СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.А. Кассиль «Ход белой королевы» отрывок из романа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для урока русского языка в 11 классе школ с туркменским языком обучения

Просмотр содержимого документа
«Л.А. Кассиль «Ход белой королевы» отрывок из романа»

Ознакомьтесь с кратким содержанием 1-5 глав романа Л. Кассиля «Ход белой королевы».

Степан Михайлович Чудинов, несмотря на свою основную профессию архитектора, прославился как талантливый тренер по лыжному спорту. Однако непонимание со стороны лучшей ученицы и разногласия с Федерацией спорта, не желающей менять методику подготовки спортсменов, заставляют тренера уйти из спорта. Чудинов принимает предложение поработать на новостройке в далёком Зимогорске. В таёжном краю судьба сводит его с местной жительницей Натальей Скуратовой, недавно пережившей поражение на всесоюзных соревнованиях. Он видит в девушке огромный талант и недостаток техники, что вновь пробуждает в нём страсть и тягу к тренировкам.


2. Прочитайте 6-ю главу романа (в сокращении). Ответьте одним предложением на вопрос: «Какой случай произошёл в Зимогорске?»

Диктор кончил читать сообщение, и наступила пауза. Чудинов ждал: может быть, повторят. И действительно, после щелчка в репродукторе послышалось:

«Внимание, говорит Зимогорский радиоузел. Повторяем наше сообщение: в районе рудника и аэропорта пургой застигнут ребёнок из интерната. На спасение заблудившегося мальчика вышли лыжники из города. В аэропорту организована лыжная поисковая партия. Приглашаются добровольцы-лыжники».

У гостиницы ветер рвал пламя факелов, которые держали лыжники.

– Есть лыжи свободные? – спросил выбежавший из подъезда Чудинов.

Маша Богданова, услышав его голос, одним толчком подъехала поближе, вгляделась, не веря своим глазам, но всё же в свете факелов узнала начальника.

– Степан Михайлович, вы? Вам же трудно... Вы же...

– Ну-ка... лыжню! – крикнул он властным и звучным голосом. Все невольно попятились, отступая. И он унёсся в метельную темь, сразу с места уверенно взяв сильный ход.

Жутко было сейчас человеку в поле. Наташа упрямо пробивалась сквозь бушующую стену пурги. Наташа была опытной лыжницей.

Через минуту она уже поднимала за плечи полузамёрзшего, совсем ослабевшего мальчика.

Полузамёрзшая Наташа, прикрыв собой от ветра Сергунка, прикорнула на руках с ним за сугробом. Девушку и мальчика уже почти занесло снегом. Оба были недвижны. Наташу вывело из беспамятства ощущение чего-то обжигающего во рту….. Ослеплённая лучом фонарика, направленного ей прямо в лицо, она ничего не видела вокруг, но сквозь тугой поток ветра и снега до слуха её пробились обращённые к ней слова:

– Подняться в состоянии? Мальчика возьму сам. Обопритесь на меня….

– Постойте... Это кто? – еле справляясь с окоченевшими губами, пыталась спросить Наташа.

Голос из пурги и темноты отвечал быстро и кратко:

– Потом, потом... Молчите, дышите в шарф.

Наташа почувствовала, как тёплый вязаный шарф, закинутый за её шею, ложится на лицо, прикрывая его от ветра. На мгновение она увидела в свете фонарика рукав клетчатой куртки. Блеснула выпуклая пуговица в форме маленького футбольного мяча. Кто-то подхватил Сергунка на руки и, оставаясь невидимым в темноте, помог подняться Наташе. Прикрывая обоих плечом, повёл сквозь толщу рвущегося навстречу ветра к полуразрушенному охотничьему шалашу. Наташа и Сергунок были уже упрятаны в это шаткое, заваленное снаружи снегом убежище.

Ближе всех к спасённым оказались Маша Богданова, расторопный дядя Федя и вездесущий Ремизкин. Они ворвались в шалашик. Им пришлось брать

неожиданное препятствие, нечто вроде снежного порога, наметённого у входа бураном. Но когда увесистый дядя Федя, замешкавшись, наступил на этот снеговой накат, раздался приглушённый стон:

– Ой, ногу... с ноги сойдите!.. И так отморозил. И в невыносимом для глаз сиянии прожекторов из-под смёрзшейся соломы, укрытой снегом, задом к лучам, посылаемым прожекторами, выполз совершенно окоченевший Дрыжик.

Наташа глазам своим не верила. Как трагикомически кончался кошмар этого вечера!

– Это вы нас сюда? А я уж думала, конец... Спасибо...

Дональт Ремизкин, оттирая других лыжников, лез к Наташе.

– Всё-таки нельзя ли точнее? Кто вас обнаружил первым? Вы сами сюда добрались или кто вас?.. – Он уже вытаскивал из куртки свой замусоленный блокнотик. – Кто? Мы портрет дадим на первой полосе. Ведь это какой же материал для газеты, соображаете?

Кто-то постучал ему легонько кулаком в плечо. Ремизкин обернулся. За ним стоял на лыжах инженер Чудинов. Он глаз не сводил с лица Наташи, ярко освещённой теперь прожекторами.


прожектор - prožektor

трагикомически - tragikomiki

убежище - gaçalga, bukalga






3. Ответьте на вопросы.

1. Какое сообщение услышал Степан Михайлович Чудинов?

2. Почему он попросил лыжи? Как этот эпизод раскрывает его характер?

3. Почему Наташа одна поехала искать мальчика?

4. Что с ней случилось? Какой предстаёт перед нами Наташа?

5. Как вы считаете, кто спас Наташу и Сергунка? Найдите в тексте описание одной детали одежды, которое поможет вам найти правильный ответ.

6. Как вы думаете, кто по профессии Дональт Ремизкин? Как вы догадались?

7. Как относится автор к своим героям? Подтвердите примерами из текста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!