Урок 1 Специализация автотранспортных средств. Вопросы:
Основные причины появления СПС
Преимущества использования СПС
Недостатки при использовании СПС
Основные причины появления специализированного подвижного состава
С развитием строительной и с/х отраслей народного хозяйства встал вопрос о более рациональной перевозке грузов. Эффективное использование автотранспортных средств невозможно без широкого применения прицепов и полуприцепов, уменьшения непроизводительных простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок.
Можно констатировать, что появление СПС вызывают следующие основные причины:
повышение требований потребителей к доставке грузов в части их качественной и количественной сохранности;
расширение производства грузов, которые не могут быть перевезены на стандартном подвижном составе;
необходимость повышения экономических показателей работы подвижного состава и АТП в целом;
необходимость повышения производительности и качества работы предприятий обслуживаемых отраслей народного хозяйства.
СПС – это автотранспортное средство (или совокупность автотранспортных средств), имеющее ряд технических и конструктивных особенностей, обеспечивающих более выгодное и рациональное выполнение поставленных задач.
Основные преимущества СПС перед подвижным составом общего транспортного назначения
значительное увеличение коэффициента использования грузоподъемности транспортных средств при перевозке широкой номенклатуры грузов;
наиболее полное использование провозных способностей автомобилей применительно к конкретным условиям эксплуатации;
снижение затрат на тару и упаковку;
удешевление перевозок и ускорение темпов производства строительных и промышленных предприятий;
максимальное удовлетворение требований сохранности свойств груза, в результате чего сводятся к минимуму потери грузов, сберегаются значительные материальные ценности;
наиболее эффективное использование средств механизации погрузочно-разгрузочных работ у грузоотправителей и грузополучателей;
сокращение времени простоя под погрузкой и разгрузкой;
возможность перевозить всю номенклатуру грузов с максимальным удовлетворением требований ГОСТов (ГОСТ 51005-96 Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества, ГОСТ 26653-90 ПОДГОТОВКА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ К ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ) и правил дорожного движения;
повышение культуры обслуживания организаций, предприятий и населения.
Негативные стороны использования СПС
большая первоначальная стоимость специализированных АТС по сравнению с базовыми моделями (с кузовом бортовая платформа);
снижение в некоторых случаях грузоподъемности по сравнению с базовыми моделями;
повышение трудоемкости обслуживания (очистка и мойка цистерн, санобработка фургонов и т. п.);
в ряде случаев затрудненное использование обратных порожних пробегов, а иногда полное отсутствие такой возможности (автоцистерны, хлебовозы, панелевозы и т. п.).
Урок 2 Классификация грузов автомобильного транспорта Вопросы:
Классификация грузов по физическому состоянию и их приспособленности к проведению погрузочно-разгрузочных работ
Виды конструкций СПС для перевозки различных грузов. Классификация СПС.
Классификация грузов по физико-механическим свойствам:
Груз – материальные ценности и товары с момента принятия к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю. Груз обладает рядом индивидуальных свойств, которые влияют на особенности его перевозки, перегрузки и хранения.
Основным фактором, влияющим на технологию транспортировки груза, являются физические свойства груза. Они определяют вид тары и подвижного состава, погрузочно-разгрузочные работы, режим хранения, а также меры безопасности при перевозке.
В зависимости от физико-механических свойств грузы разделяют на твердые, жидкие и газообразные.
К твердым относятся грузы навалочные, перевозимые без упаковки навалом (овощи, дрова, каменный уголь, торф); сыпучие, насыпные (зерно, строительные материалы и др.), перевозимые насыпью.
К жидким грузам относятся наливные (молоко, вода, жидкое топливо и др.), требующие для перевозки специальной тары или цистерны.
К газообразным относятся грузы, находящиеся в газообразном состоянии (кислород, бутан, метан и другие).
Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам в зависимости от физического состояния:
Грузы
Навалочные
Газообразное состояние
Негабаритные грузы и грузы большой массы
Тарно-штучные, пакетированные и контейнерные
Наливные и газообразные
Жидкое состояние
Твердое состояние

По способу погрузки-разгрузки грузы делятся на тарно-штучные, навалочные, наливные и газообразные, а также негабаритные грузы. Тарно-штучные грузы характеризуются габаритными размерами, массой и формой. Они принимаются к перевозке и сдаются по объему и массе поштучно. Для погрузки и разгрузки этих грузов используются автокраны, автопогрузчики, тельферы и другие средства.
