тема. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы
Цель урока: уточнить с учащимися понятие устаревшие слова; показать причины устаревания слов, различие понятий историзмы и архаизмы, их роль в художественной литературе; учить извлекать информацию по данной теме в словарях; расширять словарный запас; воспитывать уважение к веками сохраняемому народом богатству русского языка.
Планируемые результаты
Личностные. Положительная мотивация учебной деятельности, проявлять любознательность к изучаемому материалу
Метапредметные. Оценивать результаты выполненного задания, работа со словарём; сотрудничать с одноклассниками, строить логические рассуждения
Предметные. Понимать предмет изучения, владеть основными понятиями
Оборудование: ноутбук, словари, индивидуальные задания.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Мотивация учебной деятельности
3. – Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.
Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.
Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.
Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.
Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.
Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!
– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.
4..Вопрос учащимся.
-- Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?
5.Давайте определим тему нашего урока.
О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
6.Учащиеся записывают дату, тему урока
7.Работа над темой урока
Углубление знаний о лексическом составе русского языка с тоски зрения сферы употребления
Работа с учебником
Работа со схемой упр. 155, стр. 82. Подумайте, почему происходит такое разделение.
Опираясь на схему, расскажите о словах активного и пассивного употребления
Выполнение упр. 156, стр. 82 ( по заданию)
На стр. 83 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими.
Какие слова становятся историзмами, а какие – архаизмами?. Почему?
Выполнение упр.
7. Работа с текстом. Представьте себе,что мы переместились в прошлое.
Читают ученики по ролям. Ролевое чтение
Вот идем мы по широкой улице . Смотрим ,по улице идут по улице люди в кафтанах,некоторые в треуголках. Видим, два мужика разговаривают. Подошли и разговор слышим, один другому говорит:
– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!
– Да, – соглашается второй.
– Купил я лапти себе у барышника, – хвастается первый.
А второй говорит:
– И я сестру свою обрадую. Светец и веретено, ендова у коробейника ей купил.
Слушали , мы слушали, да так ничего и не поняли.
- какие слова вы выписали?
– Что это за слова – историзмы или архаизмы?
– Что они обозначают?
Посмотрите на страницу учебника, на рисунке вы видите все покупки, которые сделали мужики.
Архаизм (др. греч.) старый
8. --Работа с упр. 160, стр. 84 (устно)
9. Послушаем отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
Читает ученик.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Такие слова, как бивак, кивер требуют разъяснений для современного читателя.
Бивак – лагерь (стоянка), расположение войск под открытым небом для отдыха.
Кивер – высокий головной убор военных.
Эти два слова мы не употребляем в речи. Вместо слова бивак мы говорим лагерь. Предмет остался, но слово другое. А слово кивер – ушло из нашей речи, потому что нет уже такого предмета. Военные носят головные уборы, называющиеся иначе: пилотка, фуражка и т. п.
Если устаревают слова, но вещь, предмет, явление остается – такие слова называются архаизмами.
(сайт с изображением кивера, бивака)
10. Творческая минутка.
Меры длины
Вершок – 4,45 см
Аршин – 16 вершков, или 71 см
Сажень – 3 аршина, или 2,13 м
Верста – 500 саженей, или 1,06 км
Устарели не только названия этих мер, но и способ измерения. Вспомним отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения».
Рост дворника Герасима – 12 вершков. Умножим на 4,45 см, получим приблизительно 53 см. Как же так? Не может быть богатырь ростом полметра. Оказывается, в XIX веке рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин, то есть точный рост Герасима был 2 аршина и 12 вершков. 71 см +71 см +53 см = 195 см. Действительно, рост Герасима богатырский!
11.Рефлексия
Вопросы учащимся
Какие слова называются историзмами. А какие – архаизмами?
Употребляем мы эти слова? Если да, то в каком стиле речи?
Нужно ли нам, детям 21 века, знать такие слова?
12.Оценки за урока
13.На дом: выполнить упр.
-составить сказку, использовав слова, которые практически исчезли из нашей речи.
Дополнительный материал.
Новые слова могут как заменять устаревшие слова, так и называть новые предметы и явления: космонавт, акваланг, ракета и другие. Так появляются неологизмы.
Неологизм – слово или словосочетание, недавно появившееся в языке.
Процесс появления новых слов – постоянный. Развивается наука, техника, появляются новые вещи, возникают новые явления. С развитием IT-технологий в языке появляется всё больше и больше слов. Флешка, эсэмэска, интернет…
Порой для обозначения новых вещей могут употребляться старые хорошо известные нам слова. Например, слово мышка. Сегодня никого не удивляет, что мы этим словом называем специальное приспособление к компьютеру. Кто-то увидел сходство этой вещи с длиннохвостой мышкой – и название прижилось.
Иногда в языке происходят обратные вещи. Устаревшие слова возвращаются в обиход. Например, вернулось слово губернатор, хотя губерний нет, есть области.
Многие общеупотребительные слова тоже когда-то были неологизмами. Благодаря выдающемуся учёному Михаилу Ломоносову в XVIII веке вошли в обиход научные термины, переведённые с латыни. А историку Николаю Карамзину приписывают «изобретение» слова «влюблённость». В начале XX века множество новых слов («бездарь», «лётчик» и другие) придумал поэт Велимир Хлебников. Любили экспериментировать со словообразованием Владимир Маяковский, Сергей Есенин и другие.
Используя толковый словарь, подчеркните в строчке синоним первому слову.
Всуе – неважно – потом – зря, без причины – невозможно;
Бобыль – богатый – жадный – неудачник – одинокий;
Бортник – человек, занимающийся лесным пчеловодством – мелкий торговец – моряк – человек, изготовляющий корзины и мелкую утварь;
Тать – прислуга – вор – нищий – лентяй;
Мошна – нижняя рубаха – подол платья – мешок для хранения денег – кульки с крупой;
Мягкая рухлядь – меха – солома – ткань – тесто.
Правильный ответ:
Всуе – неважно – потом – зря, без причины – невозможно;
Бобыль – богатый – жадный – неудачник – одинокий;
Бортник – человек, занимающийся лесным пчеловодством – мелкий торговец – моряк – человек, изготовляющий корзины и мелкую утварь;
Тать – прислуга – вор – нищий – лентяй;
Мошна – нижняя рубаха – подол платья – мешок для хранения денег – кульки с крупой;
Мягкая рухлядь – меха – солома – ткань – тесто
---Прочитайте фрагмент стихотворения Ивана Сурикова. (упр. 159, стр. 83. ) Найдите устаревшие слова ( по заданию)
9.Расширяем словарный запас
Определите тип устаревшего слова (архаизм, историзм).
Определите, откуда отрывок, кто его автор.
Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён,
,Прясть, сучить, чтоб веретён Духу не Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён было в домах:
Чтоб скорей как можно прях Всех из царства выслать вон.
(В. А. Жуковский)
Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица.
(А. С. Пушкин)
Между тем всё шла да шла И на терем набрела.
(А. С. Пушкин)
Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась
В светлой горнице...
(А. С. Пушкин)
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу...
(А. С. Пушкин)
Блиц - турнир
(Игра проходит в очень быстром темпе: учитель говорит историзм, учащиеся — современное слово.)
Ланиты — (щёки).
Длань — (ладонь).
Чело — (лоб).
Очи — (глаза).
Перст — (палец).
Зеница — (зрачок, глаз).
Выя — (шея).
Десница — (правая рука).