СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 14. Нравственная проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 14 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов первого курса, обучающихся на базе 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Лекция 14. Нравственная проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Нравственная проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

План:

1. Особенности поэтики Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

2. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

3. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).

4. Образ Базарова.

5. Тема любви в романе.

6. Значение заключительных сцен романа.

 1. Особенности поэтики Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе

Тургенев предпочитает изображать жизнь не в повседневном и растянутом во времени течении, а в острых, кульминационных ситуациях. Жизнь его героев крайне ограничена в пространстве и времени, в рамки которых заключены события произведения. Как правило, это один-два летних месяца - времени расцвета природы и чувств человека.

Тургенев во всех своих романах следует одному принципу – проводит зримую параллель жизни человека и природы.

В основе сюжета романа - рассказ об испытаниях героев любовью, а способность героев к глубокому чувству - важная черта характеристики персонажа.

Не случайно ключевые в смысловом отношении эпизоды объяснения между героями происходят в разгар лета, на открытом воздухе - у открытого в сад окна  (Одинцова и Базаров).

Символическая роль отводится Тургеневым и времени суток. Как правило, это вечер или ночь, когда чувства человека особенно обостряются и момент духовного единения или разлада мотивирован более глубоко. В этих сюжетных узлах повествования особенно отчетливо проявляется мысль Тургенева о человеке как части природы и об активной роли ее в формировании духовного начала личности.

Композиция образов, способы их психологической характеристики у Тургенева в отличие от Толстого и Достоевского в том, что Тургенева интересует сам процесс переживания, который тщательно фиксируется писателем. Он не наделяет своих персонажей склонностью анализировать переживания, предоставляя читателю право самому судить о силе чувств, которые испытывает герой. Завершая сцену признания в любви Базарова Одинцовой, Тургенев кратко замечает: «Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна». Он задыхался; все тело его видимо трепетало…это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Изображение эмоциональной рефлексии, считал Тургенев,- таит в себе большие познавательные и эстетические возможности, чем анализ ее. Поэтому такую важную роль в раскрытии внутреннего мира героев играют описательные элементы: портрет и пейзаж.

Тургенев - мастер портретной характеристики. Он считает необходимым дать читателю представление о внешнем облике даже незначительного (в сюжетном отношении) персонажа. Необязательным может показаться подробное описание внешности слуги Николая Кирсанова («бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения…»), которое «открывает» роман «Отцы и дети». Но дело в том, что контрастное сопоставление скромного внешнего облика Кирсанова и «вызывающе» эффектной внешности его слуги, человека «новейшего, усовершенствованного поколения», как пишет Тургенев, уже обозначило главную проблему всего романа, проблему поколений, «отцов» и «детей», аристократии и демократии.

Представляя читателю своих героев, Тургенев считает обязательным дать характеристику их внешности еще и затем, чтобы подготовить восприятие читателя, настроить его на соответствующий лад. Портрет становится формой выражения авторской позиции. Первое впечатление от героя в романах Тургенева, как правило, не меняется, подтверждаясь его поступками. Такова функция первого портрета Базарова, в котором подчеркнуто демократическое начало («обнаженная красная рука», «балахон с кистями», худое лицо и улыбка, выражающая «самоуверенность и ум»).А детализированный портрет Павла Кирсанова не только дает представление о внешности, сколько оценивает ее как свидетельство эгоизма героя.

Особая роль принадлежит портрету в создаваемых Тургеневым женских образах. Они проникнуты мягким лиризмом: в любой женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно женщины и девушки Тургенева пробуждают к жизни лучшие духовные качества героев.

Для читателя важным оказывается то, кому Тургенев доверяет представить свою героиню. Так, портрет Одинцовой дан в восприятии Аркадия, для которого она, как и в момент первого знакомства, так и осталась загадкой. Это подчеркнуто ситуативным характером портрета: описанием отдельных деталей облика, передающих внешнее, но не характеризующих внутренний источник «ласковой и мягкой силы», веявшей от её лица. Этот источник будет дано понять только Базарову.

Пейзаж Тургенева приобрел черты импрессионистического стиля. Романтическое начало в творческом методе Тургенева проявляется в пейзаже. Пейзаж у него не просто описание природы, окружающей человека, - это ключ к характеристике персонажа. Тургеневскому пейзажу свойственна картинность: важным оказывается то, что схватывается первым впечатлением, не требующим упорядоченности последовательно названных явлений. Такой пейзаж строится на простых мотивах: света и звука, которые важны не сами по себе, а как формы, в которые отливается впечатление героя. Собственно пейзаж перестает быть описанием окружающей человека природы: он становится средством психологической характеристики героя, «картиной» его душевного состояния. Не случайно, роман «Отцы и дети», посвященный острой проблеме современности, открывается пейзажем дороги, а завершается пейзажной зарисовкой могилы Базарова: философским размышлением о жизненном пути, пройденном героем.

