СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 11. Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 11 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов первого курса, обучающихся на базе 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Лекция 11. Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»»

Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

ПЛАН:

1) Сведения из биографии.

2) Общая характеристика романов «Обрыв», «Обыкновенная история».

3) Творческая история романа «Обломов».

4) Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа «Обломов».

5) Противоречивость характера.

 

1. Сведения из биографии

Гончаров Иван Александрович (1812 – 1891). Будущий писатель родился в Симбирске, в купеческой семье, рано лишился отца и после обучения в коммерческом училище поступил в Московский университет. Учился он в одно время с Лермонтовым, Герценым, Белинским. Получив диплом, недолго служил секретарем Симбирского губернатора, а затем перебрался в Санкт-Петербург.

В северной столице Гончаров вошел в литературный круг, часто бывая в доме поэта Майкова. Служба в министерстве финансов позволяла заниматься еще и литературным трудом. Свой первый роман он опубликовал в 1847 году под названием «Обыкновенная история». Следующей книгой стала «Фрегат Паллада», в которой писатель отразил впечатления от путешествия к японским островам с дипломатической миссией.

Должность цензора позволила Гончарову быть в курсе всех событий российской литературной жизни. Роман «Обломов» (1859) произвел на общественность неизгладимое впечатление. Противопоставление инертно-романтичному герою прагматического отразило существующие тенденции русского быта. А фамилия главного героя – Обломов, стала нарицательной.

Шумный успех «Обломова» принес финансовую независимость. Писатель оставил должность цензора и стал жить за счет литературных трудов. Однако работа над третьим романом – «Обрыв» шла с трудом. Гончарову пришлось стать редактором правительственной газеты «Северная почта». Возобновилась и цензорская деятельность. Зарекомендовав себя как консерватора и борца с либерализмом, писатель заработал генеральский чин и конфликт с проевропейски настроенными деятелями русской культуры.

Отставка (1867) дала Ивану Гончарову возможность сосредоточится над завершением своей трилогии. Но «Обрыв» был закончен лишь спустя 12 лет. За это время писатель рассорился с Тургеневым, обвиняя его в плагиате, и пережил период тяжелых депрессий. Публика роман не приняла.

Иван Александрович написал еще несколько критических работ и литературных заметок. Новый роман был заброшен, а осенью 1891 года Гончаров заболел воспалением легких. Спустя несколько дней одинокий писатель скончался.

 

2. Общая характеристика романов «Обрыв», «Обыкновенная история»

Когда в старости Гончаров оглядывался назад, в свое писательское прошлое, он всегда говорил о трех своих романах - «Обыкновенной истории», «Обломове», «Обрыве» - как о едином романном целом: «...вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеею - перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой - и отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т.д.» («Лучше поздно, чем никогда», 1879).

В трёх романах Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869) с помощью трёх главных героев соответственно - Александра Фёдорыча Адуева, Ильи Ильича Обломова и Бориса Павловича Райского - представлен образ «человека мечтающего».

Главный вопрос всех трёх романов Гончарова – «Как проявляется связь мира реального и воображаемого, в котором живёт человек, связь между идеей и её воплощением?»   
   
В первой главе «Обыкновенной истории» мы встречаемся с двадцатилетним Александром Фёдорычем Адуевым, когда он только  выходит на широкую дорогу жизни. У него нет другого прошлого, кроме блаженной поры детства. А в конце романа Адуеву тридцать с небольшим. Читатель становится прямым свидетелем десяти лет жизни героя и всех перемен, происходящих в нём.

Гончаров покидает Александра Адуева в «Обыкновенной истории» в тот самый момент, в который  подхватывает героев двух других романов -  «Обломов» и «Обрыв». Илье Ильичу Обломову года тридцать три, а Борису Павловичу Райскому около тридцати пяти. Юность их уже осталась позади. Их прошлое оживает в воспоминаниях, мечтаниях. Если мечтания юного Адуева всегда обращены в настоящее или в будущее, то у Обломова и Райского они охватывают все три измерения – прошлое, настоящее и будущее.
         
В «Обыкновенной истории» по мере воспитания чувств героя,  взросления  происходит крушение всех его юношеских идеалов. Александр Адуев  приезжает в Петербург с мечтами о возвышенной любви, поэзии, полезном труде и в конце романа расстаётся с ними навсегда. Из одной крайности – сумасбродной восторженности  -  он впадает в другую – холодный расчет.

«Обыкновенная история» – это рассказ о превращении юного провинциала в блестящего столичного чиновника, который, чтобы не отстать от века, совершенно отрекается от самого себя. И взамен, по словам дяди, получает всё! – карьеру! фортуну! выгодную женитьбу! Предел мечтаний делового человека середины 19 века.  

На  глазах читателя свершается роковое превращение: «человека мечтающего» в «человека рассчитывающего».

