Задание 1.ВОПРОС – ОТВЕТ. Представьте, что вы никогда не читали произведения Н. Лескова. Какие суждения вы можете высказать о нем как гражданине, писателе, человеке на основании стихотворения Игоря Северянина «На закате»? (Звучит выразительное прочтение стихотворения учащимся класса) Отдыхала глазами на густевшем закате, Опустив на колени том глубинных листков, Вопрошая в раздумьи, есть ли кто деликатней, Чем любовным вниманьем воскрешенный Лесков? Это он восхищался деликатностью нищих, Независимый, гневный, надпартийный, прямой. Потому-то любое разукрасят жилище Эти книги премудрости вечной самой. А какие в них ритмы! А какая в них залежь Слов ядреных и точных русского языка! Никаким модернистом ты Лескова не свалишь И к нему не посмеешь подойти свысока. Достоевскому равный, он - прозеванный гений. Очарованный странник катакомб языка! Так она размышляла, опустив на колени Воскрешенную книгу, созерцая закат. Ответы учащихся (примерные): Очевидно, это смелый человек, любящий свою страну, испытывающий и гордость, и боль за нее. Лесков, наверняка, знал русскую историю и культуру, верил в великое предназначение России. Думаю, это писатель с «душой, которая болит». Слово учителя. - Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не включался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процесса. «Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора. Задание 2 СООТВЕТСТВИЯ Соотнеси годы жизни известных писателей, и ты найдешь годы жизни Лескова: а) 1799 – 1837 И.С. Тургенев б) 1814 – 1841 А.С. Пушкин в) 1818 – 1883 Н.С. Лесков г) 1831 – 1895 М.Ю. Лермонтов Соотнеси правильно родовые гнезда писателей и найдешь место рождения Н.С. Лескова: а) с. Михайловское Псковской губернии Н.С. Лесков б) с.Тарханы Пензенской губернии А.С.Пушкин в) с. Спасское – Лутовиново Орловской губернии И.С.Тургенев г) с. Горохово Орловской губернии М.Ю.Лермонтов Словарная работа: - Как вы понимаете смысл слова «праведник»? Праведник — человек верующий, живущий по законам Христа, совершающий ежедневный подвиг любви к людям. Задание 3. Используя прием «Чтение с пометками», большая часть учащихся класса самостоятельно работают со статьей учебника по теме «Щедрый талант писателя Н.С.Лескова» ( стр. 291 учебника до слов «…современники отмечали его оригинальность во всем») и представляют материал лекции по биографии писателя в виде различных способов свёртывания информации (тезисный план или ментальная карта). Индивидуальное задание для учащихся с повышенной мотивацией: Назовите характерные черты внешнего облика и поведения Н.Лескова ( учебник, стр. 291-292). Какие вопросы Вы хотели бы задать писателю? Работа над жанровыми признаками святочного (рождественского) рассказа: Учитель предлагает притчу о выборе спутницы жизни и обсудить в парах вопросы. На какое произведение «Н. Лескова похожа эта притча?», «Что общего между притчей и изучаемым рассказом Н.С. Лескова?» (тема любви и выбора спутника жизни). Для того, чтобы ответить на вопрос «Каким образом в данную притчу можно добавить элементы святочного рассказа?», давайте вспомним, какие произведения, относящиеся к жанру святочного рассказа, мы изучили в 7 классе? (Ф. М Достоевский “Мальчик у Христа на ёлке”, Леонид Андреев “Ангелочек”, Владимир Набоков “Рождество”). Задание 4 Жанровые признаки святочного рассказа: Ребята, на основе концептуальной таблицы давайте попробуем сформулировать признаки Рождественского(святочного) рассказа. Ответы учащихся: Итак, для Рождественского или святочного рассказа характерны следующие жанровые черты: во-первых, действие всегда происходит в один и тот же временной отрезок - это святки (святками называется период от Рождества до Крещения); ещё одним обязательным элементом святочного рассказа является наличие чуда; присутствие среди героев ребёнка, а также наличие рассказчика, вспоминающего о прошлом; и обязательный элемент, завершающий Рождественский рассказ, - это нравственный урок. Давайте познакомимся с определением жанра святочного рассказа которая даёт нам литературоведческий словарь: « Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые в парадигме значений календарной прозы тоже видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика. Ребята, давайте сравним определение данное в литературоведческом словаре с определением жанра святочного рассказа, которое даёт нам Николай Семёнович Лесков в своём произведении «Жемчужное ожерелье» ( хр. стр. 319, 2 абзац) Давайте сравним два этих определения и оформим результаты сравнения в виде диаграммы Венна: Вывод: как мы видим из диаграммы, определение, даваемое в литературоведческом словаре, шире, чем определение, данное писателем: помимо привязки к дате, элементов фантастики, счастливого финала и морали, определение литературоведческого словаря включает ещё такой момент, что герой должен находиться в состоянии кризиса и обязательный элемент чудо. Итог по заданию: ответьте на вопрос «Каким образом в прослушанную вами притчу можно добавить элементы святочного рассказа?» |