СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лагерная проза" А.И. Солженицына

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Лагерная проза" А.И. Солженицына»

Лекция № 56

Тема: «Лагерная проза» А.И. Солженицына


План:

  1. Факты биографии и творчества.

  2. Особенности «лагерной прозы» Солженицына на примере произведения «Один день Ивана Денисовича»


  1. Факты биографии и творчества

Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын (1918-2008) – русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России.

1918 г. — родился в Кисловодске.

1927 г. – вместе с матерью переехал в Ростов. В школе начал интересоваться литературой настолько, что даже школьную тетрадь подписал «Полное собрание сочинений Солженицына А.И.».

1936 г. — окончил школу в Ростове-на-Дону, поступил на физико-математический факультет Ростовского государственного университета.

1939 г. — параллельно поступил на заочное отделение искусствоведческого факультета Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ).

1941 г. — получил диплом с отличием об окончании Ростовского Университета и с началом Великой Отечественной войны был мобилизован в ряды советской армии.

1942 г. — окончил офицерскую школу, направлен на фронт.

1945 г. — 9 февраля арестован на фронте в Восточной Пруссии. Приговорён к восьми годам исправительно-трудовых лагерей и определён на пожизненную ссылку «за антисоветскую агитацию»: в его письмах к другу обнаружили негативные высказывания в адрес Сталина и современной советской литературы.

1947 г. – Солженицына как математика перевели в секретный научно-исследовательский институт – «шарашку», который находился в подмосковном посёлке Марфино. Эта «шарашка» будет им позже изображена в романе «В круге первом».

1950 – 1953 г. – провёл в экибастузском лагере на самых тяжёлых «общих» работах: чернорабочим, каменщиком, литейщиком. Этот опыт найдёт отражение в произведении «Один день Ивана Денисовича».

1953 г. — отправлен в ссылку в аул Кок-Терек Джамбульской области в Казахстане. Устроился учителем математики в коктерекскую среднюю школу; лечился в Ташкенте от рака.

1956 г. — решением Верховного Суда СССР реабилитирован, получил возможность вернуться в Россию.

1956 г. — осел в рязанской деревушке и поселился в доме крестьянки, послужившей прототипом героини будущего рассказа «Матрёнин двор».

1957 г. — по 1962 г. учительствует в Рязани.

1959 г. — создаёт рассказ «Щ-854» без надежды, что произведение будет напечатано.

1961 г. — решился переправить рукопись рассказа в редакцию журнала «Новый мир», которым руководил Твардовский. Рукопись разрешили к печати, но пришлось внести изменения в название и в жанр: «Щ-854» был переименован в «Один день Ивана Денисовича», и из рассказа превратился в повесть.

1962 г. — в ноябрьской книжке «Нового мира» опубликован «Один день…»

1963 г. — в январском «Новом мире» напечатаны рассказы «Матрёнин двор» (первоначальный вариант «Не стоит село без праведника») и «Случай на станции Кречетовка».

1965 г. — по 1968 г. в несколько приёмов написан «Архипелаг ГУЛАГ»

1966 г. — закончена повесть «Раковый корпус»

1967 г. — обратился с Открытым письмом к делегатам Четвёртого съезда советских писателей, в котором требовал отмены цензуры.

1968 г. — окончательная редакция романа «В круге первом», который в этом же году опубликован за границей.

1969 г. — в марте начал писать историческую эпопею «Красное Колесо»; в ноябре исключен из Союза писателей.

1970 г. — в октябре присуждена Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы», но выехать на вручение премии в Стокгольм Солженицын не смог.

1971 г. — в Париже выходит на русском «Август Четырнадцатого».

1970 г.— по 1973 г. рождаются три сына, Ермолай, Игнат, Степан.

1973 г. — в конце августа рукопись «Архипелага ГУЛАГа», ещё одного произведения о репрессиях и жизни в лагерях, захвачена КГБ; в декабре первый том «Архипелага» вышел в Париже.

1974 г. — арестован, лишён советского гражданства и выслан из СССР в ФРГ (Федеративная Республика Германия).

1975 г. — в Париже выходит его произведение «Бодался телёнок с дубом».

1976 г. — он переезжает из Цюриха в США, штат Вермонт.

1978 г. — произносит речь «Расколотый мир» перед Ассамблеей выпускников Гарвардского университета. Присутствует 20000 человек. Выступление также транслируется телевидением США.

1975 г. — по 1989 г. пишет «Красное Колесо».

