Конспект урока
по математике в 3классе
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Тема: Умножение на двузначное число
Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые; создать условия для реализации метода взаимообучения.
Ход урока.
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Предлагаю проверить своё внимание.
Решение логической задачи:
Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками.
- Предложите, как будем рассуждать. (Здесь удобно использовать граф)
Таня 1 место
Арина 2 место
Валя 3 место
( В задаче сказано, что у Вали нечётное место, то есть либо 1- е, либо 3 - е. Также сказано, что у Арины выше, чем у Вали. Значит, у Вали 3место.Таня заняла не 1 место, и не 3место, значит – 2место. Остаётся 1-е место для Арины.)
ІІІ.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.
- Ребята, для открытия нового обязательно нужно повторить ранее изученное. Вспомните, какие числа мы являются чётными (нечётными)
а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)
б) Найдите сумму чисел 18 и 36. (54)
в) Найдите произведение чисел 7 и 3 (21)
г) Первый множитель- 3, второй на 2 единицы больше первого. Чему равно произведение чисел? (15)
д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)
-На какие две группы можно разделить полученные числа?
1 группа - 36, 54, 32 (двузначные, чётные)
2 группа - 21, 15 (двузначные, нечётные)
21=20+1
15=10+5
- Соедините пары выражений.
(40+5)∙2 31∙3+13∙3
(31+13)∙3 (30+6)∙2
30∙2+6∙2 40∙2+5∙2
-Какое свойство использовали? (Умножение суммы на число)
- Запишите закономерность в общем виде.
(а + b) ∙ с = а ∙ с + b ∙ с
Внетабличное умножение: 36∙2, 5∙16, 24∙4, 13∙3,18∙3, 2∙45, 5∙17,26∙3.
-Какое свойство умножения использовали?
ІV. Организация восприятия. Постановка проблемы. (Этап построения проекта выхода из затруднения.)
Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.
-Чем похожи и чем отличаются данные выражения? Найдите лишнее.
16∙4 14∙3 25∙7 28∙15 33∙5
(Все примеры на нахождение произведения. Даны случаи внетабличного умножения, лишний пример 28∙15)
-Какие способы решения вы предлагаете?
28∙(10+5)=28∙10+28∙5=280+140=420
-Всегда ли удобен этот способ вычисления?
-Определим цель нашего урока (научиться умножать двузначное число на двузначное).
V. Реализация построенного проекта. Работа с учебником.
Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на двузначное.
(Двузначные числа запишем в столбик. Сначала умножаю на число единиц, получаю первое неполное произведение. Затем на число десятков. Это второе неполное произведение. Полученные результаты складываю. Читаю ответ).
VІ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция
1.Записываем в столбик: десятки под десятками, единицы под единицами
2.Умножаем на число единиц.
3.Записываем первое неполное произведение.
4.Умножаем десятки.
5.Записываем второе неполное произведение.
6.Складываем.
7.Находим конечный результат.
1вариант
24∙38=
22∙44=
14∙33=
2вариант
18∙17=
51∙16=
23∙15=