СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лайфаки по проведению уроков обучения грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка поможет учителю в проведении первых десяти уроков обучения грамоте.

Просмотр содержимого документа
«Лайфаки по проведению уроков обучения грамоте»


ЛАЙФАКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Урок 1 «Здравствуй, школа! Первый школьный учебник «Азбука»

Уч. с.5 Раб тетрадь с.6

Если в школу ты пошёл ,новый статус приобрёл.

Был ребёнок ,был дошкольник, а теперь зовёшься/школьник/.

Вот и осень. Здравствуй ,школа!

Прозвенел звонок весёлый

И вошли вы первый раз в светлый и просторный класс.

-Что здесь нужно? Не лениться и старательно учиться.

ИГРА « Клубок по кругу»

-Передавать клубок ниток по кругу и называть своё имя.

Привет! Меня звать_____________

Учитель: Нитки объединяют наш класс в дружную семью.

Мы будем вместе учиться, играть, отдыхать.

ИГРА «Да- НЕТ»

- Ребята, вам тепло? В классе светло?

Прозвенел для вас звонок?

Уже закончился урок? Только начался урок?

Хотите учиться? Значит, можно садиться.

- Проверим готовность к уроку.

!

1. Упражнение « Микрофон» «Здравствуй ,школа!» /Звучит песня «Здравствуй, школа!»

- Вы стали учениками. Что изменилось в вашей жизни?

2. Работа над пословицей

«Учиться всегда пригодится.» /Каждый человек должен стремиться получать новые знания./

3. В школе есть звонок . Он напоминает нам, когда войти в класс на урок и сесть за парту , когда встать и закончить урок.

??

ИГРА « ВОПРОС- ОТВЕТЫ»

- Что мы делаем, когда звенит звонок?

- Как правильно сидеть за партой?

- Как вы поступите, если вам нужно спросить учителя?

-О чём сегодня мы будем говорить на уроке?

- Вы научитесь отвечать на вопросы;

-Познакомитесь с учебником;

- Узнаете правила работы в прописи.

4.Правила поведения на уроке

- Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.

Учитель просит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. /Повторяют с движениями/Беседа о правильной осанке.

5.Знакомство с азбукой

Первая книга, что знания даёт.

Её первоклассник в портфеле несёт. /Азбука/

В старину старославянские буквы имели другие названия и форму. Буквы назывались :аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д. Раньше не было печатных станков, книги переписывались от руки. Старались писать первые буквы красивыми : аз , буки. Так называется первая книга по обучению грамоте «Азбука». Была сочинена пословица :» Сперва АЗ да БУКИ, а там и до науки.»

Это первая учебная книга, которая поможет выучить буквы , научит читать и писать , задавать вопросы , искать ответы, оценивать свою работу и радоваться успехам друзей. Посмотрите на обложку книги.

- Что за знаки на обложке?/Буквы/

- Какими цветами оформлены буквы? /Красным, синим, жёлтым ,зелёным , оранжевым, фиолетовым./

- О чём вам напоминают эти цвета? / Цвета радуги/

-Какое настроение появляется, когда вы смотрите на «Азбуку»? /Радостное/

Автор книги- Всеслав Горецкий.

ЗАГАДКИ

  1. Стоит весёлый светлый дом ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают, рисуют и читают. /Школа/

  1. Здесь за партами сидим, пишем, слушаем, молчим.

Каждый день и каждый час мы учиться ходим в /класс./

  1. Открыла двери школа, впустила новосёлов.

Кто ,ребята знает, как их называют?/Первоклассники/

  1. В каком селе находится наша школа?/Пески/

  2. Как люди называют страну, где родились и живут?/Родина/

  3. Как называются школьные занятия?/уроки/

  4. Ей мы будем писать в тетради./Ручка/

  5. Им можно рисовать./Карандаш/

  6. 33 сестрички ростом невелички.

Если знаешь их секрет ,то на всё найдёшь ответ./Буквы/

6.Выучим скороговорку: «Ученик учил уроки – у него в чернилах щёки.»

7.Чистоговорка: ча-ча-ча-ручеёк бежит журча

Ры-ры-ры- у реки живут бобры.

8.Выучи стихотворение.

Я люблю свой первый класс. 9.Физкультминутка

Столько общего у нас! Мы ногами топ-топ.

Хоть пока мы первоклашки , Мы руками хлоп-хлоп.

Но справляемся с домашкой. Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик. . Раз сюда, два сюда

Повернись вокруг себя.

10.Работа по иллюстрации на с.3

-Что вы видите на иллюстрации?

-Назовите картины природы нашей Родины./Лес,речка,поля, солнце,звёзды./

-Как русский народ встречает гостей?/Хлебом- солью//Караваем на рушнике/

Рисунок похож на окно, которое открывает нам мир нового. В центре рисунка- летит в небеса ракета.

- Кто первый космонавт нашей страны?/Ю.А.Гагарин/Он первый покорил космические просторы.

- Что сказочное вы видите на рисунке? /Месяц и солнце улыбаются./

-А реальное?/Растут грибы, летит ласточка. Вдали виднеется храм, летит вертолёт…/

- Какое чувство передаёт вам эта иллюстрация?/ Радость, счастье,что мы живём в прекрасной стране./

- Закройте глаза. Представьте лес, речку, в которой вы летом купались.

Ваш дом, в котором вы живёте, ваша семья. Ваши друзья, с которыми вы играете в игры.

