Тема заняия. Простое и сложное предложение.
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
учить выделять в письменной речи "простые и сложные предложения".
развивающие:
учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя.
воспитательные:
расширять коммуникативные способности детей;
закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.
ХОД занятия
1.Оргмомент
2. Разминка. (Повторим правила)
- Что называется предложением?
Группа слов, которая выражает законченную мысль? (Предложение).
- Как называются предложения, которые имеют только главные члены в своём составе (нераспространенные).
-Что составляют подлежащее и сказуемое ? (Основу предложения).
3.Работа по теме занятия.
1) – Задание: Прочитайте предложения.
Прозвенел звонок с урока.
Ребята выбежали на перемену.
Началась весёлая игра.
Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.
Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.
– Какие предложения вы назвали простыми, а какие сложными?
–Назовите основы в каждом предложении.
– Как можно доказать, что предложение простое или сложное?
– Что вы заметили? Не возникло ли затруднения?
2)– Итак, чтобы определить какое предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить НАДО:
1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматические основы.
3. Определить сложное или простое предложение.
4. Если сложное, поставить знаки препинания
Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
-Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы).
3)
-Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая).
Тест.
-Что такое простое предложение?
А - Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две грамматические основы.
- Что нужно сделать, чтобы определить: предложение простое или сложное?
А – Найти главные члены предложения.
Б – Найти второстепенные члены предложения.
- Что такое сложные предложения?
А – Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
- Сколько грамматических основ в сложном предложении? (Две).
Тест.
-Что такое простое предложение?
А - Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две грамматические основы.
- Что нужно сделать, чтобы определить: предложение простое или сложное?
А – Найти главные члены предложения.
Б – Найти второстепенные члены предложения.
- Что такое сложные предложения?
А – Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две или несколько грамматических основ.