СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция- урок "Блокада Ленинграда. 900 страшных дней и ночей."

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

P.S. Цыфры, которы стоят в тексте означают номер фото(картинки) с презентации.

Если кому-то нужно, вставляйте прямо по тексту. Очень удобно

Просмотр содержимого документа
«Лекция- урок "Блокада Ленинграда. 900 страшных дней и ночей."»

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАВАЛЕРОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




















Сценарий открытого урока

КГБ ПОУ «Кавалеровский многопрофильный колледж»

«Непокоренный Ленинград 900 дней»

Преподаватель – М.В. Ковалёва




























п.Кавалерово

2024 год

Методическая характеристика темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного СПО. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание студентов в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество.

Час общения, посвященный блокаде Ленинграда, способствует воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции студентов.

Использование современных педагогических технологий:

  1. технология воспитательной работы;

  2. технология воспитания духовной культуры молодого поколения. Модель “Воспитание патриотизма и гражданственности”;

  3. технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств.

Цели:

  1. расширение представления воспитанниц о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда;

  2. формирование положительной оценки духовного подвига советского народа.

Задачи:

  1. познакомить студентов с основными этапами блокады Ленинграда;

  2. подвести студентов к пониманию значения героизма ленинградцев;

  3. воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;

  4. воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Форма проведения: открытое мероприятие.

Подготовительная работа: подготовка презентации.

Оборудование: компьютер, презентация, МР3 записи музыкальных произведений о войне.

Оформление: презентация, включить воспроизведение записи “Священная война”, звук метронома, звук сирены и т.д.

План часа общения:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний студентов.

  3. Рассказ – презентация.

  4. Подведение итогов (рефлексия).





























Преподаватель:

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани: быть - не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть.

1


Преподаватель: Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией.  


Звучит сообщение Левитана о начале войны. 

2, 3,4,5,6,7,8


Преподаватель: 22 июня  1941 году  утром в  4 часа на нашу Родину напала фашистская Германия. Весь русский народ встал на защиту своей Родины!


Звучит запись песни «Вставай страна огромная». С затиханием

9,10,11,12,13


Преподаватель: Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом.


Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине.

Идут легенды о войне.

14,15,16,17,18,19,20

Музыка заканчивается


Преподаватель: 8 сентября немцы были у стен Ленинграда. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Взять и уничтожить город мгновенно у фашистов  не получилось, и тогда Гитлер пообещал «задушить голодом и сравнять с лицом земли» город на Неве. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Ленинград оказался в блокадном кольце. Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога.

21,22,23,24 - звучит воздушная тревога


Преподаватель: Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки. По  радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

25,26,27  Звучит запись воздушной тревоги метронома.


Преподаватель: Практически сразу начался голод. Норма хлеба снизилась в 5 раз

28,29,30,31

Преподаватель: Вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. Посмотрите  на этот кусочек хлеба. Вот из чего он состоял:

Мука ржаная - 50 %,

Соевая мука - 5 %,

Отруби - 5 %,

Жмых -10 %

Солод - 10 %

Обойная пыль - 5%,

Целлюлоза - 15 %.

Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода.

Преподаватель: Ребята, вы знаете, как ели блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала…

Я вам расскажу. Люди ложили пайку на ладошку и отламывали крохотный кусочек. И долго-долго жевали его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отламывали. И снова жевали. Как можно дольше ели этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб был съеден, подушечками пальцев собирали на середину ладони крошки и прильнув к ним губами, словно хотели поцеловать их …  Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Как ценен этот небольшой кусочек хлеба …

Преподаватель:  Дома не отапливались, не было угля, ни дров. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Не было воды, её возили в бидонах на саночках из Невы.

 Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе, ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

32,33,34

Преподаватель:  В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни». Лишь по ней можно было доставить в город хлеб и снаряды, вывезти людей. Летом это был водный путь по акватории озера, а зимой по его льду. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика. Каждый такой рейс был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали наблюдение ни на минуту и вели постоянный прицельный огонь.

35,36,37,38

И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы росли, – картошка.
Здесь каждый был голодный, есть хотел.

Преподаватель:   Подростки вставали к станкам вместо погибших или ушедших на фронт взрослых и изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Для детей делали специальные подставки, чтобы они могли работать за станками. Никто не считал, сколько длится рабочий день ребёнка.

Дети тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Помогали раненным бойцам, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали. Не  смотря на голод и холод, дети продолжали учиться.

40,41,42,43,44

Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Был дом - ни света, ни воды.

Был хлеб -довесочек беды.

Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли темный страх.

Мы умирали на постах.


Преподаватель: Во время блокады многие вели дневники, куда записывали то, что пережили. В них, где карандашом, где бледными чернилами, аккуратно или наспех, иногда коченеющей рукой люди писали о своих страданиях. Особенно страшно читать дневники детей.

 Имя Тани Савичевой известно всем.  В блокадном городе девочка вела дневник, ставший свидетельством страшных преступлений фашизма.

45,46,47,48

С метрономом Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Я очень люблю петь. Всегда пела. Мне хотелось декламировать стихи, но я спотыкалась на словах: споткнешься, а все думают, что ты забыла нужное слово. Я  пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Мне нельзя заикаться, я собираюсь стать учительницей

читаю дневник Тани Савичевой под удар метронома.


Строчки из дневника Тани: 

«Женя, - умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год.

Бабушка - умерла 25 января в 3 часа 1942 год.

Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год. 

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год.

Дядя Леша - 10 мая в 4 дня 1942 год.

Мама - 13 мая в 7.30 утра 1942 год.

Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась одна Таня».

В 1944 г. Таню эвакуировали из Ленинграда в Горьковскую область, но спасти девочку не удалось, она умерла, так и не успела поправиться от истощения.

Преподаватель: Сейчас дневник Тани Савичевой в память о блокаде Ленинграда увековечен в граните и входит в мемориальный комплекс «Зеленый пояс славы».

Преподаватель: Было холодно, голодно. Но ленинградцы не унывали! Они верили: мы победим! Ничто не смогло сломить ленинградцев! Город не сдался врагу! Не покорился фашистам!

Стихотворение Миши

49,50,51,52,53,54


Преподаватель:  Битва за Ленинград 27 января 1944 г закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины, при поддержке и помощи всей страны, в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Город на Неве остался непокоренным, но победа досталась дорогой ценой. Вряд ли найдется семья в городе Ленинграде, у которой блокада не унесла жизнь родных, близких, любимых. Вечная память павшим в то суровое время! Они стояли за свободу родного города и победили!

Люди Ленинграда, вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, - никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!»


Преподаватель: Давайте же сегодня, 27 января в День освобождения Ленинграда от фашистской блокады, вспомним о тех, кто погиб. Зажжем  Свечу Памяти и почтим их светлую память минутой молчания. И пусть в эту минуту звучит, как в годы блокады, ленинградский метроном. Когда в осадном Ленинграде звучал метроном, люди знали, что можно выходить на улицу, и пока звучит метроном - безопасно... 

55,56,57,58,59,60,61

Звук метронома, минута молчания


Преподаватель: В день снятия Блокады Ленинграда над городом прогремел победоносный салют!

62,63

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что все небо грохотало...

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди.


Преподаватель: Несмотря на пережитые страдания, наша Россия жива, русский дух не сломлен!  Мы всегда будем помнить тех, кто погиб за то, чтобы мы с вами счастливо жили. Они живы, пока мы о них помним!



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!