- Что вы представили?/Упражнение «Микрофон» /

11. Знакомство с строением книги /обложкой, пронумерованы страницы, иллюстрации. / Обучение пользоваться закладкой.

- Что общего у книги, растения?/Корень/

- Что нужно приготовить для «Азбуки»?/ Закладки/

-Назовите школьные принадлежности.

/ Ручка ,альбом, тетрадь ,линейка ,пенал ,портфель ,кисточки…/

-Условные обозначения- с.2

12.Рассказ «Здравствуй,школа!»с.4 / Знакомство с восклицательным знаком

- О каком событии идёт речь?

- Какое у детей настроение?

- О чём думает учительница?

- Что у тебя в ранце?

- Что изображено на рисунке в нижней части страницы?/Кубики ,мяч, кукла ,карандаш…/

-Как одним словом назвать предметы слева?/Игрушки/

- А справа?/Учебные принадлежности/

- Какие у вас любимые игрушки?

-А что нужно носить в портфеле?

ИГРА « СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ» если учебные принадлежности- хлопок в ладоши/

Машинка ручка учебник кукла пирамидка тетрадь карандаш яблоко пропись

13.Стихотворение С. Я. Маршака «Знаки препинания» ??????

Прискакал вдруг чудак ,вопросительный знак.

Прискакал и закричал: - Что? Куда? Откуда? Как?

14. АНКЕТА « ВСЁ ОБО МНЕ»

Меня зовут________________.

Мне ____ лет.

Я учусь в ___ классе.

Я- мальчик, ученик .

Я- девочка, ученица.

15. Тест «Мы теперь – ученики!» с.4-7 «Обучение грамоте»

16. Работа в прописи на с.4-5

- С чего начинается обучение письму?/С прописи/

- Как называют всё то, что мы слышим: стучит дятел, лает собака, плачет ребёнок./Звуки/

Чтобы звуки стали видимыми , люди придумали буквы, алфавит. На письме звук позначают буквой.

- Загадка

Человечки сели в ряд, обо всём нам говорят. /Буквы/

- Рассмотрите алфавит на с.3

- Все буквы состоят с элементов

- Загадка

Не похож на человечка, но имеет он сердечко.

И к работе круглый год он сердечко отдаёт. /Карандаш/

- Чем заняты мальчик и девочка?/Пишут/

- Повторение правила посадки при письме, как держать ручку.

- Рассмотрим старинные письменные принадлежности: гусиное перо, чернильница, берестяная грамота, ручка с пером.

- Современные письменные принадлежности : шариковая ручка, карандаш, фломастер, печатная машинка , ноутбук.

Задание : раскрасить картинки цветными карандашами.

Работа в прописи с. 6

- Плюшевый медведь – это /игрушка/.

-Книга даёт людям /знания/.

- Книга состоит из / страниц/.

- Портфель нужен для того, чтобы /носить школьные принадлежности/.

?

- Цыплёнок рождается из / яйца/.

17. ИГРА «ИГРАЕМ С

- Где ты живёшь?

- У тебя есть сестра?

- Как зовут твою маму?

- У тебя есть кот?

- Какая у него кличка?

- Каких животных ты любишь?

- Какие знаешь сказки?

17. Сегодня на уроке вы познакомились с учебником обучения грамоте и прописями. На прописях есть шкала от 1 до 10. Оцени свою работу .

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Заштрихуй тот отрезок, на сколько баллов ты работал.

18. Заучивание стихотворения С.Я Маршака «Первое сентября»

Первое сентября, первое сентября!

Первое сентября- первый день календаря.

Потому что в этот день все девчонки и мальчишки городов и деревень

Взяли сумки, взяли книжки, взяли завтраки под мышки

И помчались в первый раз в класс.

Рисунок «За лесом озеро, в котором много рыбы».









Рефлексия:- Как называют детей, которые пришли в школу учиться?

- Как называется первая учебная книга?

- Что такое Родина?

Нарисуй своё настроение.




Урок 2

Тема «Устная и письменная речь» с.5 – 6 - уч. р/т-с.8

Настанова на урок

- Здравствуйте, дорогие первоклассники!

В добрый день, в добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели.

- Все готовы? Всё в порядке?

Начинаем наш урок.

Ручки, книжки и тетрадки положи на уголок.

- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь , передайте частицу хорошего настроения.

Загадка

Малышам – вторая мама , знаний даст она немало.

?

Научит всех трудиться, учиться- не лениться!

И считать, и писать. И лепить и рисовать. /Учитель/

- Как зовут вашу учительницу?

- Ученики слушают учителя на уроке?

- Как нужно сидеть за партой?

- Как правильно нужно поднимать руку, если хочешь обратиться?

- На уроке можно выкрикивать, кричать?

- Во время урока можно без спроса вставать и ходить по классу?

- На какой урок вы пришли?/Урок обучения грамоте/

- Кому нравится поднимать руку и отвечать на вопросы?

ЗАДАЧИ УРОКА

- Сегодня на уроке вы узнаете, какие бывают формы речи;

Научитесь распознавать формы речи, отвечать на вопросы.

Сегодня мы будем учиться верно говорить на русском языке.

- Посмотрите на картинки. Какое время года изображено на них?

/Иллюстрации: речка, лес, лето./

- Как вы провели лето? Где побывали?