 Гончаров словно чувствует какую-то недосказанность, недоговорённость в своём первом романе – будто в «Обыкновенной истории» Адуев слишком быстро встал с дивана, слишком мало на нём полежал, слишком быстро сбросил халат и навсегда расстался со всеми мечтами. Поэтому в роман «Обломов» перекочует и диван, и халат, и мечты. Они станут основными атрибутами Ильи Ильича Обломова. 

Главный герой «Обрыва» Борис Райский  -   художник-мечтатель в искусстве и  в жизни. Он бросается от одного дела к другому. Его беспокойное воображение не может остановиться ни на чём. Не в его силах довести начатое до конца. Как не в силах он до конца дорисовать ни одну, даже самую удачную картину. Или дописать ни один обдуманный роман.   

Райский всех тормошит, пытается пробудить от сна к новой жизни. Всех зовёт отдаться океану чувств, призывает бурю страстей на свою собственную голову.  А скука и пресыщение подстерегают его пылкую натуру повсюду. 

Герой «Обрыва» производит много движения, словно спокойные воды романа так и закипают при его появлении. Однако сам  Райский не покидает мира своих грёз.    

В пространстве романов  Александр Адуев и Борис Райский двигаются будто в противоположных направлениях. Адуев из своего деревенского имения переезжает в Петербург,  ненадолго возвращаясь обратно.  Столица в «Обыкновенной истории» становится главной сценой, где разворачивается жизненная драма героя. 

В «Обрыве» Райский совершает путешествие в  обратном направлении. Он  покидает Петербург, куда приехал лет десять назад, и поселяется в  своём родовом  имении Малиновке в заволжских просторах. Именно там его настигает долгожданная буря чувств, которую он безуспешно призывал, живя в столице.  В Малиновке он встречает самых дорогих его сердцу людей – бабушку Татьяну Марковну Бережкову, хранительницу семейного гнезда, двух прелестных молодых девушек, своих троюродных сестёр, Марфеньку и Веру. 

Райскому хочется как-то всколыхнуть размеренную жизнь, покой деревни, граничащий со сном. Он начинает  просвещать всех вокруг себя. Он хочет жить, а не спать. Но сам неизменно ускользает в мир своего воображения.

В деревне, в своей Малиновке находит Райский настоящую семью и настоящего себя. Именно этот маленький уголок, даже после отъезда за границу, в Италии, в Риме, будет всегда согревать его сердце: «И везде, среди этой горячей артистической жизни, он не изменял своей семье, своей группе, не врастал в чужую почву, все чувствовал себя гостем и пришельцем там…. Ему хотелось бы набраться этой вечной красоты природы и искусства, пропитаться насквозь духом окаменелых преданий и унести все с собой  туда, в свою Малиновку…»
   
3. Творческая история романа «Обломов»

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и у главного героя романа Ильи Ильича Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е.В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбаде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

4. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа «Обломов»

 Сон главного героя романа «Обломов» можно воспринимать как автобиографичный, рассказывающий о детстве и отрочестве Илюши, так и символический, объясняющий, каковы нравственные основы характера героя, как сложилась его судьба.

В любом случае, роль сна Обломова в контексте всего произведения очень велика: этот эпизод показывает, как сформировался столь необычный характер и каковы причины захватившей страну обломовщины. 

Что же являет собой идеал жизни Ильи Ильича? Традиционно вслед за всей критикой и самим автором принято считать этим идеалом «Сон Обломова» с его несбыточно спокойной и ленивой Обломовкой.

 Нет там ничего «дикого и грандиозного»: ни моря, ни гор, ни всего, что пугает своей неизведанностью. Даже небо там «ближе жмется к земле, чтоб уберечь… избранный уголок от всяких невзгод». Обломовка и во сне Ильи Ильича лишена всякой романтики. Люди здесь, как и повсюду в России, меньше всего озабочены налаживанием собственного быта: все в разорении. Полуразрушенная и покосившаяся изба, в которую хозяин и не помещается, а «три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней»; галерея господского дома, по которой ходят только дворовые (господам запрещено, настолько она ветхая), вдруг обваливается, и «все дались диву, что галерея обрушилась, а накануне дивились, как это она так долго держится!». Все любят рассказывать сказки, искусно избегая в них «всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались у него уже в рабстве до старости… Сказка… до конца жизни сохраняет свою власть». Так и грезит Илья Ильич волшебной страной, «где нет зла, хлопот, печалей, где хорошо кормят и одевают даром.

Сон – напоминание о потерянном рае, которое стало художественно-философским центром романа. Прошлым жить нельзя, иначе человек спускает на тормоза свое будущее. Нужно лишь взять «в дорогу» лучшее, сделав его точкой опоры, и использовать в дальнейшем на пользу своего саморазвития.

5. Противоречивость характера Обломова

Отрицательная сторона характера Обломова. В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д.

Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца.

Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына.

Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова. Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание.

Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности.

Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий.

Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!