СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра-викторина «литературный случай» (5-6 класс )

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ»  

(5-6 КЛАСС )

 

 

Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников.

 

В игре участвует две команды

 

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра-викторина «литературный случай» (5-6 класс )»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ»

(5-6 КЛАСС )



Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников.


В игре участвует две команды



1.Представление команд.


2. Винегрет» из пословиц ( продолжи)

В тихом омуте …( черти водятся)

После драки …( кулаками не машут)

За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь

Милые бранятся …(только тешатся

Баба с возу …( кобыле легче)

(Слово не воробей) … вылетит – не поймаешь.

Лежачего …( не бьют)

( Соловья ) … баснями не кормят.

Не говори гоп, пока …( не перепрыгнешь)

Чем бы дитя ни тешилось …( лишь бы не плакало)

( Близко локоть) … да не укусишь.

Не было печали … так купила баба порося)

Чем богаты …( тем и рады)

( цыплят ) … по осени считают.

Щи да каша …( пища наша _

Что с возу упало …( то пропало)

( Кто старое помянет) … тому глаз вон.

Гром не грянет( …Мужик не перекрестится)

Как аукнется …(так и откликнется)

На ловца …( И зверь бежит)

Чем дальше в лес …( тем больше дров)

Не зная броду … не суйся в воду.

Любовь не картошка …( не выбросишь в окошко)

Любишь кататься …( люби и саночки возить)

Не рой другому яму …( Сам в нее попадещь)

Делу время …… (потехе час.)

Семь раз отмерь …( 1 отрежь)

( Нечего на зеркало пенять) … коли рожа крива.

Не всё коту …( масленица)



2.Закончи строфу, назовите произведение и его автора

1) « Осел увидел Соловья и говорит ему: «…..»

2) «Ягненок в жаркий день….»

3) «Жил- был добрый царь Матвей…..»

4) « Ветер, ветер! Ты могуч,…»

5) « Изведал враг в тот день немало…..»

6) « Белый снег, пушистый…»

7) « Зима недаром злится,….»

8) « Несет меня лиса, за быстрые леса,….»

9) « Хозяин спрашивал: « Ты звезд теченье знаешь?....»

10) « У лукоморья дуб зеленый»…

11) «Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа…»

3.Знатоки литературы.

1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2.Как начинается «Сказка о золотой рыбке»? (« Жили-были старик со 3.старухой у самого синего моря»)

4.Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5.Какой герой, собираясь жениться в своей деревне, отправился косить траву «в края дальние»( «Косарь». А.В.Кольцов)

6. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зи



4.Литературная пауза. (Инсценирование отрывков из литературных произведений).


5. «Ты – мне, я – тебе». (Каждый участник команды читает первую строчку какого-либо стихотворения, участник команды соперников должен закончить четверостишие, сказать, как называется произведение, кто его автор ).


6. «Дальше, дальше!» ( За три минуты команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)

Вопросы для первой команды.

-Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

-Автор «Приключений Чиполлино»? (Джани Родари)

-В каком году родился Пушкин? (В 1799 году)

-Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

-Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван

Московский университет? (М.В.Ломоносов)

-Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)

-Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители»? ( А. Погорельский)

- Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

-Как называется момент наивысшего действия в художественном произведении? (Кульминация)

-Автор книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Н.В.Гоголь)

-Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)

-Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)

- Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом (Баллада)

-Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

-Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)

-Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

-Автор произведения «Левша»? (Н.С. Лесков)

- Автор рассказа «Бежин луг»? (И.С.Тургенев)

-Из какого произведения эти строки:

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. ( Крылов. «Квартет»)

-Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

-В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

-Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)

- Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

-В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин. «Уроки французского»)

-Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова? (Литература)



Вопросы для второй команды.

-Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)

-Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

-Как звали друга Тома Сойера ? (Гекльберри Финн)

-Автор книги «Путешествия Лемюэля Гулливера»? (Дж. Свифт)

-Автор строк

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь! (Н. А. Заболоцкий)

-Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский ) - Из какого произведения эти строки:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)

-Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность? ( Инверсия.)

-Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? ( А.С.Пушкин)

-Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета)

-Назовите трехсложные стихотворные размеры. (Дактиль, анапест, амфибрахий)

-Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)

-Речь одного человека в произведении? (Монолог)

-Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения? (Псевдоним)

-Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

-Автор рассказа «Хамелеон»? (А.П.Чехов)

-Автор «Бородино»? (М.Ю.Лермонтов)

-Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

-Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”? (В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)

-К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (К Ивану Пущину)

- В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)

-Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте? (А.П.Чехову) - Героями какого произведения являются «золотая курочка на высоких ножках» и «мужичок в мешочке»? (М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)

-Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе. (Классика)


7.

1. Назовите известного русского писателя 19 века, который сочинял сказки для взрослых. Правильный ответ: М.Е.Салтыков-Щедрин.


2.Кто автор этих строк и в каком произведении они живут:

«Горит восток зарею новой,

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули». Правильный ответ: А.С.Пушкин. «Полтава»


3.О каком жанре идет речь в этом определении:

Это лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется. Правильный ответ: поэма.


4.В.Г.Белинский определил своеобразие повестей этого писателя так: «Его повести смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете». Кто автор этих повестей? Правильный ответ: в черном ящике портрет Н.В.Гоголя.


Подведение итогов

















Список использованной литературы:


1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2005.

2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. – М.: Дрофа, 1999.

3. Литература. 5класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2004.

4. Г. А. Волопьярова Литературные олимпиады. М.: Творческий центр,2005

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!