Тема урока: Внеклассное чтение. Ласточка. Корейская народная сказка
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1.Познакомиться с корейской сказкой «Ласточка»
2.Формировать умение давать характеристику главным героям сказки.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Расположенная на самой окраине Восточной Азии, Корея славится удивительной красотой и разнообразием природы. Не случайно ее жители назвали свою страну так поэтично: ЧОСОН - СТРАНА УТРЕННЕЙ СВЕЖЕСТИ. Здесь живет талантливый и трудолюбивый народ. Тысячелетиями трудясь на земле, освоенной предками-чосонцами, корейский народ создал богатую, своеобразную культуру. Неотъемлемой частью этой культуры является устное народное творчество: сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки и песни, отмеченные печатью мудрости.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Актуализация знаний о сказках.
Сказка всегда была любимым видом устного творчества корейцев. Одни ее называют "енмаль" - слово о старине, другие - "еннияги" - рассказ о старине. Своими корнями корейская сказка уходит в седую древность, и зародилась она где-то на заре возникновения корейской культуры. Определить точно время ее появления так же трудно, как невозможно представить, когда это было: "в давние-давние времена...", "когда тигр еще курил трубку, а буйвол говорил человеческим языком..."
Речевая разминка
На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать. Вот и проведём такой тренинг. 1. Представьте, что
Красивый кленовый лист упал вам на ладонь.
Поймали его? А теперь полюбуйтесь его красотой. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте лист с руки! (Повторите 3 раза)
Обратите внимание на доску.
На доске записано одно и то же предложение, но в каждом предложении одно слово выделено ярким цветом. Ваша задача произнести чётко за мной предложение, каждый раз делая ударение на выделенном слове.
С клена падают листья. С клена падают листья. С клена падают листья.
Актуализация знаний о герое сказки.
Традиционным героем корейских волшебных сказок нередко выступает волшебник-мудрец хенин в образе седобородого старца. Существует немало сказок, где действующее лицо - монах, или богатырь ("Как Сеул столицей стал» , "Озеро богатыря").
В фольклоре народов Востока немало сказок, объединенных единым героем - защитником простых людей. У одних это - ходжа Насреддин, у других - Алдар Косе.
У корейцев, как и других народов мира, весьма популярны сказки о падчерице и злой мачехе ("Как Ённи от мачехи спаслась").
А вот еще один, тоже весьма распространенный сюжет о двух братьях: старшем и младшем, богатом и бедном, злом и добром ("Сказка про предсказателя и трех его сыновей"). Наиболее известной является сказка о зловредном старшем брате Норбу и младшем брате Хынбу. В Корее, где длительное время господствовали строгие этические нормы, требовавшие беспрекословного почитания старшего в семье, конфликт младшего со старшим приобретает особую остроту. В сказках подобного рода младшего брата всячески унижает старший, обделяет его в наследстве, а то и выгоняет из дома. Младший брат бедствует, но вдруг случается чудо - трудолюбие, честность, кротость младшего брата вознаграждены. Сюжеты таких сказок пользуются широкой популярностью у корейцев. И поэтому при одном лишь упоминании имени героев сказки в сознании корейца возникают зримые образы. Любому корейцу понятен смысл фразы, аллегория типа: "Сосед Ким - истинный Норбу, а Пак - Хынбу". Эти и подобные им имена стали нарицательными.
4)Выход на название сказки через загадку
Сегодня мы познакомимся с одной из корейских сказок. А вот как она называется, вы
узнаете, отгадав загадку.
Вот все шире, выше
Домик строит пташка:
Под карнизом крыши -
Глиняная чаша.
(Ласточка)
5)Задание для пробного действия.
Что вы повторили? (Мы повторили какие виды сказок мы знаем, кто может быть главным героем сказки.)
Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем нам надо выполнить пробное действие? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия:
Составьте краткую характеристику главных героев сказки Нор Бу и Хын Бу.
Что нужно сделать в этом задании? (охарактеризовать главных героев сказки)
Попробуйте записать на отдельных листочках. Учащиеся записывают на листочках.
Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание? Учащиеся поднимают руки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли дать характеристику.)
Кто выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки. Несколько формулировок читаются детьми. (Например Нор Бу - положительный герой а его брат - отрицательный.) Обоснуйте свое мнение. Учащиеся в замешательстве.
Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3.Выявление места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были дать краткую характеристику героям сказки.)
В чем затруднение? (Нам не знакома эта сказка, мы ее не читали, мы не знаем основных характеристик героев сказки.)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Какую цель поставите перед собой на уроке? (Прочитать сказку, дать краткую характеристику героям сказки).
Как вы добьетесь поставленной цели? (Сначала прочитаем сказку. Потом попробуем дать краткую характеристику братьям. Составим вопросы которые помогут нам понять характер братьев)
5.Реализация построенного проекта.
Чтение сказки.
Учащиеся работают на листах с таблицей.
Можно в виде кластера. Нор Бу:
(Дети дописывают: Богатый, злой. Жадный. Ненавидел людей, бедных. Обижал слабых. Плевал в колодцы, сорил.)
Хын Бу:
(Бедный, добрый, приветливый. Трудолюбивый. Простодушный.) Приведите примеры жадности и злости старшего брата.
Найдите отрывки, в которых говорится о доброте бедняка Хын Бу. («Подобрал птенца, стал лечить. Из своего платья выдернул нитки, перевязал сломанные лапки»).
Вопросы: (составленные детьми)
Чем отблагодарила ласточка за доброту Хын Бу?
Изменился ли Хын Бу, став богатым? (Нет. «Счастливый Хын Бу охотно помогал всем беднякам, которые просили у него помощи»).
Что почувствовал старший брат, узнав о богатстве младшего? («Нор Бу от жадности и злости спать перестал»).
Какой вы представляете себе жену Хын Бу? (Злая. Губы были крепко сжаты. Чуть не лопнула от злости; жадная: «Глаза так и бегали, а голова вертелась из стороны в сторону; лживая («Прибавила, что Хын Бу зазнался и к дому близко не подпустил).
Каждая группа (их может быть 5-6) рассказывают у доски о своих выводах. В случае возникновения расхождений, проводиться коррекционная работа.
О каких чертах характера Нор Бу вы можете сказать по его отношению к птенцам?
Смог ли он обмануть ласточку?
Как ласточки наказали злого Нор Бу?
О чем он мечтал, получив семечко?
Какой «урожай» дали ему тыквы?
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Какой следующий шаг на уроке? (Определение идеи и темы..)
Прочитайте, чем закончилась сказка. Определите ее главную мысль, идею сказки. Чему она учит? Каким героям вы хотели бы подражать?
(Доброе дело награждается богатством и счастьем, а злое, нечестное — наказуемо бедой, пожаром.)
6. Включение в систему знаний и повторение.
Учащимся предлагается составить план сказки:
1. Два брата.
Ласточка под кровлей Хын Бу.
Хын Бу спасает птенца.
Награда Хын Бу.
Злость и жадность Нор Бу.
Ласточка под кровлей Нор Бу.
Хитрость Нор Бу.
Наказание Нор Бу.
На основе плана идет работа над пересказом сказки, близко к тексту или в сжатой форме.
Обобщая работу по сказке, учитель может предложить учащимся вспомнить другие народные сказки, в которых доброта побеждает, по заслугам награждается, а зло наказывается.
7.Рефлексия.
- Какую цель ставили?
- Достигнута ли цель?
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
Доброе дело награждается богатством и счастьем, а злое, нечестное — наказуемо бедой, пожаром. К этому выводу мы пришли.