СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция - Концерт «М.И. Глинка. Жизнь и творческий путь»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это мероприятие было  посвящено  215летнему юбилею со дня рождения великого сына земли русской, имя которого сияет немеркнущим светом и составляет славу и гордость русской музыки. Творчество М.И. Глинки - неотъемлемая часть духовного богатства нашего народа, бесценный вклад великого композитора в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Лекция - Концерт «М.И. Глинка. Жизнь и творческий путь»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»











ЛЕКЦИЯ - КОНЦЕРТ

«М.И. ГЛИНКА. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ»

К 215-летию со дня рождения













Ведущая: Мазурова Л.В.







2019 г.

Дорогие друзья!

Сегодняшняя наша встреча посвящается предстоящему 215летнему юбилею со дня рождения великого сына земли русской, имя которого сияет немеркнущим светом и составляет славу и гордость русской музыки. Творчество М.И. Глинки - неотъемлемая часть духовного богатства нашего народа, бесценный вклад великого композитора в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Наш вечер открывает знаменитый хор «Славься» из оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин» в исполнении ансамбля скрипачей.

Родился Михаил Иванович Глинка 20 мая 1804 года в селе Новоспасском, недалеко от г. Ельни, в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Небольшая усадьба, в которой жила семья, была похожа на ту, которую описывает А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:

«Господский дом уединенный

…………………………………

Стоял над речкою; вдали

Пред ним пестрели и цвели Лучи и нивы золотые,

Мелькали селы здесь и там, Стада бродили по лугам

И сени расширял густые Огромный, запущенный сад...»


Здесь, на утренней заре, в лучшую пору цветения весны, родился будущий гениальный композитор. «По рассказу матери, после первого крика новорожденного, под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался громкий голос соловья с его восхитительными трелями» - писала в последствии о рождении брата Людмила Ивановна Шестакова.

Приволье русской природы, пение птиц, удивительно мелодичный звон колоколов, неспешные рассказы и сказки няни Авдотьи Ивановны, прекрасные русские народные песни - вот что с огромной любовью вспоминал Глинка на протяжении всей своей жизни. Откуда у маленького мальчика была такая необъяснимая тяга и любовь к крестьянским песням и звону колоколов? Все знали, если маленький Миша заплакал - лучшее средство успокоить - позвать няню, которая начинала петь, а если заболел - принести медные тазы, на которых мальчик очень ловко подражал звону колоколов.

А первое настоящее музыкальное впечатление - крепостной оркестр дяди, жившего в соседнем селе. Оркестр привозили в Новоспасское на праздники. И тогда никакая сила не могла оторвать мальчика от этих звуков. Глинка вспоминает: «Оркестр был для меня источником самых живых восторгов. Когда играли для танцев... я брал в руки скрипку или маленькую флейту и начинал подделываться под оркестр». Именно тогда услышал будущий композитор народные мелодии в инструментальном звучании и впервые услышал музыку Россини, Керубини, Моцарта! И именно тогда, на замечание гувернера о том, что мальчик думает все время о музыке, Глинка сказал: «Что поделать - музыка - душа моя!»

А потом был грозный 1812 год, и семья на время военных действий уехала в Орел, а когда они вернулись, мальчик уже услышал не прежние песни и сказки, а рассказы о подвигах русских солдат, партизан, о подвиге своего первого учителя и песни, посвященные этим героическим событиям.

И вот уже перед нами не маленький мальчик, а четырнадцатилетний подросток, воспитанник Благородного пансиона, созданного по типу Царско­сельского лицея, в котором учились А.С. Пушкин и будущие декабристы.

По желанию отца, Мишу Глинку и трое других воспитанников поселили отдельно, в мезонине дома. В комнате стоял рояль, а на чердаке дома Глинка поселил своих любимых голубей и кроликов, которые прекрасно там водились. Волею судьбы М.И. Глинка оказался в Петербурге в удивительное и прекрасное время. Время, подарившее России целую плеяду благородных и талантливых людей: Пушкин, Жуковский, Баратынский, Дельвич, Грибоедов, будущие декабристы. Духом свободы, прекрасных идей, вольнолюбивых стихов, - вот чем был наполнен воздух Петербурга. Вместе с Глинкой учился брат А.С. Пушкина - Лёвушка, а гувернером Миши был друг Пушкина, будущий декабрист Кюхельбекер. Именно через них Глинка познакомился с поэзией Пушкина, которая оказала на творчество будущего композитора огромное влияние.