В портретах и пейзажах тургеневские герои ищут подкрепления своим впечатлениям, поэтому такой важной оказывается их функция в произведении.

В основе сюжета практически всех романов Тургенева лежит любовная интрига. Испытание героев любовью определяет развитие действия в них: Тургенев тщательно «отбирает» события, которые характеризуют переживания его персонажей, оставляя на периферии внимания читателя эпизоды, содержащие бытовые зарисовки среды.

Другим важным отличием композиционной структуры романов является симметрия в расстановке действующих лиц. Симметрия заключает в себе скрытое сравнение, сопоставление, которое подразумевает активность читателя. Так, в «Отцах и детях» система образов представляет собой несколько пар (Базаров - Одинцова, Аркадий - Катя, Николай Петрович - Фенечка, Павел Петрович - княгиня Р), отношения внутри которых важны не только для раскрытия характеров героев, их составляющих, но и для прояснения авторской оценки персонажей.

 2. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» поднимает огромное количество актуальных проблем, которые искали признания со стороны общества и государства. До сих пор они остаются острыми, хотя уже прошло более сотни лет. Главными представителями противостоящих сторон были Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.

Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем в главе X. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии.

Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа:

-  Павел Петрович Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них, Евгений Базаров отрицает разумность того и другого.

-  Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!»

- Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист Базаров парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни.

- Кирсанов говорит о писателях Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – это исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигает не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не справедливы друг к другу и не слышат доводов оппонента.

3. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина)

Евгений Базаров – центральный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он олицетворяет собой новое поколение людей, которые отрицают все старые устои и принципы, которые были присущи обществу. Базаров – нигилист (Нигилизм - от лат. Ничто - философия, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры), он ни во что не верит и ни перед чем не преклоняется. Базаров неединственный нигилист в романе. Среди его единомышленников и последователей мы видим Аркадия Кирсанова, Виктора Ситникова и Авдотью Кукшину.

Если Кирсанов младший только силится подражать Базарову, но эти взгляды  не приживаются в Аркадии, то два других персонажа – это псевдоученики Базарова. В романе им уделяется немного места.

Ситников заявляет, что благодаря Базарову он переродился, и поэтому старается во всем соответствовать своему прогрессивному другу. В Базарове он видит своего учителя, ловит каждый его взгляд и с восхищением смотрит на него. Однако сам Базаров не видит в Ситникове нигилиста. Этот персонаж просто гонится за модой, в которой модно на данный момент отрицание. Ситников глуп и суетлив, он полная противоположность спокойного и уравновешенного Базарова. Виктор Ситников заявляет, что презирает женщин и отношения ему не нужны. Однако, женившись, он полностью попадает во власть своей жены и начинает пресмыкаться перед ней.

Авдотья Кукшина тоже считает себя последовательницей Базарова. Она увлечена нигилизмом и считает себя эмансипированной женщиной – «эмансипе» как говорит про неё автор. Однако даже Базаров, который старается не делать различий между мужчинами и женщинами, замечает в ней излишнюю неряшливость и неопрятность. Даже в её внешнем виде присутствует неряшливость: «дама, ещё молодая, белокурая, несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевной косынкой на голове». В ее доме везде грязно и разбросаны окурки. И становится понятно, что Кукшина старается казаться той, кем не является. Она говорит, что ее не интересует чужое мнение, однако чувствует себя уязвленной, когда на одном из приемов на нее не обращают внимание.

Базаров не считает Ситникова и Кукшину своими друзьями. Он считает их никчемными людьми, при этом продолжает общаться с ними. По его словам от таких людей тоже бывает польза, ведь «не Боги горшки обжигают».

4. Образ Базарова

Евгений Базаров -  молодой мужчина, ему около 30 лет. В романе говорится, что он ровесник госпожи Одинцовой, которой 28 лет. «...молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич...»

О внешности Базарова мы узнаём в главе II: «...человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями...», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум...»

 Евгений Базаров учится на врача и увлекается естественными науками: «Покажите-ка… Да вы не бойтесь, я доктор...» (глава IX)  «Ведь ты доктором хочешь быть?..» (глава XX) «Вы собственно физикой занимаетесь? – спросил в свою очередь Павел Петрович.  – Физикой, да; вообще естественными науками...» (глава VI)

Базаров является сыном простого военного лекаря и потомственной дворянки. Известно, что дворянство передавалось только по линии отца. Отец героя, вероятно, получил потомственное дворянство за многолетнюю службу. Однако Евгений родился задолго до возможного присуждения дворянства отцу, поэтому мог так и остаться разночинцем:

«Сын простого штаб-лекаря...» (отец о Евгении, глава XXI)

«...я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?.. Как Сперанский...» (глава XVI)

«Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать...» (глава XX)   - разночинец по происхождения, демократ по политическим убеждениям – «новый человек», представитель поколения детей.   

