СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лесков Николай Семенович - самобытный русский писатель. Жанровые признаки святочного (рождественского) рассказа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:проанализировать признаки жанра святочного рассказа, оформить своё представление по прочитанному с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, цитатный план, ментальные карты).

Просмотр содержимого документа
«Лесков Николай Семенович - самобытный русский писатель. Жанровые признаки святочного (рождественского) рассказа.»

Раздел

Тайны человеческой души

ФИО педагога

Лепехина Надежда Викторовна

Дата

16.05.2024 г.

Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Лесков Николай Семенович - самобытный русский писатель. Жанровые признаки святочного (рождественского) рассказа.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

9. 2. 6.1– анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); 9. 2.1.1 - определять жанр и его признаки (святочный рассказ)

Цель урока

Проанализировать признаки жанра святочного рассказа, оформить своё представление по прочитанному с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, цитатный план, ментальные карты).


Критерии успеха

- находит соответствия; составляет ментальную карту/тезисный план; заполняет концептуальную таблицу; сравнивает, записывая результат с помощью диаграммы Вена

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Орг. момент

Орг. момент. Приветствие.

- Посмотрите на первый слайд презентации и определите тему сегодняшнего урока и попробуйте самостоятельно разработать критерии к уроку (чем будем заниматься?)

Слово учителя:

Сегодня на уроке вы познакомитесь с биографией и основными вехами творчества Николая Семёновича Лескова; представите материал лекции по биографии писателя в виде различных способов свёртывания информации; рассмотрите жанровые особенности святочного рассказа.

Николая Семёновича Лескова его современники считают непревзойдённым знатоком русской провинциальной жизни. Лев Николаевич Толстой называл его: «… самым русским из наших писателей». Подтверждает эту точку зрения литературовед Дмитрий Петрович Святополк – Мирский. Вот что он писал по этому поводу: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть».

Настраиваются на положительный настрой урока. Определяют тему урока и его критерии





Интерактивная доска, презентация


Изучение нового материала

Задание 1.ВОПРОС – ОТВЕТ.

Представьте, что вы никогда не читали произведения Н. Лескова. Какие суждения вы можете высказать о нем как гражданине, писателе, человеке на основании стихотворения Игоря Северянина «На закате»? (Звучит выразительное прочтение стихотворения учащимся класса)


Отдыхала глазами на густевшем закате,

Опустив на колени том глубинных листков,

Вопрошая в раздумьи, есть ли кто деликатней,

Чем любовным вниманьем воскрешенный Лесков?


Это он восхищался деликатностью нищих,

Независимый, гневный, надпартийный, прямой.

Потому-то любое разукрасят жилище

Эти книги премудрости вечной самой.


А какие в них ритмы! А какая в них залежь

Слов ядреных и точных русского языка!

Никаким модернистом ты Лескова не свалишь

И к нему не посмеешь подойти свысока.


Достоевскому равный, он - прозеванный гений.

Очарованный странник катакомб языка!

Так она размышляла, опустив на колени

Воскрешенную книгу, созерцая закат.


Ответы учащихся (примерные):


Очевидно, это смелый человек, любящий свою страну, испытывающий и гордость, и боль за нее.


Лесков, наверняка, знал русскую историю и культуру, верил в великое предназначение России.


Думаю, это писатель с «душой, которая болит».


Слово учителя.

- Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не включался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процесса.

«Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.

Задание 2 СООТВЕТСТВИЯ

Соотнеси годы жизни известных писателей, и ты найдешь годы жизни Лескова:

а) 1799 – 1837 И.С. Тургенев

б) 1814 – 1841 А.С. Пушкин

в) 1818 – 1883 Н.С. Лесков

г) 1831 – 1895 М.Ю. Лермонтов

Соотнеси правильно родовые гнезда писателей и найдешь место рождения Н.С. Лескова:

а) с. Михайловское Псковской губернии Н.С. Лесков

б) с.Тарханы Пензенской губернии А.С.Пушкин

в) с. Спасское – Лутовиново Орловской губернии И.С.Тургенев

г) с. Горохово Орловской губернии М.Ю.Лермонтов

Словарная работа:

- Как вы понимаете смысл слова «праведник»?

