ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ
СЕЛО ПЕТРОПАВЛОВКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА
Разработка воспитательного мероприятия
«Викторина «А знаете ли вы сказки Пушкина?»
Дата проведения: 3 июня 2016 года
Подготовила воспитатель
пришкольного лагеря
«Солнышко»
Буряк Елена Николаевна
2016г.
Викторина «А читали ли вы сказки Пушкина?»
Цель: - познакомить детей с биографией и творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, его произведениями для детей;
- развивать познавательный интерес, любовь к чтению сказок, связную выразительную речь, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к сказкам, чувство прекрасного.
Ход мероприятия
Под музыку дети входят в зал и садятся на стулья.
Воспитатель:
Мы Пушкину наш праздник посвятим
Наполнив зал волшебными стихами
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
Читая Пушкина, я вижу
Картины милой старины,
И перед взором возникают
Виденья, сказочные сны.
Как будто в веке не в двадцатом,
А в девятнадцатом живу.
И все, что было там когда-то,
Я вижу как бы наяву.
Чтец (в костюме пушкинской эпохи):
Я вижу «спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса...»
А. С. Пушкин. «Медный всадник»
- Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе.
Презентация – биография Пушкина.
- 2 слайд
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
- 3 слайд
Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.
- 4 слайд
Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу. Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал"Арап Петра Великого"
- 5 слайд
Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая - Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.
- 6 слайд
Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.
В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки. И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает) Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Не спится белыми ночами,
И из открытого окна
Созвучная моим виденьям,
Подобная чудесным пеньям,
Прекрасна музыка слышна.
Ученица исполняет на фортепиано одно из произведений В. А. Моцарта или П. И. Чайковского.
1-й ведущий.
Ушло томящееся лето,
Пришла осенняя пора.
Она любима так поэтом,
Так памятна и дорога.
2-й ведущий.
И Петербург уж не пустынен,
И начинаются балы.
И, вслед за пушкинской строкою,
Туда отправимся и мы.
Чтец (в костюме пушкинской эпохи).
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь бурный,
Чета мелькает за четой.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Несколько пар танцуют вальс из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» или вальс Г. Свиридова из кинофильма по повести Пушкина «Метель».
1-й ведущий.
Но все проходит. Миновала
Поэту милая пора.
И вслед за осенью златою
Приходит снежная зима.
Чтец (в костюме пушкинской эпохи).
Пришла, рассыпалась,
Клоками повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов...
А. С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»
2-й ведущий.
А Пушкин с нянею своею,
Подружкой давних юных лет,
Творит и няне посвящает
Давно знакомый всем куплет.
Группа учащихся исполняет 1, 2 и 4-й куплеты романса «Зимний вечер».
1-й ведущий.
Чтоб не грустить в пору ненастья,
Чтобы не слышать ветра стон,
В мир сказок Пушкин возвратился,
Которым был всегда пленен.
2-й ведущий.
И на просторах русских, снежных,
Очарования полна,
Вдруг шамаханская царица,
Как солнце, вышла из шатра.
Появляется девочка в костюме шамаханской царицы и исполняет восточный танец.
1-й ведущий.
Вот Лебедь поступью неслышной,
В красу-девицу обратясь,
Подходит к князю, и царевну
На танец приглашает князь.
Лебедь и князь исполняют менуэт.
2-й ведущий.
А фантазия поэта
Дале в сказки мир влечет:
О невесте Елисея
Сокрушается народ.
Где она? Что стало с ней?
1-й чтец.
Книгу открывай скорей.
В ней узнаешь, что случилось,
Как царевна заблудилась,
Как на терем набрела,
Братьев как себе нашла.
2-й чтец.
Не спеши все рассказать,
Надо Пушкина читать.
Предлагаю в заключенье
Вам еще одно творенье.
Чтец (в костюме пушкинской эпохи).
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»
1-й ведущий.
Конечно, Пушкин беспределен,
Неиссякаем, как родник.
Но завершить нам выступленье
Граница времени велит.
2-й ведущий.
Но Пушкин есть и будет с нами
И через сто, и тыщу лет.
Он не померкнет, не увянет...
Все. Великий русский наш поэт.
Волшебная палочка раз, два, три
В сказку нас перенеси!
Дети закрывают глаза. Выносится дуб. И выдвигается стол с сундуком.
Вот мы и в Лукоморье.
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом… .
Подождите, дуб есть, на нем цепь, даже баба яга есть. А где же кот? Неужели в другую сказку убежал погулять?
Играет музыка и в зал входит ученый кот с книгой.