Сам Евгений не причисляет себя к дворянам, хотя по линии матери он — самый настоящий дворянин:

«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки». (Базаров — Аркадию, глава XXVI)

Евгений Базаров является умным, знающим человеком:

«...Базаров умен и знающ...» (Николай Петрович Кирсанов о нем, глава X) «...мы оба, – к чему церемониться? – умны...» (Одинцова о себе и Базарове, глава XXVI)

Евгений Базаров — незаурядный человек:

«...но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли?..»  (отец о Базарове, глава XXI)  

Он является странным человеком, по мнению Одинцовой:

«...«Странный человек этот лекарь!» – думала она...» (глава XVI)

Базаров — добрый человек, по словам той же Одинцовой. Сам он совсем не считает себя таким:

 «– ...я вам доверяю, потому что в сущности вы очень добры. – Во первых, я вовсе не добр...» (глава XXVI)

Он является простым в обращении человеком, по мнению Аркадия и Фенечки:

«В ее глазах он и доктор был отличный, и человек простой...» (мнение Фенечки о Базарове, глава XXIII) 

«Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь». (Аркадий о Базарове, глава II)

Евгений легко находит общий язык с крестьянами, так как сам он по происхождению крестьянин по отцовской линии:

«Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все таки свой брат, не барин...» (глава X)  

«...умевший говорить с мужиками Базаров... и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...» (глава XXVII)

Евгений Базаров является нигилистом (нигилизм был модным философским течением в середине XIX века среди молодежи):

«Ну, ты, я вижу, точно нигилист», – подумал Николай Петрович...» (глава VI) 

«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем...» (глава X)

Базаров резко критикует положение в стране: «Исправьте общество, и болезней не будет». Созидание не считается целью: «Сначала нужно место расчистить». Не успев реализовать себя в жизни, герой только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что жизнь шире и многообразнее его о ней представлений.

 5. Любовь в романе

Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. Любовь помогает автору показать характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Базаров-теоретик, пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма: уверен, что жизнь можно подчинить придуманной теории и что можно прожить без чувств, переживаний и любви, т.е. без всякой «белиберды». Но в душе героя существуют зародыши всех чувств, которые он отрицает.

Конечно, он не верит в возвышенную любовь. Он считает романтические отношения чепухой:

«...по моему – лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца...» (глава XIX) 

«...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви... – не мужчина, не самец...» (мнение Базарова, глава VII)

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество...» (Базаров о романтизме, глава VII)

 Но в конце концов Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, эта любовь не приносит ему счастья, но при этом Базаров понимает, что не может противится этому чувству.

Можно заметить, что история любви Евгения Базарова очень похожа на историю Павла Кирсанова. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были «охотниками до женщин», однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны «не добьешься толку», однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и «еще мучительнее» к ней привязался. Эта история любви в романе «Отцы и дети» проходит через всю его жизнь. Базарова тоже «мучила и бесила» любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что «исхудалая голова» Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

 Николай Петрович и Фенечка. Для Николая Петровича это чувство – движущая сила и опора. Тема любви в романе  получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться. Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь. Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу, однако она смогла наполнить дом радостью и осветить на склоне лет жизнь Кирсанова.

Аркадий и Катя. У Аркадия было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому он возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

 7. Значение заключительных сцен романа

В конце романа автор изображает печальное сельское кладбище и могилу, в которой похоронен Евгений Базаров. Герой умирает от случайного пореза.

Самое грустное зрелище в финале романа – это дряхлые старички, родители Евгения Базарова, которые часто приходят из недалёкой деревушки к могиле единственного сына. Прервалась ниточка, которая связывала бы этих стариков с будущим. Сам Евгений при жизни не выказывал тёплых чувств по отношению к родителям, хотя понимал, что его мать и отец редкой доброты люди, каких уж и не найдёшь в свете.

Молитвы и слёзы стариков, их «святая, преданная любовь» трогают сердце читателя. В заключительных строках романа противопоставлены «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя и цветы на его могиле, которые «безмятежно глядят на нас невинными глазами». В чём смысл этой антитезы? По выражению критика Н. Страхова, Базаров – «это титан, восставший против своей матери-земли».

Это бунтарь, выступающий против порядка жизни. Он относится к природе не как к храму, а как к мастерской. Кажется, он сумеет обуздать природу, взять верх над ней, но предел силе Базарова положен смертью. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — говорит умирающий Базаров.

Невинные цветы символизируют природу: «… не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Базаров умер, а жизнь продолжается. Финал романа рассказывает нам и о судьбах других героев, которые продолжают жить. Аркадий и Катя создают молодую семью, у них рождается сын. Николай Петрович женится на Фенечке. Анна Сергеевна выходит замуж не по любви. Павел Петрович по-прежнему одинок. Ситников и Кукшина мельтешат и суетятся, называя себя учениками Базарова. Эта благополучная и безоблачная жизнь обыкновенных людей оттеняет трагизм личности Базарова.

В финале романа ощущается печаль, потому что из естественного хода жизни исключён тот, кто был наделён огромной силой и наибольшими возможностями.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!