СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекторий для родителей МБОУ СОШ № 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль   курса  Основ  православной  культуры  

в  духовно – нравственном  воспитании учащихся  начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Лекторий для родителей МБОУ СОШ № 3»



Роль курса Основ православной культуры

в духовно – нравственном воспитании учащихся начальной школы.


Лекторий для родителей МБОУ СОШ № 3,

подготовленный учителем ОПК Долгой О.К.





Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа.

Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Духовное воспитание в русской народной педагогике - это развитие трудолюбия, формирование чувства честности, совестливости, порядочности, любви к Отечеству, преданности семейному очагу.

В православной педагогике цель воспитания – «воссоздание в человеке образа Божия», формирование у него потребности жить по заповедям высокого духовного и нравственного бытия.

Общее, что объединяет светскую и православную педагогику: это определение высших ценностей духовного бытия, осознание смысла жизни, наличие совести как средства духовно – нравственного возрастания и высоких нравственных чувств как проявления духовно – нравственного начала в человеке.

Образование, как говорил святитель Тихон Задонский, произошло от слова «образ» и включает развитие трёх человеческих составляющих: ума, воли и сердца.

«Ум – это способность человека находить истину и жить сообразно с нею», - пишет святитель. Задача состоит в том, чтобы вернуть уму человека способность различать добро и зло. Воля в результате воспитания должна быть направлена в сторону добра. Отучая ребёнка от своеволия, необходимо приучать его творить добрые дела – быть сострадательным, уступчивым, терпеливым, милосердным. Сердце – корень всех дел, добрых и злых. Чем наполнено сердце, такие действия и производит человек».


Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.

Программа по духовно – нравственному воспитанию составлена на основе «Этической грамматики» А.И.Шемшуриной и программы по ОПК «История религиозной культуры» А.В.Бородиной.

Целью программы является формирование и развитие муниципальной системы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в традициях отечественной православной культуры.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе являются

– содействие формированию духовно-нравственной позиции школьников,

– развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей,

- создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика,

- развитие нравственных чувств (сопереживания, ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры христианских святых;

- формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно – нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и прежде всего в повседневной жизни ребёнка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Необходимо предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Кроме того, процесс воспитания, направленный на развитие всех детей должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

Содержание основных принципов:

  1. Принцип личностно – ценностного соответствия.

Реализован в организации материала с учётом возрастных и индивидуальных ценностных ориентаций современных детей в целях формирования у них эмоционально – ценностных отношений к объектам православной культуры.

  1. Принцип гуманности.

Предполагает формирование умения быть милосердным к своим близким; уважать и принимать людей, независимо от социального статуса и национальности.

«Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца, ибо зорко одно лишь сердце» (И.А. Ильин)

  1. Принцип целеустремлённости.

Предполагает воспитание умения самостоятельно ставить и реализовывать задачи, принимать жизненно важные решения.

«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на добрые дела» (св. Филарет, митрополит Московский)

  1. Принцип свободы.

Возврат к утерянным ценностям, познание которых освободит молодого человека от зависимости от современных модных разнообразных ценностей.

«Лишь Истина делает человека свободным» (В.А.Сухомлинский)

  1. Принцип ответственности.

Воспитание ответственности за свои действия и поступки, формирование нравственной, этической, правовой, экологической культуры учащихся.

«Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по – христиански» (св. Тихон Задонский)

  1. Принцип красоты.

Предполагает формирование умения отличать красивое от безобразного и свои действия сообразовывать с прекрасным и высоким.

«…на единственную цель – раскрытие красоты и достоинства человека ориентируется истинная педагогика и от неё питает свои частные цели» (В.В.Медушевский).

Система работы по духовно – нравственному воспитанию может включать следующие логически связанные компоненты:

  • часы общения («Уроки человечности») с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • повседневная методика «этического заряда», используемая педагогом в совместной деятельности и общении с учащимися;

  • организация коллективно – творческих дел (КТД);

  • родительский всеобуч.

Главные цели часа общения:

    1. нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок;

    2. изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений;

    3. критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников;

    4. развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Занятия ОПК проходят в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся не боятся говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.

Основой для подготовки учителя к такому занятию становятся художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства, Библия. Занятия ОПК - это время совместного поиска истины, смысла существования, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.

Воспитание школьников будет проходить успешно только в том случае, если учитель в своей работе опирается на помощь и поддержку родителей. Важно помочь родителям заметить отклонение в нравственном развитии ребёнка и исправить поведение детей. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.


  1. "


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!