СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 6. Творчество Н.В. Гоголя, натуральная школа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 5 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов первого курса, обучающихся на базе 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Лекция 6. Творчество Н.В. Гоголя, натуральная школа»

Лекция 6 Творчество Н.В. Гоголя, натуральная школа

ПЛАН

1.       Понятие «натуральная школа».

2.       Становление Н.В. Гоголя как писателя.

3.       Особенности стиля

 

1. Понятие «натуральная школа»

Эпоха 1840-х годов достаточно сложна в литературном отношении. Уходят великие писатели: в 1837 г. погибает Пушкин, в 1841 – Лермонтов.

Но приходит новое поколение писателей, которые рождены были примерно около 1820-го года. Кроме того, в этот же момент из Москвы в Петербург перебирается знаменитый критик В.Г. Белинский. Он становится главным идейным вдохновителем кружка молодых писателей, которые  порождают новое литературное направление.

Название этого направления определилось не сразу - натуральное направление в литературе, гоголевская школа, гоголевское направление в литературе, и наконец,  НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА.

Как видим из других названий, учителем и непререкаемым авторитетом для этих молодых писателей был Н.В. Гоголь, который в  период 40-х гг. 19 в. почти ничего не пишет и находится за границей. Но он автор великих, обладающих огромным авторитетом, произведений: Петербургские повести, сборник «Миргород», «Мертвые души».

Почему такое название – натуральная школа? Слово «натура» – это то же, что и природа; природный, живой образец для изображения в художественном произведении. Возникает идея  изображать общество во всех его деталях?

Идея изображать общественный организм во всех его достоинствах и недостатках пришла с Запада: во Франции и Англии в 1830-х – начале 1840-х гг. такого рода произведения появлялись в массовом порядке. А породило эту идею явление внелитературное. Причина этому –важные открытия, которые были совершены в 1820–30-е гг. в области естественных наук. К тому времени несколько ослаб церковный запрет на анатомирование, возникли анатомические театры, и было узнано необычайно много об анатомии и физиологии человека.

Соответственно, если в таких деталях был узнан организм человека, то появилась возможность лечить многие до того времени неизлечимые болезни.

И тут происходит любопытный перенос с организма человека на организм общества. Возникает идея: если изучить общественный организм во всех его деталях, то возможно будет устранить кричащие противоречия и излечить социальные болезни общества.

В связи с этим появляется новый жанр – физиологический очерк. Произведения этого жанра рассказывают о социальных группах, о представителях отдельных профессий, о социальных типах, часто встречающихся в обществе. Такого рода литература выходит часто анонимно и походит на журналистские расследования. Вот, например, произведения, вышедшие во Франции: «Физиология Парижа», «Физиология Гризетки», «Физиология женатого мужчины», причем речь в нем идет отнюдь не о его интимной жизни, а о том, как он проводит день, как общается с близкими. Физиология лавочника, физиология продавца или продавщицы, физиология актрисы. Были даже физиологии, посвященные предметам: физиология зонтика, физиология шляпы или физиология омнибуса. В этом жанре начинал работать Бальзак во Франции.

В России молодые писатели под руководством Белинского тоже ставят перед собой задачу изучать неблагополучную среду. Вскоре появляется первое произведение, первый коллективный сборник, который является манифестом этого рождающегося направления. Это «Физиология Петербурга».

Для писателей становится важным изображать среду, которая понимается очень широко: и как непосредственное окружение человека, и как эпоха, и как общественный организм в целом.

 Натуральная школа как явление развивалась достаточно быстро, и обычно говорят о трех этапах, или направлениях, этой школы. 

Первое направление – очерковое,  напоминает современное журналистское расследование. Например, Григорович заинтересовался обыденным явлением, которое ему показалось загадочным, – петербургские шарманщики. Все слышат их звуки, но откуда они берутся и куда деваются, где они едят, ночуют, о чём мечтают? И Григорович одевается потеплее и попроще и отправляется бродить с шарманщиками. Так он проводит около двух недель. Результатом становится очерк «Петербургские шарманщики», который был опубликован в сборнике «Физиология Петербурга».

