1.Методический приём «Дерево предсказаний» СЛАЙД 7 Работа с иллюстрацией к произведению. СЛАЙД 8 - Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете какое отражено время: современное или прошлые века? -А одежда подходит ли она к нашему времени? (нет) -Такие корабли сейчас используют в море? -Как вы думаете, о чем может идти речь в рассказе? Знакомство с текстом 1. Первичное чтение текста учителем … Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой.… а дальше…. -.Как думаете, что будет дальше? 2. Беседа -Скажите, так совпали ли наши предположения? - Что вас поразило? -Расскажите, что вы переживали во время чтения? - В названии «Прыжок» есть что-то тревожное? -Предчувствуешь , что– что-то случится? 3.Введение понятия БЫЛЬ СЛАЙД 9 -Как вы думаете, могли такие события произойти на самом деле? 4.Словарная работа СЛАЙДЫ 10-12 КОРЧИЛАСЬ – кривлялась, показывала смешные рожи АРШИН – старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру ПАЛУБА – площадка на корабле МАЧТА – столб высотой 15-20 метров , возвышавшийся над палубой КАЮТА – комната на корабле ПУШЕЧНОЕ ЯДРО – снаряд, вылетающий из пушки 5.Подготовка к чтению вслух СЛАЙД 13 При чтении текста мы встретимся с трудными словами. Прочитайте слова по слогам и целыми словами. воз-вра-щал-ся пе-ре-драз-ни-ва-ла за-бав-ля-ют-ся за-це-пив-шись раз-за-до-рил-ся 6. Чтение по частям. Оглавление каждой части. -Сейчас прочитаем каждую часть и озаглавим . А ещё после чтения каждой части будем определять настроение произведения. (От начала до слов..и забавляла всех . ) СЛАЙД 14 1.На палубе Название части | Настроение | 1 .На палубе. | Спокойствие | Работа по тексту. -Где происходят действия? (События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой). - Скажите, почему весь народ был на палубе? (погода была тихая). Учитель: Читаем дальше…( но она ещё злее рвала шляпу) 2.Обезьяньи проказы СЛАЙД 15 2.Обезьяньи проказы | Веселье | Выборочное чтение. - Выберите из текста слова, которые описывают поведение обезьяны во время проказ. (подпрыгнула, сорвала шляпу, живо взобралась на мачту, дразнила). -Продолжаем дальше читать ( до слов….как выпустить из рук верёвку и мачту.) 3. Погоня за обезьянкой СЛАЙД 16 3. Погоня за обезьянкой | Волнение | -Найдите слова, которые помогают представить, что же делал мальчик, когда пытался догнать обезьяну? (Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал). -Скажите, мальчик думал, когда бросился за обезьяной ? (Нет) ( бросился, взобрался-эти слова обозначают быстрые действия. Мальчик действовал необдуманно). -Читаем дальше ( до….глянул вниз и зашатался.) 4.На перекладине СЛАЙД 17 4.На перекладине | Тревога, страх | -При помощи каких слов мы можем увидеть растерянность людей на палубе? («Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет») - Можно ли сказать, что обезьяна виновата в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? ( нет, ведь она не человек, и для нее все было игрой). -Чтение следующей части (….вниз и прыгнул) 5.Вынужденный прыжок СЛАЙД 18 5.Вынужденный прыжок | Ужас | -Скажите, когда вам стало страшно в рассказе? ( когда отец хотел выстрелить в сына). - Какое ваше мнение : прыжок с корабля был безопасен для сына? (Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть, Прыжок был опасным. Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт). -Заканчиваем чтение окончание были. 6. Спасение СЛАЙД 19 -Ваше мнение: 40 секунд это много или мало? (Для всех и для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик. (Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут). -Объясните, почему плакал капитан?(испугался за сына, переволновался от радости, что сын жив). -Какие чувства вызывает у тебя поступок отца? (Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости). 7.Гимнастика для глаз 8. Беседа по сюжету рассказа -Выделите завязку -Как развивается действие? -Какой момент в рассказе самый напряжённый? -Какая развязка ? -Почему вы так считаете? (задумываешься,что будет дальше с мальчиком.) -Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение. 9. Характеристика главных героев .Работа в парах -Кто главные герои в были? (Мальчик, обезьяна, отец) -Подберите правильное описание героев. Отец находчивый, решительный, смелый , самоотверженно любящий Мальчик волнующийся, глупый , испуганный, Обезьяна беззащитный, радостная, озорная, весёлая СЛАЙД 20 10. Сравнение рассказов . Работа в паре (по таблице) - В каком из рассказов мы с вами встречаемся с героями: мальчиком и отцом? ( «Акула») . Давайте сравним «Прыжок» с произведением «Акула». -Что общего в этих произведениях?( место действия, переживания, настроение, отец спасает сына.) СЛАЙД 21 - Место действия происходят на корабле. И в одном и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах – смелость, умение действовать и не теряться. - А чем рассказы отличаются? (В «Прыжке» хорошо показано состояние мальчика. А в «Акуле» лучше показано состояние отца.) |