СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест «Профилактика интернет-рисков и информационная безопасность»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как создать социально- ориентированный квест? Или Квест как инструмент формирования знаний и ценностей у подростков

Просмотр содержимого документа
«Квест «Профилактика интернет-рисков и информационная безопасность»»

Квест «Профилактика интернет-рисков и информационная безопасность»

Практикум: по создание социально- ориентированного квеста



Как создать социально- ориентированный квест? Или Квест как инструмент формирования знаний и ценностей у подростков (с материалами по данной теме можно ознакомиться на сайте http://imc.tomsk.ru/?page_id=2460)

Марцева Ирина Геннадьевна, педагог-психолог МАОУ СОШ №54 г.Томск

Пискунова Ирина Федоровна, педагог-психолог МАОУ СОШ №35 г.Томск

Шенчукова Ирина Анатольевна, педагог-психолог МАОУ СОШ №4 г.Томск

Шмыга Елена Николаевна, педагог-психолог МАОУ СОШ №54 г.Томск

Задачи:

  • Познакомить педагогов-психологов технологией создания практико-ориентированного квеста, с рисками и угрозами современной интернет- среды и способами их профилактики среди несовершеннолетних

  • Сформировать навыки безопасного общения в сети Интернет, принятия обоснованных решений и сопротивления социальному давлению, командной работы и эффективного общения;

  • Закрепить правила безопасной работы в Сети Интернет;

Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

1. информация, запрещенная для распространения среди детей;

2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

-информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

-способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

-обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

-отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

-оправдывающая противоправное поведение;

-содержащая нецензурную брань;

-содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

-информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

-вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

-представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

-содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.



Основная задача современного общества – это воспитание физически и психически здоровой личности подрастающего поколения, умеющего ставить цели и достигать их. Наиболее эффективным способом профилактики зависимых форм поведения является формирование у молодежи безопасного поведения, базирующегося на системе ценностных ориентаций здорового образа жизни.


Актуальность

За два десятилетия Интернет из инструмента коммуникации научного сообщества превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации, подарил недостижимые ранее возможности для поиска и обмена данными, деловых контактов, общения и развлечений, общественной и поли­тической жизни, работы СМИ, образования и научных исследова­ний. Интернет стал средой, влияющей на жизнь многих миллионов пользователей, как взрослых, так и детей и подростков — на их мнения, знания, ценностные ориентиры и в целом — поведение. Но так же интернет таит массу угроз, которые могут на психологическое здоровье детей.

Обычно выделяют три группы угроз безопасности детей и подростков в Интернете:

• небезопасные контакты (общение, которое может привести к сексуальному насилию или рекрутингу);

• кибербуллинг: унижения, оскорбления, агрессивные нападки, преследования в Сети;

• материалы «опасного» содержания (противоправный контент) относят широкий спектр материалов, демонстрирующих сцены насилия (в видео, графике (других видах изображений), музыке, текстах), экстремистские призывы и поведение, порнографию (в том числе детскую)

Защитить ребенка от всего на свете невозможно. Однако можно научить его, как правильно поступать, если все же угораздило попасть в нехорошую ситуацию.


Существуют разные формы работы, которые используются для профилактики интернет-рисков:

Во-первых, это - информационно-просветительский подход, предполагающий информационную подготовку всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся) к работе в сети, включая информирование о негативных последствиях бесконтрольного использования интернета несовершеннолетними, формирование знаний о существующих рисках работы в сети и способах защиты от них.

Во-вторых, это- личностно-ориентированный подход. Он реализуется посредством проведения профилактических мероприятий по укреплению нравственно-психического здоровья, формирования установок на здоровый образ жизни, включая установки на свободу от любых зависимостей, ответственность за свое здоровье, самоконтроль времяпровождения и т.п.


Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно
организованная игра – это эффективное педагогическое и профилактическое средство, позволяющее комплексно объединить данные подходы и решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

Проведение квеста помогает сплочению коллектива; метод игротерапии в форме квеста активно подводит участника к выбору позитивных жизненных ценностей, дает возможность и важность преодоления сторонних угроз, внутренних страхов, «темных сторон» мыслей; позволяет получить психологическую поддержку от других участников, почувствовать себя частью коллектива, что является ресурсом профилактики деструкций; создать в процессе образовательной деятельности благоприятную психологическую атмосферу, обогащать эмоционально-чувственную сферу ; повысить самооценку и взаимную оценку друг друга, за счет проявления личностных качеств; получить опыт совместной работы на общую цель.