ИГРА «ГДЕ МЫ БЫЛИ- ВСЕ РАССКАЖЕМ, ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ- ПОКАЖЕМ»

/ИМИТАЦИЯ картинок : плавали, собирали грибы, нюхали цветы…/

-Что мы с вами делали?/Разговаривали, слушали друг друга, общались./

БЕСЕДА «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ»

- Всё, что мы произносим , слушаем- это речь. Она служит для общения, передачи информации, выражении мыслей и чувств.

- Вы уже знаете, что такое речь. А какая это устная речь? Я говорю, а вы слушаете. –Какая это речь? /Устная/

-Если мы с вами прочитаем сказку, которую написал автор. Он написал письменно, а мы с вами прочитали. /Это письменная речь./

-Устная речь передаётся из уст в уста. /Слушаем, говорим./

Раньше речь людей не записывалась, а передавалась от старших людей младшим. /Из уст в уста./

- А всегда человек умел говорить? Нет. Первобытные люди общались жестами, звуками, рисовали рисунки на скалах./

- Какое вы сказали первое слово? /мама, папа, ам- ам, дай-дай…/

- А как называется речь, если она записана? /Письменная/

- Письменную речь мы читаем и пишем.

-Для того, чтобы распознавать письменную речь, используют:

Знаки схемы буквы рисунки

- Посмотрите на картинки. На первой – дети разговаривают. Какую речь они используют?/Устную/

- На второй- девочка и мальчик читают книгу. Это речь? /Письменная/

На третьей- девочка пишет. Это- /письменная речь./

Устная речь делится на части – предложения.

Дети идут в школу. Нарядные дети идут в школу.

Нарядные дети идут в школу с цветами.

Графически . Точка- конец сообщения.


Пчела несёт мёд. Солнце ярко светит.


Дятел стучит по дереву. Идёт дождь.


Колобок поёт песню. Птица сидит на ветке.

Давайте вспомним режим дня школьника.

- Сколько картинок?

- Составьте предложение по каждому рисунку.

- Если мы высказываем свои мысли, то это мы строим предложение.

- Послушайте стихотворение.

Осень тучку тормозила,

Ряску прятала в реке.

Паутинку просушила

На берёзовом сучке.

- О чём говорится в стихотворении?/Об осени/

- Составьте предложение об осени.

-Настала осень. ___________ ______________ .

-Настала золотая осень. _____________ __________ ___________ .

СКАЗКА « ГУСИ_ ЛЕБЕДИ»

- Какой эпизод сказки изображён на картинке?

/Девочка спасает брата./

-Во что одета девочка?/В сарафан и кофту./Сарафан – русский национальный костюм./

- Во что обута? / В лапти./ Лапти- обувь на Руси, сплетённая из древесного лыка или бересты.

Алёнушка несёт братика.

- Сколько гусей?/5/Почему они вытянули шеи?

Налетели гуси-лебеди.

- Что изображено на дальнем плане? / дремучий лес/

Построение схем.

- К кому обращалась девочка за помощью?/К печке, яблоне , речке./

Физкультминутка

Гуси белые летели, на лужайку тихо сели.

Походили, поклевали.

Потом быстро побежали.

Просмотр мультфильма «Гуси- лебеди»

СКАЗКА « ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ»

- Где находится Емеля?/У проруби./

- Кого поймал Емеля? /Щуку/

- В какое время суток? /Днём. Солнце светит./

-В какое время года? /Зимой/

- Что изображено на заднем плане? /Над домам вьётся дым./

Говорят, что если дым столбом- к морозу.

Емеля пришёл на речку.

Емеля поймал щуку.

- С помощью чего мы ответили на вопросы?/С помощью предложений./

- С помощью чего мы можем записывать свои мысли? /Схемой/

- Для чего нужны предложения?/ Чтобы выражать свои мысли./

Щука попросила отпустить её.

Просмотр мультфильма «По щучьему велению»

Работа в прописях на с.7

Слон /какой?/ большой.

Крокодил Гена / какой?/ заботливый.

Бегемот / что делает?/ весело смеётся.

Доктор Айболит / что делает?/ лечит зверей.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Беседа по картинке «Теремок»с.6

- Просмотр мультфильма « Теремок»

- Просмотр книги «Теремок».

- Где вы видите письменную речь?

Составьте предложения про каждого героя сказки.

- Что делает ёж? - Ёжик сидит.

- Что делает петушок?

Петушок чинит крышу.

- Что делает лягушка? /Лягушка несёт на коромысле воду./

- Что делает зайчик? /Зайчик рыхлит землю./

- Что делает мышка? /Мышка вытряхивает полотенце./

Составляем схему предложений.

Петушок кукарекает. Лягушка несёт вёдра. Подсолнух вырос высоким.

Одушевлённые предметы отвечают на вопрос КТО?

Кто? Мышка, петушок, зайчик, ёжик, лягушка.

РАБОТА В ТЕТРАДИ на с.8

Перечислите героев сказки « Теремок»

Придумайте предложения о героях сказки.

-Петушок клюёт зёрнышко.

- Мышка пищит в норке.

- Лягушка громко квакает. / Составляем схемы./

Чистоговорка: жи-жи-жи- сказку расскажи. Выучи стихотворение

Са-са-са- в клетке спит лиса. Уронила белка шишку.

Сысы-сы- хвост пушистый у лисы. Шишка стукнула зайчишку.

Се-се-се-знаем сказку о лисе. Тот пустился наутёк

Чуть не сбил медведя с ног.

Выучи скороговорку.

На окошке крошку – мошку ловко ловит лапой кошка.