Учился Глинка превосходно, он закончил пансион вторым учеником. Михаил Иванович был очень образован, знал 8 языков, которые совершенствовал до конца жизни, имел глубокие знания по географии, истории и целому ряду других наук. Но главным и любимым занятием была, конечно, музыка! Глинка брал уроки у лучших преподавателей. К сожалению, знаменитый пианист Джон Фильд уехал в Москву и Глинка успел взять у него только три урока, но и их было достаточно, чтобы заслужить одобрение. Заметный след в формировании Глинки, как прекрасного пианиста, сыграл Карл Майер, который стал для него не только учителем, но и другом. Именно он дал будущему композитору и первые уроки композиции, и теории музыки, которые ему были необходимы для написания первых сочинений, к которым относятся вариации на тему из оперы «Швейцарское семейство» И. Вейгля, а вскоре за тем вариации на тему Моцарта и вальс для фортепиано. Кроме того, Глинка берет уроки пения. В годы учебы в пансионате Глинка очень много и с большим успехом музицирует в салонах, исполняет свои романсы. Он - завсегдатай театра, где с восторгом знакомится с прекрасными образцами западноевропейской музыки: Бетховеном, Гайдном, Россини, Керубини и др.

И вот пансион закончен, но Глинка не сразу поступает на службу. По настоянию отца, Глинка едет на Кавказ, для того, чтобы принять минеральные ванны и поправить свое здоровье, которое с детства было очень слабым. Глинка едет с радостью - это первое путешествие - новые места, новые впечатления. В душе навсегда остались картины, рисующие грандиозные горные пейзажи, виноградники - он прикоснулся к подлинному Востоку. Будущий композитор слышал народные песни, видел черкесские танцы - и именно эти впечатления он отразил в опере «Руслан и Людмила» и в романсе «Грузинская песня» - мотив которого потом подскажет ему А. Грибоедов, а А. Пушкин на этот мотив сочинит стихи.

Звучит романс «Не пой красавица при мне».

После Кавказа М.И. Глинка едет в Новоспасское и пробует сам работать с музыкантами оркестра дяди, делает сам инструментовки классических произведений, по-новому вслушивается в русские народные песни.

И вот он вновь в Петербурге, поступает на службу в качестве помощника секретаря в канцелярию совета путей сообщения. Но главным остается музыка. Глинка берет уроки вокала и вновь идет к Карлу Майеру, чтобы брать уроки фортепиано, но учитель говорит: «Вы слишком талантливы, чтобы брать у меня уроки, приходите ко мне просто так и будем музицировать».

В это время Глинка очень много посещает театр. Опера становится для него любимым музыкальным жанром. Со слезами восторга он слушает оперы Моцарта, Россини, Керубини. И сочиняет сам, пока еще романсы и инструментальные пьесы. Среди них значительное место занимает «Соната» для альта и фортепиано. Глинка не сочинил ее до конца, но в качестве темы для третьей части «Рондо» им был заготовлен мотив, который стал впоследствии основной темой «Детской польки», посвященной своей племяннице.

Звучит «Детская полька».

Конец 20-х годов - время общения Глинки с выдающимися людьми своего времени: А.С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым, знакомится с выдающейся польской пианисткой Марией Шимановской, польским поэтом Адамом Мицкевичем, кроме того он знакомится с Анной Петровной Кери - прекрасной женщиной - музой А.С. Пушкина. Вот как пишет она о своем первом впечатлении от самого Глинки и его игры на фортепиано:

«Молодой человек небольшого роста, прекрасной наружности, с выразительным взглядом весьма добрых, прекрасных темно-карих глаз... Глинка... поклонился своим выразительным... почтительным манером и сел за рояль. Можно себе представить, но описать мудрено мое удивление и мой восторг! Я никогда ничего подобного не слыхала... Такой мягкости и плавности, такой души в звуках, совершенного отсутствия клавишей я ни у кого... не встречала! У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки, и издаваемые ими звуки непрерывно лились один за другим... Он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить все, что хотел…В звуках импровизации слышались и народная мелодия, и свойственная только Глинке нежность, и игривая веселость, и задумчивое чувство, и мы слушали ее, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудном забытьи...»

