СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература. 9 класс. Джордж Ноэл Гордон Байрон "Паломничество Чайльд Гарольда". Презентация

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература. 9 класс. Джордж Ноэл Гордон Байрон "Паломничество Чайльд Гарольда". Презентация»

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЕМЧЕНКО НАТАЛЬЯ СТАНИСЛАВОВНА

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЕМЧЕНКО НАТАЛЬЯ СТАНИСЛАВОВНА

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Романтизм в литературе -- эпоха преобладания лирических жанров, прежде всего лирической поэзии, лиро-эпической поэмы. Романтические поэты были преимущественно лириками и поэтами природы. Писали о том, что видели непосредственно - в самих себе и вокруг. Гёте говорил, к примеру, что у него нет строки, которая не была бы навеяна его собственным опытом.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Романтизм в литературе -- эпоха преобладания лирических жанров, прежде всего лирической поэзии, лиро-эпической поэмы. Романтические поэты были преимущественно лириками и поэтами природы. Писали о том, что видели непосредственно - в самих себе и вокруг. Гёте говорил, к примеру, что у него нет строки, которая не была бы навеяна его собственным опытом.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА В 1812 г. появились первые две песни лиро-эпической поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», которая создавалась в течение нескольких лет. Поэма произвела огромное впечатление не только на английскую читающую публику, но и на всех передовых людей Европы. За один лишь 1812 год она выдержала пять изданий, что было в то время исключительным явлением. Секрет огромного успеха поэмы у современников состоял в том, что поэт затронул в ней самые «больные вопросы времени», в высокопоэтической форме отразил настроения разочарования, которые широко распространились после крушения свободолюбивых идеалов французской революции. «К чему радоваться, что лев убит,- читаем в третьей песне поэмы по поводу поражения Наполеона при Ватерлоо,- если мы сделались вновь добычей волков?»

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • В 1812 г. появились первые две песни лиро-эпической поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», которая создавалась в течение нескольких лет. Поэма произвела огромное впечатление не только на английскую читающую публику, но и на всех передовых людей Европы. За один лишь 1812 год она выдержала пять изданий, что было в то время исключительным явлением. Секрет огромного успеха поэмы у современников состоял в том, что поэт затронул в ней самые «больные вопросы времени», в высокопоэтической форме отразил настроения разочарования, которые широко распространились после крушения свободолюбивых идеалов французской революции. «К чему радоваться, что лев убит,- читаем в третьей песне поэмы по поводу поражения Наполеона при Ватерлоо,- если мы сделались вновь добычей волков?»
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Сказать, что поэма Дж Г. Н. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда» была популярна среди европейской молодежи первой половины XIX века, значит, ничего не сказать: благодаря этому произведению поэт, по его словам, «проснулся знаменитым», молодые люди подрожали ему во всем – вплоть до одежды, а его имя стало нарицательным не только в Британии (достаточно вспомнить, что А. С. Пушкин называет Онегина «героем в Гарольдовом плаще».

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Сказать, что поэма Дж Г. Н. Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда» была популярна среди европейской молодежи первой половины XIX века, значит, ничего не сказать: благодаря этому произведению поэт, по его словам, «проснулся знаменитым», молодые люди подрожали ему во всем – вплоть до одежды, а его имя стало нарицательным не только в Британии (достаточно вспомнить, что А. С. Пушкин называет Онегина «героем в Гарольдовом плаще».
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Поэма