- Назовите предметы, которые изображены внизу на с.6

- Для чего они предназначены?/Лопата- копать, грабли- рыхлить землю, ножницы – резать бумагу, пилка – пилить дерево, молоток- забивать гвозди./

- Кто чаще пользуется этими инструментами: папа или мама?

- Не забывайте о технике безопасности с этими предметами.

- Какие ещё орудия труда вы знаете? /Тяпки, вилы , топор../

Неодушевлённые предметы отвечают на вопрос ЧТО? ИГРА «КТО?ЧТО?»

РЕФЛЕКСИЯ

- Всё, что мы говорим,- это /речь/.

Речь бывает / устная и письменная./

Речь состоит из /предложений/.

- Что выражает предложение? /Законченную мысль./

УРОК 3 Предложение и слово. С. 7-8 уч. с. 9,10 тетрадь

Добрый день, дети!

Посмотрите, какие у вас красивые лица.

Погладим щёчки, поприветствуем ушки, разбудим носик.

Как прекрасно сияют ваши глазки!

Улыбнитесь один одному, протяните руки к солнышку.

Чувствуете, как солнышко согрело ваши ладошки?

Предлагаю согреть себя теплом , обняв себя руками.

?

А теперь передайте это тепло один одному из ладошек в ладошки.

- Для чего вы приходите в школу?

- Чем мы занимались на прошлом уроке?

- Из чего состоит наша речь? /Из предложений./

- Для чего человеку нужно умение говорить ?/Чтобы выражать свои мысли./

- А вы умеете говорить молча , не произнося ни звука? /Когда о чём-то думаем./ Такая речь называется мысленная.

-Очень часто, когда человек о чём-то мечтает ,то он думает мысленно / про себя/.

-Предложения можно составлять по рисункам.

Мы ходим на речку купаться. Вода в речке чистая и тёплая.

На лугу цветёт много цветов.

Летом светит солнышко. Летом бывает очень жарко.

-С помощью чего мы научились изображать предложения? / С помощью схем./

- Начертите схему к рассказу.

- О чём мы говорили? /О лете./ Рассказ из чего состоит? /Из предложений./

- Укажите предметы письменной речи. /Телефон, объявление , письмо, диск СД, спектакль, телепередача./

- Назовите предметы, отвечающие на вопрос кто это? Что это?

- К каждой картинке составьте предложение.

ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

-Рисовать решил я дом. Открываю я /альбом/.

- Рисовать умеет наш деревянный / карандаш/.

- В альбоме буду рисовать, а для письма нужна / тетрадь/.

- Гриб, медведь, лису , корзину всё слуплю из /пластилина/.

- Что объединяет слова – отгадки? /Школьные принадлежности/

Радуга

Дождик землю промочил, ветер солнышко открыл.

Через речку- прыг да скок – перекинулся мосток.

Подружила берега разноцветная дуга.

- Какие слова вы вспоминаете, когда произносите слово дождь?

/Молния, гром, ветер ,радуга…/

Нарисуйте радугу.

Посадил дед репку.

Физкультминутка

Вот мы репку посадили

И водой её полили.

А теперь её потянем

И из репки кашу сварим.

И будем мы от репки здоровые и крепкие.

Выросла репка большая-пребольшая.

Чем закончилась сказка? - Вытянули репку! /Предложение произносится радостно ,поэтому в конце предложения ставится восклицательный знак.

Мультфильм «Репка»

ЗАГАДКИ

- Закутан ребёнок в сто пелёнок. /Капуста/

-Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. /Морковь/

- Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает./Лук/

- Лежит меж грядок зелен и сладок. /Огурец/

- Чёрная в земле , а зелёная снаружи. /Редька/

- Кого вы видите на верхней иллюстрации? С.8 /Медведя/

- Что делает медведь?

Медведь встречает гостей. Медведь/кто?/ Заяц /кто?/ Ёж /Кто?/

Одушевлённые предметы.

Михаил Топтыгин встречает гостей.


Заяц несёт подарок медведю.


Ёж прикатил медведю бочку мёда.


- Что вы видите вокруг медведя?/Грибы, ёлку, пень./

- А гриб мухомор съедобный?

- А какие съедобные грибы знаете?

Во что одет и обут медведь? /Синюю рубашку, красные шаровары, лапти./
- Где живут все эти животные? / В лесу/

- Как можно назвать группу этих животных?/Дикие животные/

- Кого вы видите на иллюстрации в середине страницы ?/Корову…/

- Из какого произведения кот с метлой? /Кошкин дом/

- Составьте про кота предложение.

Кот подметает двор.

Графическая схема предложения

-Как звали этого кота?/Василий/

Кот Василий подметает двор.

Отрывок из сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом»

- В каком мультфильме пёс умеет доить корову?

Просмотр мультфильма »Каникулы в Простоквашино» Эдуарда Успенского

- Что делает корова?/Ест сено./

Пёс доит корову.


Пёс Шарик доит корову.


Пёс Шарик доит корову Бурёнку.

Выучи скороговорку : «Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.»

Чистоговорка :са-са-са- у кота колбаса.

Су-су-су- мы купили колбасу.

Сой-сой-сой- пахнет дома колбасой.

Су-су-су- любит кот колбасу.

Сой-сой-сой – угощайтесь колбасой!

Выучи стихотворение

Простоквашино деревня где-то очень далеко.

Но зато там есть парное от коровы молоко.

Всем известен этот кот, он хозяйство сам ведёт.

Убирает, шьёт, готовит и корову даже доит.

Работа в прописях с.10

- Каких животных из сказок мы видим на картинке?