1989 г. — возобновилась публикация Солженицына в России: на страницах журнала «Новый мир» сначала появилась Нобелевская лекция Солженицына, а затем главы «Архипелага ГУЛАГ», отобранные автором к печати.

1990 г. — опубликовал статью «Как нам обустроить Россию?»

1993 г. — по 1994 г. завершает «Очерки изгнания», пишет первые «двучастные» рассказы. Всего таких «двучастных» рассказов будет восемь: «Эго», «На краях», «Молодняк», «Настенька», «Абрикосовое варенье», «Все равно», «На изломах», «Желябугские выселки» (1995-1999). Их сюжеты построены на противопоставлении двух частей.

1994 г. — в мае возвращается в Россию: прилетел в Магадан, затем перебрался во Владивосток и проехал на поезде через всю страну, организовывая встречи с людьми.

1994 г. — по 1998 г. много ездит по российской провинции

1998 г. — публикует книгу «Россия в обвале»; празднует 80-летний юбилей; на сцене «Театра на Таганке» проходит премьера пьесы «Шарашка».

1998 г. — по 2003 г. публикует «Двучастные рассказы», очерки «Литературной коллекции», «Двести лет вместе», «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов».

2006 г. — начинает выходить 30-томное Собрание сочинений.

2007 г. — становится лауреатом Государственной премии; в Иллинойском университете (США) — международная конференция: «Александр Солженицын: писатель, мифотворец и общественный деятель».

2008 г. — умер 3 августа 2008 года в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.


2. Особенности «лагерной прозы» Солженицына на примере произведения «Один день Ивана Денисовича»


Рассказ был задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере.

«Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем».

Сам Солженицын называл это произведение рассказом «Щ-854». В журнале «Новый мир» предложили назвать повестью и сменить название на «Один день Ивана Денисовича».

Задумка эта оказалась очень смелой, потому что трудно себе представить, как удалось автору оставаться спокойным, естественным, почти обыденным в отражении такой жестокой и трагичной темы. Произведение поражает нас реализмом и глубиной мысли. Солженицын пишет простым языком, не прибегая к каким-либо сложным литературным приемам: здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. В повести используется лагерная лексика, характерные выражения и речевые обороты. Открывая её первые страницы, читатель будто окунается в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон.

Автору хватает описания одного единственного дня, чтобы полностью отразить всю лагерную жизнь, полную как бытовых, так и нравственных, духовных проблем.

Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Писатель рассказывает о нём, как о чем-то давно и прочно существующем, совсем не чрезвычайном, имеющем свой регламент, будничный свод правил выживания, свой фольклор, свою лагерную мораль и устоявшуюся дисциплину.

То, что описывает автор - это не жизнь, а выживание. Выживание каждый день, постоянное напряжение, чтобы не совершить что-нибудь не по уставу, не разозлить какого-нибудь начальника, везде успеть, продумать каждый шаг. Все интересы заключенных, кажется, вращаются вокруг простейших животных потребностей организма: как «закосить» лишнюю порцию баланды, как при минус двадцати семи не запустить под рубаху стужу на этапном «шмоне», как сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроническим голодом и изнурённом работой теле — словом, как выжить в лагерном аду. Всё это неплохо удается сноровистому и смекалистому русскому крестьянину Ивану Денисовичу Шухову.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором на фронте, общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

Солженицын рассказывает час за часом об одном дне заключенного, от подъема до отбоя – в этом заключается особенность композиции.

На первых страницах автор отправляет читателя вместе с Шуховым в барак, санчасть, столовую. Мы узнаем жизнь заключенного изнутри. Здесь иная шкала ценности вещам и отношениям. Восемь лет лагерной жизни приучили Шухова быть внимательным ко всякой мелочи, ибо от этого зависит благополучие, здоровье и сама жизнь заключенного. Когда мы читаем в конце повести, что Шухов засыпал «вполне довольный», это приносит нам чувство сострадания. Удачи Шухова проявились в том, что он избежал лагерных напастей: «не посадили... не выгнали... не попался... не заболел...»

Герои повести, разделившие одну судьбу с Иваном Денисовичем, появляются в повести незаметно. Это бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Левшин, Цезарь Маркович, мальчонка Гопчик... Крестьяне, солдаты, интеллигенты, они думают о многом по-разному.