Праведник — человек верующий, живущий по законам Христа, совершающий ежедневный подвиг любви к людям.

Задание 3.

Используя прием «Чтение с пометками», большая часть учащихся класса самостоятельно работают со статьей учебника по теме «Щедрый талант писателя Н.С.Лескова» ( стр. 291 учебника до слов «…современники отмечали его оригинальность во всем») и представляют материал лекции по биографии писателя в виде различных способов свёртывания информации (тезисный план или ментальная карта).

Индивидуальное задание для учащихся с повышенной мотивацией:

Назовите характерные черты внешнего облика и поведения Н.Лескова ( учебник, стр. 291-292). Какие вопросы Вы хотели бы задать писателю?


Работа над жанровыми признаками святочного (рождественского) рассказа:

Учитель предлагает притчу о выборе спутницы жизни и обсудить в парах вопросы. На какое произведение «Н. Лескова похожа эта притча?», «Что общего между притчей и изучаемым рассказом Н.С. Лескова?» (тема любви и выбора спутника жизни).

Для того, чтобы ответить на вопрос «Каким образом в данную притчу можно добавить элементы святочного рассказа?», давайте вспомним, какие произведения, относящиеся к жанру святочного рассказа, мы изучили в 7 классе? (Ф. М Достоевский “Мальчик у Христа на ёлке”, Леонид Андреев “Ангелочек”, Владимир Набоков “Рождество”).
Задание 4

Жанровые признаки святочного рассказа:

Ребята, на основе концептуальной таблицы давайте попробуем сформулировать признаки Рождественского(святочного) рассказа.

Ответы учащихся: Итак, для Рождественского или святочного рассказа характерны следующие жанровые черты: во-первых, действие всегда происходит в один и тот же временной отрезок - это святки (святками называется период от Рождества до Крещения); ещё одним обязательным элементом святочного рассказа является наличие чуда; присутствие среди героев ребёнка, а также наличие рассказчика, вспоминающего о прошлом; и обязательный элемент, завершающий Рождественский рассказ, - это нравственный урок.

Давайте познакомимся с определением жанра святочного рассказа которая даёт нам литературоведческий словарь:

« Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые в парадигме значений календарной прозы тоже видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.

Ребята, давайте сравним определение данное в литературоведческом словаре с определением жанра святочного рассказа, которое даёт нам Николай Семёнович Лесков в своём произведении «Жемчужное ожерелье» ( хр. стр. 319, 2 абзац)

Давайте сравним два этих определения и оформим результаты сравнения в виде диаграммы Венна:

Вывод: как мы видим из диаграммы, определение, даваемое в литературоведческом словаре, шире, чем определение, данное писателем: помимо привязки к дате, элементов фантастики, счастливого финала и морали, определение литературоведческого словаря включает ещё такой момент, что герой должен находиться в состоянии кризиса и обязательный элемент чудо.

Итог по заданию: ответьте на вопрос «Каким образом в прослушанную вами притчу можно добавить элементы святочного рассказа?»

Устно отвечают на вопросы, излагая свои мысли. Работают в рабочих листах.






















Находят соответствия.









Оформляют работу. Выступают желающие.










Итоги работы обсуждают с учителем. Отвечают на вопросы.







Называют жанровые признаки святочного рассказа. Заполняют органайзер в рабочих листах.






Читают определения, сравнивают и оформляют результаты в виде диаграммы Венна.
















Устно отвечают на вопрос.

Комментарий учителя.
























Комментарий учителя.









Взаимооценивание ( обмениваются работами для оценивания)










Комментарий учителя









Комментарий учителя










Самооценивание.Комментарий учителя



















Самооценивание по итогу урока

Рабочий лист
























Презентация. Рабочий лист.













































Плакат формата А3, маркеры





















































Презентация. Рабочий лист.































