Пояснительная записка
Программа составлена для проведений занятий с учащимися 7класса. Предполагается расширение знаний и умений учащихся по математике, развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений. Занятия факультатива могут быть организованы в классах традиционного обучения, а также в классах ранней профилизации. Методический комплекс к учебнику Г.В. Дорофеева позволяет составить стратегическую программу ведения аналогичных занятий факультатива с 5 по 8 классы включительно.
Из двух сторон назначения математического образования: практической, связанной с применением инструментария для продуктивной деятельности, и духовной, связанной с мышлением человека, овладением методами познания и преобразования мира с помощью математики, в данной программе доминирует духовная.
Темы, рассматриваемые на занятиях факультатива, не включены в образовательную программу или им уделяется очень мало внимания. Методический комплекс к учебнику «Алгебра-7» авт. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. и использование дополнительной литературы позволяют расширить знания учащихся по предмету. Интерес к математике развивает исторический материал, решение нестандартных, олимпиадных задач.
Формирование у школьников мыслительных процессов: индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, анализа и синтеза, абстрагирования и аналогии, логических построений приводит к развитию понимания значимости математики для общественного прогресса. Практика показывает, что учащиеся, владеющие приёмами и методами человеческого мышления, успешно справляются с различными задачами школьного курса, олимпиадными заданиями. Для решения задач второй части ОГЭ и ЕГЭ требуется не только отличный уровень математической подготовки учащихся, но и сформированность мыслительных процессов, чему способствуют занятия кружка.
В обучении математике задачи являются и целью и средством обучения и математического развития школьников. Решение задач на занятиях кружка рассматривается как главное средство изучения математики, при этом решение той или иной задачи помогает глубже заглянуть в теоретический материал.
Составление авторской программы обусловлено следующими причинами. Анализ программ работы с семиклассниками показывает, что тема «Числовые выражения: составление выражений, головоломки, ребусы, последняя цифра» не рассматривается, хотя работа с числами может помочь школьнику при решении самых разных задач курса математики, а также естественных наук. А если в некоторых программах и рассматривается, то скорее ради занимательности и это в основном числовые ребусы. Кроме того, эта тема в начале учебного года даёт возможность ребятам увидеть взаимосвязь математики школы первой и второй ступени обучения. Логическим продолжением первой темы является тема «Задачи со спичками», где в первую очередь рассматриваются задачи на составление равенств в арабской и римской нумерациях. Завершением блока работы с числами являются задачи на чётность. Порядок остальных тем, имеющихся как в данной, так и в других программах отличается. Указанную структуру учебно-методического планирования нахожу целесообразной, логически обоснованной.
Цели:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
- формирование и развитие практических умений учащихся решать нестандартные задачи различными приёмами и методами;
- формирование умений самостоятельного приобретения и применения знаний;
- повышение уровня математической культуры школьника.
Задачи:
стимулировать познавательную активность, творческие способности школьников;
привлекать к участию в различных математических соревнованиях и конкурсах, олимпиадах;
формировать навыки исследовательской работы.
Курс проведения занятий факультатива рассчитан на 34 часа. Формы организации занятий – практикумы по решению задач, исследовательские работы, игры.
Содержание
Тема 1. Числовые выражения (3ч.)
- расстановка скобок и знаков (1 час);
- головоломки с повреждёнными записями арифметических действий (1 часа);
- арифметические ребусы (1 час);
Тема 2. Последняя цифра степени (3ч.)
- последняя цифра однозначного числа возведенного в степень (1час);
- последняя цифра двух, трёхзначного числа возведенного в степень в (1час);
- последняя цифра суммы, разности и произведения выражения содержащего степень (1 час);
Тема 3. Задачи на чётность (3ч.)
- четность суммы (1 час);
- четность произведения (1 час);
- элементарные задачи на стратегии (1 час).
Тема 4. Задачи на «сложные пропорции»(4ч.)
- задачи на производительность труда (2 час);
- пропорциональное деление (2час);
Тема 5. Инварианты (4ч.)
- понятие инварианта(1ч.)
- основные виды инвариантов (парность, чётность) (2ч.)
Тема 6. Логические задачи и методы их решения (8ч.)
- шифры и математика (1 час);
- текстовые логические задачи:
а) метод рассуждений (1 час);
б) метод таблиц (2 часа);
в) метод графов (2 часа);
г) комбинированный метод (2 часа).
Тема 7. В худшем случае. Принцип Дирихле (2ч.)
- задачи, в которых требуется рассмотреть самый неудобный, худший случай и доказать, что при этом утверждении верно (1 час);
- знакомство с принципом Дирихле, решение элементарных задач (1час).
Тема 8. Круговые перестановки(4ч.)
- комбинаторные задачи на “перестановки по кругу” (2 часа)
Тема 9. Деление с остатком (3ч.)
- нахождение остатка от деления (1 час);
- делимость суммы, разности и произведения чисел (2 час);
Тема 10. Геометрические задачи (2ч.)
- задачи на доказательство (1 час)
- дополнительные построения при решении задач(1час)
Личная олимпиада (2 ч)
Анализ олимпиадной работы (1 ч)
Планируемые личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента.
Предполагаемые проекты:
Принцип Дирихле
Инварианты
Признаки делимости
Сборник задач на сложные пропорции.
