СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лепбук "Наши герои - земляки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Катав-Ивановском районе десяти участникам Великой Отечественной войны были присвоены звания Героя Советского Союза.  В рамках акции "Наши земляки", посвященной Дню победы, мы с моим классм собрали материал и оформили в виде лепбука об одном из героев. 

Просмотр содержимого документа
«Лепбук "Наши герои - земляки"»

Наши герои - земляки.

Сырцов

Дмитрий Дмитриевич

летчик - истребитель Герой Советского Союза




Биография Родился 8 ноября 1913 года в посёлке Юрюзанский Завод, ныне город Юрюзань Челябинской области . Окончил 9 классов, школу фабрично-заводского ученичества, 1 курс Челябинского индустриального института. Работал слесарем на механическом заводе.

С 1934 года в Красной Армии и стал военным лётчиком. В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Участник похода в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года. В период Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов летал на биплане И-15бис в составе 23-го истребительного авиационного полка, побед не имел.

Начало Великой Отечественной войны лейтенант Д. Д. Сырцов встретил в качестве командира звена МиГ-3 в составе 23-го ИАП (15-я смешанная авиационная дивизия) в районе Львова. После тяжёлых потерь в материальной части, понесённых полком в первые дни войны, вместе с группой лётчиков переведён в 87-й ИАП (16-я САД), где летал на И-153. Затем с 7 июля 1941 по 25 ноября 1941 года воевал в 92-м ИАП той же дивизии, летал на И-16 и МиГ-3. В 1942 году окончил Полтавские авиационные курсы штурманов (эвакуированные в город Соль-Илецк ныне Оренбургской области).

С октября 1942 года до конца войны - в составе 866- го истребительного авиаполка. Летал на Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3.

К марту 1945 года заместитель командира 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) майор Д. Д. Сырцов совершил около 350 боевых вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на разведку войск и военных объектов, в 74 воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8084).

Поле войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах. В 1949 году окончил Военно-воздушную академию. Служил в Заполярье, в Венгрии в качестве военного специалиста в Венгерской Народной армии. С 1969 года полковник Д.Д.Сырцов – в запасе. Жил в Москве. Работал в научно-исследовательском институте. Умер 29 ноября 1985 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

По тропам войны.

Начало Великой Отечественной войны лейтенант Д.Д.Сырцов встретил в качестве командира звена истребителей МиГ-3 23-го истребительного авиационного полка 15-й смешанной авиационной дивизии, дислоцированной вблизи западной границы СССР в районе города Львов (Западная Украина).

Первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года, отражая налет вражеских бомбардировщиков на Львов. После тяжелых потерь в материальной части, понесенных полком в первые дни войны, был вместе с группой летчиков переведен в 87-й истребительный авиационный полк 16-й смешанной авиационной дивизии. Здесь совершал боевые вылеты на штурмовку вражеских войск на истребителе И-153, отражал налеты вражеской авиации на

Шепетовку, летал на разведку, сопровождал штурмовики.

С 7 июля 1941 по 25 ноября 1941 года воевал в 92-м истребительном авиационном полку той же дивизии. В этом полку летал на истребителе И-16, затем на МиГ-3. Участвовал в обороне Киева, Чернигова.

В 1942 году окончил Полтавские авиационные курсы штурманов (эвакуированные в город Соль-Илецк ныне Оренбургской области).

С октября 1942 года до конца войны сражался на Юго-Западном (с 20 октября 1943 года – 3-м Украинском) фронте в составе 866-го истребительного авиационного Измаильского полка (288-я истребительная авиационная Павлоградская Краснознаменная ордена Суворова дивизия, 17-я воздушная армия), летал на Як-1, Як-3, Як-7, Як-9.




