Тема: «Линейная функция и ее график»
Абабакарова М.С.
учитель математики
МКОУ «Уркарахская многопрофильная
гимназия им. А.Абубакара»
с. Уркарах
2017
Тема «Линейная функция и ее график»
Цели урока:
Образовательные:
1) Сформировать определение линейной функции, представление о ее графике;
2) Формировать умение выделять линейную функцию из множества функций;
3) Формировать умение строить график линейной функции.
Воспитательные:
1) Воспитание аккуратности;
2) Воспитание интереса к предмету при помощи использования компьютеров на уроке.
Развивающие:
1) Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы;
2) Развитие исследовательской и познавательной активности учащихся при выявлении роли параметров k и b в расположении графика линейной функции;
Методическая цель урока:
Показать некоторые приемы компетентностного подхода к обучению на этапе формирования новых знаний и умений с использованием элементов информационных технологий
Задачи урока:
1) Формирование знаний, умений и навыков по теме
2) Продолжить формирование информационной культуры учащихся, совершенствовать навыки работы на компьютере при использовании графического редактора KmPlot;
3) Сформировать у учащихся интерес к изучаемой теме через применение персональных компьютеров на уроке.
Оборудование:
1)Индивидуальные компьютеры (заранее включенные) суворовцев с программой KmPlot;
2)Карандаши простые и цветные, линейки;
3) Карточки – теория;
4)Таблица исследования параметров;
5) Готовые к уроку оси координат в тетрадях.
6) Сигнальные карточки
Ход урока:
1.Оргмомент: (компьютеры включены) - 3 мин.
Приступаем к изучению нового материала.
В тетради для конспектов запишите тему и дату урока.
Какую цель, по вашему мнению, мы ставим перед собой? (прокомментировать)
Покажите сигнальной карточкой ваше настроение и готовность к уроку. Советую вам плохое настроение и лень умножить на ноль. Сегодня мы будем проходить новый материал, поэтому вы имеете возможность получить хорошие оценки.
2.Актуализация опорных знаний: - 4 мин.
Проверим, как вы помните пройденный на прошлом уроке материал. Отметьте в тетради знак повторения. Отвечая на вопросы, сигнализируйте об окончании работы.
1.Выберите из данных функций те, которые являются прямой пропорциональностью. Запишите буквы, им соответствующие:
1 вар. а) y = 13x; б) y = в) y =
2 вар. а) y = -7x; б) y = 9 в) y =
2. В каких координатных четвертях проходит график функции
1 вар. y = 50x
2 вар. y = -7,8x
3.Постройте график функции
1 вар. y = -1,5x
2 вар. а) y = 0,5x
Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по системе плюсов.
Поднимите сигнальные карточки те, у кого получилось 3 плюса (2 плюса)
Этот материал нужен для усвоения нового материала, поэтому давайте прокомментируем ваши ответы. (Суворовцы комментируют ответы)
3.Изучение нового материала: - 21 мин
Мотивация учащихся: «А теперь приступим к открытию новых знаний и поможет нам в этом уже знакомый нам графический редактор».
1 Вывод определения линейной функции (12 мин)
На самоподготовке вы должны были ознакомиться с двумя задачами, в которых реальные ситуации задают функции формулами. (п.16 стр 70),
Запишем полученные формулы в тетрадь: y = 50 x + 20, t 0, y = 3x + 5, x N
*Что в выведенных формулах означает число 20 и 5?
Линейная функция: y = kx + b, x – нез. перем, k и b – числа. (стрелочками) (обвести в рамочку)
Зависимость такого вида наз. линейными функциями. y = kx + b
Прочитайте определение линейной функции в раздаточном материале.
Линейной функцией наз. функция, которую можно задать формулой вида y = kx + b, где x – независимая переменная, k и b – некоторые числа. Это определение необходимо выучить наизусть.
Возьмите в руки клей-карандаш и приклейте теорию в тетрадь.
