СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лирический сюжет и дела сердечные («…девушка сама не глупая предпочитает...»)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Когда хочешь писать о женщине,

обмакни перо в радугу и стряхни пыль с крыльев бабочки

 

 

Агафья, Анна, Елена, Катерина, Марья, Маша, Наташа, Ольга, Софья, Татьяна… Нет, это вовсе не выборка из словаря  - справочника имён. И не оглавление «Словаря личных имён русской художественной литературы…» -  такой существует, и не перечень имён собственных из словаря   языка какого-нибудь писателя.  Внимательный читатель, даже если он не учитель словесности,  уже догадался,  что это ряд женских имён из русской  классики, знакомый со школьных лет.

Софья –из «Горя от ума» А. Грибоедова.

Татьяна – из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина.

Маша –из пушкинской «Капитанской дочки».

Агафья и Ольга – из «Обломова» И. Гончарова.

Катерина – из «Грозы» А.Островского.

Марья и Наташа – из «Войны и мира»  Л.Н.Толстого.

 Как-то так сложилось, что ни в ответах у доски, ни в темах школьных сочинений, а значит, и в сознании учащихся (да и самих учителей) эти героини никак не пересекаются, или редко. А что у них общего?  

Просмотр содержимого документа
«Лирический сюжет и дела сердечные («…девушка сама не глупая предпочитает...»)»


Лирический сюжет и дела сердечные

(«…девушка сама не глупая предпочитает...»)


Когда хочешь писать о женщине,

обмакни перо в радугу и стряхни пыль с крыльев бабочки



Агафья, Анна, Елена, Катерина, Марья, Маша, Наташа, Ольга, Софья, Татьяна… Нет, это вовсе не выборка из словаря - справочника имён. И не оглавление «Словаря личных имён русской художественной литературы…» - такой существует, и не перечень имён собственных из словаря языка какого-нибудь писателя. Внимательный читатель, даже если он не учитель словесности, уже догадался, что это ряд женских имён из русской классики, знакомый со школьных лет.

Софья –из «Горя от ума» А. Грибоедова.

Татьяна – из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина.

Маша –из пушкинской «Капитанской дочки».

Агафья и Ольга – из «Обломова» И. Гончарова.

Катерина – из «Грозы» А.Островского.

Марья и Наташа – из «Войны и мира» Л.Н.Толстого.

Как-то так сложилось, что ни в ответах у доски, ни в темах школьных сочинений, а значит, и в сознании учащихся (да и самих учителей) эти героини никак не пересекаются, или редко. А что у них общего? А ведь оно есть. Во-первых, все они русские женщины – то есть женщины с русским менталитетом. Проще сказать, женщины, которым присущи схожие особенности восприятия и оценки ими окружающего мира, традиционное сознание и представления о нормах, приоритетах, моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Недаром Пушкин заметил: «Татьяна (русскою душою,/Сама не зная почему)…» И ведь надо признать, что этой самой русскости в капитанской дочке в Маше, в Агафье, ставшей женой Обломова, в Катерине А.Островского и толстовской Наташе ничуть не меньше.

Во-вторых, Ф.М.Достоевский однажды во всеуслышание сказал: «Может быть, Пушкин лучше бы сделал, если бы назвал свой роман именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня романа». И как сказал Александр Михайлович Разумихин – прозаик, публицист, литературный критик, член Союза писателей России: «Да простят меня читатели Л.Толстого, но я тоже считаю, что именно Наташа, а не Пьер или князь Андрей, тем более не обобщённый образ народа и даже не Кутузов является главным героем романа-эпопеи. И все перечисленные героини- каждая в своём произведении тоже не из последних персонажей, это факт».

В-третьих, русской литературе присуще, и очень часто, нравственное превосходство женщин над своими избранниками, в которых нередко чувствуется «пародия».

В-четвёртых, по сюжету все они влюблённые, любящие или любимые женщины.

Но тема любви в поэзии Пушкина, Тютчева, Блока, Есенина в школьной программе имеет место быть (иной раз мы сравниваем на уроке любовь в стихах Пушкина и Тютчева). А вот тема любви в русской прозе почему-то благополучно отсутствует, хотя как на всё это посмотреть. Известно, что И.Гончаров назвал «Горе от ума» «картиной нравов, галереей живых типов», в которых отразилась, по мнению известного писателя, «вся прежняя Москва… её тогдашний дух». И это при том, что сюжет пьесы сугубо лирический: любовь, обман, ревность, разочарование. Больше того, сам Грибоедов в письме к другу так определил сюжетный замысел своей комедии: «… девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку». Слово «дурак», адресованное автором комедии Молчалину, позже окажется перенесённым на самого Чацкого. Софья кого на кого променяла?

Повествование об исторических событиях пугачёвщины в «Капитанской дочке» тоже во многом строится на любовных отношениях главных героев – Петра Гринёва и Маши Мироновой. Кто из них главнее в повести, ещё надо посмотреть. Маша отказывает Швабрину, потом она выхаживает Гринёва после ранения и влюбляется в него. В ней просыпается сила воли, мужество. Любовь к Гринёву и потребность защитить его и их любовь помогают девушке.