Участвовал в следующих боевых операциях фронта:

Стратегическая наступательная операция «Уран» (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 года) – контрнаступление советских войск под Сталинградом, окружение, блокада и разгром окруженной 6-й армии Паулюса, в том числе освобождение города Морозовск Ростовской области;

Ворошиловградская наступательная операция (29 января – 18 февраля 1943 года), в том числе освобождение Ворошиловграда (ныне Луганск);

Курская битва, где в оборонительной фазе сражения 17-я воздушная армия действовала в интересах 7-й гвардейской армии Степного фронта на юго-восточном участке Курской дуги;

Изюм-Барвенковская наступательная операция на территории Харьковской области (17 – 27 июля 1943 года);

Донбасская стратегическая наступательная операция (13 августа – 22 сентября 1943 года), в том числе освобождение городов Константиновка и Красноармейск ныне Донецкой области, Павлоград и Синельниково Днепропетровской области;

Запорожская наступательная операция (10 – 14 октября 1943 года) – часть Нижнеднепровской стратегической операции, в том числе освобождение города Запорожье;

Никопольско-Криворожская наступательная операция (30 января – 29 февраля 1944 года), в том числе освобождение городов Никополь и Кривой Рог;

Березнеговато-Снигирёвская наступательная операция (6 – 18 марта 1944 года);


Одесская наступательная операция (26 марта – 14 апреля 1944 года), в том числе освобождение города Одесса;

Ясско-Кишинёвская стратегическая наступательная операция (20 – 29 августа 1944 года), в том числе освобождение города Галац (Румыния);

Болгарская операция (5 – 9 сентября 1944 года) по введению советских войск на территорию Болгарии;

Белградская наступательная операция (28 сентября – 20 октября 1944 года), в том числе освобождение столицы Югославии города Белград;

Будапештская стратегическая наступательная операция (29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года), в том числе освобождение города Секешфехервар и столицы Венгрии города Будапешт;

Балатонская оборонительная операция (6 – 15 марта 1945 года);

Венская наступательная операция (16 марта – 15 апреля 1945 года), в том числе освобождение венгерских городов Веспрем и Шопрон, столицы Австрии города Вена.

К марту 1945 года Д.Д.Сырцов совершил 343 боевых вылета на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на разведку войск и военных объектов, в 74 воздушных боях сбил 16 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, Сырцову Дмитрию Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


Участвовал в следующих боевых операциях фронта:

Стратегическая наступательная операция «Уран» (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 года) – контрнаступление советских войск под Сталинградом, окружение, блокада и разгром окруженной 6-й армии Паулюса, в том числе освобождение города Морозовск Ростовской области;

Ворошиловградская наступательная операция (29 января – 18 февраля 1943 года), в том числе освобождение Ворошиловграда (ныне Луганск);

Курская битва, где в оборонительной фазе сражения 17-я воздушная армия действовала в интересах 7-й гвардейской армии Степного фронта на юго-восточном участке Курской дуги;

Изюм-Барвенковская наступательная операция на территории Харьковской области (17 – 27 июля 1943 года);

Донбасская стратегическая наступательная операция (13 августа – 22 сентября 1943 года), в том числе освобождение городов Константиновка и Красноармейск ныне Донецкой области, Павлоград и Синельниково Днепропетровской области;

Запорожская наступательная операция (10 – 14 октября 1943 года) – часть Нижнеднепровской стратегической операции, в том числе освобождение города Запорожье;

Никопольско-Криворожская наступательная операция (30 января – 29 февраля 1944 года), в том числе освобождение городов Никополь и Кривой Рог;

Березнеговато-Снигирёвская наступательная операция (6 – 18 марта 1944 года);





Одесская наступательная операция (26 марта – 14 апреля 1944 года), в том числе освобождение города Одесса;

Ясско-Кишинёвская стратегическая наступательная операция (20 – 29 августа 1944 года), в том числе освобождение города Галац (Румыния);

Болгарская операция (5 – 9 сентября 1944 года) по введению советских войск на территорию Болгарии;

Белградская наступательная операция (28 сентября – 20 октября 1944 года), в том числе освобождение столицы Югославии города Белград;

Будапештская стратегическая наступательная операция (29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года), в том числе освобождение города Секешфехервар и столицы Венгрии города Будапешт;

Балатонская оборонительная операция (6 – 15 марта 1945 года);

Венская наступательная операция (16 марта – 15 апреля 1945 года), в том числе освобождение венгерских городов Веспрем и Шопрон, столицы Австрии города Вена.

К марту 1945 года Д.Д.Сырцов совершил 343 боевых вылета на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на разведку войск и военных объектов, в 74 воздушных боях сбил 16 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, Сырцову Дмитрию Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».