Навалочные и сыпучие грузы допускают погрузку и разгрузку навалом, т.е. выдерживают падение с высоты. Эти грузы учитываются по объему и массе. Для погрузки и разгрузки этих грузов используется экскаваторы, пневмопогрузчики, скребковые и ленточные транспортеры, зернопогрузчики, свеклопогрузчики, снегопогрузчики и другие.
Наливные и газообразные грузы – жидкие, полужидкие или газообразные грузы, перевозимые в цистернах, специальной таре или контейнерах. Для погрузки и разгрузки этих грузов применяются насосные установки, применяются методы выдавливания, самотека, опрокидывания и наклона АТС.
Информация о домашнем задании: 5 мин. [1.с.10-13, 19-20].
Классификация СПС:
По элементу, воспринимающему тяговые, скручивающие и тормозные усилия;
По конструкции рамы;
По возможности изменения колесной базы или габаритной длины;
По наличию доп. оборудования;
По типу кузова.









































Цистерна
Самосвальная платформа
Фургон
Безбортовая платформа
Безрамный
Без доп. оборудования
С доп. оборудованием
Раздвижной
Нераздвижной
С опущенным полом и двухступенчатой рамой
С опущенным полом и одноступенчатой рамой
С прямым полом и прямой рамой
Ферменный
Рамный
Специализированный подвижной состав
Скелетная конструкция с грузонесущими элементами
Информация о домашнем задании: [1.с.10-13], [1.с.19-20].
Урок 3 Автомобильные поезда Вопросы:
Классификация сцепных устройств автомобилей-тягачей
Особенности конструкции автомобиля тягача
Конструкция тягово-сцепных устройств автомобилей-тягачей
Конструкция седельно-сцепного устройства
Классификация тягово-сцепных устройств автомобилей-тягачей
Автопоезд - это совокупность автотранспортных средств, состоящая из нескольких звеньев, соединенных между собой разъемными сцепными устройствами. Звенья автопоезда могут быть активными (ведущие) и пассивными (ведомые).
Автомобиль-тягач - это АТС, предназначенное для буксировки прицепного звена в качестве тягового звена.
Для сцепления с ведомыми звеньями автомобили-тягачи оборудованы сцепным устройством. Различают следующие виды сцепных устройств:
Тягово-сцепное устройство (прицепной автопоезд);
Опорно-сцепное устройство (седельный с полуприцепом);
Прицеп-роспуск;
Комбинированные (подкатная тележка).
Особенности конструкции автомобиля тягача
В качестве автомобилей-тягачей используются грузовые автомобили, в основном, базовых и модифицированных моделей, на шасси которых могут устанавливаться различные специализированные кузова. Автомобили-тягачи могут отличаться от базовых моделей мощностью двигателя и передаточными числами трансмиссии.
Седельные тягачи, являясь модификациями базовых моделей общетранспортного назначения, отличаются отсутствием собственного кузова (на их шасси монтируется седельно-сцепное устройство), укороченной базой, наличием дополнительных топливных баков. Седельные тягачи также могут отличаться от базовых моделей мощностью двигателя и передаточными числами трансмиссии. Для американских тягачей характерна возможность перемещения седельно-сцепного устройства вдоль рамы для изменения распределения массы полуприцепа по осям тягача.
Тягачи для буксировки прицепов-тяжеловозов не являются модификацией грузовых автомобилей и имеют оригинальную конструкцию.
Перевозка грузов на значительные расстояния обуславливает нахождение в пути, как правило, несколько дней, что также предъявляет определенные требования по обеспечению условий труда и отдыха водителей.
Так как кабина является рабочим местом водителя и, в конечном итоге, значительно влияет на безопасность движения, к ней предъявляют особые требования, например:
обеспечение максимального комфорта при размещении водителя;
оборудование одного или двух спальных мест;
оснащение кондиционерами и отопителями;
установка независимых автоматических устройств по поддержанию задаваемой температуры воздуха в кабине при неработающем двигателе,
оборудование предпусковыми подогревателями;
установка рулевого колеса в наиболее удобное положение по углу наклона и высоте;
электроподогрев сидений и установка их по высоте, расстоянию до органов управления и наклону спинки;
комплексное снижение вибронагруженности рабочего места путем улучшения амортизационных качеств сидений, подрессоривания кабины и совершенствования подвески автомобиля.