На примере данного квеста происходит обучение педагогов-психологов навыкам и правилам работы в сети Интернет, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность детей.















Сценарий квеста «Профилактика интернет-рисков и информационная безопасность»

  • Цель: Профилактика аддиктивных форм поведения через интерактивную форму игры-квест.

Задачи:

  • Познакомить с рисками и угрозами современной интернет- среды

  • Сформировать навыки безопасного общения в сети Интернет, принятия обоснованных решений и сопротивления социальному давлению

  • Закрепить правила безопасной работы в Сети Интернет;


Оборудование и материалы: 

-компьютер, проектор, экран, презентация «Информационная безопасность», памятки «Безопасный Интернет», пазлы, ребусы, 2 ватмана, тематические картинки, маршрутные листы, 2 спиннера, клей, стикеры, газеты

-используются для проведения заданий элементы WEB-квеста с сайта :

https://learningapps.org/view11427605


План квеста:

Организационный момент – 5 минут

Вводная часть – 5 минут

Основная часть – 40 минут

Рефлексия – 10 минут


Структура

1.Задание «Матрица.Начало»

2.Задание «Внимание. Опасно!»

3.Задание «Спиннер или Ромашка»

4.Задание «Кроссворд или Ребусы»

5.Задание «Болото»


Время проведения: 1 час

Количество участников: 15-30 участников

Форма одежды: комфортная

Место проведения: зал, кабинет

Маршрутный лист

Станция

Количество пазлов

«Начало»


«Внимание. Опасно!»


«Спиннер»


«Кроссворд»


«Болото»


ИТОГО:



Ход работы:

Все этапы (пункты) игры-квеста объединены одной общей темой. Участникам предлагается игровая ситуация, в рамках которой происходит основное действие.

В качестве итога игры-квеста выступает эмблема , собранный из деталей, полученных в ходе игры. Данный символом того, что человек сам является активным строителем своей жизни и только он ответственен за её итоги.

Организационный момент:

В квесте участвуют две команды. Разделение на команды путем жеребьевки.

Квест начинается с вводной беседы, в ходе которой раздаются маршрутные листы.

- Кто знает, что такое квест?

- Это приключенческая игра, в которой главные герои, следующие по маршруту и в процессе игры решают головоломки и задачи, за которые получают ключи, баллы или другие элементы для финала

Участникам излагаются правила, по которым осуществляется игровое взаимодействие. Для того, чтобы дойти до финала квеста, участникам необходимо собрать элементы эмблемы, полученные за каждый пройденный пункт.


1. «Матрица. Начало».

Необходимо отгадать слово, называя по одной букве. Если вы называете букву правильно, то можете назвать еще одну. Иначе право хода переходит другой команде. Количество баллов командам начисляется по количеству угаданных букв.

(команда, собравшая первой – 2 детали эмблемы, 2 команда – 1 )

http://learningapps.org/watch?v=pwvwi6fz201


2. «Внимание. Опасно!”. На столе лежит лист бумаги , на ней фигурка ребенка

- Давайте теперь ответим на вопрос, чего нужно опасаться при работе в Интернете. Напишите рядом с ребенком возможных интернет-угроз.




Внимание! Опасно!

















Подсказки:

1 опасность- виртуальное общение.

Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми.

Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно

теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.

2 опасность- интернет-хулиганство.

Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы,

которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они

те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя

окружающим.

3 опасность- вредоносные программы.

К вредоносным программам относятся вирусы, которые могут нанести вред

вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут

снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш

компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей,

родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.

4 опасность- недостоверная информация.

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения,

но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни

полезной, ни надежной.

(команда, написавшая больше – 2 детали эмблемы, 2 команда – 1 )


3.Задание «Спиннер »

На ваших столах лежат детали, вам нужно собрать из них Спиннер (Или как вариант, «Ромашка») :

«Я Никогда не буду в интернете…» -собираем запреты

« В интернете Я всегда буду….»-собираем безопасные правила

Когда Спиннер крутится, объясняется выпавшая позиция (Почему?)

