СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 15. Творчество Ф.И. Тютчева. Основные мотивы лирики

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 15 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов первого курса, обучающихся на базе 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Лекция 15. Творчество Ф.И. Тютчева. Основные мотивы лирики»

Творчество Ф.И. Тютчева. Основные мотивы лирики

ПЛАН:

1. Основные факты биографии Ф.И. Тютчева

2. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева.

3. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего.

4. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

 

1.     Основные факты биографии поэта

Имя Фёдора Ивановича Тютчева (1803 – 1873) оставалось неизвестным русскому читателю долгое время даже после того, как были опубликованы его стихотворения. Сам Тютчев поэтом себя не считал, печать произведения не стремился, некогда не собирал своих стихов. Они сохранились случайно в письмах к родным и друзьям, на счетах и билетах, на закладках в книгах. Творческое наследие поэта невелико: оно составляет всего несколько публицистических статей и примерно 50 переводных и 250 оригинальных стихотворных произведений.

 Стихотворения Тютчева были опубликованы без его стараний, усилий и желания: как-то князь И.С. Гагарин привёз А.С. Пушкину из Мюнхена подборку стихов, и тот напечатал их в журнале «Современник» в 1836 г. Это была первая публикация Тютчева, не считая юношеского переложения «Послания Горация к Меценату».

Ф.И. Тютчев начал свой творческий путь в эпоху, которую принято называть пушкинской. Но он создал совершенно иной тип поэзии. Для Пушкина поэзия – способ познания мира, для Тютчева – возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира: «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие - всё пространство…».

1803—1819 годы — детство, юность, учеба у С.Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.

1819—1822 годы — учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля, Руссо и Шеллинга. «Мысли» Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.

1822—1837 годы — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем — в Турине.

год — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.

год — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.

40-е годы — период становления политического мировоззрения Тютчева.

1844 год — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».

1854 год — выход первого сборника стихотворений Тютчева.

50—60-е годы — усиление трагизма восприятия жизни, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).

1858—1873 годы — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.

1873 – смерть.

 2.  Философичность как основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева

Лирика Тютчева открывает в литературе новую поэтическую эстетику, новый образный мир. Его поэзия отличает ораторский стиль: риторические вопросы, восклицания, призывы. В то же время стихи Тютчева тяготеют к лаконизму и афористичности, в них предельная концентрация мысли.

Литературовед Ю.Н. Тынянов назвал стихи Тютчева «фрагментами» - это фрагмент жизни, размышлений, воспоминаний.

Большинство стихотворений Тютчева не имеет названий, а их первые строки звучат нетрадиционно для лирики: «Она сидела на полу…», «Итак, опять увиделся я с вами…», «Когда, что звали мы своим…» и т.д. 

Многие стихи напоминают реплики, вырванные из диалога, или высказанные вслух размышления, поэтому они могут начинаться с вопроса, отрицания, утверждения или сожаления: «Не то, что мните вы, природа…», «О чём ты воешь, ветр ночной?», «Увы, что нашего незнанья…»

Создаётся эффект разговорной речи, который современники поэта считали небрежностью, а современные литературоведы – неповторимой особенностью лирики Тютчева.

Основными темами творчества Тютчева являются:

‒  природа и философские размышления о тайнах бытия

‒  любовь

‒   размышления о судьбе Родины                

Все эти темы – вечные, т.е. не ограниченные той или иной эпохой.

Его лирический герой не является выразителем какой-то определённой философской концепции, он только задаётся «вечными», не имеющими ответа вопросами:

‒  Что есть человек?

‒  Для чего он заброшен в мир?

‒  Для чего сотворена сама природа?

‒  В чём загадка природного бытия?

Для выражения сложного мира человеческой души поэт использовал ассоциации и образы природы.

Центральной темой философской лирики Тютчева является размышление о человеке и его месте в мире.

Человек существует в двух огромных мирах: мир, скрытый в душе человека, и мир, окружающий человека.  Эти два мира - бездны. Человек и природа, едины: «Всё во мне, и я во всём!..» 

Этим объясняется двучастная композиция многих стихов Тютчева: в первой части возникает образ, во второй происходит его осмысление, или наоборот. Чаще всего двучастная композиция стиха проявляется так: в первой части рассказывается о явлении живой или неживой природы, а во второй  проводится параллель этого явления с жизнью человека ("Фонтан").

У Тютчева пантеистический («пан» - всё, «теос» - Бог = Бор растворён в мире, в природе) взгляд на мир: человек в поэзии Тютчева неразрывно связан со всем мирозданием, является не просто частью природы, а её миниатюрной копией.

В душе человека происходит всё то же самое, что и во Вселенной:

- совершается борьба двух вечных начал – Света и Тьмы,

- ему свойственно переходить от состояния покоя к стихийным порывам,

- он может быть не только прекрасен, возвышен, могуществен, но и жесток, и уродлив, и слаб.

В то же время человеческий разум бессилен перед вечной загадкой природы, а человеческое бытие скоротечно, непрочно, мимолётно в сравнении с её вечным обновлением:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаём

Себя самих – лишь грёзою природы. («От жизни той, что бушевала здесь…», 1871 г.)

В известном стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» лирическая мысль Ф.И. Тютчева наиболее близка философии Шеллинга. Убеждение во всеобщей одухотворённости природы наиболее ярко выражено в этом стихотворении:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
 ........................................................
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеи́л?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
 ........................................................
 Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

 Адресаты стихотворения – люди, равнодушные к природе, видящие в ней только «слепок», «бездушный лик», не способные понять её «язык». В стихотворении мы видим одухотворение природы. Основной приём – олицетворение.