В 1829 году выходит в свет «Лирический альбом», в котором были напечатаны некоторые романсы и инструментальные пьесы М.И. Глинки.

В нашей программе исполняются:

  1. «Простодушие»

  2. «Мазурка»

Мечты о путешествии в дальние страны занимали мысли Глинки. В поездке за границу он наделся расширить свои музыкальные знания, усовершенствовать свой композиторский талант и поправить свое здоровье. Врач посоветовал ему теплый климат Италии, и в 1830 году Глинка со своим другом Штеричем через Германию, Швейцарию отправился в далекую и прекрасную Италию. Что собой представляла Италия в середину 19 века? Это красота и роскошь архитектурных ансамблей и исторических памятников, великолепные оперные театры! Как раз в это время открылся знаменитый миланский театр Ла Скала. Это время совпадает с расцветом творчества итальянских композиторов Беллини и Доницетти. В оперных театрах царили роскошные итальянские голоса - такие, как Патти, Рубини, Гризи, Пасты. Глинка окунулся в чудесный, волшебный мир итальянского искусства. Он посещает оперные театры, знакомится со знаменитыми итальянскими композиторами и певцами, берет уроки вокала и композиции, сочиняет для итальянских певцов. Три года, проведенных Глинкой в Италии, стали временем окончательного созревания его таланта, годами вдумчивого труда. Здесь новыми чертами обогатилась его мелодическое дарование. Здесь новым словом в оперном искусстве были для Глинки теплый лиризм и живая драматичность подлинно человеческих переживаний в музыке произведений молодых итальянских композиторов. Но в один прекрасный момент композитор понимает: «...Мы, жители Севера, чувствуем иначе, впечатления или нас вовсе не трогают, или глубоко западают в душу. У нас или неистовая веселость, или горькие слезы. Любовь, это восхитительное чувство, животворящее вселенную, у нас всегда соединена с грустью.

...Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы, изданные весьма опрятно, убедили меня только в том, что я шел не своим путем и что я искренне не могу быть итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски».

И вот, с мыслью об истинно русском произведении Глинка возвращается домой и опять через Германию. Здесь он знакомится со знаменитым теоретиком Зигфридом Деном и остается на пять месяцев учиться. З. Ден обогатил Глинку теми знаниями, которых ему не хватало для начала работы над первым крупным произведением. Это была опера «Иван Сусанин» - ставшая первой русской национальной оперой.

Сюжет будущий оперы Глинке был подсказан Василием Жуковским, а дума «Иван Сусанин» Кондрата Рылеева о подвиге русского крестьянина

Ивана Сусанина и русского народа запала ему в душу давно. Глинка работал очень быстро.

«Как по волшебному действию вдруг создался план целой оперы и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей» - вспоминал Глинка.

В работе над оперой в полной мере сказалась огромная любовь Глинки к русской народной песни, интонации которой он использовал в сольных номерах главных действующих лиц - Ивана Сусанина, его дочери Антониды, приемного сына Вани и в хоровых номерах, которых в опере много - ведь главный герой оперы - народ.

Репетиции вел сам «директор музыки Петербургских театров» композитор К.А. Кавос. Автор одноименной оперы, он признал художественное превосходство музыки Глинки над собственной и исключил свою оперу из репертуара театра.

Премьера состоялась 27 ноября 1836 года. Перед зрителями, переполнившими зал, одно за другим следовали действия оперы: в приволжском селе Домнино хор крестьян пел о земле родной, и слышались мудрые слова старика Сусанина о нависшей над ней страшной угрозе; на балу у польского короля звучали хвастливые речи шляхтичей; в небогатой избе Сусанина пел свою песню его приемыш Ваня, и в веселье приготовлений к свадьбе Антониды и Собинина вторгались чужеземцы, уводили Сусанина, бесстрашно ушедшего на верную смерть для спасения Руси; под вой зимней бури в лесной завьюженной чаще мужественно погибал он, заведя врага туда, куда и серый волк не забегал. Сверкающей радостью народной победы наполнил театр ликующий хор «Славься» в эпилоге на Красной площади в Москве. Печальным облаком затуманило ее свет оплакивание памяти Сусанина его родными... И опять с новой силой, под колокольный звон, хор и оркестр слились в величавом и мощном прославлении родной земли!