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Поэма "Паломничество Чайльд Гарольда» - лирический дневник, в котором поэт выразил свое отношение к жизни, дал оценку своей эпохи, европейских стран, социальных конфликтов общества. По словам Ф. И. Тютчева, Байрон был "могучим, величавым, восторженным хулителем мироздания". Байрона восхищает красота природы, яркость и разнообразие человеческой личности - и в то же время он отвергает одно за другим все основания европейской жизни, не находя в них высокого и вечного. Максимализм поэта-романтика, его оппозиция всему, что несовершенно, его неутомимая жажда новых впечатлений, "иных миров", где, может быть, способен осуществится высокий идеал, привели его к сюжету поэмы-путешествия. Португалия, Испания, Албания, Греция, Швейцария, Италия проходят перед нашими глазами в ярких, окрашенных восторгом и горечью картинах.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Самое известное и масштабное произведение английского поэта-романтика Джорджа Байрона, поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» создавалось на протяжении длительного времени – процесс ее написания растянулся почти на десятилетие – с 1809 года по 1818 год. Идея написания новаторского по содержанию произведения возникла у поэта во время заграничного путешествия: Байрон задумал передать в поэме личное восприятие увиденного им во время своих странствий по Европе.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Самое известное и масштабное произведение английского поэта-романтика Джорджа Байрона, поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» создавалось на протяжении длительного времени – процесс ее написания растянулся почти на десятилетие – с 1809 года по 1818 год. Идея написания новаторского по содержанию произведения возникла у поэта во время заграничного путешествия: Байрон задумал передать в поэме личное восприятие увиденного им во время своих странствий по Европе.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Поэма сложна для чтения, так как событийный сюжет в ней слаб, а героя затмила собой личность автора. В то же время поэма отличается необычайной силой эмоций, высотой интеллекта, философской насыщенностью. Образ Гарольда - сына своего века - несводим к конкретной личности. Байрон хочет быть занят не частным, а всеобщим и пишет не буквальный портрет - он обобщает умонастроения, мечты и разочарования целого поколения.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Поэма сложна для чтения, так как событийный сюжет в ней слаб, а героя затмила собой личность автора. В то же время поэма отличается необычайной силой эмоций, высотой интеллекта, философской насыщенностью.
  • Образ Гарольда - сына своего века - несводим к конкретной личности. Байрон хочет быть занят не частным, а всеобщим и пишет не буквальный портрет - он обобщает умонастроения, мечты и разочарования целого поколения.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Лиро-эпическая поэма , включающая  четыре песни , создана  в форме лирического дневника , в котором поэт выразил свое отношение к современной ему эпохе и дал собственную оценку социальным конфликтам в европейских странах. Центральная тема поэмы  – национально-освободительная борьба народов Европы – и обращение к масштабным событиям современности обусловили высокий гражданский пафос поэмы. С главной темой тесно переплетается тема патриотизма. Основной идеей произведения является мысль о закономерности революционных событий и народных выступлений против тирании. Не случайно через всю поэму проходит сквозной образ времени, как символа справедливого возмездия.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Лиро-эпическая поэма , включающая  четыре песни , создана  в форме лирического дневника , в котором поэт выразил свое отношение к современной ему эпохе и дал собственную оценку социальным конфликтам в европейских странах.
  • Центральная тема поэмы  – национально-освободительная борьба народов Европы – и обращение к масштабным событиям современности обусловили высокий гражданский пафос поэмы. С главной темой тесно переплетается тема патриотизма. Основной идеей произведения является мысль о закономерности революционных событий и народных выступлений против тирании. Не случайно через всю поэму проходит сквозной образ времени, как символа справедливого возмездия.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Главный герой поэмы,  пресыщенный жизнью в неполные девятнадцать лет Чайльд-Гарольд – сын своей эпохи. В этом обобщенном образе Байрон воплотил черты, умонастроения и разочарования целого поколения, увидевшего лишь закат эпохи великих революционных потрясений и наполеоновских войн.   Характерные черты нового романтического героя  – способность к рефлексии и самоанализу, разрыв с лицемерным обществом, глубокий внутренний конфликт личности с миром. Чайльд-Гарольд играет в поэме роль проводника взглядов и убеждений самого поэта. При этом героя нельзя отождествлять с Байроном: невзирая на близость образа Чайльда автору (совпадение фактов биографии, чувство одиночества и бегство от высшего общества), поэта не устраивает пассивность позиции героя. Чайльд-Гарольд анализирует вызванные конфликтом с обществом личные переживания, но не борется против существующих устоев, лишь наблюдает за смутным состоянием мира.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Главный герой поэмы,  пресыщенный жизнью в неполные девятнадцать лет Чайльд-Гарольд – сын своей эпохи. В этом обобщенном образе Байрон воплотил черты, умонастроения и разочарования целого поколения, увидевшего лишь закат эпохи великих революционных потрясений и наполеоновских войн.
  •   Характерные черты нового романтического героя  – способность к рефлексии и самоанализу, разрыв с лицемерным обществом, глубокий внутренний конфликт личности с миром.