Из архива



Награды и звания


  • Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 года.

  • Награждён двумя орденами Ленина,


  • Награждён двумя орденами Красного Знамени,



  • Награждён двумя орденами Отечественной войны 1-й степени,

  • Награждён орденом Александра Невского,


  • Награждён орденом Красной Звезды,

  • Награждён болгарским военным крестом «За храбрость»

Список известных воздушных побед Д. Д. Сырцова:

Д а т а

Противник

Место падения самолёта или
проведения воздушного боя

Свой самолёт

28.08.1941

1  Хе-111

Чернобыль

И-16

1  Ю-88

28.11.1942

1  Ме-109

южнее Пронин

Як-1, Як-7.

16.01.1943

1  Ю-87

юго-восточнее Станичный

27.01.1943

1  Ме-109

южнее Белое-Расково

31.01.1943

1  Ме-109

западнее Лобачевка

1  Ме-109

южнее Малая Вергунка

10.03.1943

1  Ю-87

восточнее Водолога

12.03.1943

1  Ме-109

Щенячье

17.03.1943

1  Ме-109

юго-западнее Зарожное

1  Ю-87

западнее Смородьевка

11.10.1943

1  Ме-109

Шелковый

1  Ме-109

южнее Зелёный

05.11.1943

1  Ю-87

восточнее Тракторный

04.02.1945

1  Ме-109

восточнее Батьян

Як-3


      Всего сбитых самолётов - 15 + 0;  боевых вылетов - около 360;  воздушных боёв - 74.





Могила Сырцова на Кунцевском кладбище Москвы





Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза:

В Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 года по настоящее время на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах в составе 92 и 866 истребительных авиационных полков.

За период с 22.06.1941 года по 2.03.1945 года произвел 343 боевых вылета с налетом 348 часов. Участвовал в 74 воздушных боях, в результате которых лично сбил 16 самолетов противника.

За время пребывания в 92 истребительном авиационном полку с 22.06.1941 года по 25.11.1941 года на самолете И-16 произвел 45 боевых вылетов с налетом 39 часов, в том числе: на прикрытие наземных войск – 35 боевых вылетов, на штурмовку войск противника – 10 боевых вылетов. На самолете МиГ-3 произвел 75 боевых вылетов с налетом 81 час, в том числе: на прикрытие наземных войск – 50 боевых вылетов, на сопровождение бомбардировщиков – 15 боевых вылетов, на штурмовку войск противника – 10 боевых вылетов. За этот период участвовал в 12 воздушных боях, в которых сбил 2 самолета противника – Ю-88 и Хе-111.

За период с 28.10.1942 года по 2.03.1945 года, выполняя боевые задания в составе 866-го истребительного авиационного Измаильского полка на самолетах Як-1, Як-7Б и Як-3, произвел 223 боевых вылета с налетом 228 часов, в том числе: на прикрытие наземных войск – 58 боевых вылетов, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 127 боевых вылетов, на разведку войск

Участвуя в сражениях под Будапештом с 18 ноября 1944 года по 2 марта 1945 года, произвел 18 боевых вылетов на прикрытие наземных войск. Участвовал в двух воздушных боях, в которых лично сбил один самолет Ме-109.

Находясь в качестве авиационного представителя на командном пункте командующего 4-й гвардейской армией, своевременными вызовами авиации и постановкой боевых задач обеспечивал успешные боевые действия частей 4-й гвардейской армии и 5-го кавалерийского корпуса, где находился с радиостанцией наведения. Правильно нацеливая группы штурмовиков и истребителей на появившиеся и обнаруженные цели, обеспечивал эффективность боевых вылетов по разгрому живой силы и техники противника, пытавшегося прорваться к Будапештской группировке.

За отличное выполнение боевых заданий командования и проявленное геройство, за проведенные 343 боевых вылета и сбитые лично 16 самолетов противника достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 866 истребительного авиационного Измаильского полка подполковник Чугунов
3 марта 1945 года








противника – 38 боевых вылетов. За этот период участвовал в 62 воздушных боях, в которых лично сбил 14 самолетов противника – 6 бомбардировщиков и 8 истребителей и разведчиков.

