Здравствуйте ребята, предлагаю начать наше занятие с девиза: Будем думать! Будем решать! Будем друг другу во всем помогать! Ребята, из глубокой древности дошли до нас короткие рассказы, часто смешные и обязательно содержащие какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками. Давно, 2,5 тысячи лет назад, жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни, открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками. Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении, позднее этим басням придали стихотворную форму: Барбий – в Греции, Лафонтен – во Франции, Лессинг – в Германии. В России басня стала распространяться уже с середины 18 века. Кто же в России считался великим баснописцем? О ком Гоголь сказал: «Поэт и мудрец слились в нем воедино»? Кто же это такой? Послушайте стихотворение и подумайте о ком мы сегодня будем говорить на уроке, слушайте внимательно! Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крыловские крылатые слова. О ком мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно! А может вы знаете что-нибудь об этом баснописце? Тогда слушайте меня внимательно Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тога жила в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни драгоценностей, только сундучок с книгами. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, этим восполняя недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати, когда писателю было 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Людей удивляло странное имя, которым басни были подписаны: «Нави Волырк». Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потом что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале. А может вы знаете какие-нибудь басни Крылова? Ребята, сейчас у нас будет небольшая викторина по басням великого писателя, вам нужно вспомнить кто сказал эти слова в баснях. «Голубушка, как хороша! Ну, что за шейка, что за глазки!» (Лисица) «Не оставь меня, кум милый, Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза) Неблагодарная! Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут!» (Дуб) «Все про очки мне лишь налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышка) «Погодите! Как музыке идти! Ведь вы не так сидите!» (Мартышка) Молодцы ребята, вы большие молодцы! А сейчас мы с вами выполним еще одно задание, это кроссворд. На ту беду … близехонько бежала. 2. Проказница Мартышка, Осел, Козел да Косолапый Мишка затеяли сыграть … 3. Знать она сильна, что лает на Слона. 4. Голубушка, как хороша, Ну, что за шейка, что за глазки … 5. Вороне где-то Бог послал кусочек … 6. По улицам … водили. 7. Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали. 8. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал … Молодцы ребята, вы верно выполнили все заданиия, урок окончен! |