  • Чайльд-Гарольд играет в поэме роль проводника взглядов и убеждений самого поэта. При этом героя нельзя отождествлять с Байроном: невзирая на близость образа Чайльда автору (совпадение фактов биографии, чувство одиночества и бегство от высшего общества), поэта не устраивает пассивность позиции героя. Чайльд-Гарольд анализирует вызванные конфликтом с обществом личные переживания, но не борется против существующих устоев, лишь наблюдает за смутным состоянием мира.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Развитие сюжета  связано со странствиями главного героя, однако событийный сюжет слаб, а герой постепенно оттесняется на второй план драматическими историческими событиями, свидетелем которых был сам автор. Поэт признается, что потерял героя ( «он что-то запропал и не идет» ), и образ главного персонажа вытесняется в третьей-четвертой песнях лирическими отступлениями-размышлениями автора. Первая и вторая песни написаны в ходе путешествия Байрона по Пиренеям Балканам. В них автор поднимает тему народных восстаний, описывая борьбу испанского народа против наполеоновского нашествия и повествуя о порабощенном положении албанцев под турецким игом и греков. Страстно клеймя колонизаторскую политику Англии, Байрон призывает эллинов к борьбе:  «О, Греция! Восстань же на борьбу!» .  Образ борющегося против порабощения народа  занимает важное место в поэме, а само содержание этой борьбы выражается через эмоциональные оценки автора.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Развитие сюжета  связано со странствиями главного героя, однако событийный сюжет слаб, а герой постепенно оттесняется на второй план драматическими историческими событиями, свидетелем которых был сам автор. Поэт признается, что потерял героя ( «он что-то запропал и не идет» ), и образ главного персонажа вытесняется в третьей-четвертой песнях лирическими отступлениями-размышлениями автора.
  • Первая и вторая песни написаны в ходе путешествия Байрона по Пиренеям Балканам. В них автор поднимает тему народных восстаний, описывая борьбу испанского народа против наполеоновского нашествия и повествуя о порабощенном положении албанцев под турецким игом и греков. Страстно клеймя колонизаторскую политику Англии, Байрон призывает эллинов к борьбе:  «О, Греция! Восстань же на борьбу!» .  Образ борющегося против порабощения народа  занимает важное место в поэме, а само содержание этой борьбы выражается через эмоциональные оценки автора.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Третья (1816 год) и четвертая (1818 год) песни поэмы были написаны в период, когда Байрон покинул Англию и жил в Италии и Швейцарии. В третьей песне Байрон выражает отношение к центральному событию всей эпохи – Великой французской революции. Говоря о титанах мысли, Вольтере и Руссо, своими взглядами подготовившими почву для революции, поэт выражает глубокое убеждение, что провозглашенные идеалы революции должны восторжествовать повсюду. Четвертая песня посвящена изображению страданий итальянского народа, стонущего от феодальной раздробленности и австрийского ига. Идею борьбы за свободу поэт выражает в образе моря – непокорной свободной стихии.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Третья (1816 год) и четвертая (1818 год) песни поэмы были написаны в период, когда Байрон покинул Англию и жил в Италии и Швейцарии. В третьей песне Байрон выражает отношение к центральному событию всей эпохи – Великой французской революции. Говоря о титанах мысли, Вольтере и Руссо, своими взглядами подготовившими почву для революции, поэт выражает глубокое убеждение, что провозглашенные идеалы революции должны восторжествовать повсюду.
  • Четвертая песня посвящена изображению страданий итальянского народа, стонущего от феодальной раздробленности и австрийского ига. Идею борьбы за свободу поэт выражает в образе моря – непокорной свободной стихии.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Политическая  по содержанию  поэма  органично сочетает в себе путевой дневник самого Байрона, острую политическую сатиру и глубокий лиризм в описании душевных переживаний героя и поэта. Поэма написана многокрасочным стихом -  спенсеровой строфой , включающей восемь строк ямбического пентаметра и одну строку, написанную шестистопным ямбом. В первых двух песнях нашли отражение фольклорные мотивы греческого и испанского народов. «Восторженный хулитель мироздания», Байрон провозглашает в своей поэме декларацию романтического настроения, страстно выражающей ненависть к тирании и жажду политической свободы.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Политическая  по содержанию  поэма  органично сочетает в себе путевой дневник самого Байрона, острую политическую сатиру и глубокий лиризм в описании душевных переживаний героя и поэта.
  • Поэма написана многокрасочным стихом -  спенсеровой строфой , включающей восемь строк ямбического пентаметра и одну строку, написанную шестистопным ямбом. В первых двух песнях нашли отражение фольклорные мотивы греческого и испанского народов.
  • «Восторженный хулитель мироздания», Байрон провозглашает в своей поэме декларацию романтического настроения, страстно выражающей ненависть к тирании и жажду политической свободы.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Мне ничего не жаль в былом,   Не страшен бурный путь,   Но жаль, что, бросив отчий дом,   Мне не о ком вздохнуть.   Вверяюсь ветру и волне,   Я в мире одинок.   Кто может вспомнить обо мне,   Кого б я вспомнить мог?   Мой пес поплачет день, другой,   Разбудит воем тьму   И станет первому слугой,   Кто бросит кость ему. Картина  «Паломничество Чайльд-Гарольда»  кисти Уильяма Тёрнера, 1823.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Мне ничего не жаль в былом, Не страшен бурный путь, Но жаль, что, бросив отчий дом, Мне не о ком вздохнуть. Вверяюсь ветру и волне, Я в мире одинок. Кто может вспомнить обо мне, Кого б я вспомнить мог? Мой пес поплачет день, другой, Разбудит воем тьму И станет первому слугой, Кто бросит кость ему.