Конструкция тягово-сцепных устройств автомобилей-тягачей
На грузовых автомобилях и автомобилях повышенной проходимости до недавнего времени в качестве тягово-сцепного устройства применялся буксирный крюк, который удерживал дышло прицепа. Главным недостатком такой конструкции являлось наличие существенного люфта между дышлом и крюком, что приводило к ударным нагрузкам при трогании/торможении. В свою очередь, эти удары быстро выводили буксирный крюк из строя — вплоть до произвольной расцепки автопоезда при движении. Кроме того, весьма затруднительным был процесс сцепки, когда водителю необходимо было с большой точностью подать тягач назад так, чтобы буксирный крюк оказался точно напротив дышла прицепа.
С введением правил Европейской экономической комиссии ООН № 55, которые допускают применение только тягово-сцепного устройства беззазорного типа, на современных грузовиках стало применяться сцепное устройство типа «европетля». Когда водитель тягача сдает назад, то дышло прицепа с помощью ловителя само входит в тягово-сцепное устройство и центрируется, после чего происходит автоматическая сцепка и фиксация. Дышло удерживается в тягово-сцепном устройстве за счёт вертикально перемещаемого пальца. Беззазорная конструкция оборудована фиксатором саморасцепки, что делает конструкцию более надёжной, а наличие ловителя упрощает процесс сцепки.
Конструкция седельно-сцепного устройства
Седельно-сцепное устройство представляет собой грузонесущую плиту, имеющую одну (в продольной плоскости) или две (в продольной и поперечной плоскостях) степени свободы, с угловой прорезью для вхождения шкворня, установленного на опорной поверхности полуприцепа. Шкворень служит для сцепки полуприцепа с тягачом, а также является осью излома автопоезда в повороте. Механизм сцепки-фиксации расположен под опорной плитой.
В настоящее время используются седельно-сцепные устройства с беззазорной фиксацией. Наиболее часто используют шкворни диаметром два дюйма (50,8 мм). Для магистральных перевозок предпочтительны сёдла с одной степенью свободы — продольной. Это повышает устойчивость сцепки в поворотах.
Урок 4 Прицепной состав Вопросы:
Классификация прицепного состава
Компоновочные схемы и особенности конструкций прицепов и полуприцепов
Классификация прицепного состава
Прицепной состав можно классифицировать по следующим критериям:
Компоновочная схема (прицеп, полуприцеп, прицеп-роспуск, прицеп-тяжеловоз);
Характер перевозок (международные, междугородние, внутригородские);
Назначение (универсальный, специализированный);
Тип кузова (платформа - бортовая с дугами для тента и без них и безбортовая; фургон, цистерна, рефрижератор и т.п.);
Число осей (одноосные, двухосные и многоосные);
Тип поворотного устройства. Для прицепов: поворотный круг, поворотные колеса. Для полуприцепов: самоустанавливающиеся колеса, поворотные колеса;
Тип привода (активный, пассивный).
Согласно ГОСТ 3163-76 к прицепному составу предъявляются следующие требования:
Минимальный дорожный просвет (кроме тяжеловозов) не менее чем у тягача. Прицепной состав должен следовать по колее тягача.
Прицепы с полной массой свыше 750 кг должны иметь рабочую тормозную систему на всех колесах с приводом от тягача.
Прицепы, кроме роспуска, должны иметь стояночную тормозную систему, управляемую от тягача.
Тормозные системы прицепного состава должны обеспечивать автоматическое затормаживание при отрыве от тягача. Прицепы, не имеющие тормозной системы, а также все одноосные должны иметь аварийные цепи или тросы.
Полуприцеп должен быть оборудован опорными устройствами.
Прицеп в составе автопоезда с основным тягачом не должен вилять в каждую сторону более 3 % его габаритной ширины
Запорные устройства бортов платформ и дверей фургонов, прицепов и полуприцепов (в груженном состоянии) должны быть расположены на высоте не более 1,9 м от опорной поверхности.
Компоновочные схемы
В зависимости от компоновочной схемы выделяют следующие виды прицепного состава:
Прицепы. Основными частями прицепа являются: грузовая платформа, установленная на раму, оси с колесами и рессорами, поворотное и буксирное устройства. У одноосных прицепов поворотное устройство отсутствует.