На премьере присутствовал царь, по желанию которого опера стала называться «Жизнь за царя». Присутствовал и А.С. Пушкин и друзья - литераторы. Через несколько дней друзья чествовали Глинку на дружеском обеде, посвятив ему дружеский канон:

«Пой в восторге русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь, Наш Глинка -

Уж не Глинка, уж не Глинка -

а форфор!»

Вильегорский.

«За прекрасную новинку

Славить будем глас молвы

Нашего Орфея - Глинку

От Неглинной, от Неглинной

до Невы».

Вяземский.

«Слушая сию новинку

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать, топтать, топтать не может в грязь».

Пушкин.

Успех оперы был полным. Критика откликнулась восторженными статьями.

В исполнении старшего хора звучит «Свадебных хор» и «Романс Антониды» из 3 действия оперы «Иван Сусанин».

И вот уже рождается новый замысел совместно с А.С. Пушкиным. «Руслан и Людмила» - замечательная поэма! Пушкин сам обещал написать либретто оперы, но нелепая смерть поэта помешала осуществить этот замысел. Опера рождалась очень трудно, Глинка сочинял ее в течении 5 лет, на протяжении которых рождались отдельные номера.

Звучит «Персидский хор» из 3 действия оперы «Руслан и Людмила».

Вот где пригодились восточные напевы, которые слышал Глинка на Кавказе.

Работа над оперой чередовалась у Глинки с сочинением других произведений. В 1840 году композитор сочиняет цикл из 12 романсов на стихи Нестора Кукольника «Прощание с Петербургом». Название связанны с тем, что Глинка собирался за границу, и каждый романс – дрогой сердцу образ, который Глинка хотел сохранить в своей памяти.

Звучит один из самых светлых романсов этого цикла - «Попутная песня», посвященного знаменитому событию. В 1837 году открылась первая в России железнодорожная линия «Петербург - Царское село». И Глинка в романсе передает радостный шум и суету толпы, перестук колес.

Композитор всегда любил птиц. При любой возможности они жили с ним. И сейчас, в селе Новоспасском, в доме-музее Глинки бережно сохраняется комната, в которой звонко чирикают, поют, перелетая с ветки на ветку птицы любимой Глинкой соловьиной породы. Особенно нежен и трогателен был для него образ жаворонка, удивительно тонко переданный в одноименном романсе цикла «Прощание с Петербургом».


Звучит романс «Жаворонок».

1 января 1837 года Глинку назначают капельмейстером Придворной певческой капеллы, и сам царь просит его заняться подбором певчих для капеллы. Глинка отправляется на Украину, известную замечательными голосами. О красоте украинских пейзажей, о прекрасных украинских песнях Глинка знал еще от Н.В. Гоголя и теперь убедился в этом сам, воочию.

Переезжая из города в город, из села в село, Глинка с помощниками отбирал мальчиков с красивыми голосами. В Киеве он познакомился с будущим замечательным певцом Гулак-Артемовским и уговорил его переехать в Петербург. И тогда же, под влиянием украинских песен, композитор сочиняет два романса на слова Забеллы: «Гуде витер» и «Ты, соловушка, умолкни».

Звучит романс «Гуде- витер» в переложении для фортепиано.

Романсы Глинки - особая и удивительная страница творчества. Композитор сочинял их на протяжении всей своей творческой жизни. Первое произведение Глинки - романс, и самое последнее произведение композитора - тоже романс. Сам в совершенстве владея голосом, он великолепно пел свои романсы. Современники отмечали, что постигнуть красоту и совершенство глинковских романсов можно только услышав их в исполнении самого Глинки.

Поэтому романсы Глинки - глубоко поэтический мир тончайших душевных переживаний. Это удивительное соединение музыки и стиха. Баратынский, Дельвич, Жуковский, Пушкин - лучшие поэты, на чьи стихи пишет Глинка.

Первый романс, на который обратили внимание и слушатели и критики, был написан Глинкой в 1825 году, в возрасте 21 года, на стихи Баратынского, которому было тоже 21 год. Это был удивительный, до сих пор необыкновенно популярный романс «Не искушай меня без нужды». Можно только поражаться, как в таком молодом возрасте композитор и поэт могли написать столь проникновенный, столь глубокий и искренний романс!

Звучит романс «Не искушай меня без нужды».

