти.
Будет правильно, если вы унесете с пикника не только «свой», но и «чужой» мусор.
Давайте дружить с природой! – это главное правило поведения человека в лесу. (1 балл за каждый правильный ответ).
Станция №2« Зелёная поляна»
Учитель: Ребята, наше село необычайно красиво. Это она, наша земля, дарит нам богатый урожай и целебную силу трав. Нам есть чем гордиться, и есть что беречь. Поэтому эта станция размещена на чудной поляне.
Задание : Чтобы выполнить задание, необходимо вытянуть из коробки одну букву и вспомнить цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя, начинающиеся на эту букву и конечно тех которые есть в нашей местности БУКВЫ : К, О, Л, В. (1 балл за каждый правильный ответ).
Станция №3« Родник»
Учитель: Родники. С каким уважением их воспето в песнях и стихах, упомянуто в пословицах, возвеличено в легендах. С давних времен у многих народов с особой тщательностью охранялись и украшались природные источники , считая их святыми местами и достоянием народа
Его холодная вода – спасение в жаркую погоду . Ведь вода – это основа жизни, необходимая не только для питья и приготовления пищи, но и важная часть нашего быта. Поэтому бережное отношение к ней, к ее природным источникам – наша первоочередная задача
Задание.Соберите пословицу о воде
1 команда: в кручине, воду, мед, Лучше, в радости, чем, пить (Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине)
2 команда: крутые, подмывает, И, вода, тихая, берега (И тихая вода крутые берега подмывает.)
Станция №4 «Жалобная книга».
Жалобная книга природы – это тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам. Ее автор — сама природа. Ее читатели — люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Она — крик о помощи. Кто прочитает ее внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу, станет ее другом и помощником.
Ваша задача отгадать, чьи это жалобы?
«С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню уж очень однообразное: замерзлая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: то ветров его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут!» (птицы)
«В воде, где мы живем, совсем мало кислорода , того и гляди, задохнемся. Почему? Да все водоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они смогут спасти нас от верной гибели». (рыбы)
Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я, кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня, или уважать нужно? (совы)
Сама знаю, что я не красавица. Некоторые люди не терпят моего присутствия, стараются убежать, и даже камешки швыряют. За что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня большая. (лягушка)
Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы. (береза)
Разобрана последняя жалоба. Закрыта Жалобная книга. Но цвет ее обложки не изменился, потому что еще много объектов природы могут написать в эту книгу свои страницы. Берегите природу! (1 балл за каждый правильный ответ).
Станция №5 «Лесная поляна»
Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения, поэтому увеличиваются объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения.
Вам нужно решить следующую задачу:
«В нашем лесу обнаружена незаконная свалка».
Учитель: Помните, время разложения бумаги – 2 года, консервной банки – не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь.
Не засоряйте лес!
Задание: нарисовать эмблему, привлекающую внимание к данной проблеме.
Задание №6. Станция «Изучай и исследуй».
Ведущий: Проведите краткосрочный мониторинг. Перед вами лотки с ветками хвойных видов деревьев. Вам необходимо сравнить и данные записать в таблицу. (Приложение ).
Станция №7«Экологический светофор».
Учитель: Вот вам кружки двух цветов: красного, зеленого.
Я проговариваю ситуацию: если этого делать категорически нельзя, вы показываете красный кружок.
Он означает: «стой! Твои действия приносят вред окружающей среде».
И кружок зеленого цвета будет означать: «ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия приносят пользу природе! Продолжай помогать природе!»
Итак, «красный» – стой, нельзя этого делать; «зеленый» - можно, своими действиями ты помогаешь природе.
1. Ребята поймали и посадили в банку кузнечиков. (к).
2. Дети помогают взрослым сажать во дворе дома деревья. (з).
3. Ребята наткнулись на муравейник и осторожно обошли его стороной. (з)
4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)
5. Девочки не стали сбивать в лесу мухоморы. (з)
6. Ученики очищают парк от мусора. (з)
7. Ребята выбросили пластмассовые бутылки в кусты. (к)
10. Дети сильно шумят в лесу. (к)
11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)
12. Девочка нарвала охапку луговых цветов. (к)
13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
14. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)
15. Дети насыпают корм в кормушку. (з)
Заключение
Занимательное занятие в форме Эко-квеста по тропам родного края – это замечательная возможность познакомить обучающихся с неповторимыми природными уголками малой Родины, обратив внимание на их экологическое состояние.
Данная форма проведения занятия соответствует возрастным и интеллектуальным возможностям, очень интересна для учеников . Эко – квест не только возбудит познавательный интерес и желание продолжить изучение родного края, но и поспособствует исследовательской и природоохранной деятельности обучающихся.
Список использованных литературных источников
Аверина З.В. Лекарственные растения Ульяновской области. Ульяновск, Приволжское книжное издательство. 1976 г.
Внеурочная работа по биологии 6-11 класс. С. М. Курганский. – М.: ВАКО 2015. – 288 с (мастерская учителя биологии
Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М., Просвещение, 1990 г.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. М., Устойчивый мир, 2000
Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.-134с.
Интернет-источники.
https://cloud.mail.ru/public/6spc/5uwsF6eM
Приложение
Правильные ответы к заданию № 6(станция «Изучай и исследуй»)
Черты сравнения | Ель | Сосна |
Класс | Хвойные | Хвойные |
Семейство | Сосновые | Сосновые |
Форма кроны | Пирамидальная | Овальная |
Густота кроны | Густая | Редкая |
Длина хвоинок | Короткие | Длинные |
Количество хвоинок в пучке | 1 | 2 |
Хвоинки держатся | 5-6 лет | 2-3года |
Форма шишек | Продолговатая | Округлая |
Размеры шишек | Длина – до 15 см, ширина - 3-4 см | Длина - 8-10 см, ширина - 3-4 см |
Отношение к свету | Теневыносливое | Светолюбивая |
Отношение к почве | Влаголюбивая | Сухие, песчаные |
Как называется лес | Ельник | Сосновый бор |