В нашей стране серийно выпускаются одно и двухосные прицепы.
Одноосные прицепы общего назначения: грузоподъемность 500 кг - ГАЗ-704; УАЗ-8109
Двухосные прицепы общего назначения. Наиболее распространенные:
ГКБ - 710В – грузоподъемность 2000 кг;
СМЗ – 8325 – грузоподъемность 2100 кг;
ГКБ – 817 - грузоподъемность 5500 кг;
ГКБ – 8350 - грузоподъемность 8040 кг;
СЗАП – 8352 – грузоподъемность 10000 кг;
МАЗ – 8926 – грузоподъемность 8240 кг.
Большинство двухосных прицепов имеет переднюю поворотную ось с углом поворота 90о-120о. Поворотные передние колеса делаются обычно у низкорамных прицепов. При большой базе все колеса делают управляемыми.
Полуприцепы. Отличаются от прицепов тем, что часть собственной массы и массы груза полуприцеп передает на раму тягача. В нашей стране серийно выпускались и выпускаются одно, двух и трехосные полуприцепы. Наиболее распространенные конструкции:
Одноосные полуприцепы общего назначения:
ОдАЗ-885 - грузоподъемность 7800 кг.
КАЗ - 93 - грузоподъемность 11500 кг.
МАЗ-93801 - грузоподъемность 13750 кг.
Двухосные полуприцепы общего назначения:
Мод. 9370 - грузоподъемность 14200 кг.
Мод. 9385/9386 - грузоподъемность 25000/20800 кг.
МАЗ-9397 - грузоподъемность 20900 кг.
Трехосные полуприцепы общего назначения:
МАЗ-9398 грузоподъемностью 25350 кг.
Важной конструктивной особенностью полуприцепов, наряду с типом поворотного и сцепного устройств, числом и расположением осей, является конструкция пола и его расположение относительно колес.
Можно выделить три основные схемы независимо от числа осей:
Полуприцеп с ровным полом по всей длине.
Преимущества. Простота конструкции, удобство в размещении грузов и применении автопогрузчиков.
Недостатки. Наибольшая погрузочная высота и наименьший объем груза. Центр масс полуприцепа расположен выше по сравнению с другими схемами
Полуприцеп со ступенчатым полом
Преимущества. По сравнению с первой схемой меньше погрузочная и больше полезная высота. Конструкция позволяет пользоваться автопогрузчиками.
Недостатки. Большая металлоемкость и сложность конструкции
Полуприцеп со ступенчатым полом и выступающими надколесными нишами.
Преимущества. Наименьшая погрузочная высота, наибольшая полезная высота груза. Наибольшая устойчивость.
Недостатки. Сложность конструкции, наибольшая металлоемкость. Выступающие надколесные ниши в ряде случаев мешают расположению грузов и пользованию автопогрузчиком. Ухудшается проходимость автопоезда
Урок 5 Полуприцепы для перевозки строительных железобетонных конструкций Вопросы:
Полуприцепы для перевозки строительных конструкций, их классификация и конструктивные особенности
Требования к прицепам и полуприцепам тяжеловозов. Предназначение прицепов и полуприцепов тяжеловозов.
Классификация и буквенное обозначение
Различают следующие виды полуприцепов для перевозки строительных конструкций:
хребтовые панелевозы – платформа для перевозки панелей, установленных под углом друг к другу, с площадкой, оборудованной ограждениями, и стойкой между панелями. Панели крепят лебедками и канатами с прижимами;
кассетные панелевозы – для перевозки панелей в вертикальном положении с ограждающими боковыми фермами. Вертикальное расположение панелей обеспечивает их сохранность, а количество может быть и нечетным. Основной недостаток – большая погрузочная высота;
платформенные панелевозы – для перевозки панелей длиной до 12 м и небольшой высоты (до 1,8 м), а также для перевозки других железобетонных изделий (плит, колонн, балок, ригелей). Платформа – площадка с ограждением;
панелевозы с наклонной рамой, обеспечивающие перевозку панелей и плит перекрытия шириной до 4 м без нарушения дорожных габаритов транспортного средства. Опорная поверхность наклонена под углом 55 °;
фермовозы – для перевозки железобетонных ферм длиной до 24 м и массой до 20 т в положении, обеспечивающем их наибольшую сохранность;
плитовозы – для перевозки плоских крупногабаритных и линейных строительных конструкций. Они представляют собой высокорамные полуприцепы-площадки. Могут быть использованы и для перевозки колонн, свай, ригелей и др. Имеют передние и задние коники с раздвижным основанием на роликах;
кабиновозы – для перевозки санитарно-технических кабин (ванные, туалеты), блоков шахт лифтов, а также плит, балок, колонн, свай, кирпича и других строительных грузов, что обеспечивается кассетной формой кузова.