А сейчас прозвучит еще один романс М.И. Глинки, написанный в тот же период времени. Именно этот романс был в числе первых изданных произведений Глинки в 1829 году в «Лирическом альбоме».

М.И. Глинка, слова Голицина «Скажи зачем».

В творчестве композитора есть 2 удивительных жемчужины русской романсной лирики, 2 гениальных романса, написанных на гениальные стихи

А.С. Пушкина. Пушкин и Глинка - олицетворение самого чистого и прекрасного в русской культуре.

Звучит романс «В крови горит огонь желанья», полный яркой, кипучей страстности.

Романс «Я помню чудное мгновенье» является удивительным и прекраснейшим памятником любви двух великих людей - Пушкина и Глинки. Так случилось, что композитор, посвятив свой романс Екатерине Ермолаевне Керн, написал его на стихи Пушкина, посвященные поэтом матери Екатерины Ермолаевны Керн - Анне Петровне Керн. Этот романс - прекрасный пример совершенного слияния высокой поэзии и выразительнейшей мелодии.

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».

М.И. Глинка был несчастлив в семейной жизни и знакомство с Екатериной Ермолаевной возродило в нем надежду на счастье. Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться. Екатерине Ермолаевне Глинка посвятил еще один шедевр - «Вальс фантазию», который является родоначальником русского классического вальса, ниточки от которого ведут нас к вальсам Чайковского, Глазунова, Хачатуряна, Свиридова...

Звучит «Вальс фантазия».

27 ноября 1842 года - ровно через 6 лет состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». Сказочно-эпическое произведение, наполненное поэзией старинных преданий, фантастических образов, красочных мотивов Востока - предстает перед нами как грандиозное красочное полотно. Именно в нем в полной мере раскрылся талант великого композитора. На одном из представлений оперы присутствовал Ференц Лист, который по достоинству оценил это произведение, и некоторые номера, которые ему наиболее понравились, он взял в качестве тем для своих фортепианных транскрипций и с огромным удовольствием исполнял их в своих концертах.

Звучит «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан и Людмила».

«О, верьте мне! На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силится вползти на этот стебель и запятнать ею, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие» - писал знаменитый критик Одоевский. Несмотря на очевидную гениальность «Руслана и Людмилы», на хвалебные статьи истинных ценителей музыки, над головой Глинки сгустились тучи. Публичный бракоразводный процесс, когда Глинке запретили выезжать из Петербурга, сплетники, неудовольствие аристократических кругов, связанных с тем, что Глинка ушел с поста капельмейстера Придворной Певческой капеллы, царь, будучи на премьере оперы ушел до конца спектакля. Придворные круги сделали все, чтобы опорочить оперы, вплоть до того, что провинившихся офицеров вместо гауптвахты отправляли на оперы «Руслан и Людмила». Все это делало жизнь Глинки нестерпимой и невыносимой в Петербурге.

В 1844 году Глинка отправляется в Париж, где не только познакомится, но и сдружится с Г. Берлиозом, который восхищался талантом Глинки, писал о нем великолепные статьи, помогал организовывать концерты, в которых звучали произведения Глинки, и в которых участвовал он сам. А затем, Глинка едет в Испанию, страну, в которой он давно мечтал побывать. Два года, проведенных в Испании были для него счастливым временем. Вдали от сплетен, клеветы и зависти, он, наконец, почувствовал свободу и успокоение.

Глинка путешествовал по всей Испании, восхищаясь и наслаждаясь красотой своеобразной природы, народных обычаев. Но главное - музыка! Глинка бывает на всех народных праздниках, восхищаясь страстными и темпераментными испанскими танцами, сопровождаемыми игрой на гитаре и кастаньетах, вслушиваясь в необыкновенно колоритные интонации испанских мелодий, и влюбляется в эту музыку. В совершенстве владея испанским языком, он начинает сам постигать эту культуру. Глинка научился играть на гитаре, танцевать испанские танцы, единственное затруднение вызвала игра на кастаньетах. И вот результат - 2 прекрасных сочинения для оркестра «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». Ну, а о качестве этих произведений может судить тот факт, что когда эти произведения были исполнены в Испании, никто не мог поверить, что эту музыку написал не испанец.

Звучит «Андалузский танец».

