Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №73 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г.Владивостока»
СБОРНИК
ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ХИМИИ
9 КЛАСС
| Коровицкий Сергей Александрович, учитель химии и биологии МБОУ «СОШ №73» |
г. Владивосток
2020
Практическая работа №1
«Влияние различных факторов на скорость химической реакции».
Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).
Ход работы:
ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.
Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?
ОПЫТ 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.
В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?
ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.
В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
ОПЫТ 4. Влияние температуры.
В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
ОПЫТ 5. Влияние катализатора.
В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?
Оформите в виде таблицы отчет о практической работе.
№ | Название опыта | Ход работы | Наблюдение и выводы |
1 | Влияние природы реагирующих веществ | | |
2 | Влияние концентрации реагирующих веществ | | |
3 | Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ | | |
4 | Влияние температуры | | |
5 | Влияние катализатора | | |
Сформулируйте вывод по практической работе.
Практическая работа №2
Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Цель: научиться применять теоретические знания для экспериментального решения задач.
Оборудование и реактивы: пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.
Ход работы:
Задание №1. Определите опытным путем состав растворов, находящихся без этикеток: серная кислота, хлорид натрия, сульфат натрия.
(Оформите в виде таблицы отчет о практической работе)
Реактив | Н2SO4 | NaCl | Na2SO4 |
лакмус | | | |
BaCl2 | | | |
AgNO3 | | | |
№ пробирки: | | | |
Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:
1) Соляная кислота.
Уравнение электролитической диссоциации | Качественная реакция на катион ___ | Качественная реакция на анион ___ |
| | |
2) Сульфат меди (II).
Уравнение электролитической диссоциации | Качественная реакция на катион ___ | Качественная реакция на анион ___ |
| | |
Сформулируйте вывод по практической работе.
Практическая работа №3
«Получение водорода и изучение его свойств»
Цель работы: получить водород взаимодействием соляной кислоты с цинком; изучить некоторые свойства газа водорода.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, спиртовка, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, цинк, раствор соляной кислоты.
Ход работы:
Опыт 1. Поместите в пробирку 2-3 гранулы цинка и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Накройте газоотводную трубку пробиркой (вверх дном) и выждите несколько секунд, пока из пробирки вытиснится воздух.
Опыт 2. Проверьте водород «на чистоту». Для опыта используется водород, собранный вытеснением воздуха. Не изменяя положения пробирки приемника, поднесите ее вплотную к пламени горелки или спички и резко поверните так, чтобы ее отверстие оказалось в пламени. Если при этом раздается резкий “лающий” звук, с газом (водородом) работать нельзя, так как он содержит примесь воздуха. Необходимо некоторое время подождать, пока из пробирки будет вытеснен весь воздух. Если вы услышите легкий звук, напоминающий “п - пах”, с водородом можно работать. Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.
Опыт 3. Изучение физических свойств водорода.
Рассмотрите пробирку с собранным водородом и отметьте его физические свойства: агрегатное состояние, цвет, вкус, запах, растворимость в воде, плотность по отношению к воздуху.
Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.
Опыт 4. Изучение химических свойств водорода.
Горение чистого водорода.
Рассмотрите пробирку, в которой проверяли водород на чистоту. Что наблюдаете? Откуда взялось данное вещество в пробирке, ведь вы взяли чистую и сухую пробирку.
Запишите название опыта, ваши наблюдения, составьте уравнение реакции, укажите его тип.
Описание опыта | Наблюдение, реакции | Вывод |
| | |
| | |
| | |
| | |
Сформулируйте вывод по практической работе.
Практическая работа №4
«Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»
Цель работы: закрепить знания о соединениях галогенов, повторить общие кислотные свойства на примере соляной кислоты, продолжить формировать общелабораторные умения и основные навыки работы с химическими реактивами и оборудованием.
Оборудование и реактивы: растворы кислот, щелочи, солей, металлы, индикатор универсальный, штатив с пробирками.
Ход работы:
Опыт №1. Качественные реакции галогенидов - солей галогенводородных кислот HCl, HBr, HI.
К выданным растворам солей галогенводородных кислот осторожно прилейте НЕБОЛЬШОЕ количество раствора нитрата серебра. (ПОМНИТЕ реактив оставляет несмываемые черные следы на всех поверхностях. Будьте аккуратны.)