В стихотворении-миниатюре «Природа – сфинск. И тем она верней…» (1869 г.) вновь звучит мысль о неразрывности и непостижимости сути взаимоотношений между человеком и природой:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.


Мысль о полноте внутреннего мира человека и его одиночестве в мире внешнем воплотилось в стихотворении «Silentium!» (лат. Молчание):
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.


Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.


Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..

Чувства  и мысли человека обречены на непонимание, так же как и «звезды в ночи».
Утешение можно найти только в «себе самом». Душевное одиночество лирического
героя – это не конфликт с внешним миром, это плата за возможность мыслить и
чувствовать.

Стихотворение-миниатюра «Нам не дано предугадать…» (1869) – диалог с предыдущим стихотворением:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Самое любимое время года у Тютчева – весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира, стремящегося через преображение Хаоса к гармонии («Весенние воды», «Весенняя гроза», «Весеннее успокоение» и др.).

3. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего

Политические и социальные вопросы всегда занимали большое место в размышлениях поэта, недаром он много лет служил на дипломатическом поприще.

Много лет проведя за границей и будучи последователем европейской философии, Тютчев ясно видел принципиальную разницу между Западом и Восточной Европой. Россия, по мнению поэта, целиком принадлежит Востоку, является его «душою и двигательной силой». Главной бедой западной цивилизации поэт считал революционное начало, которое несёт только разрушение и гибель. Противостоять хаосу может только идея панславянизма – объединение славянского мира на основе общих духовных и идеологических ценностей:

Не гул молвы прошел в народе,
Весть родилась не в нашем роде —
То древний глас, то свыше глас:
«Четвертый век уж на исходе, —
Свершится он — и грянет час!
И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь».
Пади пред ним, о царь России, —
И встань — как всеславянский царь!
(1850)

Своё вИдение особенностей роли и пути России Тютчев воплотил в стихотворении-миниатюре:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только
верить.(1866)

Чувство Родины у лирического героя поэзии Тютчева сродни «странной любви», которую испытывает герой Лермонтова, оно также не подвластно разуму.

Особенное отношение к Родине выразилось в стихотворении «Эти бедные селенья…» (1855):

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Для Тютчева Россия – богоизбранная страна. Как и Гоголь, он считал, что русский народ всегда спасала готовность к самопожертвованию, отсутствие эгоистического, стяжательского (стремления к наживе) начала.

Лирика Тютчева проникнута переживаниями и размышлениями человека, искренне болеющего за судьбу своей страны, за её народ.

 

4. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта

Любовь для Тютчева неиссякаемый источник вдохновения. Известны четыре адресата его любовной лирики:

‒ Первая жена Элеонора («Ещё томлюсь тоской желаний» 1848, «В часы, когда бывает…» 1858)

‒ Вторая жена Эрнестина («Люблю глаза твои, моё друг…»1836, «Мечта» 1874, «Всё отнял у меня казнящий Бог…» 1873)

‒ Елена Денисьева («Денисьевский цикл»)

‒ Амалия Лёрхенфельд (Крюденер) («Я помню время золотое…» 1836, «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое») 1870)

Каждая из этих женщин оставила след в судьбе и творчестве поэта. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страданий, трагедий, разочарований.

«Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики Тютчева, в него входят стихотворения созданные в период 1850 г. – 1864 г. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Узами гражданского брака поэт был с ней связан 14 лет. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену и оставался в семье. В глазах общества связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи девушки. Смерть Денисьевой от чахотки (раньше так называли туберкулёз) вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

 В «Денисьевском цикле»  все стихотворения звучат как исповедь – «О, как убийственно мы любим…», «Не говори: меня он, как и прежде любит…», «Весь день она лежала в забытьи…».

 Во всех стихах вырисовывается конфликт между людьми. Любовь становится трагедией для людей из-за несправедливого отношения общества, толпы к любящим. В стихотворении «Две силы есть – две роковые силы» (1869) показан конфликт личности, бросившей вызов людскому суду, и жестоким обществом:

Две силы есть — две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, —
Одна есть Смерть, другая — Суд людской.

И та и тот равно неотразимы,
И безответственны и тот и та,
Пощады нет, про
тесты нетерпимы,
Их приговор смыкает всем уста...

Но Смерть честней — чужда лицеприятью,
Не тронута ничем, не смущена,
Смиренную иль ропщущую братью —
Своей косой равняет всех она.

Свет не таков: борьбы, разноголосья —
Ревнивый властелин — не терпит он,
Не косит сплошь, но лучшие колосья
Нередко с корнем вырывает вон.

И горе ей — увы, двойное горе, —
Той гордой силе, гордо-молодой,
Вступающей с решимостью во взоре,
С улыбкой на устах — в неравный бой.

Когда она, при роковом сознанье
Всех прав своих, с отвагой красоты,
Бестрепетно, в каком-то обаянье
Идет сама навстречу клеветы,

Личиною чела не прикрывает,
И не дает принизиться челу,
И с кудрей молодых, как пыль, свевает
Угрозы, брань и страстную хулу, —

Да, горе ей — и чем простосердечней,
Тем кажется виновнее она...
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина. 

Женщина предстаёт подлинной героиней, совершившей подвиг. Тютчев признаёт за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за неё.

Лирика Тютчева завершает эпоху русского романтизма и становится предвестием художественного течения рубежа 19-20 веков – символизма.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!