В стране «Однокоренных слов».
Велик и могуч Русский язык! Сколько в нём слов разных, сколько правил сложных, орфограмм трудных да частей речи непосильных. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Жил да был в одном городе ученик Петя Лентяев. Учился он в школе, но так ленился, что ни родители, ни учителя не знали, что с ним делать. Однажды решил он школу прогулять и остался дома. Набегался, наигрался, лёг отдохнуть и крепко заснул. И вот снится ему сон, что попал он в страну незнакомую, а вокруг столько слов, столько правил на плакатах развешено.
Огляделся Петя, испугался. Куда же это он попал? Видит, сидит мальчик на пеньке и плачет.
- Что ты плачешь? - спрашивает его Петя.
- Как же мне не плакать? - отвечает мальчик. Мы с тобой в стране «Однокоренных слов». Тот, кто плохо учится в школе и не умеет выделять корень в словах, никогда не вернётся обратно домой.
Мальчика звали Серёжа, и он, как и Петя, плохо учился в школе.
- Ты знаешь, что такое «корень слова»?- спросил он Петю Лентяева.
Петя задумался.
- Вот, смотри, - продолжил Серёжа. - Мудрые человечки из этой страны дали мне задание найти все однокоренные слова и выделить корень.
Серёжа протянул Пете тетрадь, в которой было так много слов, что Петя испугался ещё сильнее.
- Ну, что же ты молчишь? Помоги мне! Пожалуйста!- кричал Серёжа.
Петя что-то протянул еле слышно, почесал затылок, но ничего внятного так и не ответил.
- Всё понятно, - сказал Сережа. Значит, ты тоже ничего не знаешь, значит, ты тоже, как и я, плохо учишься в школе.
- Что же это за корень такой?! И Серёжа заплакал ещё сильнее.
- Мама, мамочка! Забери меня отсюда. Ну почему, почему я не учил правило, которое нам задавала Тамара Андреевна? - продолжал причитать он.
Петя тоже присоединился к Сереже, и теперь они рыдали уже вместе. Они так сильно плакали, что на их крик сбежались мудрые человечки, живущие неподалёку. Им стало жалко ребят, и они решили им помочь.
- Хорошо, так уж и быть, мы поможем вам справиться с заданием. Но и вы дайте нам обещание, что вернувшись, домой, вы всегда будете учить правила и выполнять домашнее задание.
- Конечно, конечно!- дружно ответили мальчики.
Один из мудрых человечков достал книгу и начал читать:
«СЛОВА, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ОБЩУЮ (ОДИНАКОВУЮ) ЧАСТЬ И ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, НАЗЫВАЮТСЯ РОДСТВЕННЫМИ».
Например: Чай - чайник, гриб - грибной.
-А ну-ка, повторите по очереди! - сказали мудрые человечки.
И Петя с Серёжей быстренько повторили правило.
- Слушайте дальше!- продолжил мудрый человечек.
«ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ КОРНЕМ, А РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА ИНАЧЕ НАЗЫВАЮТСЯ ОДНОКОРЕННЫМИ».
- Это понятно? Повторите!
Ребята чётко произнесли вслух прочитанное правило.
- Ну, вот и всё!- добавил другой мудрый человечек. Теперь вам осталось только выполнить задание. Это же так просто, когда знаешь правило.
Петя с Серёжей быстро принялись за дело. Уже через несколько минут всё было готово. Они светились от радости. Наконец-то они узнали, что такое «корень слова» и наконец-то они могут вернуться домой.
Петя так сильно закричал «Ура!», что даже проснулся от этого.
- Ничего себе! Вот это сон мне приснился!
Петя огляделся вокруг. Он лежал на кровати в своей комнате и никакого мальчика, никаких мудрых человечков уже не было.
Но он хорошо помнил то обещание, которое они дали мудрым человечкам. Он вскочил с кровати, достал учебник русского языка и принялся учить все правила, которые раньше не учил. Ведь ученье - свет, а неученье - тьма. Это Петя Лентяев теперь знал уже точно!