Являются ли линейными функции? Назовите коэффициенты.(учащиеся должны проговаривать определение и называть коэффициенты)
1)y = 2x – 3; 2) y = -2x + 5; 3) y = 7 - 9x; 4) y = 8 ; 5) y = .
Запишите в тетрадь: Линейные функции:
Давайте посмотрим, как вы поняли. Выпишите в тетрадь номера, соответствующие линейным функциям.
1)y = 5 -2x; 2) y = 2 -x ; 3) y = - + 7; 4) y = 8x; 5) y = 5
Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по системе плюсов работу
Поднимите карточки те, у кого получилось 5 плюсов?, 4 плюса? Давайте прокомментируем ответы.
Запишите в тетрадь 2 примера, задающие линейную функцию: Например:y = 2x –3; y = -x + 5
2 Построение графика линейной функции (9 мин)
А теперь мы поняли определение линейной функции и можем приступить к построению ее графика.
Рассмотрим, как будет выглядеть график функции в зависимости от коэффициентов с помощью графического редактора.
а) Построим с помощью графического редактора график прямой пропорциональности
y = 2x (красным цветом)
*Через какую характеристическую точку всегда проходит график прямой пропорциональности?
б) Постройте с помощью графического редактора график функции y = 2x + 3 (синим цв.).
*Что является графиком линейной функции? (прямая)
*Проходит ли график данной функции через начало координат?
*Сравните расположения графиков, изображенных красным и синим цветом (графиком является прямая, параллельная прямой y = 2x и полученная сдвигом этой функции на 3 единицы вверх по оси y.
в) Постройте с помощью графич. редактора график функции y = 2x - 5 (фиолетовым цв.).
*Что изменилось? Вот видите. На следующем уроке мы будем с вами об этом говорить.
*Как же построить график данной функции, не имея графического редактора под рукой? Какое количество точек достаточно построить? (2 точки)
Как же построить самому график функции в тетради?
Так давайте же прочитаем в опорном материале алгоритм построения графика линейной функции:
1.Найти координаты двух точек графика;
2.Отметить полученные точки на координатной плоскости;
3.Провести через построенные точки прямую.
Несколько учащихся проговаривают алгоритм.
Все строят в тетради график функции y = 2x+3 и при помощи преподавателя отрабатывают оформление
Есть вопросы? Тогда немножко отдохнем.
4.Физкультминутка - 1 мин
5.Решение задач: -8 мин
Теперь попробуйте самостоятельно поработать. Учащиеся строят графики линейной функции, после выполнения задания в тетради проверяя себя на графическом редакторе, далее успевающие работают по индивидуальным карточкам
№ 316 (2 стб)
в ) y = + 1 Да, k = , а b = 1 y
г) Нет, не является линейной.
№ 319 (а,б)
а ) y = -2x + 1 0 x
x 0 1 y
y 1 -1
б) y = 0,2x + 5
x 0 5 0 x
y 5 6
6.Постановка домашнего задания - 1 мин
п.16, выучить пройденную на уроке теорию,
выполнить № 318 (а) (на повторение ранее пройденного, необходимо для дальнейшего изучения материала на следующем уроке, можно выполнить в виде таблички), № 319 (в,г) (надо будет по алгоритму построить график линейной функции), дополнительно для успевающих № 328 (подумайте сами)
7.Самостоятельная работа в тетради - 3 мин.
Самостоятельно строим в тетради по вариантам. Проверяем правильность выполнения с помощью графического редактора после построения. Готовность сигнализируем сигнальной карточкой: 1 вар № 319 (д) 2 вар № 319 (е)
y
№ 319 (д,е)
д) y = x - 3 0 x
x 0 2 y
y -3 -2
е) y = -x – 3,5
x 0 1 0 x
y -3,5 -4,5
8. Подведение итогов: - 4 мин.
Поднимите рожицу, соответствующую пониманию вами материала.
Объявление оценок с аргументацией.
Урок окончен. Спасибо за урок.