СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических и фразеологических ошибок.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических и фразеологических ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических и фразеологических ошибок.»

ТЕМА № 14: Практическая работа № 3.

Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических и фразеологических ошибок. Нарушение лексической сочетаемости слов. Толковые и фразеологические словари.


Цели:

  1. Проверить знания учащихся по лексикологии и фразеологии;

  2. воспитывать культурно-ценностное отношение к русскому языку;

  3. развивать мышление, память, речь, логику уч-ся.


Тип урока: контрольный урок


Ход урока:

  1. Оргмомент.


  1. Самостоятельная работа учащихся.


Задание № 1:

а) Определите, в каких из следующих словосочетаний слова употреблены в прямом значении:

Богатый опыт, богатый дом, богатый подарок; боевая тревога, боевая подготовка, боевая девчонка; буква алфавита, буква закона;

б) составьте словосочетания, в которых слово будет употреблено сначала в прямом, а потом в переносном значении:

игла, море, бронзовый, воет, гладить, аудитория, работа.


Задание № 2:

Выпишите парами антонимы из приводимых ниже слов:

день, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.


Задание № 3:

Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, думать, жилище, откровенно, очаровать, прославиться, просить, умный, ходить, красивый.


Задание № 4:

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность.

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

д) Этот фильм обречен на успех.

е) Нам слишком долго зажимали языки.

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.


Задание № 5:

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.


Задание № 6:

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой

избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

6} Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга,

и) Я написал свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.


Задание № 7:

Составьте три предложения или словосочетания с любыми паронимами.

Добрый — добротный, дружеский — дружественный, дефектный — дефективный, конструкторский — конструктивный, эффектный — эффективный; блудить — блуждать, отражать — отображать, проводить — производить, представить — предоставить, опробовать — апробировать, укрывать — скрывать, осудить — обсудить; новшество — новинка, урожай — урожайность, существо — сущность.


Задание № 8:

Найдите омонимы в следующих предложениях:

а) Мы подвели черту и поставили точку в этом деле.

Вы не пришли сегодня и очень подвели меня.

б) Передайте мне соль, суп совсем несоленый.

Здесь должна звучать нота соль.

в) Гуляя по лесу, мы набрели на ключ.

Ключ не подходил к этому замку.

г) Ее большие глаза и маленькая ручка вызывали

восхищение.

Этот чемодан без ручки.

д) Последний осенний лист дрожал на березе.

У меня остался последний лист бумаги.


Задание № 9:

Объясните, чем отличаются следующие словосочетания. Выпишите фразеологизмы. Составьте предложения с тремя из них:

белая ворона — белая лошадь;

божья искра — искра от костра;

болеть душой — болеть гриппом;

брать голыми руками — брать грязными руками;

ветер в голове — ветер на улице;

водой не разольешь — водой не отмоешь;

голубая кровь — голубая лента;

длинный язык — длинный путь;

душа нараспашку — куртка нараспашку;

золотые горы — золотые серьги.


Задание № 10:

Закончите следующие предложения, вставляя соответствующие фразеологизмы из тех, которые даны в скобках.

а} Он пришел к нам недавно, он здесь ………….

б) Он спал ………

в) Все было сделано …………

г) Среди нас он сильно выделялся, был как ……….

д) Началась зима, полетели ……….

е) Она такая транжира, любит…………

ж) В доме был такой беспорядок, все было просто………….

з) Он был такой проницательный, что всех………………

(белые мухи, насквозь видеть, без сучка без задоринки, белая ворона, без году неделя, бросать деньги на ветер, без задних ног, перевернуть вверх дном)


3. Итог урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!