В большинстве боевых вылетов при отсутствии истребителей противника штурмовал обнаруженные цели. Несмотря на шквальный зенитный огонь, производил по нескольку заходов, штурмуя войска противника до полного израсходования боеприпасов. Штурмовыми действиями уничтожил: 215 автомашин, 18 повозок, до 270 человек живой силы противника. В проведенных воздушных боях с превосходящими силами противника всегда показывал образцы храбрости и героизма.

28.08.1941 года, прикрывая парой МиГ-3 мосты через Днепр в районе Чернобыля, встретил до 50 Ю-88 и Хе-111 под прикрытием 6 Ме-109, которые пытались бомбардировать железнодорожный мост. Парой вступил в воздушный бой, вынудил противника сбросить бомбы неприцельно, благодаря чему мост не был поврежден. В этом бою парой сбили 4 бомбардировщика. Майор Сырцов лично сбил одного Ю-88 и одного Хе-111.

Вылетая на сопровождение штурмовиков, действовавших по наступающим мотомехчастям противника в районе Окуниново на переправах через Днепр, со своей группой штурмовал скопление живой силы и техники противника. В результате штурмовки было сожжено 15 автомашин и уничтожено до 100 человек живой силы противника.




Действуя в составе 866 штурмового авиационного полка в период окружения Сталинградской группировки противника и в период наступления частей Юго-Западного фронта в направлении Ворошиловград, Харьков участвовал в ряде крупных воздушных боев и, благодаря смелым и решительным действиям, личной храбрости и находчивости, выходил всегда победителем.

28.11.1942 года, вылетев на прикрытие наземных войск в район Пронин в составе четырех Як-7Б, встретил группу из восьми Ю-88, идущих под прикрытием шести Ме-109 на бомбардировку наземных войск. Вступив в воздушный бой, вынудил бомбардировщиков уйти на свою территорию, сбросив бомбы в поле. В этом бою лично сбил одного Ме-109.

31.01.1943 года, вылетев на прикрытие наземных войск в район 30 км западнее Каменска, встретил 4 Ю-87, своей парой Як-7Б атаковал группу противника, которая, не доходя до цели, сбросила бомбы и была вынуждена уйти на свою территорию. В этом же районе встретил 6 Ме-109, с которыми вступил в бой. В результате умелого маневра и смелых атак майор Сырцов сбил 2 Ме-109. В воздушном бою его самолет получил повреждение, но, несмотря на это, из боя не вышел, продолжал драться с противником и вынудил его бежать с поля боя.

В боях под Харьковом участвовал в ряде воздушных боев, в результате которых сбил лично 4 самолета противника.



















10.3.1943 года, вылетев на сопровождение штурмовиков в район Тарановка в составе 7 Як-7Б, встретил 3 группы по 20 Ю-87 в каждой, которые шли на нашу территорию. Выделив пару на прикрытие штурмовиков, пятеркой атаковал бомбардировщики противника. Истребители смелыми атаками разбили строй и, преследуя противника, уходящего по одному, сбили 4 Ю-87. Штурмовики, выполнив задание, без потерь вернулись на свой аэродром. Майор Сырцов в этом бою сбил один Ю-87.

5.11.1943 года, прикрывая наземные войска в составе четверки Як-1, встретил в районе Запорожья группу из 25 Ю-87 под прикрытием 6 Ме-109. Внезапными атаками истребители не допустили противника до линии фронта и вынудили его сбросить бомбы на своей территории. В этом бою группа сбила два Ю-87, из которых одного сбил майор Сырцов.

В боях в районе Одессы и на рубеже реки Днестр неоднократно вылетал с группой на прикрытие наземных войск и по приказанию рации наведения штурмовал скопления пехоты и техники противника.

18.05.1944 года, вылетев на сопровождение группы Ил-2 в составе 8 Як-1 в район Григориополь, по указанию рации наведения атаковал скопление пехоты и танков противника, готовящихся к атаке. Огнем своих самолетов штурмовики уничтожили до 100 человек живой силы и сорвали готовящуюся атаку.