Вызывающе прозвучал отрывок из романа Некрасова «Петербургские углы». Начинается он с вполне журналистского описания такое петербургского явления, как третий двор. «Знаете ли вы, что такое третий двор?» – спрашивает автор. Говорится о том, что первые дворы сохраняют благопристойность и парадный вид. Затем, если пройти под арку, объявится второй двор. Он находится в тени, там грязновато, неприглядно, но если приглядеться повнимательнее, то можно увидеть низкую арку, которая напоминает собачий лаз. И если протиснуться туда, то предстанет во всей красе третий двор. Туда никогда не попадает солнце, эти дворы украшены страшной зловонной лужей. Именно таким путем идет молодой герой Некрасова и пытается найти себе место в ночлежке. С тревогой и трепетом глядит он на эту огромную лужу, которая полностью перекрывает вход в ночлежку. Вход в ночлежку выглядит как зловонная дыра. Герой ощущает, что не сможет пройти в ночлежку, миновав эту лужу, над которой роями летают зеленые мухи и которая кишит белыми червяками.

Такие детали прежде не могли служить предметом рассмотрения для литературы. Писатели нового поколения действуют бесстрашно: они сами исследуют жизнь и предъявляют читателю результаты своего исследования.

В этих произведениях, как правило, нет художественного сюжета, личности героев совершенно не интересуют писателя или они переходят на второй план. Важна именно натура.

Девизом этого направления можно избрать такую фразу: «Такова жизнь. Вот смотри, читатель, может, ты удивишься, может быть, ужаснешься, но жизнь именно такова. Необходимо знать общественный организм».

При этом можно отметить некую механистичность подхода, характерную и для западных писателей, и для молодых российских. Общество представлялось ими как некий организм, сродни человеческому:

- лёгкими - многочисленные сады и городские парки;

- кровеносная система - деньги, которые омывают все части этого организма;

- пищеварение – это рынок, который в Париже назывался «Чрево Парижа»;

- выделительная система – это канализация.

Очерковый метод - это метод прямого «фотографирования» бытия. Делается моментальный снимок жизни, а дальше дело читателя, как к этому относиться. Главная цель – познавательная.

Но, разумеется, художественная литература не стоит на месте, и без отношения автора было трудно предъявлять новые изъяны действительности. Автор должен был выразить свое внутреннее отношение к происходящему, этого ждали и читатели.

 Поэтому достаточно быстро появляется новое направление, или второй этап в развитии натуральной школы, – сентиментально-натуральное (1846). Новым девизом направления становится вопрос: «И это жизнь? Такова ли должна быть жизнь?» В 1846 году выходит следующее знаковое издание: «Петербургский сборник».

Самыми главными произведениями для писателей этого направления являются знаменитая «Шинель» Гоголя и «Станционный смотритель» Пушкина.

Молодые писатели стремились изобразить жизнь маленького, несчастного, угнетаемого человека. Как правило, это был петербургский чиновник. Постепенно возникли и образы крестьян.

Писателям казалось, что Гоголь в своей «Шинели» несколько жестко и не совсем гуманно отнесся к Акакию Акакиевичу Башмачкину: видим целый ряд несчастий, которые преследуют гоголевского героя, но не видим, как относится герой к миру, к жизни, не видим его мыслей, не присутствуем внутри души этого персонажа.

Писателям хотелось этот образ как-то смягчить и «степлить». И возникает целая серия произведений, в которых так же страдает и мучается в огромном, холодном, бесчеловечном городе маленький чиновник, но у него появляются привязанности, скажем, к жене, к дочери, к собаке. Таким образом, молодые писатели хотели усилить гуманистическую сторону повествования.

Но на практике получалось, что высоты гоголевской они достигнуть не могли. Ведь для Гоголя важно не то, что чувствует его герой, а то, что он человек, он наш брат и имеет право на тепло, на участок, где его никто не тронет. У Акакия Акакиевича такой ниши не оказывается – он погибает от холода, от равнодушия окружающего мира. Вот гоголевская идея, а в многочисленных очерках и рассказах сентиментально-натурального направления все выглядит несколько проще и примитивнее.