Картина  «Паломничество Чайльд-Гарольда» кисти Уильяма Тёрнера, 1823.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Пускай хоть ты останешься моим,  Святое право мысли и сужденья,  Ты, божий дар! Хоть с нашего рожденья  Тебя в оковах держат палачи,  Чтоб воспарить не мог из заточенья  Ты к солнцу правды, — но блеснут лучи,  И все поймет слепец, томящийся в ночи.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Пускай хоть ты останешься моим, Святое право мысли и сужденья, Ты, божий дар! Хоть с нашего рожденья Тебя в оковах держат палачи, Чтоб воспарить не мог из заточенья Ты к солнцу правды, — но блеснут лучи, И все поймет слепец, томящийся в ночи.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Жизнь коротка, стеснен ее полет,  В суждениях не терпим мы различий.  А Истина — как жемчуг в глуби вод.  Фальшив отяготивший нас обычай. Но сердцу все ж иное чудо мило:  Природа — море, облака, светила

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Жизнь коротка, стеснен ее полет, В суждениях не терпим мы различий. А Истина — как жемчуг в глуби вод. Фальшив отяготивший нас обычай.
  • Но сердцу все ж иное чудо мило: Природа — море, облака, светила
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Жить учимся мы во дворце убогом,  Но умирать — на лоне бытия,  Где спесь и лесть остались за порогом,  И человек — один и борется лишь с богом И тот, кто смертность ощутил свою,  Приволье гор, укромное селенье  Иль пинию, склоненную к ручью,  Как дар воспримет, как благословенье.  Там от надежд обманутых спасенье, —  Пускай жужжат в долинах города,  Он не вернется в их столпотворенье,  Он не уйдет отсюда никогда.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Жить учимся мы во дворце убогом, Но умирать — на лоне бытия, Где спесь и лесть остались за порогом, И человек — один и борется лишь с богом
  • И тот, кто смертность ощутил свою, Приволье гор, укромное селенье Иль пинию, склоненную к ручью, Как дар воспримет, как благословенье. Там от надежд обманутых спасенье, — Пускай жужжат в долинах города, Он не вернется в их столпотворенье, Он не уйдет отсюда никогда.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Моя душа! Ты в выборе вольна.  На родину направь полет свободный,  И да останусь в памяти народной,  Пока язык Британии звучит,  А если будет весь мой труд бесплодный  Забыт людьми, как ныне я забыт,  И равнодушие потомков оскорбит   Того, чьи песни жар в сердцах будили, —  Могу ль роптать? Пусть в гордый пантеон  Введут других, а на моей могиле  Пусть будет древний стих напечатлен:  «Среди спартанцев был не лучшим он»