Награды и звания




Из архива








Истребитель ЯК-1

Страна:

СССР

Тип:

Истребитель

Год выпуска:

1940 г.

Экипаж:

1 человек

Двигатель:

ВК-105ПФ, 1180 л.с.

Максимальная скорость:

592 км/ч

Практический потолок:

10 км

Дальность полета:

700 км

Масса пустого:

2350 кг

Максимальная взлетная масса:

2850 кг (нормальная взлетная)

Размах крыльев:

10 м

Длина:

8,48 м

Высота:

2,9 м

Площадь крыла:

17,15 кв.м.

Вооружение:

1× 20-мм пушка ШВАК, 2× 12,7-мм пулемета ШКАС


Истребитель ЯК-3

Страна:

СССР

Тип:

Истребитель

Год выпуска:

1943 г.

Экипаж:

1 человек

Двигатель:

ВК-105ПФ2, 1240 л.с.

Максимальная скорость:

640 км/ч

Практический потолок:

10,4 км

Дальность полета:

850 км

Масса пустого:

2128 кг

Максимальная взлетная масса:

2697 кг (нормальная взлетная)

Размах крыльев:

9,2 м

Длина:

8,48 м

Высота:

2,9 м

Площадь крыла:

14,85 кв. м.

Вооружение:

1× 20-мм пушка ШВАК, 2× 12,7-мм пулемета УБС


Истребитель ЯК-7

Страна:

СССР

Тип:

Истребитель

Год выпуска:

1941 г.

Экипаж:

1 человек

Двигатель:

М-105П, 1050 л.с.

Максимальная скорость:

571 км/ч

Практический потолок:

9250 м

Дальность полета:

643 км

Масса пустого:

2477 кг

Максимальная взлетная масса:

2960 кг (нормальная взлетная)

Размах крыльев:

10 м

Длина:

8,48 м

Высота:

2,9 м

Площадь крыла:

17,15 кв.м.

Вооружение:

1× 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов), 2× 7,62-мм пулемета ШКАС (1500 патронов), 6х РС-82







Истребитель ЯК-9


Страна:

СССР

Тип:

Истребитель

Год выпуска:

1942 г.

Экипаж:

1 человек

Двигатель:

М-105ПФ, 1180 л.с.

Максимальная скорость:

599 км/ч

Практический потолок:

11,1 км

Дальность полета:

875 км

Масса пустого:

2277 кг

Максимальная взлетная масса:

2873 кг (нормальная масса)

Размах крыльев:

9,74 м

Длина:

8,5 м

Высота:

2,9 м

Площадь крыла:

17,15 кв. м.

Вооружение:

1× 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов), 1× 12,7-мм пулемет УБС (200 патронов)


Истребитель И-16


Самолет........................низкоплан со 
свободнонесущим крылом
Размах крыла................................. 9 м
Длина.......................................6,13м
Стартовая масса:
с мотором М-25 ................ 1354 кг
с мотором М-62 ................ 1940 кг
Площадь крыла..................... 14,54 м2
Дальность полета
с мотором М-62 ................... 820 км
с мотором М-62 ...................690 км
Скорость полета
с мотором М-25 ................ 440 км/ч
с мотором М-62 ................ 525 км/ч
















Боевые машины летчика Сырцова


В годы Второй мировой войны боевая авиация стала одной из главных ударных сил. Несмотря на то, что в первые часы войны почти 900 советских самолетов были сожжены врагом на аэродромах, СССР удалось в короткие сроки выбиться в лидеры по количеству авиатехники. 

И-16 и маневренный биплан И-15бис. На смену этой паре должны были прийти истребители с более высокими характеристиками. Но ветвь развития пошла несколько иначе - на вооружение были приняты сразу три истребителя СССР Второй мировой войны - МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1.



летчик - истребитель Герой Советского Союза











Воспоминания Д. Д. Сырцова «Выбираю лобовую атаку» Проект Военная литература: militera.lib.ru Издание: На земле, в небесах и на море: Сборник воспоминаний. Выпуск одиннадцатый /Сост. В. М. Уколов. — М.: Воениздат, 1989. — 448 с.: ил. — (Рассказывают фронтовики). Тираж 50000 экз.



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!