Требования к прицепам и полуприцепам-тяжеловозам
Конструктивные схемы должны обеспечивать наиболее полное использование номинальной грузоподъемности;
Обеспечение возможности перевозки нескольких видов железобетонных конструкций;
Обеспечение сохранности и безопасности железобетонных конструкций при перевозке;
Комплектация оборудованием для защиты перевозимых изделий от механических повреждений и загрязнений;
Стеновые панели должны перевозиться в вертикальном положении или с наклоном к вертикали не более 8о;
При большой базе автопоезда необходимо наличие поворотной системы на задних колесах;
Полуприцепы-панелевозы должны быть оборудованы гидравлическими опорными устройствами одно- или двухстороннего действия с приводом от тягача.
Урок 6 Автомобильные самосвалы Вопросы:
Назначение автомобилей самосвалов;
Особенности конструкции и основные технические характеристики карьерных, строительных и сельскохозяйственных автомобилей-самосвалов.
Назначение автомобилей-самосвалов
Автомобили-самосвалы – это специализированные грузовые автомобили, которые предназначены для перевозки сыпучих и навалочных грузов и использующие для разгрузки опрокидывание кузова или платформы. Большинство самосвалов являются модификацией базовых моделей грузовых автомобилей. От базовых автомобилей они отличаются формой кузова и укороченной базой.
Основными классификаторами автомобилей-самосвалов являются функциональное назначение, грузоподъемность, тип подвижного состава, соответствие требованиям эксплуатации на дорогах общего пользования, проходимость, способ разгрузки платформы, приспособленность работы с прицепом. По совокупности этих свойств выделяют 7 групп автомобилей-самосвалов:
Строительные самосвалы средней грузоподъемности (4-6т) с разгрузкой кузова назад для одиночной работы.
Строительные самосвалы средней грузоподъемности (9-10 т) с разгрузкой в стороны для работы в составе автопоезда. Основное назначение – массовые перевозки по установленному маршруту.
Сельскохозяйственные самосвалы с боковой разгрузкой для работы в составе автопоезда. Предназначены для перевозок на дальние расстояния и внутрихозяйственных перевозок, которые чередуются в течение сезона.
С/х самосвалы повышенной проходимости (4х4 или 6х6) с боковой разгрузкой для работы в составе автопоезда. Предназначены, в основном, для внутрихозяйственных перевозок.
Строительные самосвалы большой грузоподъемности (8-16 т) с колесной формулой 4х2 или 6х4, предназначенные для одиночной работы. Основное применение — массовые перевозки насыпных и навалочных грузов на крупных строительных объектах и на карьерных разработках. Из-за большой полной массы и осевых нагрузок могут производить перевозки по автомобильным дорогам, допускающим осевую нагрузку более 100 кН на ось.
Строительные автопоезда-самосвалы большой грузоподъемности с боковой разгрузкой. Используют при организации массовых стабильных перевозок насыпных и навалочных грузов по установленным маршрутам в городах и пригородах. Маршруты прокладываются по дорогам и городским улицам, допускающим осевые нагрузки свыше 100 кН.
Карьерные самосвалы особо большой грузоподъемности. Не предназначены для движения по автомобильным дорогам. Их эксплуатируют по бездорожью или на специально подготовленных трактах при длительных перевозках по одному маршруту. Конструкции таких самосвалов существенно отличаются от конструкции дорожных самосвалов всех групп.
Особенностью карьерных самосвалов является их грузоподъемность, которая составляет от 30 до 560 т, и их габариты. Следствием больших габаритов и массы является необходимость в гидромеханической трансмиссии, тормозной системы, позволяющей эффективно останавливать столь тяжелое транспортное средство, пневмогидравлической зависимой подвески всех колес и др. Дизельный двигатель соединен с генератором переменного тока. Мотор-колеса работают на постоянном токе, при этом в машине используется преобразователь и теиристорная система управления.