Женские черты, милые сердцу Пушкина, мы видим в образе Татьяны Лариной. Вначале Татьяна, как и Маша Миронова, застенчива, молчалива, проста, естественна, нежна и добра. Конечно, это скажет любой школьник, что они живут в разные эпохи, развиваются в разной среде. А иной раз кажется, что Татьяна в чём-то превосходит Машу, но…

Ей рано нравились романы;

Они ей заменили сё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

А поверив с наивной искренностью, что всё в них правда, была готова любить. А в делах сердечных Маша Миронова оказалась всё же натурой более глубокой и умной. Почему такой вывод? Она смогла разглядеть истинную натуру Швабрина. Понадобится время, отъезд Онегина, замужество, прежде мы встретим совсем иную Татьяну, о которой спорят Белинский и Достоевский. Белинский осудил Татьяну за то, что она пожертвовала своей любовью ради долга, а Достоевский найдёт в ней идеал женщины, человека, чьё поведение – воплощение нравственного совершенства. Татьяна исходит из того, что нельзя строить своё счастье не несчастье другого. А здесь история Татьяны созвучна с историей Софьи. Была оставлена Чацким – он уезжает на три года из Москвы ума набраться.

Драму А.Островского «Гроза» (появилось в 1860 году) школьная программа рассматривает как значительное произведение, в основе которого конфликт молодой женщины Катерины с «тёмным царством», самодуров, деспотов, невежд. Почему конфликт столь трагичен? Ответить на вопрос можно лишь, заглянув в душу. Как живёт Катерина в девичестве?

«Я жила, ни об чём не тужила, словно птичка на воле».

Если снять религиозный акцент, то большой разницы между Татьяной пушкинской до «роковой» встречи с Онегиным и Катериной до её замужества не видно. Катерина пытается найти своё счастье в любви к Тихону.

«Я буду мужа любить. Тиша, голубчик, ни на кого тебя не променяю». Но любить искренне и открыто, как того просит душа в доме не принято. Глотком свободы становится для неё чувство к Борису.

Это Катерине не повезло, её отдали за нелюбимого, а у пушкинской Татьяны всё могло быть наоборот - исключительно по любви. И поэтому мучительный для Татьяны день именин, когда Онегин публично ухаживает при ней за Ольгой, и трагическое известие о дуэли и гибели Ленского. Хорошо усвоив урока Онегина, она научилась властвовать собою («Мечтам и годам нет возврата…»).

Нужно заметить, когда в том или ином произведении возникает любовный мотив, авторы непременно касаются темы женской красоты. Не обошёл её и Лев Толстой. Обычно об этом вспоминают, когда речь заходит о Наташе Ростовой. Описывая её, Толстой много раз подчёркивает, что Наташа далеко не всегда красива. Она расцветает, когда её девичий облик озарялся внутренним светом. Толстой проводит Наташу через множество испытаний. И одно из них- любовь к князю Андрею. Эта любовь, ставшая на какой-то период смыслом её жизни, принесёт ей куда больше беспокойства и тревог, нежели счастья. Слишком уж разными они были людьми, может, потому и потянулись друг к другу, что были не похожи. Как объяснить Наташино увлечение Анатолем, её Измену князю Андрею? В какие-то несколько дней она разрушила своё счастье. Зачем? Затем, что, по Толстому, безгрешен не тот, кто без греха, и чист не тот, кто не ошибается. Важна чистота души, а она рождается в преодолении ошибок и заблуждения. Князь Андрей не умел думать о Наташе, - с этого и началась их личная драма. А Наташа умеет думать о другом больше, чем о себе.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить меня за всё…»

В последний раз в романе она появляется в новой роли - жены и матери четырёх детей. Всем своим существом она погрузилась в семью, и силы её устремлены на то, чтобы служить мужу и детям. Она чувствовала, что связь её с мужем держалась не поэтическими чувствами, связь выражалась в заботах и привязанности к детям, и главное, Наташа знала всю душу Пьера, а Пьер видел себя отражённым в своей жене. Вот почему Наташу ставит в завершение книги. Почему? Для Толстого – она та самая жизнь, в какой ничего нельзя предвидеть и предугадать. «…девушка сама не глупая предпочитает полное духовное единство с любимым мужем всему другому…» Напрасно думать, что лирический сюжет произведения Толстого в финале одаривает нас ответами на все вопросы по поводу сердечных дел. Напротив последние страницы романа перед читателем лишь вновь и вновь ставят такие простые и такие неимоверные вопросы: что есть жизнь? Что такте счастье? Как надо жить? Кого любить? Именно эти вопросы вставали во все времена и перед читателями «Горя от ума», «Евгения Онегина», «Капитанской дочки», «Отцов и детей», «Грозы».

Попытаюсь сделать выводы:

-эти вопросы про жизнь, про счастье, про любовь не ограничиваются рамками прошлых веков, они встают и перед живущими сегодня;

- именно эти вопросы, а не проблемы «лишних людей», «тёмного царства», не спор «века нынешнего» и века «минувшего» волнуют новые и новые поколения девушек, заставляя их размышлять о том, кого предпочитать;

- Ответы на жизненные вопросы каждая из наших современниц, будь она красивая или не очень, ищет в жизни сама, как искали их в свои времена героини Пушкина, Грибоедова, Островского, Толстого, Гончарова;

- способны ли эти героини помочь нынешним девушкам? Могу сказать лишь одно: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся».

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!