(команда, собравшая первой – 2 детали эмблемы, 2 команда – 1 )


Подсказки

Я никогда не буду в Интернете …

Используя интернет

Я всегда буду…

Выставлять свое настоящее имя,

адрес, телефон

Рассказывать родителям о проблемах в сети

Открывать подозрительные сообщения

Хранить свой пароль в тайне

Участвовать в платных играх, конкурсах, лотереях

Обновлять антивирусную программу

Обижать других в социальных сетях

Покидать нехорошие веб-сайты

Общаться в сети с незнакомыми людьми

Вести себя в социальных сетях вежливо

Открывать и пересылать

«письма счастья»

Скрывать информацию о себе


4.Задание «Кроссворд» (если нет технической возможности, то «Ребусы»)

Веб-клиент – Кроссворд «Опасности Интернета»

https://learningapps.org/watch?v=ppw7gmhn201



вирус

интернет

компьютер

безопасность


(команда, собравшая первой – 2 детали эмблемы, 2 команда – 1 )


5.Задание Болото «Социальная поддержка»

По дороге командам встречается препятствие: огромное болото, которое необходимо пройти. Перейти можно с завязанными газами ,по газетам и подсказкам друзей.


Рефлексия:

Виртуальный собеседник - " Правила поведения в Интернете"

https://learningapps.org/watch?v=pxcqih6u101


После прохождения всех пунктов участники проходят к столу и начинают собирать эмблему из элементов, собранных после прохождения каждого этапа. После сбора всех элементов в одно целое, прохождения квеста можно считать оконченным. Участники садятся в круг для подведения итогов и высказывают свое мнение, что понравилось, для чего был проделан этот сложный путь.


Вывод: Интерактивная форма проведения данной квест-игры очень успешна в работе с подростками. В этой игре участники имеют возможность применить накопленный опыт в ситуациях выбора, а также научиться другим формам эффективного взаимодействия.

Мультфильм как бонус https://learningapps.org/view11427605





Источники :

1. Квест по безопасности в сети Интернет! https://learningapps.org/view11427605

2. Материалы Профилактика буллинга http://imc.tomsk.ru/?page_id=26097

3. Материалы Информационная безопасность http://imc.tomsk.ru/?page_id=29594










Приложение 1




В данном приложении- варианты дополнительных упражнений, которые тоже можно использовать в квесте



Задание «Устойчивость к социальному давлению»

Участникам предлагается пакет, в котором что-то неизвестное и очень опасное. Ведущий активно убеждает засунуть руку, достать содержимое пакета. Подводится итог упражнения: как происходит выбор в нашей жизни. Задается вопрос: «Чем опасен необдуманный выбор?».


Задание «Умение сказать нет» или «СИТУАЦИИ ИЗ КОНВЕРТА»

- К вам обратились ребята с криком о помощи.

- В конверте изложены ситуации, в которых ребята не могут разобраться. Надеюсь, мы поможем им.


1. ДИМА зашел на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные ДИМЕ сообщения. Что ДИМЕ предпринять?

А. Закрыть сайт

Б. Обратиться к родителям за помощью

В. Самому устранить неисправность

(Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.)

2. СВЕТА создала себе электронный ящик. Теперь она может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес её электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить СВЕТЕ?

А. Скачать файл, и начать играть.

Б. Не открывать файл.

В. Отправить файл своим друзьям.

(Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлено антивирусное программное обеспечение. Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.)

3. ДИМА познакомился в Интернете с учеником 8 класса Иваном. Иван не учится с ДИМОЙ в одной школе, и вообще Дима его ни разу не видел. Однажды Иван пригласил ДИМУ встретится с ним в парке. Что делать ДИМЕ?

А. Пойти на встречу.

Б. Пойти на встречу вместе с мамой или папой.

В. Не ходить на встречу.

(Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.)

4. Новый друг ДИМЫ, с которым он познакомился вчера в Интернете, Иван попросил ДИМУ срочно сообщить ему такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители ДИМЫ. ДИМА должен:

А. Сообщить Ивану нужные сведения.

Б. Не сообщать в Интернете, а сообщить при встрече.

В. Посоветоваться с родителями.

(Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!)

5. СВЕТА решила опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своих одноклассников. Можно ли ей это сделать?

А. Нет, нельзя.

Б. Можно, с согласия одноклассников.

В. Можно, согласие одноклассников не обязательно.

6.ДИМЕ купили компьютер. Он теперь целый день проводит за компьютером. Через несколько дней у него стали слезиться глаза, появились боли в руках. Что делать ДИМЕ?

А. Продолжать проводить время за компьютером.

Б. Больше никогда не работать на компьютере.

Г. Соблюдать правила работы на компьютере:

  • Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.

  • Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок.

  • Продолжительность одного занятия – не более 60 минут.

  • После 10–15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

  • Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!