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Моя душа! Ты в выборе вольна. На родину направь полет свободный, И да останусь в памяти народной, Пока язык Британии звучит, А если будет весь мой труд бесплодный Забыт людьми, как ныне я забыт, И равнодушие потомков оскорбит Того, чьи песни жар в сердцах будили, — Могу ль роптать? Пусть в гордый пантеон Введут других, а на моей могиле Пусть будет древний стих напечатлен: «Среди спартанцев был не лучшим он»

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

Байронический герой

Поэма выявила в себе первый пример байронического героя. Идея байронического героя несет в себе множество следующих различных характеристик:

  • Герой должен иметь высокий уровень интеллекта и восприятия, а также — быть в состоянии легко приспособиться к новым ситуациям и использовать хитрость для собственной выгоды. Так, Чайльд-Гарольд прекрасно образован, воспитан и умен, а также наделен внешней привлекательностью, стилем и тактом. Кроме очевидного очарования, которое это автоматически создает, он борется со своей честной прямотой, будучи склонным к колебанию настроения или биполярным стремлениям.
  • В целом, герою присуща непочтительность к любой власти, — таким образом, создаётся изображение байронического героя как изгнанника или изгоя.
  • Также у героя есть склонность быть высокомерным и циничным, потворствуя саморазрушительному поведению, которое сочетается с потребностью обольщения женщин.
  • Таинственность героя — безусловно усиливающий фактор его привлекательности, однако ещё более провоцирующий его частое столкновение с теми или иными проблемами.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Чайльд Гарольд стал проводником для собственных убеждений Байрона. В предисловии к третьей книге Байрон признаёт тот факт, что его герой — только расширение взгляда на себя самого. Согласно позиции Джерома Макганна, маскируя себя в образе литературного персонажа, Байрон смог выразить следующий взгляд: «самая большая трагедия человека состоит в том, что он может осознать совершенство, которого он не может достигнуть».

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Чайльд Гарольд стал проводником для собственных убеждений Байрона. В предисловии к третьей книге Байрон признаёт тот факт, что его герой — только расширение взгляда на себя самого. Согласно позиции Джерома Макганна, маскируя себя в образе литературного персонажа, Байрон смог выразить следующий взгляд: «самая большая трагедия человека состоит в том, что он может осознать совершенство, которого он не может достигнуть».
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Произведение Д. Г. Байрона — яркий образец романтической лиро-эпической поэмы. Однако, раскрывая ее романтические черты, на практическом занятии необходимо подчеркнуть, что Байрон как поэт складывался под влиянием английских классицистов, на него оказали мощное воздействие идеи Просвещения

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Произведение Д. Г. Байрона — яркий образец романтической лиро-эпической поэмы. Однако, раскрывая ее романтические черты, на практическом занятии необходимо подчеркнуть, что Байрон как поэт складывался под влиянием английских классицистов, на него оказали мощное воздействие идеи Просвещения
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА В основе эстетики Байрона лежит просветительское пред­ставление о разуме. Любимый поэт Байрона — крупнейший представитель английского классицизма Александр Поуп. В 1821 г. Байрон писал: «Самая сильная сторона Попа — что он  этиче­ский поэт (…), а, по моему убеждению, такая поэзия — высо­чайший вид поэзии вообще, потому что она  в стихах достигает того, что величайшие гении стремились осуществить в прозе»’. Однако эти мысли не противопоставляют Байрона романтикам, так как и разум, и этическое начало выступают как выражение активного присутствия в искусстве самого художника. Его ак­тивная роль воплощается в творчестве поэта не только в мощи лирического начала, но и в универсализме (т. е. сопоставлении единичного и всеобщего, судьбы человека с жизнью Вселенной, что приводит к масштабности, подчас титанизму образов), в максимализме (т. е. в бескомпромиссной этической программе, па основании которой отрицание действительности обретает все­общий характер). Эти черты делают Байрона романтиком