Урок 7 Подъемные механизмы автомобилей-самосвалов Вопросы:
Подъемный механизм;
Коробка отбора мощности;
Масляные насосы.
Подъемный механизм
На автомобилях-самосвалах применяют подъемные механизмы с гидравлическим приводом от двигателя автомобиля.
При этом возможны два варианта конструкции подъемного механизма:
с качающимися цилиндрами и шарнирным соединением штоков с днищем платформы кузова;
с качающимися цилиндрами и рычажно-балансирной системой воздействия на платформу кузова.
При работе подъемного механизма часть мощности двигателя передается на коробку отбора мощности, которая приводит в действие масляный насос. Насос прокачивает рабочую жидкость по кругу через кран управления. Перемещением рукоятки крана управления на подъем производится пуск жидкости в подъемный цилиндр. Когда давление в системе превышает 9МПа, открывается предохранительный клапан. После прекращения подачи жидкости в цилиндр срабатывает обратный клапан, который удерживает жидкость в цилиндре. Перемещение рукоятки крана на опускание открывает перепускной золотник и жидкость из цилиндра перемещается в бак.
Коробка отбора мощности
КОМ устанавливается на КПП, либо на раздаточную коробку и представляет собой редуктор, на входной вал которого временно подается крутящий момент от двигателя, а выходной вал приводит в действие масляный насос подъемного механизма, либо другого доп.оборудования. Обычно к корпусу КОМ крепится корпус масляного насоса. В корпусе КОМ, служащем крышкой раздаточной коробки, на роликовых подшипниках установлен входной вал. На шлицах вала расположена шестерня, входящая в постоянное зацепление с шестерней коробки передач. Шестерню можно перемешать на шлицах. Перемещение шестерни обеспечивает зацепление с шестерней привода КОМ. Таким образом, мощность двигателя через коробку передач, первичный вал раздаточной коробки и шестерни передается на вал отбора мощности. Рычаг управления коробкой отбора мощности располагается на рабочем месте водителя.
Масляный насос
На автомобили-самосвалы для перекачивания рабочей жидкости устанавливается масляный насос шестеренчатого типа. Он крепится непосредственно к корпусу КОМ и шлангами соединяется с масляным баком. Кран управления устанавливается на корпус масляного насоса, либо соединяется с ним шлангами.
Урок 8 Система управления подъемным механизмом Вопросы:
Виды систем управления;
Гидроцилиндр.
Виды систем управления
Системы управления подъемными механизмами могут быть гидравлическими, пневматическими, электрическими, а также комбинированные.
Пневматическая система состоит из пневмораспределительного крана и клапана управления. Пневмораспределительный кран имеет 4 фиксированных положения воздушного золотника: опускание, нейтральное положение, подъем и встряхивание. Кран располагается на панели приборов в кабине водителя. Клапан управления состоит из жидкостного клапана, соединенного с мембраной в пневмокамере. При подаче воздуха в пневмокамеру клапан открывается и соединяет нагнетательную и сливную магистрали. Пример: МАЗ-5551.
Электропневматическая система состоит из электропневмоклапанов, крана управления и клапана ограничения подъема платформы. На панели управления имеется два переключателя: для включения и отключения электропневмоклапанов. Электропневмоклапаны управляют сжатым воздухом из системы автомобиля, посылая его в нужные исполнительные пневмокамеры, расположенные на кране управления. Пример: КамАЗ-5511.
В гидравлической системе управления применяется трехпозиционный кран управления, который служит для управления непосредственно потоком рабочей жидкости. Пример: КрАЗ-256Б1, БелАЗ-75402 (система объединена с ГУР).
Гидроцилиндр
Гидроцилиндры являются основными силовыми исполнительными механизмами.
Классификация:
Конструкция: простые (однозвенные), телескопические (многозвенные).
Расположение: перед платформой или под платформой, горизонтальное или вертикальное.
Воздействие на платформу: прямое, через рычажный механизм.
Преимущество телескопических гидроцилиндров заключается в меньшей начальной длине и большем суммарном ходе штоков. Недостаток - переменный объем цилиндра (при выдвигании каждого звена) и повышенная возможность засорения выдвижных звеньев.
При расположении гадроцилиндра перед платформой на гидроцилиндр воздействует меньшая сила, но возникает необходимость большего выдвижения штока.
При прямом воздействии на платформу гидроцилиндр расположен близко к вертикальному положению, а при применении рычажной системы близко к горизонтальному.