Опыт № 2. Изучение кислотных свойств соляной кислоты
2.1 Взаимодействие с металлами на примере магния, цинка, железа. Используя небольшое количество металлической стружки и раствора кислоты, убедитесь, что соляная кислота, как и все кислоты взаимодействует с металлами с выделением ______________. Запишите уравнения реакций.
2.2 Взаимодействие с оксидами металлов на примере оксида кальция, оксида алюминия.
Используя небольшое количество оксидов металлов и раствора кислоты, убедитесь, что соляная кислота, как и все кислоты взаимодействует с оксидами металлов с образованием ______ и _____.
2.3 Взаимодействие с щелочью на примере гидроксида натрия в присутствии фенолфталеина.
К небольшому количеству раствора щелочи прилейте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Прилейте, небольшими порциями, раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в ионном виде.
2.4. Взаимодействие с нерастворимым основанием на примере гидроксидов меди и алюминия.
Используя выданные растворы солей меди и алюминия и раствор щелочи, получите небольшое количество нерастворимого гидроксида. К полученным осадкам прилейте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций
2.5 Взаимодействие с солями более слабых кислот на примере карбоната натрия, карбоната меди
Используя выданный раствор карбоната натрия и порошок карбоната меди, убедитесь, что соляная кислота, как сильный электролит, способна вытеснять слабые кислоты из их солей. Запишите уравнения реакций.
Запишите вывод к практической работе.
Практическая работа №5
«Получение аммиака и изучение его свойств»
Цель работы: Научиться получать аммиак и изучить его свойства.
Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.
Ход работы:
Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.
В фарфоровой ступке перемешайте равные объемы твердых хлорида аммония NH4Cl и гидроксида кальция Ca(OH)2. Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку наклонно, чтобы дно было немного выше пробки. Объясните почему?
Наденьте на конец газоотводной трубки сухую пробирку, закрыв снизу отверстие ватным тампоном. Нагревайте смесь: сначала всю пробирку, затем реакционную смесь.
Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?
Когда почувствуете запах аммиака, заткните пробирку пальцем и, не переворачивая, погрузите в кристаллизатор с водой. Что вы наблюдаете? Чем вызвано это явление?
Переверните пробирку с раствором, испытайте фенолфталеином. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Опыт 2. Взаимодействие аммиака с кислотами.
Опустите газоотводную трубку в пробирки на ¼ заполненные растворами соляной с серной кислот. Что вы наблюдаете?
Опыт 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами.
В пробирку поместите немного кристаллического сульфата аммония прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия, слегка нагрейте. Что вы ощущаете?
Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что вы наблюдаете?
Сделайте вывод, как распознать соли аммония.
Запишите вывод к практической работе.
Практическая работа №6
«Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств»
Цель работы: Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов, а также научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его.
Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, мрамор, известковая вода.
Ход работы:
Опыт 1.Получение и изучение свойств углекислого газа.
1.1. Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте 2 мл разб. соляной кислоты.
Что вы наблюдаете?
1.2. Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой и пропускайте выделяющийся газ через известковую воду. Что вы наблюдаете?
Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете?
1.3. Поместите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и несколькими каплями лакмуса и пропустите через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете?
Опыт 2. Распознавание карбонатов.
В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия. Распознайте эти вещества, определив последовательность выполнения операций.
Вещество Реактив | NaCl | Na2SO4 | Na2CO3 |
HCl | | | |
BaCl2 | | | |
AgNO3 | | | |
№ пробирки: | | | |
Сформулируйте вывод по практической работе.
Практическая работа № 7
«Решение экспериментальных задач по теме
Металлы и их соединения»
Цель работы: изучить свойства металлов и их соединений.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной и соляной кислоты, хлорида железа (III), гидроксида натрия, роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, бромида натрия, нитрат серебра.
Ход работы:
Задание 1. Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения
FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 → Fe(CNS)3
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций |
| | |
| | |
| | |
Задание 2. Приготовьте гидроксид железа (III) и исследуйте его свойства.
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций |
| | |
| | |
| | |
Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na3PO4, FeCl3, ZnSO4, NaBr,. Уравнения реакция запишите в молекулярной и ионной форме.
Вещество Реактив | Na3PO4 | FeCl3 | ZnSO4 | NaBr |
NaOH | | | | |
AgNO3 | | | | |
№ пробирки: | | | | |
Сформулируйте вывод по практической работе.
Правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента
Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.