/Мудрая сова, оленёнок Бемби, Винни- пух/

- Где сидит сова? /На дереве./

- Как называется дерево? /Дуб/

- Углубление в дереве -/дупло/.

- Клички животных пишутся с /большой буквы./

Сова сидит на дереве. Медвежонок дарит шарик Бемби.

ИГРА «ЭХО»

Учитель говорит предложение, ученики повторяют.

Настала осень. Птицы улетают в дальние страны. Дни становятся короче.

Часто идут дожди. С деревьев опадают листья.

Игры на тему «Дикие и домашние животные»

Игра « Кто где живёт?»

Игра « Чей хвост?»

Игра «Назови животных» Игра «Найди животных»

Игра «Помоги зайчику пройти домой» Игра «Чьи следы?»

Игра «Найди животных» Игра «Кто что ест?»

ИГРА « ЛИШНЕЕ СЛОВО»

- Корова, свинья. Заяц./Заяц/

- Тарелка, кастрюля, шкаф./Шкаф/

- Стол, диван, чайник./Чайник/

- Трамвай, автобус, сумка./Сумка/

- Воробей, кукушка, комар./Комар/

ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

- На траве утром блестит /роса/. Кот залез на /дерево/. Голубь сидит на /ветке/. Ёжик на иголках несёт /яблоко/. Мама спекла/ пирожок/. Папа наловил /рыбы/.

РЕФЛЕКСИЯ

- Что узнали нового?

- Продолжите фразу :»Предложение состоит из../слов/».

- Предложение выражает../законченную мысль/.

- Про диких или домашних животных можно спросить /кто это?/


Урок 4 Тема « Предложение . Слово. Слог.» с.9-10-уч. с.11-12-тетрадь

ЦВЕТОК ПОЖЕЛАНИЙ

/Учитель раздаёт лепестки цветка и предлагает ученикам нарисовать пожелание друзьям на учебный день /улыбок, солнца…/

ВСПОМНИМ…

-На прошлом уроке мы учились составлять /предложения/,отвечать на /вопросы/, составлять рассказы.

ИГРА « УЗНАЙ СКАЗКУ»

- В какой сказке небо синее, птицы страшные, речка спасает детей?/Гуси-лебеди/

- О чём девочка просила печку в этой сказке?/Печка, печка, спрячь меня./

- Из какой сказки песенка?

Петушок,петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко,дам тебе горошку.

/Кот, Петух и Лиса/

- К какой сказке иллюстрация на с.9?/Колобок/

- Перечислите героев сказки./Дед,баба,заяц,волк,медведь,лиса,колобок/

- Что могли говорить дед и баба о Колобке? /Румяный, сладкий../

-Опишите, во что одет зайчик. /Рубаха,брюки,жилет./

- Что делает зайчик?/Бежит/

- Что делает лисица? /Сидит на пеньке./

- Сколько слов в предложении :Кто испёк колобка?/3/

- Какой знак стоит в конце этого предложения? /?/

- Составьте предложение м восклицательным знаком.

Румяный испекли колобок!

- Что выражает предложение?/Законченную мысль./

- Какой может быть интонация предложения? /?!./

ПРОПИСИ с.12 Сопоставление событий в тетради и учебнике

- Каких событий больше- в учебнике или прописях?/Учебнике/

-Какое событие пропущено?/ВСТРЕЧА КОЛОЬКА С ВОЛКОМ./

- Где сидит колобок?/На окне./

- Что украшает окно?/Резные наличники./

- Каким вы видите колобка? /Весёлым,радостным/

- С кем встречался колобок, когда котился по дорожке?/Зайцем, волком, медведем, лисицей./

- Кто встретился первым?/Зайчик/

- Как называется всё то, что вы сказали? /Устная речь/

-Из чего состоит устная речь?/Из предложений/

- Кто сидит на верхушке сосны?/Сорока/

-Почему сороку называют болтушкой?/Она много трещит./

- Каким показан на рисунке медведь? /Старенький, опирается на палку./

- Что делал колобок для зверей?/Пел песню./

- Какой колобок?/Доверчивый/

- А лисичка?/Хитрая/

- Колобок- имя собственное. Девочки, назовите свои имена.

Мальчики- фамилии.Слова: фамилия,имя- нарицательные.

-Придумайте клички героям сказки.

/Заяц Пыжик, волк Пепел, медведь Таёжник , лиса Рыжуля.

- Придумайте имена деду и бабе./Фёдор и Мария/

- Кому нужно придумывать клички?/Животным/

А имена?/Людям/

Мультфильм «Колобок»

Чистоговорка

Ок-ок-ок- спекла баба колобок.

Ок-ок-ок- укатился колобок.

Ол-ол-ол- он от бабушки ушёл.

Ол-ол-ол- он от дедушки ушёл.

Как-ка-ка- не догнали колобка.

Ац-ац-ац- встретил его заяц.

Олк-олк-олк- повстречался волк.

Ведь-ведь-ведь- встретил колобка медведь.

Са-са-са- повстречалась лиса.

Ка-ка-ка- обхитрила колобка.

Колобок Заяц Волк Лисица


- С какими животными мы познакомились на прошлом уроке?/Дикими и домашними/

- Назовите на картинке с. 9 животных. /Белка, волк/

-Это дикие или домашние животные?/Дикие/

- Кто кормит диких животных?/Они живут на воле./

- Назовите диких животных./Лиса,кабан,лось../

-Кто кормит домашних животных?/Люди/

-Назовите домашних животных./Свинья, овца, корова,../

- Кто входит во вторую группу? /Птицы/ /Синица, чайка,гусь,ворона./

- Каких птиц вы ещё знаете? Разберём слова по слогам. Слог- это часть слова.