Математическая викторина
Учебно-тематическое планирование
Тема | Количество | часов | Формы организации занятий |
Теория | Практических | Внеаудиторных | |
Тема 1. Числовые выражения: составление выражений, головоломки, ребусы | 1 | 1 | 1 | Вводная беседа, занятие-обсуждение: разбор приемов решения. Практикум, самостоятельная работа |
Тема 2. Последняя цифра степени | 1 | 2 | | Практикум, работа в парах, игры |
Тема 3. Задачи на чётность. | 1 | 2 | | Беседа, работа в группах |
Тема 4. Задачи на «сложные пропорции» | 1 | 2 | 1 | Беседа, практикум, фронтальная работа, индивидуальная работа |
Тема 5. Инварианты | 1 | 2 | 1 | Беседа, практикум, исследовательская работа, работа в группах |
Тема 6. Логические задачи и методы их решения: шифры, рассуждения - исключения, метод графов. | 2 | 2 | 1 | Лекция, практикум, фронтальная работа, работа в парах, практикум решения задач, занятие-обсуждение |
Тема 7. В худшем случае. Принцип Дирихле. | 1 | 2 | | Беседа, фронтальная работа |
Тема 8. Круговые перестановки | 1 | 3 | | Беседа, практикум, работа в парах |
Тема 9. Деление с остатком | 1 | 1 | 1 | Практикум, индивидуальная работа, занятие-обсуждение |
Тема 10. Геометрические задачи | 1 | 1 | | |
Личная олимпиада. | | 2 | | Самостоятельная работа |
Анализ олимпиадной работы | | 1 | | Беседа, практикум |
Методические рекомендации
При изучении теоретических сведений необходимо использовать в основном проблемные методы обучения. Практическая составляющая занятий факультатива является ведущей, что предусматривает широкое применение частично-поисковых и проблемных методов, игры-стратегии. С целью формирования высокого уровня культуры организации результатов исследований необходимо учить ребят оформлять результаты с помощью таблиц и графов, а также умением комбинировать эти примеры.
Задачи, предлагаемые учащимся, представляют определённую сложность, среди которых и олимпиадные, поэтому самостоятельность решения задания учащимися должна поощряться учителем.
Основной формой анализа успешности освоения учащимися указанного программного материала является наблюдение за деятельностью пятиклассников на учебных занятиях, а также результаты личной олимпиады школьников.
Ресурсное обеспечение
При изучении теоретических сведений необходимо использовать в основном проблемные методы обучения. Практическая составляющая занятий является ведущей, что предусматривает широкое применение частично-поисковых и проблемных методов, игры-стратегии. С целью формирования высокого уровня культуры организации результатов исследований необходимо учить ребят оформлять результаты с помощью таблиц и графов, а также умением комбинировать эти примеры.
Задачи, предлагаемые учащимся, представляют определённую сложность, среди которых и олимпиадные, поэтому самостоятельность решения задания учащимися должна поощряться учителем.
Основной формой анализа успешности освоения учащимися указанного программного материала является наблюдение за деятельностью пятиклассников на учебных занятиях, а также результаты личной олимпиады школьников.
Формы занятий:
– традиционные: беседа, викторина, работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и т.д.), устный журнал, блиц-турнир по решению задач, игровой математический практикум;
– нетрадиционные: тематическое занятие, КВН, математическая игра, «турнир смекалистых» и другие.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, практические, наглядные;
по логике передачи и восприятия информации: индуктивные и дедуктивные;
по степени самостоятельности мышления: репродуктивные, проблемно-поисковые;
по степени управления учебной работой: под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, организационно-деятельностные игры;
методы стимулирования ответственности и долга: убеждение в значимости учения, поощрения.
3.Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос;
методы письменного контроля и самоконтроля: тест, кроссворд, письменное решение задач.
4. Дидактический материал:
демонстрационный материал: магнитная доска, таблицы, записи терминов-понятий, схемы: рисунки, чертежи, краткие условия задач; символы, модели;
раздаточный материал: предметные и сюжетные карточки, цифровые и числовые картинки, плоские геометрические предметы.
Материально-техническое обеспечение:
столы, стулья (по числу обучающихся),
доска (1), мелки (5),
мультимедийные образовательные ресурсы,
аудиовизуальная техника (1),
компьютерная техника (1),
ватман (4), клей (1),
ножницы (1),
краски (1);
бумага, карандаши, фломастеры, маркеры, циркуль, линейка, транспортир (на каждого обучающегося).
Литература
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. Учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000
Шейнина О.С., Соловьева Г.М, Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003
Фарков А.В Математические олимпиады: 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен» , 2006
Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике: учеб-метод. Пособие. – М.: Издательство «Экзамен» , 2006
Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000
Каннель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. Под редакцией В.О. Бугаенко. – 2-е изд., переработанное М.: МЦНМО , 2001
Составитель Асанов Л.Н. Лучшие задачи на сообразительность: Книга для детей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999
Ш 61 Логические игры и задачи / Сост. Г.С.Шиманская, В.И. Шиманский. – Д: Сталкер, 1997
Депман И.Я., Виленкин Н.Я За страницами учебника математики: учебное издание. – М.: Просвещение, 1989
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-8 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – 2 изд. – М.: Дрофа, 1999.
Литература для учащихся
Фарков А.В. Математические олимпиады: учебно- методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. – 2-е изд., стереотип. - М.:Издательство «Экзамен» , 2006
Ш 61 Логические игры и задачи / Сост. Г.С.Шиманская, В.И. Шиманский. – Д: Сталкер, 1997
Депман И.Я., Виленкин Н.Я За страницами учебника математики: учебное издание. – М.: Просвещение, 1989
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-8 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – 2 изд. – М.: Дрофа, 1999.