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • В основе эстетики Байрона лежит просветительское пред­ставление о разуме. Любимый поэт Байрона — крупнейший представитель английского классицизма Александр Поуп. В 1821 г. Байрон писал: «Самая сильная сторона Попа — что он  этиче­ский поэт (…), а, по моему убеждению, такая поэзия — высо­чайший вид поэзии вообще, потому что она в стихах достигает того, что величайшие гении стремились осуществить в прозе»’. Однако эти мысли не противопоставляют Байрона романтикам, так как и разум, и этическое начало выступают как выражение активного присутствия в искусстве самого художника. Его ак­тивная роль воплощается в творчестве поэта не только в мощи лирического начала, но и в универсализме (т. е. сопоставлении единичного и всеобщего, судьбы человека с жизнью Вселенной, что приводит к масштабности, подчас титанизму образов), в максимализме (т. е. в бескомпромиссной этической программе, па основании которой отрицание действительности обретает все­общий характер). Эти черты делают Байрона романтиком
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА   Ро­мантическим является и ощущение трагической несовместимо­сти идеала и действительности, противопоставление природы (как воплощения прекрасного и великого целого) испорченному миру людей, индивидуализм (т. е, противопоставление человека, выступающего как единственное, неповторимое явление, всему, что вне его, выступающему как масса, множество без печати единичности).

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  •   Ро­мантическим является и ощущение трагической несовместимо­сти идеала и действительности, противопоставление природы (как воплощения прекрасного и великого целого) испорченному миру людей, индивидуализм (т. е, противопоставление человека, выступающего как единственное, неповторимое явление, всему, что вне его, выступающему как масса, множество без печати единичности).
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Вопрос о переходе Байрона от классицизма к романтизму важно учитывать при характеристике жанра поэмы. Н.Я. Дья­конова в связи с этим пишет: «Чайльд-Гарольд» рассказывает о сравнительно малоизвестных и редко посещаемых странах, го­родах и племенах. Такая задача была вполне совместима с классицистическими понятиями об описательной поэме. Внима­ние автора к высоким, героическим аспектам действительности, осмысление настоящего в свете классического прошлого, возвы­шенность поэтического словаря и образной системы, пристра­стие к отвлеченным понятиям и античным аллюзиям были в тра­диции классицистической поэзии. Тем не менее с самых первых слов читатели ощутили нечто совершенно новое, тревожное, особенное. Их поразил облик паломника Гарольда, не наделенного никакими добродетелями, резко несхожего с «настоящим» героем». Н.Я. Дьяконова свя­зывает новаторство Байрона с введением нового героя и проти­воречащей традиционной эпической поэме лирической стихии.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Вопрос о переходе Байрона от классицизма к романтизму важно учитывать при характеристике жанра поэмы. Н.Я. Дья­конова в связи с этим пишет: «Чайльд-Гарольд» рассказывает о сравнительно малоизвестных и редко посещаемых странах, го­родах и племенах. Такая задача была вполне совместима с классицистическими понятиями об описательной поэме. Внима­ние автора к высоким, героическим аспектам действительности, осмысление настоящего в свете классического прошлого, возвы­шенность поэтического словаря и образной системы, пристра­стие к отвлеченным понятиям и античным аллюзиям были в тра­диции классицистической поэзии.
  • Тем не менее с самых первых слов читатели ощутили нечто совершенно новое, тревожное, особенное. Их поразил облик паломника Гарольда, не наделенного никакими добродетелями, резко несхожего с «настоящим» героем». Н.Я. Дьяконова свя­зывает новаторство Байрона с введением нового героя и проти­воречащей традиционной эпической поэме лирической стихии.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Композиция поэмы строится на новых, романтических прин­ципах. Четкий стержень утрачивается, Не события жизни героя, а его перемещение в пространстве, переезд из одной страны в другую («паломничество») определяет разграничение частей, Перемещения героя при этом лишены динамики; он нигде не задерживается, пи одно явление его не захватывает Композиция имеет два пласта: эпический, связанный с путешествием Чайльд-Гарольда, и лирический, связанный с размышлениями автора. Поток лирических, субъективных мыслей вызывается ассоциа­тивной связью с тем, что видит Гарольд, а также управляется общими лейтмотивами, главный из которых — проблема свобо­ды