До войны Шухов работал в колхозе, кормил семью. После ранения не пошел в медсанбат, вернулся в строй. После окружения армии бежал из плена, выбрался к своим. Тут его и обвинили в измене: мол, задание немецкой разведки выполнял. Если бы не подписал приговор с такой формулировкой, его бы расстреляли. Опыт не прошел для Шухова даром. Он соблюдал лагерный режим, поклонялся надзирателю, не препирался с конвоем. Но при этом он мало поступался своей гордостью, совестью, честью. Шухову помогают его житейская мудрость, лукавство и знание, что чего стоит.

В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших «материальных» элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Новым ботинкам Ивана Денисовича посвящено большое пояснение. Обстоятельно рассказывается о табаке, о каше. Еду автор описывает подробно. «Не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином». Лишняя пайка хлеба — не просто поддержка, но и средство независимости от начальства. Пока сыт и силы еще есть для работы — и в голову не придет унижаться и выпрашивать.

В Бога Шухов не верит. Он верит в себя, в свой труд, в товарищей по бригаде, в бригадира Тюрина. Шухов знает, как относиться к конкретной работе. Бережно относится и к инструменту. Как бы был нужен Шухов в своей деревне. Получая письма от жены, Шухов переживает, как там с сенокосом.

Лауреат Нобелевской премии верен лучшим традициям русской литературы, заложенным Некрасовым, Достоевским., Толстым. В Иване Денисовиче и в некоторых других персонажах автору удаётся воплотить жизнелюбивый русский дух. Прослеживается связь с крестьянами из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Все жалуются на свою судьбу: и поп, и помещик — а русский мужик, даже последний нищий, сохраняет способность радоваться уже тому, что он жив. Так и Иван Денисович. И смекалка ему присуща: везде он успевает первым, все добывает для бригады, не забывая, правда, при этом и себя. И уныние ему чуждо. Радость доставляют Шухову маленькие бытовые удачи, когда его сноровка и сообразительность помогают обвести вокруг пальца жестоких притеснителей и победить суровые обстоятельства. Нигде не пропадет «русский характер». Может быть, он умен лишь практическим умом. Но душа его, которая, казалось бы, должна была ожесточиться, зачерстветь, не поддается «коррозии». Заключенный не обезличивается, не обездушивается. Он способен сострадать и жалеть. Переживает он за бригадира, заслоняющего собой бригаду от лагерного начальства. Сочувствует безотказному баптисту Алешке, не умеющему на своей безотказности заработать немного и для себя. В Шухове сохранились сердечное отношение к людям, доброта, отзывчивость. Ему платят тем же.

Второй главный герой повести — бригада. Чувствуется гордость коллективным трудом. Когда Татарин уводит Шухова мыть пол в надзирательской, тот уверен, что товарищи приберегут ему завтрак. В отношениях заключенных прослеживается центральная тема произведения - величие человеческого духа, не сломленного лагерными условиями.

Обществу заключённых автор противопоставляет бездушный мир лагерного начальства, которое обеспечивает себе безбедное существование, обратив узников в своих личных рабов. Надзиратели с презрением относятся к заключенным, пребывая в полной уверенности, что сами живут по-человечески. Но именно этот мир имеет звериное обличье. Таков надзиратель, способный забить плеткой человека за малейшую провинность. Таковы конвоиры, готовые расстрелять опоздавшего на перекличку заключённого, который заснул от усталости на рабочем месте. Таков отъевшийся повар и его приспешники, костылем отгоняющие заключенных от столовой. Именно они, палачи, нарушили человеческие законы и, тем самым, исключили себя из человеческого сообщества.

Несмотря на страшные детали лагерной жизни, которые составляют бытовой фон, повесть Солженицына оптимистична по духу. Она доказывает, что и в таких условиях человек может сделать правильный нравственный выбор, может сохранить своё достоинство и остаться человеком. В этом произведении восхищает уровень правды – правды без уклончивости и компромиссов, обжигающей и неожиданной. Писателю удаётся понять личность, раскрыть тайники её души и помочь не погубить то лучшее, что скрыто в ней. В этом величайшая заслуга Солженицына, который всем своим творчеством стремится победить ложь и рассказать правду о человеке.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Солженицын А.И. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 07.05.2020).

  2. Биография Солженицына А.И. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.livelib.ru (дата обращения 07.05.2020).

  3. Литература: учебник для СПО : в 2 ч. Ч.2 / под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

  4. Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.yaklass.ru (дата обращения 07.05.2020).

  5. Проблема нравственного выбора в повести «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vse-provse.ru (дата обращения 07.05.2020).




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!