Презентация. Рабочий лист.












































Подведение итогов урока (5 мин)




Рефлексия

Стратегия «Лестница успеха»

Дает инструкцию: 1.В на столах стикер. 2. На доске рефлексивный лист «Лестница успеха» приклейте ваш стикер на понимание темы: на верхней- поняли все, смогу применить; на средней- не совсем поняли; на нижней- не понял.

Домашнее задание: найти элементы святочного рассказа в произведении «Жемчужное ожерелье» ( подтверждения).


Ученики показывают умение обосновывать свое понимание

Записывают д.з. в дневники


Самооценивание


Рефлексивный лист, стикеры





Группа 1

Отец Николая Семеновича Лескова был чиновник, выходец из духовенства, добился личного дворянства и под конец жизни стал мелким помещиком, мать происходила из орловского дворянского рода Алферьевых.

Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Ор­ликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мель­ника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек...».

В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и не­долго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический по­ворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учено­сти...» Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела. Действительно, детство, прошедшее в провинции, карьера провинциального чиновника как бы изначально предполагали изолированность от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40 го­дов. «Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворно­го влияния кружков Белинского, Станкевича... Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…». Время нас де­лало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Лесков писателей своего поколения, писателей, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.

Но, с другой стороны, от жизни Лесков и получил немало. К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта. Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу.

Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.

Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произ­ведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в жур­нале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким про­никновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.

















Группа 2

Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с Западной Европой. В начале 60-х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса, но после реформ мало что изменилось к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью и опиралась на близкое знание жизни низовых слоев русского общества. Лесков не разделял идею радикального преобразования общественной жизни, но понимал необходимость ее обновления. Революционному пути, на который призывали рус­ские демократы, писатель противопоставил возможность «мирного и стройного разрешения общественных вопросов».

Проблемы национального сознания русского народа, национального само­сознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и акту­альными в творчестве Лескова. Показательны в этом отношении самые первые — 1862 г. — беллетристические опыты Лескова: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Первые художественные произведения — это «сильная позиция», своего рода заглавие или эпиграф ко всему творчеству писателя.

Дилогия «Разбойник» и «В тарантасе» «обещает» (если иметь в виду все твор­чество писателя) того Лескова, которого читатель знает по «Житию одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левше», «Очарованному страннику». Здесь уже реализованы характерные для него эстетические принципы изображения действи­тельности, способы и приемы характерологии, стилистическая манера, формы авторского присутствия в тексте, жанрообразование. Уже здесь Лесков стремится выразить свои философско-религиозные взгляды, выделяя в социально-политических проблемах всегда волновавший его христианско-этический аспект.

С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. В художественном воплощении этой темы писатель проявил иное, чем у революционных демократов понимание перспектив и возможностей общественного развития России, иное видение мира и человека — христианское.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники – маленькие великие люди» ( М.Горький). В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Ме­лочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Рус­ский демократ в Польше», «Шерамур». Размах и масштабность лесковских творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.





















Группа 3

Лесков на протяжении всего его творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

Все произведения проникнуты фольклорными мотивами. В них звучат обрядовые песни, лирические, пословицы, поговорки. Сюжеты многих из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включают народные предания, суеверия.

Яркой особенностью творческой манеры Лескова является документальность изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле»,- признавался он. Многие герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).

Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны, как и его творческая манера. К ним нельзя подходить с обычными представлениями критериями. Лескова привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть все те, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других. Это и «Очарованный странник», «Запечатленный ангел». Особое место в творчестве писателя занимает тема женской судьбы, как правило, трагичной («Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница»).

Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым пи­сателем... анекдотистом» (В. Богданович), а третьи подчеркивали его «независи­мую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в со­держании» (А. Введенский). «Достоевскому равный – Он прозеванный гений», - так охарактеризовал Лескова поэт И. Северянин. Потребовалось немало времени, чтобы этот «оригинальный, своеобразный, удивительный талант» (М. Горький) был признан читате­лями и историками литературы. Н.С. Лесков лишь недавно занял по праву достойное место в ряду классиков русской литературы.

Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира». «Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том свя­щенном его значении», — утверждал Николай Семенович.

В 1895 года, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некро­лога. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будуще­го».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!