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Композиция поэмы строится на новых, романтических прин­ципах. Четкий стержень утрачивается, Не события жизни героя, а его перемещение в пространстве, переезд из одной страны в другую («паломничество») определяет разграничение частей, Перемещения героя при этом лишены динамики; он нигде не задерживается, пи одно явление его не захватывает
  • Композиция имеет два пласта: эпический, связанный с путешествием Чайльд-Гарольда, и лирический, связанный с размышлениями автора. Поток лирических, субъективных мыслей вызывается ассоциа­тивной связью с тем, что видит Гарольд, а также управляется общими лейтмотивами, главный из которых — проблема свобо­ды
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Особую сложность придает поэме характер взаимоотноше­ния эпического и лирического начал. Они меняются местами, когда мы характеризуем взаимоотношение героя и народа. В этом случае «эпическое содержание народной борьбы раскры­вается преимущественно через авторское эмоциональное отно­шение. Движение от лирической темы одинокого героя к эпиче­ской теме народной борьбы дано как смена эмоциональных сфер героя и автора. Синтеза между лирическим и эпическим нача­лом не происходит»’. Напротив, при перемещении внимания па соотношение героя и автора такой синтез эпического и лириче­ского пластов обнаруживается, и поэтому не всегда можно точ­но определить, кому принадлежат лирические раздумья — герою или автору. Эпический пласт путешествия обретает лирико-романтический характер за счет образов природы, и прежде все­го—моря, символа неуправляемой и независимой свободной стихии.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Особую сложность придает поэме характер взаимоотноше­ния эпического и лирического начал. Они меняются местами, когда мы характеризуем взаимоотношение героя и народа. В этом случае «эпическое содержание народной борьбы раскры­вается преимущественно через авторское эмоциональное отно­шение. Движение от лирической темы одинокого героя к эпиче­ской теме народной борьбы дано как смена эмоциональных сфер героя и автора. Синтеза между лирическим и эпическим нача­лом не происходит»’. Напротив, при перемещении внимания па соотношение героя и автора такой синтез эпического и лириче­ского пластов обнаруживается, и поэтому не всегда можно точ­но определить, кому принадлежат лирические раздумья — герою или автору. Эпический пласт путешествия обретает лирико-романтический характер за счет образов природы, и прежде все­го—моря, символа неуправляемой и независимой свободной стихии.
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА «Мир не любя, любим я не был миром, Его дыханью грубому не льстил, Не поклонялся я его кумирам И уст моих улыбкой не кривил. Я не делил восторгов общих пыл. В толпе - окутан мыслей пеленою - Среди других я не с другими был, Я был им чужд, но без борьбы с собою - Наверно до сих пор стоял бы я с толпою. (Джордж Гордон Байрон)»

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • «Мир не любя, любим я не был миром, Его дыханью грубому не льстил, Не поклонялся я его кумирам И уст моих улыбкой не кривил. Я не делил восторгов общих пыл. В толпе - окутан мыслей пеленою - Среди других я не с другими был, Я был им чужд, но без борьбы с собою - Наверно до сих пор стоял бы я с толпою. (Джордж Гордон Байрон)»
ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН.  ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА Так вот каков истории урок.  Меняется не сущность, только дата.

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН. ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД ГАРОЛЬДА

  • Так вот каков истории урок. Меняется не сущность, только дата.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!