Огромным исключением на этом фоне является повесть Ф.М. Достоевского «Бедные люди», опубликованная в «Петербургском сборнике». Во многом благодаря этой повести сборник получил огромную известность и был издан невероятным по тем временам тиражом в 5 000 экземпляров, который разошелся очень быстро.

Герой повести «Бедные люди» Макар Девушкин – мелкий чиновник. Он нищ, бесприютен, он снимает не комнату, а угол в кухне, где чад, вонь, где его беспокоят вопли гостей. Казалось бы, мы должны испытывать к нему только жалость. Но Достоевский ставит вопрос совершенно по-другому: его маленькие люди, безусловно, бедны, но бедны в отсутствии денег, а душевно и духовно эти люди богатые. Они способны на высокое самопожертвование: они готовы отдать последнее, не задумываясь. Они способны к саморазвитию: они читают книги, задумываются над судьбой героев Гоголя и Пушкина. Они способны писать друг другу прекрасные письма, ведь эта повесть в письмах: письма пишет Варенька Добросёлова, а отвечает ей Макар Девушкин. Таким образом, Достоевский в каком-то смысле сразу перешагнул через достаточно узкие рамки сентиментально-натурального направления. Не просто сочувствие к героям вызывает его повесть, но глубокое к ним уважение. А духовно бедными оказываются в этой повести сильные мира сего.

Третий этап развития натуральной школы. Вопрос среды по-прежнему важен для писателя, но теперь появляется идея ярче осветить самого героя. Третий уровень – это уровень большой повести, или романа. И вот здесь русская литература совершает открытие мирового класса: введение в гоголевскую среду героя онегинско-печоринского типа.

Гоголевская среда – это та среда, которая щедро и ярко изображена в произведениях Гоголя. И вот в такую серую, безнадежную среду вводится герой яркий, образованный, умный, сохранивший рудименты совести. Т.е. герой, похожий на Онегина или на Печорина. При таком соединении возникнет следующее: среда будет мучить, давить героя. А дальше сюжет может пойти по двум направлениям.

Первое направление. Герой держится стойко и не уступает среде ни в чем, а среда – это судьба, жизнь, которая дается человеку только один раз. Герой отказывается иметь дело с пошляками, служить в департаменте, где занимаются бессмысленными и пошлыми делами, он хочет проявить себя как-то, но ситуация такова, что проявить себя герой не может. И в какой-то момент герой может прийти к выводу, что жизнь прошла даром, он ничего не сумел совершить, он не сумел победить среду, хотя и остался верен своим убеждениям и идеалам. Он превращается в умную ненужность. И горько герою осознавать такой финал собственной жизни. Всё это является проблематикой романа А.И. Герцена «Кто виноват?».

Второе направление. Герой ощущает полную бесперспективность и безнадежность следовать своим чистым юношеским идеалам. Все-таки жизнь сильнее, и ему приходится уступить, примириться. Герою кажется, что он сохраняет верность себе, но среда наступает неумолимо и в какой-то момент подавляет героя настолько, что он исчезает как личность, он превратился в такого же пошляка, как и окружающие. Иногда герой понимает это, а иногда даже не в силах осознать страшную трансформацию, с ним произошедшую. Это проблематика романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» .

Оба эти романа выходят в 1847 году и знаменуют начало третьего этапа натуральной школы.

Но мы говорим о натуральной школе применительно к 1840-м годам. А уже в конце 40-х опять происходит целый ряд событий: умирает Белинский, оказывается под арестом и приговоренным к казни, но затем сосланным в далекий Омский острог Достоевский. И получается так, что писатели идут теперь своим путем и наиболее крупные классики уже сами себе создают определенное направление. Поэтому мы говорим, что пора ученичества, общего труда и выработки идеологии приходится именно на 40-е годы XIX века.

 

2.     Становление Н.В. Гоголя (1809-1852) как писателя

20 марта 1809 года – Н. В. Гоголь рождается в Великих Сорочинцах Миргородского уезда Полтавской губернии (Российская империя).

1818 – 1819 – будущий классик больше года учится в Миргородском поветовом училище с братом Ваней.