- Какие слова состоят из 2 слогов?/Чайка,белка,борсук,ворон./

- Из 3 слогов?/Воробей,ворона./

I I I I


1 слог 2 слога 3 слога

1 слог 2 слога 3 слога

I I

ВЫВОД : Слова состоят из слогов.

- Сколько слогов в словах – отгадках?

ЗАГАДКИ

- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень мног, а метки ни одной. /Ёж/

- Через поле напрямик скачет белый воротник./За-яц/

- Кто с высоких тёмных сосен в ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк промелькнул как огонёк? /Бел-ка/

- Всё время стучит,деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. /Дя-тел/

- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. Кто это? /Ко-ро-ва/

- Зверь я горбатый, но нравлюсь я ребятам./Верб-люд/

- Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. /О-сёл/

- Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет , крохи собирает. /Во-ро-бей/

- Рук нет, а строить умеет. /Пти-ца/

- В воде купался, а сух остался. /Гусь/

- Если б не было его, не сказали б ничего. /Я-зык/

-Одной ручкой всех встречает, а другой провожает./Дверь/

- Не гром, а гремит. Тем и знаменит./Ба-ра-бан/

- Крыльями машет, а улететь не может./Мель-ни-ца/

ИГРА «ПОМЕСТИ КАРТИНКИ В ДОМИКИ»

КТО? ЧТО?

1 слог 2 слога 3 слога 1 слог 2 слога 3 слога

слон зебра ученик мяч школа помидор

ёж медведь корова лес солнце огурец

кот белка воробей сыр месяц кубики

НЕ НУЖЕН И КЛАД , КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД

Работа по рисунку с.10

Семья приехала на дачу в гости.

-Кто встречает гостей?

Бабушка радостно встречает внуков.

Дедушка держит газету.

- Составьте схемы предложений. Слова разделите на слоги.

Мама бабушка дедушка сын папа дочь


Рисунок « Моя семья»








Выучи скороговорку

- Принесла пирог нам мама.

Не пирог, а чудо прямо!

Выучи стихотворение

У меня есть мама, у меня есть папа.

У меня есть дедушка, у меня есть бабушка.

А у них есть я. Что это? Семья!

Физкультминутка

Осенью,весною, летом и зимою

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева.

Ну,а я бегу трусцой и качаю головой.

Чистоговорка :му-му-му- я мамулю обниму.

Сы-сы-сы- у дедушки усы.

- Составьте схемы слов.

! ! ! !

Загадки

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост- краса.Кто это? /Лиса/

- На ветке не птичка – зверёк невеличка. Кто это? /Белка/

- Эти чудо- кирпичи я в подарок получил.

Что сложу на них- сломаю, всё сначала начинаю. /Кубики/

- Пью бензин и масло ем, хоть не голодно совсем.

А без них я так болею, что поехать не сумею!

- Заголовками мелькает, новости нам сообщает.

Почта и зимой , и летом доставляет нам /газеты/.

Тест

  1. Сколько слов в каждом предложении?

!________ ________ _______ . / /

!________ ________ . / /

!________ ________ _______ ______ . / /

  1. Какие эмоции выражают лица?Раскрась свою эмоцию.

  1. Какие схемы подходят к данным словам? Соедини стрелками схемы и рисунки.

_________________

_______________

  1. Составь схемы слов , которые отвечают на вопрос «кто?»

! ! !

РЕФЛЕКСИЯ

- Что нового узнали о словах?

- Слово состоит из / слогов/.

- Слогов может быть../1,2.3.4../

Урок 5 Тема « Слоги. Ударение. Ударные и безударные слоги

С. 11-уч. с.14 тетр.

ШЛЯПА ПРИВЕТСТВИЯ

В шляпу кладутся фотографии учеников. Дети берут фотографию и подходят к тому ученику,фото которого вытянули. Задание: пожелать успехов на уроках и спросить, каким бы животным хотел бы быть.

НАСТРОЙ НА УРОК

Учитель: Кто пришёл на уроки с хорошим настроением – помашите одноклассникам рукой и скажите :»Привет!»

- Кто слышит меня, кивните головой.

- Кто видит меня, подморгните мне.

- Кто весёлый- улыбнитесь мне.

- Кто вежливый, слегка поклонитесь друзьям слева и справа.

- Кто умеет быть хорошим другом- покажите большой вверх.

- Кому нравится ходить в школу и учиться читать – похлопайте в ладоши.

ВСПОМНИМ, ПОВТОРИМ

- На прошлом уроке мы научились…/различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?/;

- делить слово на /слоги/;

- составлять схемы /слов/.

-Сегодня мы узнаем, какие бывают слоги и как они произносятся. Будем находить ударный слог , делить слова на слоги.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Если слоги станут рядом, получаются слова.

Ты и ква, а вместе тыква, со и ва , читай сова.

Соединили мы два слова и предложение готово.

Дождь идёт. Гремит гроза. Улетела стрекоза.

- Все слова состоят из слогов. Закончите предложения подходящими слогами.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

- Дети топают /топ-топ/.

- Малыш спит / бай-бай/.

- Дождь капает / кап-кап/.

- Качели качаются / кач-кач/.

- Дети прыгают /прыг-прыг/.

- Самолёт летит / у-у/.