Кот:
Здравствуйте ребята! Я ученый кот.
Говорят коты и кошки
Любят греться на окошке
Любят сливки и печенье
Но не любят приключенья.
Я- совсем наоборот
Я не зря – Ученый кот!
Я в душе авантюрист
И немножечко артист
Но – подчеркиваю, лично
Я учился на отлично
И поэтому – то вот,
Я вполне ученый кот.
Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?
Ребёнок: Уважаемый кот, мы путешествуем по Пушкинским сказкам.
Кот: А вы их знаете?
Ребенок1:
Сказки Пушкина мы знаем.
Любим очень и читаем
Ребенок 2:
Изучаем наизусть
В них живет наш русский дух.
Кот: Ну, я сейчас это проверю. Есть у меня волшебный сундук и в нем полно загадок. Давайте их отгадывать.
Вот вам моя первая загадка:
Она не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
Правильно это золотая рыбка, из сказки «О рыбаке и рыбке» Золотая рыбка была государыней морскою. Давайте заглянем к ней в подводное царство.
Девочки исполняют «Танец золотых рыбок»
Кот: Молодцы девочки! А теперь пусть мальчики покажут свое мастерство в игре «Кто быстрее поймает рыбку»
Конкурс «Кто быстрее поймает рыбку»
Кот: А теперь пришло время для второй загадки:
В море остров есть далёкий,
Там под ёлкою высокой
Звонко песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает.
И засеян двор большой
Золотою скорлупой!
Это право не безделка!
Вы догадались, кто это? …
Кот: Правильно, белка из сказки «О царе Салтане его славном сыне Гвидоне и прекрасной царевне лебеди»
Под музыку выходит белочка и исполняет песенку
Кот: А теперь, давайте поможем белочке разобрать орешки.
Игра “Разбери орешки для Белочки”
(дети с завязанными глазами соревнуются, кто быстрее рассортирует грецкие орехи и фундук по мискам)
Кот :
Отгадайте мою третью загадку
Ну, а он с высокой спицы
Стережет царя границы.
Чуть опасность, где видна,
Он очнется от сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку! »
Тут же все в поход идут
И отпор врагу дают!
Он красивый, золотой!
Он Дадону как родной:
Шпоры, перья, гребешок!
Кто он, дети?. (Петушок)
Правильно, это золотой петушок из сказки «О золотом петушке»
Кот: Выходи петушок поиграй с ребятами.
Проводится игра «Петух»
Дети стоят лицом в круг. Посередине круга петух. Он ходит внутри круга. Остальные дети идут по кругу, высоко поднимая ноги и размахивая руками, приговаривая:
Трух, тух, тух, тух!
Ходит по – двору петух
Сам – со шпорами,
Хвост с узорами!
После этих слов дети останавливаются и поворачиваются лицом в круг, и говорят:
Под окном стоит.
На весь двор кричит.
Кто услышит-
Тот бежит!
После этих слов петух хлопает себя крыльями по бокам кричит Ку-ка-ре-ку! дети разбегаются петух их догоняет.
Кот: Пришло время для новой загадки.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все, как есть, ему покажет
У него злая царица спрашивала
Я ль, на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
Конечно же, это зеркало из пушкинской сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» Да, с зеркалами спорить трудно, зато с ними можно поиграть.
Игра – эстафета «Я самая красивая! »
Кот:
Много в пушкинских сказках разных чудес и превращений.
Есть у нас такое диво,
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя.
Тридцать три богатыря.
Ребята, скажите, какими должны быть богатыри? (сильными, ловкими, смелыми)
Давайте проверим, какие вы ловкие и сильные.
Конкурсы: «Перетягивание каната», «Доставь важное донесение»
Любили и берегли русские богатыри родную землю. А вы ребята, знает пословицы о родине.
Под музыку выходят дети и читают пословицы о родине.
Ребенок 1: Жить, родине служить!
Ребенок 2: С родной земли умри не сойди.
Ребенок 3:Родина мать, умей за нее постоять.
Ребенок 4: Кто за Родину горой, тот истинный герой
Ребенок 5: Нет в мире краше родины нашей.
Музрук: Наша с вами Родина –Донецкая Народная Республика. Родиной мы зовем ее, потому что в ней родились и все здесь для нас родное. Матерью – потому, что она вскормила нас своими водами, выучила своему языку. Сегодня мы с вами вспоминали стихи великого русского поэта А. С. Пушкина.
Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече были очень рады.
Твои стихи читать мы будем снова!
Кот: Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается. Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!
Под музыку «Чудеса» дети покидают зал.