1821 – родители отправляют мальчика в Гимназию высших наук в город Нежин. Там подросток проучился в период с 1821 по 1828 год.

1825 – сотрудничает с рукописными гимназическими журналами, пробует себя в различных литературных жанрах и сочиняет первые стихи.

1827 – писатель создал литературное сочинение в картинках «Ганц Кюхельгартен» в Нежине, которое издал в апреле 1829 под  псевдонимом  В.Алов. Расстроенный недовольством критиков, сжигает все экземпляры книги вскоре после публикации произведения.

Декабрь 1827 – закончив учиться в Нежинской гимназии, Гоголь отправляется в Петербург.

Февраль 1828 – анонимно публикуется стихотворение «Италия». Гоголь решает посетить Германию.

Конец 1829 – возвратившись из Европы, поступил на госслужбу в Департамент уделов, где работал писцом и помощником столоначальника.

1830 – предположительно, в возрасте 21 года Гоголь заболевает маниакально-депрессивным психозом.

1831 – публицист покидает госслужбу и уходит в сферу педагогики – устраивается в Женский патриотический институт преподавать историю. Знакомится с Пушкиным.

1831 – 1832 – издаёт «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1834–1835 – писатель находится на должности адъюнкта в Петербургском университете.

1835 – создаёт «Тараса Бульбу», «Вий» и др. произведения, опубликованные  в сборнике «Миргород». Публикует сборник «Арабески».

1836 – публикует комедию «Ревизор». Драматическое произведение получило первые постановки в столице в апреле 1836 года

1836 – 1848 – путешествие по странам Европы: Австрии, Чехии, Франции, Италии, Германии и другим.

1840 – В Вене (Австрия) писателя настигает один из первых приступов его психической болезни.

1842 – издание сборника «Петербургские повести», включающего в себя «Нос» (1832-1833), «Невский проспект» (1833-1834), «Портрет» (1833-1834), «Записки сумасшедшего» (1834) и «Шинель» (1836-1842). Опубликован первый том «Мертвых душ».

1844 – Московский университет признает русского прозаика своим Почетным членом.

Январь 1847 – издание сборника «Выбранные места из переписки с друзьями».

1848 – Гоголь отправился в Палестину, совершил паломничество в Иерусалим.

1852 – смерть близкой подруги Екатерины Михайловны Хомяковой спровоцировала у классика затяжную депрессию.

1852 – сожжение всех рукописей, включая и второй том «Мертвых душ».

21 февраля (4 марта) 1852 года – наступила смерть писателя. Его похоронили в Москве 24.02.1852 на кладбище Данилова монастыря.

 3.  Особенности стиля

Мало кто из писателей до Гоголя пытался объединить в одном произведении возвышенное, лирическое и низменное, бытовое. Никто из его предшественников не уделял столько внимания миру вещей и предметов, которые окружают героя. Гоголь был непревзойденным мастером в изображении быта, а его произведения стали своеобразными "энциклопедиями" украинской и русской жизни. В.Г. Белинский не случайно назвал писателя "поэтом жизни действительной", ведь  одной из стилевых особенностей Гоголя является детализация. Детали помещичьего и чиновничьего быта выписаны автором так подробно, что создают впечатление полного жизнеподобия. Гоголевский текст поражает количеством деталей предметной изобразительности и таких подробностей, которые могут показаться излишними, однако каждая деталь значима и функциональна в контексте авторского замысла.

Характерной чертой индивидуального стиля Гоголя является его смех, который имеет множество оттенков – юмористический, сатирический, иронический, саркастический, каламбурный, приправленный анекдотом и фарсом. 

Язык гоголевских произведений (один из наиболее важных элементов стиля) поражает богатством разговорной лексики и разговорных интонаций. Использование лексических, морфологических, синтаксических украинизмов придавало языку произведений Гоголя неповторимую окраску.

Использование украинизмов в произведениях Гоголя выполняло ту же функцию, что и обращение к иностранной лексике в русской романтической литературе, то есть, разрушало стереотипность восприятия. Кроме того, одна из важных функций украинизмов в произведениях раннего Гоголя заключается в создании местного и национального колорита.

Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека» , жителя петербургских углов. Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека» , предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!