-Часы тикают / тик-тик/.

- Дети кушают / ням-ням/.

ИГРА « Имена собственные и нарицательные»

- Назовите своё имя.

- Имена , которые вы назвали,собственные или нарицательные?/Собственные/

- Как вас называют вас дома?

- Назовите имена собственные и нарицательные.

Кто это? Что это?

Лягушка,дерево,Дюймовочка,велосипед ,мороженое, А.С.Пушкин.

Загадки

- Есть рога, но не бодается. Зубы есть, но не кусается.

Домик носит на спине, а живёт она в воде./Улитка/

- На спине я дом ношу , но гостей не приглашу.

В костяном дому тому место только одному. /Черепаха/

СКОРОГОВОРКА

Не по траве, а около, котилось О и окало.

О окало, О охало не по траве, а около.

- Наша речь состоит из /предложений/.

- Предложения состоят из/слов/.

- А из чего состоят слова? /Из слогов./

- Назовите членов своей семьи. Произнесите каждое слово по слогам.

Какой слог произносится громче остальных?/ма-ма,па-па,ба-буш-ка,де-душ-ка../

- Слог, на который падает ударение- ударный.

Ударный слог,он назван так недаром.

Эй, невидимка молоток, отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит

И чётко речь моя звучит.

ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ А.С.ПУШКИН « О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

- Рассмотрите иллюстрацию на с.11

- Кто изображён слева? /Богатыри/

- Сколько слогов в слове? Выполните схему этого слова.

- Какой слог произносится громче остальных?

-Этот слог называется ударный. Он произносится громче других.

- «Ударьте» голосом ещё раз по этому слогу.

На этот слог падает ударение. На схемах оно пказывается значком « /».

Остальные слоги называются безударными.

- Сколько слогов в слове царевна?Ударный слог РЕВ.

- Составьте 3-4 предложения, связанные между собой.

- Царевна приветствует богатырей.

Богатыри приветствуют царевну.

Царевна угощает богатырей.

- Как можно назвать предметы на с.11? /Посуда/

- Составьте схему слова посуда.Разделите его на слоги, поставьте ударение, назовите ударный слог.

- Какое слово по схеме вы должны добавить?/Вилка,ложка,ножик, блюдце../

Придумайте предложение со совом посуда.Составьте схему предложения.

На столе стоит посуда.


Составьте схемы слов, поставьте ударение.

! ! !


! ! !

Чистоговорка Выучи стихотворение

Ол-ол-ол- протираем стол. Наши руки были в мыле,

Ша-ша-ша- очень каша хороша. М ы посуду сами мыли.

Ли-ли-ли-пирогов мы напекли. Мы посуду мыли сами

Щи-щи-щи-на обед люблю я щи. Помогали нашей маме.

Ис-ис-ис- для плова нужен рис.

Ир-ир-ир- обожают все пломбир.

Ин-ин-ин- очень вкусный апельсин.

Да-да-да- грязная посуда.

Ду-ду-ду- мыть посуду буду.

До-до-до- вот большое блюдо.

Да-да-да- вымыта посуда.

Скороговорки

- Чем чаще чищу, тем чашка чище.

-Это- ложка, это чашка, в чашке гречневая кашка.

Лошка в чашке побывала- кашки гречневой не стало!

- Я с посудой осторожно- ведь разбить посуду можно.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник./Надуть живот./

Очень важный, как начальник./Указательный палец поднять вверх./

Вот фарфоровые чашки,/присесть,одну рука на поясе/

Очень хрупкие,бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,/кружатся/

Только стукни- разобьются..

Вот серебряные ложки,/руки сомкнуть над головой/
Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс./сделать большой круг/.

РАБОТА В ПРОПИСЯХ с.14

- Кто пришёл в гости к медведю?/Ёж/

- Что несёт медведь?/Чашку/

- Чем угощает медведь ежа? /Чаем/

- Какое слово подхадит к первой схеме? /Чашка/

ВИДЕО «ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ»

Тест

  1. Сколько слов в каждом предложении? Запиши.

__________ _______ ________ ./ /

__________ ________ _______ ________. / /

__________ _________ . / /

  1. Какие схемы подходят к словам? Соедини стрелкой схемы и рисунки.

______________

  1. Назови предметы. Составь схемы слов, которые отвечают на вопрос «что?»


РЕФЛЕКСИЯ

- Что мы узнали о слове и слогах?

- Поделите на слоги слова : ветка, ромашки, черёмуха, ива,дуб.

Вывод : один слог в слове произносится с большей силой голоса, более протяжно. Этот слог- ударный.


Урок 6 Тема «Слово.Предложение. Слог. Ударение.» с.12-уч. с.16 тетрадь

ПРИВЕТСТВИЕ

- Покажите мне свою правую ладошку.Помашите друг другу в знак приветствия.

- Согните мизинец, если вы сегодня хорошо выспались.

- Согните следующий пальчик, если вас сегодня разбудил родной человек.

- Согните ещё один пальчик , если вам сегодня кто- нибудь улыбнулся.

- Ещё один пальчик согните, если вы хотите быть добрыми и умными.

- А теперь покажите, что у вас получилось.

- Супер! Это означает, что утро удалось!

- Как вы здороваетесь?/Здравствуйте!/

- А кому при встрече вы говорите «Привет!»/Друзьям/

- С какой интонацией нужно здороваться ?/Вежливо, уважтельно./



Садко играет на гуслях.

Филлипок идёт в школу. Колобок поёт песню.

!

