Тема: Лабораторная работа «Изучение зависимости электрического сопротивления от длины проводника и площади поперечного сечения»
Тип урока: комбинированный урок с закреплением знаний и выполнением практической работы в дистанционном формате.
Цели урока:
- обучающая: продолжить формирование навыков работы с электрическими схемами, развить навыки самостоятельной исследовательской работы, умения делать самостоятельные выводы из наблюдаемых явлений.
- развивающая: развитие физического мышления; формирование практических навыков применения фундаментальных законов физики в школьной лаборатории и повседневной жизни; активизация познавательного интереса и познавательной деятельности учащихся; развитие умения описывать протекание физических явлений, выявление закономерностей.
- воспитательная: самоконтроль, чувство ответственности.
Учащиеся производят моделирование
Оборудование: ОПП “Виртуальная лаборатория”.
http://mediadidaktika.ru/
Тема «Изучение зависимости электрического сопротивления от длины проводника и площади поперечного сечения»
Цель работы: научиться определять удельное сопротивление проводника при помощи амперметра, вольтметра, линейки. Сделать соответствующие выводы.
Ход работы
1. Дополнительные сведения.
Электрическое сопротивление характеризует противодействие проводника или электрической цепи упорядоченному перемещению носителей тока. Согласно закону Ома, сила тока в однородном участке цепи равна отношению напряжения U на его концах к сопротивлению этого участка R
I=
(1)
В этом случае электрическое сопротивление R зависит от материала проводника, его размеров и формы. Для однородного по составу линейного проводника с поперечным сечением S и длиной:
R= ρ
(2)
где - коэффициент пропорциональности, характеризующий материал проводника, называемый удельным электрическим сопротивлением и численно равный сопротивлению однородного цилиндрического проводника, изготовленного из данного материала, имеющего единичную длину и единичную площадь поперечного сечения. То есть, чтобы определить удельное сопротивление однородного проводника, имеющего постоянную площадь поперечного сечения, необходимо измерить его сопротивление постоянному току и геометрические параметры. Для провода длиной и диаметром d площадь поперечного сечения будет равна:
S=
(3)
тогда удельное электрическое сопротивление провода:
ρ=
(4)
2. Компьютерный эксперимент
1. Пройти по ссылке http://mediadidaktika.ru/mod/page/view.php?id=402
(Определение удельного сопротивление проводников, схема 2)
сделать необходимые измерения.
2. Заполнить таблицу
№ | Длина проводника l, м | Напряжение U, В | Сила тока I, А | Диаметр проводника d, мм | Площадь поперечного сечения S, мм2 | Удельное сопротивление ρ, |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
3. Сделайте расчеты.
4. Постройте график зависимости длины проводника l от удельного сопротивления ρ.
5.Сформулируйте соответствующие выводы, сравните полученный результат с табличным значением.
6. Возьмите проводник, сделанный из другого материала, но с такими же размерами и сравните токи, текущие через проводники. Сделайте вывод.
6. Дополнительные вопросы
1. Что такое сила тока? По какой формуле рассчитывается сила тока?
2.Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается на схемах?
3. Что такое электрическое напряжение? По какой формуле рассчитывается электрическое напряжение? Как называется прибор для измерения электрического напряжения? Как он обозначается на схемах?
4. Какими правилами следует руководствоваться при включении вольтметра в цепь?
5. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
6. Что называют сопротивлением участка цепи.
7. Как изменяется сопротивление проводника при увеличении его длины?
8. Как изменяется сопротивление проводника при увеличении площади поперечного сечения?
Поздравляю с успешно выполненной работой, отправьте отчет на проверку!