И вот Глинка дома, в Новоспасском, он приехал со своим испанским другом и, оказавшись здесь, окунувшись вновь в русские мелодии, он начинает сочинять свою знаменитую «Камаринскую» - увертюру-фантазию на 2 русских народных песни. Удивительно сочинял Глинка, удивителен сам творческий процесс композитора. Вот как об этом вспоминает друг Глинки, П.П. Дубровский: «Однажды утром я прихожу к нему и застаю его в комнате, где за перегородкой из сетки летало штук пятнадцать птиц соловьиной породы... Он сидел за маленьким столом, посредине комнаты, перед своими птичками и что-то писал на большом листке бумаги... Это была «Камаринская». Она совершенно была готова в его воображении: он записывал ее, как обыкновенный смертный, записывающий какие-нибудь беглые заметки, и в то же время разговаривал и шутил со мной. Вскоре пришли два, три приятеля, но он продолжал писать при громком хохоте и говоря, нисколько этим не стесняясь: а между тем передавалось нотными знаками одно из самых замечательных его произведений».

В нашем концерте звучит романс на слова Растопчиной написанный в 1839году. В основу его положен народный свадебный напев из песни «Из- за гор, гор высоких», использованный затем Глинкой в «Камаринской». Название «Северная звезда» предложил большой друг Глинки Г. Одоевский.

В этом же 1848 году Глинка был в Смоленске, где в зале Смоленского дворянского собрания дали концерт в честь знаменитого композитора. А затем Глинка едет в Варшаву. Начинается последний, самый тяжелый период в жизни Глинки. Он переезжает из города в город, из страны в страну и нигде не находит успокоения. В России ему плохо, потому что никто, кроме самых близких друзей его не понимает.

«Искусство - это данная мне небом отрада - гибнет здесь от убийственного ко всему прекрасному равнодушия... у меня сумели отнять все, даже энтузиазм к моему искусству - мое последнее прибежище».

Звучит одно из самых проникновенных произведений для фортепиано Ноктюрн «Разлука», посвященный сестре.

В 1850 году умирает сестра Глинки, Е.И. Флера, а в 1851 году - мать. Об этом композитор узнает в Варшаве, он переживает огромное нервное потрясение, которое вызвало временное «неповиновение» правой руки. Глинка уже почти не сочиняет. Начатая симфония «Тарас Бульба» так и не была написана, не была написана и еще одна опера на русский сюжет «Двумужница». Работа над уже написанными произведениями, несколько романсов и небольших инструментальных пьес - итог последних лет.

В 1856 году Глинка поселяется в Берлине, он много занимается с З. Деном. Композитор глубоко изучает западную фугу и русские церковные песнопения. «Я хочу соединить узами законного брака западную фугу и русскую музыку». К великому сожалению, многим очень интересным замыслам Глинки не суждено было сбыться. После одного из концертов композитор сильно простудился и 3 февраля 1857 года умер. Близких людей рядом не было и несмотря на имеющуюся приличную сумму денег, Глинка был похоронен по-нищенски, в отделении кладбища, где хоронят бедных. Великий русский композитор удостоился погребения чуть ли не моцартовского. Известие о смерти Глинки ошеломило почитателей и близких друзей композитора. 23 февраля 1857 года состоялась заупокойная служба в Петербурге, в той самой церкви, в которой ровно 20 лет назад отпевали А.С. Пушкина. В мае этого же года по просьбе сестры Л.И. Шестаковой, тело было перевезено в Петербург и похоронено на кладбище в Александро- Невской лавры. А незадолго, 8 марта Филармоническое общество, почетным членом которого состоял М.И. Глинка, дало концерт из его сочинений. На смерть композитора откликнулись почти все столичные и московские газеты и журналы. «...Смерть Глинки - величайшая потеря для русского музыкального мира», - писал И.И. Панаев.

Близкие люди, друзья, ученики Глинки сделали все, чтобы открыть миру музыку М.И. Глинки, сохранить его творческое наследие, а затем и увековечить его память. Великолепные памятники Глинки в Смоленске и в Петербурге, восстановленный дом-музей в селе Новоспасском, существующий музыкальный конкурс имени М.И. Глинки, - все это говорит о бережном, трепетном отношении к великому сыну земли русской - М.И. Глинке.

В заключение нашего вечера, в исполнении хора Свято-Владимирской церкви прозвучит:

  1. Бортнянский «Херувимская».

  2. М.И. Глинка, Полонез «Слава русскому народу».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!