Кадры из мультфильма «Снегурочка».

Снегурочка поёт песню. Снегурочка встретилась с Весной.

!




Девочка увидела мяч. Дети играют дружно.


1.Выучи стихотворение 2. Выучи скороговорку

Женя с Жанной подружилась. Цапля важная,носатая

Дружба с Жанной не сложилась. Целый день стоит, как статуя.

Чтобы жить с друзьями дружно 3. Чистоговорка

Обижать друзей не нужно. Ри-ри-ри- прилетели снегири.

Физкультминутка За-за-за- прилетела стрекоза.

Вот мы руки развели, словно удивились. Ва-ва-ва- сидит на дереве сова.

И друг другу до земли в пояс поклонились. Ку-ку-ку- петух кричит : «Ку-ку-ре-ку!»

Наклонились, выпрямились. Де-де-де- птенцы в гнезде.

Наклонились, выпрямились. Ля-ля-ля- в небе видим журавля.

Ниже,ниже, не ленись, поклонись и улыбнись. Юк-юк-юк- по двору ходил индюк.



Урок 7 Тема «Звуки в окружающем мире. Звуки в речи».



Ч истоговорка

Ус-ус-ус- комарика укус.

Су-су-су- в лесу увидели лису.

Лу-лу-лу- мы увидели пчелу.

Чок-чок-чок- у просёнка пятачок.

Ук-ук-ук- орехи любит бурундук.

Скороговорки

- Лягушата в лодке плыли и комариков ловили.

Лапкой,шапкой и сачком, самый ловкий – язычком.

- Шмель на завтрак варит кашку , хочет угостить букашку.

Выучи стихотворение

Меня ужалила пчела.

Я закричал:»Как ты могла?»

Пчела в ответ: «А ты как мог сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужасно нужен;

Я берегла его на ужин.»

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберём в корзинки ягоды,грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На « четыре» и на « пять» будем дружно мы скакать.

Ну,а по комане « шесть» всем за парты тихо сесть!

Урок 8 Тема «Гласные и согласные звуки»



Гусь, гусяня, гусята. Мост

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СТИХОТВОРЕНИЕ

А О У Э Ы И Га-га-га- гогочет гусь.

Звуки гласные мои /разводят руками/. Я семьёй своей горжусь!

Их не трудно пересчесть./Считают пальчики/ На гусят и на гусыню

Гласных звуков ровно шесть! /Показывают 6 пальцев/. Всё гляжу – не нагляжусь !

Макар Шура Скороговорка

Гуси на лугу прячутся в стогу.





ЗВУКИ МЫ Речевые Кричу я :» Кто в стогу?

Прогова-риваем

Слышим

не

сс

Не речевые А гуси – ни гу-гу!

Чистоговорка Чистоговорка

Ся-ся-ся- у бабуси два

гуся.

Уси-уси-уси- гуси у бабуси.


Скороговорка

Индюшки паслись у ивы. Ах, как мы с тобой красивы!

Дети купаются в речке. Рома и Таня строят песочный замок. Сергей брызгает водой.



Урок 9 Тема « Образование слога»

Пришла коза.

Остался один козлёнок.

Волк съел семеро козлят.













Чистоговорка Скороговорка

Рок-рок-рок- я нашёл один грибок. Во мраке раки шуршат в драке.

А-ра-ра- я нашёл два гриба. Стихотворение

Бы-бы-бы- я нашёл в лесу грибы. Саша с удочкой ходил, карасей в пруду удил.

Рик-рик-рик- по лесу идёт грибник. А попался только рак.

Руп-руп-руп- поедим грибной мы суп. Всё равно Санёк – рыбак!

Ят-ят-ят- а на пне – то пять опят.

Физкультминутка

Буратино потянулся. Раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся.

Руки в стороны развёл. Ключик, видно, не нашёл.

Тест

1.Название каких предметов начинаются с одного и того же звука? Обведи.

2. Названия каких овощей начинаются с согласного звука? Обведи.

3.Укажи предметы, названия которых начинаются с мягкого согласного звука. Обведи.

  1. К каждому слову составь схемы. Чем отличаются схемы этих слов:

- ударением / / - звуками / / - количеством слогов / /

Урок 10 Тема «Закрепление знаний о звуках русского языка»

Тест

  1. Названия каких предметов начинаются с одного и того же звука?

  1. Названия каких фруктов начинаются с гласного звука?

3.Укажи предметы,названия которых начинаются с мягкого согласного звука.

4.К каждому слову составь схему. Кажи, чем различаются схемы этих слов.

Звуками / / ударением / / количеством слогов / /

5.Соедини картинку с схемой.

  1. Выучи скороговорку

В банане и йогурте , в гостке малины-

Повсюду чудесные есть витамины.

  1. Проведи схемы к словам . Обведи домашнюю птицу.


7.Физкультминутка

Буратино потянулся

Раз- нагнулся, два- нагнулся , три- нагнулся.

Руки в стороны развёл.

Ключик, видно, не нашёл.

8.Чистоговорка

Ра-ра-ра- у собаки конура.

Ре-ре-ре- сидит собака в конуре.

Та-та-та- гладим мы кота.

Ми-ми-ми- ты котёнка покорми.

Ко-ко-ко- даёт корова молоко.

Ко-ко-ко- пьём парное молоко.

9. Стихотворение

Маленький бычок,рыженький бочок.

Ножками ступает , головой мотает.

-Где же стадо? Му-у-у-у!

Скучно одному-у-у-у!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!